Ранее я уже копипастил обзор второго сезона Сериал «For All Mankind», сезон 2: на пике холодной войны Филиппа Терехова он же lozga с небольшими моими дополнениями. Но в двух сезонах сериала информации о нашей космической программе практически нет. Постараюсь представить, как бы она выглядела во вселенной сериала. Пришлось пересмотреть несколько раз часть серий.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НЕЙ НА 1983 ИЗ СЕРИАЛА
На самом деле не много, можно просто перечислить:
- мы все еще летаем на Луну на «Союзах», то есть на Союз 7К-ЛОК;
- у нас есть лунная база «Звезда»;
- космонавты одеты не в «Кречеты», как в первом сезоне, а в более компактные скафандры «Орел» — они создавались как альтернатива полужестким, но это имеет смысл, что и рассмотрим позднее;
- на базе «Звезда» минимум 7 советских космонавтов, два подверглись обстрелу в 8 серии (один погиб), еще пять захватили «Джеймсстаун»;
- какого то хрена развивается программа «Буран» для полетов на Луну с дозаправкой на орбите и при том без программы Р-Н «Энергия», «Буран» взлетает с 4 твердотопливными ускорителями на подобии американских (в сериале говориться, что они сп…ны разведкой) и ракетной второй ступенью.
Кадр из сериала с чертежами «Бурана»
Конечно, этого мало, но достаточно что бы составить общее представление. Поэтому к 1983 году она может быть из 4 компонентов:
- средства доставки на лунную орбиту;
- средства посадки на Луну и соответственно взлета;
- лунной орбитальной станции (хотя о ней в сериале не слова она планировалась и нужна);
- лунной долговременной станции.
Теперь разберем каждый из компонентов.
ЛУННЫЕ ОРБИТАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ «СОЮЗ»-ЛОКТ И «СОЮЗ»-ЛОКТМ
Поскольку в первом сезоне говорилось, что мы достигли Луны первыми, это может быть связано с успешной доводкой ракеты носителя Н-1. Это возможно если бы Сергей Павлович Королев хорошо перенес операцию и в итоге выжил, значит вся программа осталась бы жизнеспособной. Корабль «Союз» 7К-ЛОК и лунный посадочный модуль ЛК, в принципе в сериале их и показали, один космонавт на орбите, один на Луне.
Сравнение «Союз» 7К-ЛОК и «Союз» — ТМА
Конечно корабли бы модифицировались, для начала отказались бы от перехода в ЛК через открытый космос в пользу системы стыковки и внутреннего перехода (сокр. ССВП), он же «Штык» — «Конус», потому что в случае увеличения экипажа на базе «Звезда» хотя бы до 2 космонавтов, кораблям на окололунной орбите будет выгодней стыковаться на орбите. Но возникает вопрос энергии, поэтому нужно добавить солнечные батареи. Но тут проблема, поставить его как на «Союзах» ТМ нельзя, поскольку на приборном отсеке стоит теплообменный экран, поэтому что бы поставить надо убрать пару створок, думаю оставшихся вполне хватит для терморегуляции. Корабль будет называться «СОЮЗ» — ЛОКТ, полеты 1973-1975.
Следующая модификация будет называться «Союз» ЛОКТМ, это будет связано с увеличением числа космонавтов на базе «Звезда» поэтому будет логично, если к Луне будут стартовать сразу 3 космонавта. В принципе этот принцип был реализован на «Союз-Т», когда все космонавты при старте, стыковочных операциях и посадке находились в скафандрах. В принципе СА не сильно будет отличаться от ЛОК И ЛОКТ, выштамповки и увеличение системы жизнеобеспечения, а вот тут появляется логика в замене скафандров на «Орел» с ранцем. Полеты 1975-1984.
«Союз» ЛОКТМ
Конечно они могут быть менее надежны, но в них можно использовать как при взлетах и посадках (кстати многие идеи с него потом использовались в скафандре «Сокол») и при использовании на Луне. Хотя его было сложней одевать, герметизировать и регулировать под рост человека. Не знаю так ли сильно заморачивались создатели сериала, но идея правильная.
