Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

17

Данные крейсер не является самым знаменитым французским кораблём Второй Мировой Войны. Однако, в отличии от более известных собратьев, этот корабль воевал всю войну.

Представляю вашему вниманию, пожалуй самую подробную статью посвящённую этому боевому кораблю, написанному одним из самых компетентных историков флота Патяниным.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Содержание:

Проектирование

В середине 1920-х годов основным потенциальным противником французского флота считался германский, численность которого была сильно ограничена условиями Версальского договора. Прилагаемые Францией в течение десятилетия после окончания Первой мировой войны планомерные усилия по созданию сбалансированных военно-морских сил принесли определенный успех, что позволило ее Морскому генеральному штабу (Etat-major general de la Marine) принять стратегию, в основе которой лежала идея блокады германских баз и портов Северного моря. Важная роль в ней отводилась минному оружию. Рассматривались две основных концепции его применения. Первая предусматривала спорадические скрытные постановки мин подводными лодками в устьях судоходных рек и перед важнейшими портами. Вторая строилась на постановке протяженных минных заграждений, способных перегораживать пути развертывания германских военно-морских сил или объявлять закрытыми для плавания значительные районы Северного моря. Их должны были ставить специализированные надводные корабли. Исходя из минимальной протяженности одного заграждения в 7,5 миль при максимальном минном интервале 40 м, такой корабль должен был принимать не менее 350 мин.

На своем заседании 10 марта 1925 г. Высший совет флота (Conseil Superieur de la Marine) рассмотрел оценку Технического отдела, полученную экстраполяцией проекта «Плутона» (5300 т, 250 мин), согласно которой получалось, что для приема 350 мин корабль должен иметь водоизмещение 7500 т. Столь внушительные размеры стали причиной дискуссии относительно практической ценности такого корабля, и в конечном итоге в 1928 г. было принято решение отказаться от его постройки. Вместо этого все будущие крейсера, эскадренные миноносцы и колониальные авизо должны были в обязательном порядке оборудоваться минными рельсами.

В том же 1928 году Морской генеральный штаб приступил к выработке требований ко второму поколению крейсеров. Поскольку Франция оставалась колониальной державой, то, как и Великобритания, нуждалась в значительном количестве кораблей этого класса ля защиты торговых путей. Однако их суммарный тоннаж находился под жестким диктатом Вашингтонского договора 1922 г. В итоге были приняты три основополагающих требования:

—           практически полное отсутствие защиты, чтобы уложиться в стандартное водоизмещение 6000 т;

—           применение новых турбин с перегревом пара для получения максимальной мощности;

—           152-мм орудия главного калибра, чтобы соблюсти требования будущих международных соглашений.

Несмотря на формальный отказ от строительства специализированных минзагов, начиная с 1929 года будущий корабль, проектирующийся в качестве прототипа большой серии, подобно «Плутону», именовался в документах «крейсером — минным заградителем водоизмещением 6000 т» (croiseur de 6000 tonnes той ilie иг de mines).

Проект разрабатывался Техническим отделом согласно заданию Морского министерства №1254 от 18 декабря 1928 г. Эскизный проект 1929 г. имел следующие характеристики:

• стандартное водоизмещение — 5980 «длинных» тонн;

•нормальное водоизмещение — 6530 метрических тонн;

•длина — 177 м;

•мощность — 102 000 л.с. (4 вала);

•скорость при нормальном водоизмещении — 34 уз;

•дальность плавания — 3000 миль 18-узловым ходом.

Под номером CL-1 крейсер был включен в кораблестроительную программу 1930 года, утвержденную Парламентом 12 января 1930 г. Согласно условиям Лондонского договора от 22 апреля 1930 г., CL-1 был отнесен к подклассу «Ь» и с этого времени обозначался в документах как «крейсер 2-го класса» (croiseur de 2ёте classe). 3 декабря решением морского министра Жака-Луи Дюмениля ему было присвоено наименование «Эмиль Бертэн» в честь выдающегося французского кораблестроителя конца XIX века.

Контракт на постройку крейсера был подписан 26 августа 1931 г. с обществом «Ателье э Шантье де Сен-Назер». Общая стоимость составила 169,5 млн. франков. Строитель обязался предоставить корабль в Брест для установки вооружения к 30 июня 1934 г.

