Обзавестись мощными САУ было давней мечтой РККА. Но, работы по «малому» триплексу (СУ-5) выявили слабость шасси лёгкого танка Т-26, по тяжёлому «корпусному», они столкнулись сперва с отказом от производства танка Т-24 (на его шасси предполагалось строить «корпусной триплекс»), а потом с дефицитом шасси среднего танка Т-28. А по САУ для ТАОН в сложности с доводкой специального (с использованием элементов как оригинальных, так и заимствованных от Т-28 и Т-35А), тяжёлого шасси (СУ-14).
(Первый экземпляр вооружённой 203 мм гаубицей СУ-14 был изготовлен в мае 1934 года, и на ходовых испытаниях показал серьёзную недоработку конструкции специального шасси)
Зато в том же 1934 году – т. е. практически одновременно с запуском в серию, был признан устаревшим и не отвечающим ТТТ тяжёлый танк Т-35А.
Вот и возникла мысль, не «убивать» столь трудно давшееся шасси (проблема нового тяжёлого танка будет решаться по другому), а строить вместо уже не подходящего танка, тяжёлую САУ. Причём чтоб не пересекаться и не конкурировать с ТАОНовской СУ-14, совершенно другого назначения.
Какого? Чем мы её вооружать будем? Исходя из 1934 года на дворе, логичнее всего на такое большое и дорогое шасси водрузить нечто могучее и сокрушительное – например, 152 мм пушку обр.10/30 г.
Бесспорно, очень хороший вариант, но, во-первых, слишком банальный (это опять-таки орудие ТАОН (АРГК), а нам конкурент СУ-14 не нужен), а во вторых, ИМХО – для того времени так же и довольно бессмысленный. При огромной дальнобойности этого орудия (более 13 км), и его, соответственно статусу собственности АРГК со штатной «рабочей» дислокацией не так уж близко к линии фронта, нет никакого смысла ставить такую пушку на столь дорогое и по тому времени довольно мощно бронированное шасси. Тут полезнее иметь просто нормальный арттягач, который никуда не торопясь доставит орудия на позицию. В крайнем случае, достаточно и не бронированного либо частично бронированного (как СУ-14) шасси – если конечно нам вообще нужны столь тяжёлые артсистемы в самоходном варианте. Та же СУ-14, имела сугубо противоосколочную бронезащиту ходовой части в 20 мм и вообще никак не защищённую артиллерийскую часть.
Но ведь и бронезащита у Т-35А к 1934-му году уже достаточно слабая и штурмовая САУ, тут вряд ли получится (танк прорыва, а значит и штурмовая САУ должны были нести уже 40-60 мм броню). А при дальнобойности 152 мм пушки обр.10/30 г., ей ничто не мешает расстреливать цели, вообще не входя в зону ответного огня полковой и даже дивизионной артиллерии противника. Т. е. опять-таки, дорогущее и крайне малосерийное танковое бронированное шасси совершенно необязательно. Притом что 152 мм пушка – артсистема очень тяжёлая с огромной отдачей. Т. е. при использовании базы Т-35А, если не ввести в конструкцию прочные, разгружающие подвеску домкраты или мощный поддон, могут возникнуть проблемы с шасси. А при стрельбе прямой наводкой, вероятно, окажется желательно возить ещё и какойнить сошник (на СУ-14 стояло аж два!), иначе подвеска опять-таки рано или поздно посыплется. Не зря ведь уже во время ВОВ, тяжёлые СУ-152 и ИСУ-152, сделанные на значительно более прочных шасси новых тяжёлых танков с их торсионными подвесками, несли те мощнейшие 152 мм орудия (в варианте модификации МЛ-20С) обязательно дооснащённые весьма эффективными дульными тормозами.