Скафандр «Орел» с ранцем «Байкал» и скафандр советских космонавтом в сериале.
Вернемся к кораблю, сам он будет массой больше на 400 кг, далее начиная с серии «Союз ЛОКТМ» он кроме 3 космонавтов еще и не нес лунный корабль, а мог тащить транспортный контейнер, о нем позднее.
ЛУННЫЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (ЛВПК «РАССВЕТ»)
Долгое время пока проводились одиночные миссии остался бы обычный ЛК, но в связи с расширением американского присутствия, все таки перешли бы к более крупным кораблям, в частности двухместным модификациям построенным на той же базе для того что бы доставить грузы, а в случае аварии одного доставить космонавтов на окололунную орбиту. Правда это происходило бы не сразу до того как будет построен трехместный «Союз» ЛОКТМ использовали бы простые одноместные ЛК.
Лунный корабль (ЛК) (1969-1974) и двухместная модификация ЛКМ (1974-1978)
Но американцы создали по сериалу многоразовые LSAM (Lunar Surface Access Module). Он способен длительное время находиться на поверхности Луны, обеспечивая постоянное присутствие в Джеймстауне , и может доставить на поверхность до 24 000 фунтов груза (провизия и топливо), а это 10886,208 кг. Он способен совершать многократные полеты с орбиты на поверхность и обратно. Он также используется для суборбитальных прыжков на различные наземные объекты, часто для подъема грузов и перевозки экипажа.
LSAM питаются жидким водородом и кислородом из водяного льда, добываемого в затененных областях кратера Шеклтона. У них есть четыре основных двигателя, которые позволяют выходить на орбиту и приземляться с потерей одного двигателя. Также есть небольшой запас гиперголического топлива (такой же, как на Apollo LM).
Конечно такие нагрузки запредельные, да и о том, как будут добывать топливо, хранить и прочее, но об этом позднее. Мы подойдем все таки с реальных позиций.
Подобный аппарат нужен и мы отталкиваемся из таких характеристик по загрузке — максимальная при взлете с Луны – 7 космонавтов при эвакуации с ДЛБ (всего 1260 кг.), при замене экипажа — 3 космонавта и 700 кг. груза (вода для ЛОС и образцы – об этом позднее) и 3 космонавта и 1900 кг. при спуске, При транспортных операциях – 1 космонавт и до 3 т. груза при спуске с орбиты Луны (масса вся указана для Земли, для Луны делим на 6 соответственно).
Предположил, что в нем будет два поста управления, стыковочный узел активный поскольку стыковаться будет с лунной орбитальной станцией, с кораблями стыковать не планируется. В случае авариной ситуации придаться переходить космонавтам из корабля через космос. Двигательная установка: основной двигатель и 4 вспомогательных, что бы обеспечить возможность садиться при отказе любого из них.
Во всех случаях масса топлива не учитывается, поскольку оно перегружается в баки ЛВПК и соответственно используется только им. Топливо состоит из окислителя (азотный тетраксид) и с горючего (несимметричный диметилгидразин) почему вариант кислород/водород не подходит, либо не очень возможен, почему объясню позднее. Следует заметить, что даже для первого ЛК для взлета и посадки с одним космонавтом требовалось 2032 кг топлива, у нас рассчитываем с надеждой на улучшение эффективности двигателей, масса «Рассвета» при старте с Луны составит 9000 кг при 2500 кг. топлива и 13000 при 7000 кг топлива после заправки на ЛО. У Аполлона – 11 масса перед спуском была 15004 кг. из них 10,5 т. было топливо, из которых 8165 кг. использовалось при спуске, но надо учитывать что нам не нужно маневрировать, а есть уже конкретная площадка с приводными маяками, это приведет к более рациональному расходу топлива.
ЛВПК «Рассвет»
Вообще именно ЛВПК является самым слабым местом в программе. Его постройка и испытание будет сложной задачей и не думаю что раньше 1978 добьются результатов. К тому же таскать к Луне с Земли при 4 циклах в год 28 тонн топлива проблематично. Но о снабжении, как и о лунной орбитальной станции, лунной базе «Звезда» и как это вообще может выглядеть позднее.