Легкий крейсер «Эмиль Бертэн» вскоре после вступления в строй, 1935 г.

Легкий крейсер «Эмиль Бертэн» вскоре после вступления в строй, 1935 г.

Постройка и испытания

Закладка крейсера состоялась еще до заключения контракта — 18 августа

1931    г. Стапельные работы велись в соответствии с графиком: на 1 января 1932 г. готовности составляла 8%, годом позже — 37%. Корабль был спущен на воду 9 мая 1933 г. в присутствии морского министра Жоржа Лейга, который произнес торжественную речь в честь Э. Бертэна. 15 ноября в командование крейсером вступил капитан 1 ранга Тавера, назначенный следить за достроечными работами. На 1 января 1934    г. «Эмиль Бертэн» находился уже в 70% готовности, а 15 мая был предъявлен для испытаний. На первом пробном пробеге 28 июня крейсер развил 34,8 уз, что существенно превышало контрактные 32 уз.

10 июля «Эмиль Бертэн» перешел в Брест, и с 17 июля по 14 августа без каких-либо инцидентов прошел программу официальных приемных испытаний. Во время пробега 4 августа была зафиксирована поразительная скорость 40,2 уз. 15 августа корабль прибыл в арсенал Бреста для установки артиллерии, катапульты и прочего оборудования. При постановке в док обнаружилась существенная кавитационная коррозия гребных винтов, требующая их замены. 15 октября 1934 г. крейсер был принят флотом и по окончанию установки вооружения, 3 января 1935 г., вошел в строй.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

«Эмиль Бертэн» на стапеле в Сен-Назере. Вверху - 1 мая 1932 г.;  за день до спуска на воду, 8 мая 1933 г.

«Эмиль Бертэн» на стапеле в Сен-Назере. Вверху — 1 мая 1932 г.;  за день до спуска на воду, 8 мая 1933 г.

Приказом МГШ №81 от 6 февраля 1935   г. на кампанию 1935/36 гг. «Эмиль Бертэн» приписывался ко 2-й эскадре в Бресте, а в дальнейшем должен был войти в состав 1-й эскадры Средиземноморского флота в качестве флагманского корабля дивизии новой крейсеров, в которую также вошли бы «Ля Галиссоньер» и «Жан де Вьен» программы 1931 г.

После трех пробных выходов в море в январе было установлено, что винты вновь подверглись коррозии, как и в августе прошлого года. Крейсер вновь был поставлен в док, после чего 8 февраля вышел в традиционный испытательный поход. Маршрут пролегал через Мадейру, Порт-Этьен, Дакар, затем «Эмиль Бертэн» пересек Атлантику, посетил французские порты на Антильских островах и 1 апреля вернулся в Брест. За время похода было пройдено 9700 миль, все механизмы работали нормально.

«Эмиль Бертэн» на стапеле в Сен-Назере. Вверху - 1 мая 1932 г..

«Эмиль Бертэн» на стапеле в Сен-Назере. Вверху — 1 мая 1932 г..

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

 

Корпус и защита

Конструкция корпуса «Эмиля Бертэна» была характерной для французских быстроходных кораблей межвоенного периода — с полубаком, изогнутым форштевнем без бульба и кормовой оконечностью типа «утиный хвост» (cul-de-poule), конструктивно очень похожей на корму контрминоносцев типа «Вокелен». Такая форма позволяла уменьшить проседание кормы на полном ходу и ее заливаемость. Для обеспечения высокой скорости хода корпус был сильно заужен — отношение длины к ширине превышало 10,5:1.

Корпус набирался по продольной системе (десять главных стрингеров, из которых четыре — непрерывные) из высокопрочной кораблестроительной стали с пределом прочности 50 кг/мм2. Между носовым и кормовым перпендикулярами насчитывалось 166 шпангоутов (шпация 1 м); нумерация велась с кормы в нос. По всей длине корпуса имелось второе дно. Корабль имел две непрерывные палубы — первую и главную — и одну платформу. Полубак начинался от 104-го шп.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Высота борта от киля до форштевня составляла 13,46 м, до ахтерштевня -10,45 м; при стандартном водоизмещении форштевень возвышался над водой на 8,44 м, топ фок-мачты находился в 32,5 м над уровнем ватерлинии. Стандартное водоизмещение корабля — 5886 «длинных» тонн. Коэффициент общей полноты корпуса — 0,479, коэффициент полноты мидель-шпангоута — 0,7815.