В середине 30-х, ГАУ об использовании дульников на бронетехнике и слышать не хотело. Однако, в АИ-то оно канешно, всё возможно…
Но, даже если по полной использовать все те средства против отдачи столь мощных и тяжёлых орудий на шасси Т-35А, мы и надёжность всё равно не гарантируем (пример СУ-14 уже перед глазами) и величина возимого БК уже будет не шибко велика.
Ещё одна проблема. Заряжается 152 мм пушка довольно долго – даже в комфортных полевых условиях, скорострельность не превышает 2-4-х выстрелов в минуту (в зависимости от положения ствола). Соответственно в стеснённых условиях самоходки, скорострельность будет не более 1 выстрела в минуту. Те же уже довольно совершенные СУ-152 и ИСУ-152 скорострельность имели 1-2 выстрела в минуту. А СУ-14 вообще могла сделать один выстрел из своей 203 мм гаубицы за 6 минут. Но, куда ей спешить?
Нам же, надо использовать по полной те преимущества, которые даёт именно полностью забронированное танковое шасси. Т. е. САУ должны оперативно выдвинуться почти к самой линии фронта (но при этом желательно на закрытые позиции – вне поля зрения противника), очень быстро обрушить на заранее определённую цель всю свою огневую мощь и так же быстро ретироваться до того, как вражина определит местоположение и накроет ответным огнём.
А ещё, Т-35А машина изначально перегруженная, и чрезмерно тяжёлая артсистема (каковыми безусловно является 152 мм пушка) ей в принципе противопоказана. Ведь артчасть, которая будет работать буквально с линии фронта, тоже пренепременно должна быть защищена хотя бы от осколков и пуль. Опять же, и орудие должно быть достаточно скорострельным.
В общем, ответственные товарищи думали-думали и придумали…
С корпуса Т-35А снимаются все башни и монтируется большая бронерубка (защита сугубо противоосколочная всего 15 мм) в которой компонуется довольно хитрая для того времени установка в виде СПАРКИ стволов 152 мм мортиры «НМ» обр. 31 г.
(152 мм мортира «НМ» обр. 1931 г. Выпускалась серийно на МЗМ с 1932 по 1935 г.г. всего было выпущено 129 орудий)
В чём фишка? Во-первых, эти стволы, длиной всего 9,3 калибра, очень лёгкие – всего по 425 кг с затворами (вес одного ствола с затвором 152 мм пушки 2630 кг). Во-вторых, эти затворы клиновые, что позволяет механизировать процесс их открывания и извлечения гильз зарядов.
Это вообще ЕДИНСТВЕННАЯ в СССР того времени, серийно выпускаемая полевая артсистема шестидюймового калибра с клиновым замком (попытка запустить в серию так же оснащённые клиновыми затворами 122 мм гаубицу «Лубок» и 152 мм гаубицу «НГ» обр. 31 г. не удалась). Именно поэтому я вообще не рассматриваю ни «НГ», ни обычные 6-дюймовые гаубицы. А орудия меньшего калибра, считаю просто недостойными такого шикарного и можно сказать уникального «носителя» как шасси Т-35А. Если уж в РИ даже на шасси Т-26 пытались поставить «шесть дюймов» в виде как раз той самой мортиры, то что уж говорить о Т-35А!
(САУ СУ-5-3, вооружённая той самой 152 мм мортирой «НМ» обр. 31 г. Машина прошла испытания, но на вооружение принята не была – и шасси предельно перегружено и для БК места не оказалось)
А чтоб это дело было вполне нам по силам в те времена, всё упрощается до невероятности. Мортиры заряжаются только после их приведения на определённый, фиксированный угол заряжания. Т. е. вся механика заряжания неподвижно закреплена в рубке. Система быстрого приведения стволов на угол заряжания легко копируется с английской 114 мм гаубицы, которые всё ещё являются наиболее мощным вооружением нашей кавалерии. Там нет ничего сложного, ведь те гаубицы были разработаны ещё во время ПМВ.