Крейсер оснащался одним полуба-лансирным рулем площадью 24,5 м2. Максимальный угол отклонения — 32°.

Значительные усилия прикладывались для уменьшения веса корпуса и надстроек. Впервые во французской практике широко применялась электросварка, клепанными изготавливались только элементы силового набора. Для внутренних конструкций корпуса и надстроек использовался дюралюминий. Благодаря этому вес корпуса с защитой составлял всего 46,3% от стандартного водоизмещения.

Носовые 152 мм башни "Эмиля Бертена"

Носовые 152 мм башни «Эмиля Бертена»

Защита крейсера ограничивалась 20-мм броней боевой рубки и коробчатым бронированием погребов, состоявшим из двух слоев 15-мм стали повышенного сопротивления (60 кг/мм2). Общий вес брони составлял 123,8 т или 4,5% стандартного водоизмещения. Ради снижения веса конструкторы пошли даже на такую крайность, как отказ от бронирования башен главного калибра и их податочных устройств. Благодаря этому вес трехорудийной башни составлял 112 т — более чем в полтора раза меньше по сравнению с аналогичными башнями крейсеров типа «Ля Галиссоньер», весившими 172 т.

Слабость защиты отчасти компенсировалась развитым делением на отсеки. Тринадцать водонепроницаемых переборок, простиравшихся от киля до верхней палубы и не имевшие никаких вырезов, образовывали 14 отсеков, обозначавшихся буквами латинского алфавита от А до N, начиная с носа. Водоотливные средства были представлены девятью 30-тонными насосами, пять из которых размещались в каждом из отсеков силовой установки (отсеки G-K). На протяжении тех же отсеков вдоль бортов проходили продольные переборки, поднимавшиеся до нижней палубы.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Переоблегченная конструкция корпуса стала серьезным недостатком проекта. В частности, перегруженные оконечности не позволяли стрелять полными залпами — для устранения этой проблемы после испытательного похода 1935 г. пришлось устанавливать дополнительные подкрепления подбашенных конструкций. Тем не менее, «Эмиль Бертэн» отличался в целом весьма неплохой мореходностью. На скорости до 15 узлов крейсер имел умеренную и плавную качку с периодом 12 с являвшуюся комфортной для экипажа и делавшую его удобной артиллерийской платформой. С другой стороны, корабль имел тенденцию крениться под воздействием ветра или при резкой перекладке штурвала. Неважной оказалась и маневренность — диаметр циркуляции на полном ходу достигал 800 м.

 

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Артиллерия

Главная артиллерия «Эмиля Бертэна» знаменовала собой переход от 155-мм орудий, использовавшихся на предыдущих французских легких крейсерах к общепринятому калибру 152 мм.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

152-мм орудие образца 1930 г. разрабатывалось специально для крейсеров второго поколения на основе 138,6-мм орудия образца 1929 г., применявшегося на контрминоносцах. Оно снабжалось полуавтоматическим вертикальноклиновым затвором, поворотным механизмом заряжания, пружинным досы-лателем и электромагнитным спусковым механизмом, благодаря чему цикл стрельбы удалось довести до 10-12 секунд, что прекрасно согласовалось с периодом качки, позволяя иметь практическую скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Для 152-мм орудий имелось два стандартных типа боеприпасов (оба -образца 1930 г.): бронебойный OPF и фугасный ОБА, снабжавшийся дистанционным взрывателем Шнайдера. Оба весили 54 кг. Дальность стрельбы снарядом OPF с полным боевым зарядом С1 достигала 21 500 м.