После выстрела, за счёт использования энергии отдачи, клиновые затворы стволов автоматически открываются, выбрасывая гильзы зарядов, которые удаляются расчётом, а стволы быстро опускаются на угол заряжания. К тому времени, на лотках подачи уже готовы новые снаряды и заряды. Досылатель пневматический. Затворы закрываются либо так же автоматически, либо вручную, одним движением специального рычага.
Всей этой механикой управляют два номера расчёта – удаляют стреляные гильзы, контролируют заряжание и производят собственно выстрел.
После заряжания, наводчик вновь наводит артсистему на цель и командир отдаёт команду на выстрел либо дуплетом из обоих стволов, либо из любого из стволов по своему усмотрению. Хотя стволы имеют каждый свои противооткатные и спусковые устройства, механизм наведения у них общий.
Для снижения отдачи, стволы либо дооснащены дульными тормозами (благо это не штурмовое орудие, а именно самоходная артустановка и проблема демаскирующего эффекта «выхлопа» дульника не актуальна), либо устройством отключения подвески – как на первых образцах СУ-14.
Даже у дуплета мортир, импульс отдачи будет значительно меньше, чем у 152 мм пушки (простое сравнение – полный заряд 152 мм пушки – 7,5 кг. А полный заряд одной 152 мм мортиры – 925 г. Двух, соответственно, всего 1,85 кг. Плюс разница в длине стволов).
Вертикальное наведение осуществляется классическим способом, а его угол полностью соответствует УВН исходной мортиры от -2 до +72 гр. что обеспечивает поражение целей навесным огнём на дистанциях от 2 до 6 км. при использовании четырёх-пяти переменных зарядов (полный по сравнению со штатным, чутка усилен – что тоже возможно при наличии дульного тормоза). С обычным полным зарядом, максимальная дальнобойность 5285 м. что, разумеется, не много, но для подавления полевых укреплений на переднем краю обороны противника – вполне достаточно – наши тяжёлые 160 мм миномёты обр. 43 г. имели примерно такую же дальнобойность и, кстати, тоже заряжались при опущенном в горизонтальное положение для зарядки стволе.
Горизонтальное наведение так же, соответствует сектору обстрела у исходной мортиры – всего 12 гр. (по 6 на борт) но больше, из неподвижной рубки и не сделать, поскольку это сразу создаст проблемы не только с собственно наведением спарок орудий, но и с их сопряжением с механизмами заряжания. Т. е. по сути, грубая наводка осуществляется поворотом корпуса машины, и только точная наводка с помощью механизма наведения собственно артсистемы.
Ещё о заряжании. БК САУ формируется заранее – в специальные магазины, расположенные по бокам от лотков подачи, сразу же загружаются снаряды определённого типа (выбор невелик — фугас или ОФС) и заряды определённой мощности (дальность до цели тоже определяется заранее) и на лотки подаются из тех магазинов (на каждый ствол свой) сразу же комплектом и снаряд и заряд. Как подаются – не суть важно – хоть под собственным весом, хоть механически, хоть той же пневматикой, на которой работают досылатели. Объём магазинов вряд ли позволит разместить больше 10 шестидюймовых выстрелов на ствол (при этом, полный возимый БК может быть и гораздо больше).