На «Эмиле Бертэне» орудия главного калибра — впервые в истории французского флота — размещались в трех-орудийных башенных установках типа «Марин-Омкур», две из которых располагались в носу с возвышением одна над другой, третья — в корме. Высота осей цапф над ватерлинией для башен I-III составляла соответственно 9,6, 12,6 и 7,13 м. Орудия в башне размещались в индивидуальных люльках и могли наводиться по вертикали в пределах от -5 до +45°, однако заряжание было возможным только в диапазоне от -5 до +15°. По горизонту каждая башня могла поворачиваться на 135° от диаметральной плоскости на каждый борт. Вертикальное и горизонтальное наведение обеспечивалось электрическими приводами системы Дженни.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Впоследствии башенные установки данного типа применялись на крейсерах типа «Ля Галиссоньер» и в целом характеризовались как чрезвычайно удачные, в отличие от разрабатывавшихся для линейных кораблей типа «Ришелье» установок с углом возвышения 90°.

Боезапас размещался в трех снарядных и трех зарядных погребах. Их общая вместимость составляла 1315 выстрелов, кроме того, в каждой башне находилось по 7 снаряженных выстрелов. Для подъема боеприпасов из погребов каждая башня оборудовалась тремя снарядными и двумя двойными зарядными элеваторами.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Проектом предусматривалась дистанционная система управления огнем, однако в полном объеме она была смонтирована только в 1938 году. Главный командно-дальномерный пост располагался наверху треногой фок-мачты. В нем размещались:

• пост артиллерийского офицера с перископическим визиром центральной наводки;

• посты горизонтального и вертикального наводчиков с бинокулярными прицелами;

• дальномер совмещения SOM-50 образца 1926 г. с базой 5 м (впоследствии заменен 8-метровым стереоскопическим дальномером OPL образца 1937 г.);

• инклинометр с прибором коррекции угла горизонтальной наводки башен;

• автомат стрельбы с гироскопической стабилизацией.

КДП соединялся с центральным артиллерийским постом, аналогичным устанавливавшимся на крейсерах 10000-тонного типа и включавшим планшет для автоматического расчета поправок. Значения углов горизонтальной и вертикальной наводки передавались в башни системой «Гранат». На случай выхода из строя главного командно-дальномерного поста башни II и III оборудовались 8-метровыми стереодальномерами OPL образца 1932 г., считавшимися очень удачными по конструкции.

Французские специалисты отмечали два принципиальных недостатка системы управления огнем «Эмиля Бертэна». Во-первых, единственный КДП не позволял осуществлять стрельбу по двум целям; во-вторых, время полного оборота КДП составляло 70 секунд — лишь немногим быстрее времени поворота башен, поэтому при резких маневрах корабля происходило временное рассогласование центральной наводки, и башням приходилось переходить на самостоятельное управление огнем.

Средняя артиллерия крейсера служила как для отражения атак миноносцев, так и в качестве зенитной батареи дальнего боя. Благодаря полуавтоматическому затвору и унитарному заряжанию, 90-ММ/50 орудие образца 1926 г. отличалось высокой скорострельностью (теоретическая — до 15 выстр/мин, однако при углах возвышения более 60° она резко снижалась из-за трудностей заряжания). Для него применялись, в основном, фугасные снаряды ОЕА обр. 1925 г. весом 9,5 кг с ударным (для стрельбы по морским целям) или дистанционным (для зенитной стрельбы) взрывателем, но имелись также осветительный снаряд обр. 1926 г. и трассирующий обр. 1927 г.

По первоначальному проекту «Эмиль Бертэн» должен был вооружаться одной спаренной установкой обр. 1930 г., установленной на кормовой надстройке в диаметральной плоскости, но согласно распоряжению МГШ №1855 от 4 ноября 1930 г., вооружение дополнялось двумя одинарными установками обр.1926 г., размещенными на верхней палубе по бортам от спаренной. Все установки защищались 5-мм противоосколочными щитами. Центральная могла наводиться по горизонту на 320°; бортовые — на 90° в корму и на 85° в нос от траверса.

Штатный боезапас средней артиллерии состоял из 1000 боевых и 200 осветительных выстрелов. Он размещался в общем погребе максимальной вместимостью 1422 выстрела. Все три установки обслуживались единственным электрическим элеватором «Соттэ-Арле», обеспечивавшим подачу со скоростью 10 ящиков (по 2 снаряда) в минуту. По верхней палубе боеприпасы приходилось доставлять вручную, что еще более ограничивало практическую скорострельность орудий.