(САУ СУ-35А обр. 1935 г. в двухцветном летнем камуфляже. Шасси и все ходовые ТТХ как у Т-35А. Вооружение – спарка 152 мм мортир обр. 31 г. (пока без дульников) один оборонительный пулемёт и пистолет-пулемёт Дегтярёва ППД-34. Большие люки со смотровой щелью в бортах рубки служат и для наблюдения, и для выбрасывания гильз зарядов, и для стрельбы из личного оружия, и для дополнительной вентиляции)
Учитывая, что процесс заряжания механизирован, скорострельность в основном определяется оперативностью наводчика. Но в любом случае, даже с поправкой прицела, скорострельность вряд ли будет меньше 3-4 выстр/мин. Т. е. весь свой БК первой очереди в 10 выстрелов на ствол, САУ вывалит на голову противника менее чем за три с половиной минуты (если конечно привязка к местности и оборудование позиции были сделаны заранее). Почти никаких шансов накрыть САУ ответным огнём у противника не будет. Он просто не успеет. И если дивизион из 6 таких машин внезапно подкатит с какомунить достаточно компактному узлу обороны и обрушит на него за несколько минут 120 шестидюймовых фугасов или ОФС-ов – мало точно не покажется. Эффект будет вполне сопоставимый с дивизионом «Катюш». У САУ с мортирами даже есть небольшое преимущество – помимо того что фугасы имеют пробиваемость больше, самоходки могут позволить себе такую роскошь, как потратить некоторую часть возимого БК (а он теми 10-ю выстрелами на ствол не ограничивается), на пристрелку (т. е. стрелять и с похода, без привязки, корректируя огонь уже «по ходу пьесы»). Залп же «Катюши», либо накрывает цель, либо… нет, а потому, САУ может «работать» и по точечным целям, а не только по площадям.
Производство 152 мм мортир обр. 31 г. СССР свернули в 1935 году – посчитали, что для полковой артиллерии она тяжела, а дивизиям уже «сватали» в дополнение к 122 мм ещё и 152 мм гаубицы. Кроме того, мортиры первых лет выпуска собирались с индивидуальной подгонкой деталей, что не есть гут, а сами орудия слишком долго совершенствовали, устраняя всевозможные косяки. Тем не менее, официально с вооружения они были сняты только в 1943 году. Немцы же, аналогичные мортиры (но с длиной ствола 11 клб.) активно выпускали (всего с 34 по 45 г.г. было выпущено 4505 мортир только в полевом исполнении) и использовали всю ВМВ в качестве «тяжёлых пехотных орудий» полковой артиллерии.
И даже мастачили с ними САУ, как артподдержки,
так и штурмовые…
Производство и структура.
Выпуск САУ (СУ-35А) развёрнут на ХПЗ вместо неудачного Т-35А. Темп выпуска – 6 САУ и 2 не вооружённые машины в качестве подвозчика боеприпасов и эвакуатора (т. е. всего 8 машин) в год. Да, не много, но тут нужно учитывать и объёмы выпуска РИ Т-35А и 152 мм мортир обр. 31 г.
В 1937 году САУ модернизировали. Были увеличены надёжность шасси и механизмов заряжания. За счёт введения более мощного полного заряда, удлинения стволов до 11 клб. и дооснащения их дульными тормозами, увеличена дальнобойность. Огромное внимание было удилено качественной вентиляции. Поскольку даже заранее предусмотренная мощная система вытяжки с беглым огнём дуплетом не справлялось (благо весь свой БК САУ выстреливала менее чем за 5 минут и серьёзных отравлений расчёты получить просто не успевали, хотя дискомфорт заствлял расчёт пользоваться респираторами до проветривания рубки), её пришлось удвоить. И тут один "дуплекс" поятнул за собой другой — вентиляционный. Но даже после этого, высадить весь БК и при этом не сильно "угореть" от пороховых газов, у расчётов получалось только стреляя с настеж открытыми бортовыми люками.
Структурно, были сформированы отдельные дивизионы АРГК. Каждый дивизион состоял из двух тяжёлых артбатарей по 3 САУ + 1 эвакуатор/транспортёр боеприпасов, одной зенитной моторизованной роты, роты инженерного обеспечения (ремонтный взвод, два инженерно-сапёрных взвода), автотранспортной роты, стрелково-пулемётной роты боевого охранения и штабной роты из взводов управления, связи, топографии и корректировки).
Таким образом, каждый год, до прекращения выпуска СУ-35А в конце 1938 года, РККА получала по одному дивизиону. Всего было сформировано 4 дивизиона, на вооружение которых, поступило 24 САУ. Все 4 дивизиона были сведены в отдельный тяжёлый самоходно-артиллерийский полк особого назначения АРГК.