Управление огнем 90-мм орудий осуществлялось дистанционно — посредством электрического привода Дженни -с одного из двух постов наводки, располагавшихся побортно в районе носовой дымовой трубы и оборудованных 3-метровыми стереодальномерами SOM образца 1932 г. (в 1939 г. заменены 4-метровыми дальномерами OPL обр.1933 г.). Данные для стрельбы вырабатывал ПУАЗО обр. 1930 г., расположенный на главной палубе в районе кормовой трубы. Серьезным недостатком являлась невозможность выработки данных для стрельбы одновременно по двум целям — еще одно следствие наличия в первоначальном проекте всего одной установки. Для самостоятельной стрельбы каждая установка оборудовалась зенитным прицелом обр. 1930 г.

Накануне Второй мировой войны французский флот не располагал эффективными средствами ближней ПВО, не стал исключением и «Эмиль Бертэн». Предусмотренные первоначальным проектом спаренные 37-мм автоматы обр. 1930 г. к моменту ввода крейсера в строй еще не были доведены до работоспособного состояния, поэтому в качестве временно меры он получил четыре одноствольных 37-мм полуавтоматических пушки обр. 1925 г. Они устанавливались побортно на полубаке около носовой надстройки. Несмотря на неплохие баллистические данные, эти орудия оказались неэффективными из-за низкой скорострельности — всего 20 выстр/мин. Боезапас включал 2500 патронов на орудие. Из погреба они поднимались двумя электрическими подъемниками «Соттэ-Арле» (по одному для установок каждого борта), обеспечивавшими подачу 10 ящиков (по 7 патронов) в минуту.

В дополнение к ним, «Эмиль Бертэн» нес восемь 13,2-мм пулеметов «Гочкис» образца 1929 г. в четырех спаренных установках R4. Две из них стояли на полубаке у носовой башни главного калибра, две других — на кормовой надстройке. Пулемет имел высокий темп стрельбы (450 выстр/мин), но на практике скорострельность снижалась из-за необходимости частой замены магазинов (по 30 патронов). Боекомплект включал 2500 патронов на ствол. Они хранились в носовом и кормовом погребах, а также в восьми кранцах первых выстрелов. К началу войны пулемет уже не отвечал задачам борьбы с современными самолетами в силу низкого разрушительного действия пули и малой эффективной дальности стрельбы.

Для управления огнем 37-мм пушек и 13,2-мм пулеметов служили три стерео-дальномера OPL обр.1930 г. с базой 1 м. Два из них устанавливались на переносных основаниях по бортам от носовой возвышенной башни и обслуживали носовые 37-мм и 13,2-мм установки соответствующего борта; третий — на кормовой надстройке и предназначался для кормовой пары 13,2-мм пулеметов. Данные для стрельбы передавались по телефону.

Наконец, на крейсере имелось три 8-мм пулемета «Гочкис» образца 1914 г. Как правило, они применялись для вооружения корабельных плавсредств или десантных партий, но могли устанавливаться на легких основаниях на крыльях мостика или на корме.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение «Эмиля Бертэна» состояло из двух трехтрубных 550-мм аппаратов модели 1928Т, располагавшихся на верхней палубе побортно между трубами (шп.78). Они могли стрелять в секторе по 70° в нос и в корму от траверса; выстрел производился сжатым воздухом. На крейсере использовались торпеды модели 1923D модификации Т/62, имевшие следующие характеристики: длина 8575 мм, вес 2120 кг, заряд 310 кг тротила (боевая часть типа AG-326), давление воздуха в резервуаре 220 атм., режимы хода -14 000 м на скорости 35 уз или 20 000 м на скорости 29 уз, среднее отклонение по горизонту 250 м на дальности 14 ООО м. Запасных торпед не предусматривалось.

Наводка торпедных аппаратов и пуск торпед производились дистанционно. Пост управления торпедной стрельбой размещался в боевой рубке и включал бинокулярный прицел и вычислитель обр. 1933 г. Для определения дистанции служил 3-метровый дальномер совмещающего типа, установленный над боевой рубкой и использовавшийся также в навигационных целях. На случай выхода из строя системы центральной наводки на крыльях мостика устанавливались вспомогательные приборы управления торпедной стрельбой обр.1933 г., а сами аппараты оснащались прицелами обр. 1935 г.

На корме крейсера могли устанавливаться два съемных бомбосбрасывателя для 52-кг глубинных бомб типа «Жиро» (заряд 35 кг тротила). Общий боезапас включал 21 глубинную бомбу, из которых 6 находились на бомбосбрасывателях и 15 — на стеллаже в непосредственной близости. Бомбометание осуществлялось вручную, команды отдавались по громкой связи.

Для транспортировки и постановки мин заграждения крейсер оборудовался съемными минными путями системы «Дековиль» длиной 50 м. В походном положении они разбирались на секции и хранились под верхней палубой, а при необходимости могли быть собраны и установлены силами экипажа и в рабочем положении тянулись от бортовых 90-мм орудий до кормового среза. Для погрузки мин на рельсы служили две мин-балки, расположенные у кормовой оконечности. Постановка осуществлялась вручную.

«Эмиль Бертэн» мог принять 84 мины типа «Бреге» В4. Мина была принята на вооружение в 1936 г. и предназначалась специально для постановки с контрминоносцев, поэтому отличалась небольшими размерами (общий вес 530 кг, заряд 80 кг, глубина постановки до 90 м). При полной минной нагрузке (45 т) с крейсера предписывалось снимать катапульту и гидросамолеты. Следует отметить, что за всю свою карьеру «Эмиль Бертэн» совершил единственную постановку 8 практических мин во время испытаний.

Для защиты от минной опасности крейсер оснащался двумя параванами типа С4. В походном положении они хранились на палубе полубака у передней стенки носовой надстройки, а в боевом — крепились к специальной пятке на форштевне и могли осуществлять траление якорных мин на скорости до 25 уз.

Авиационное вооружение

К началу 1930-х годов бортовые самолеты стали обязательным атрибутом крупных надводных кораблей французского флота. Они предназначались для разведки и корректировки артиллерийского огня. «Эмиль Бертэн» был оснащен 20-метровой поворотной пневматической катапультой «Пеное», предназначенной для запуска самолетов взлетным весом не более 2 тонн. Скорость в момент отрыва достигала 95 км/ч. Старт был возможен при повороте катапульты на угол не более 30° от траверса. Для подъема гидросамолетов с воды служили две стрелы грузоподъемностью 2 т, крепившиеся в районе кормовой трубы. Крейсер оборудовался авиационной мастерской. Запас авиационного топлива составлял 2400 л.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

По штату корабль нес два гидросамолета, один из которых находился на тележке катапульты в снаряженном состоянии, а второй, резервный, -в телескопическом ангаре из гофрированного стального листа, расположенном между основанием катапульты и кормовой надстройкой. Из-за его ограниченных размеров самолет мог находиться там только с отсоединенными крыльями.

Размеры ангара и грузоподъемность катапульты накладывали ограничения характеристики бортовых самолетов. Фактически, единственным типом, который мог применяться с «Бертэна» был двухместный поплавковый моноплан «Гурду-Лессёр» GL-832, имевший весьма скромные характеристики.

После ввода в строй крейсер получил самолеты с бортовыми номерами 7S4-5 и 7S4-6 (зав. №№ 10 и 12), но в 1936 г. последний был заменен самолетом 7S4-7 (зав. №15). В 1938 г. в Тулоне «Эмиль Бертэн» получил новые самолеты с бортовыми номерами HS-37 (зав. №1) и HS-38 (зав. №10, находившийся на борту ранее), которые оставались на нем вплоть до полного демонтажа авиационного вооружения в 1942 г.

О ценности авиационного вооружения наглядно свидетельствует рапорт командира корабля капитана 1 ранга Батте от 15 октября 1938 г.: «6 военное время применение самолетов будет весьма ограниченным. Выделенные под катапульту, грузовые стрелы и ангар место и вес могли быть с большей пользой использованы для размещения дополнительных зенитных орудий».

Силовая установка

Жесткие требования, предъявляемые к скорости корабля, заставили оснастить его четырехвальной силовой установкой мощностью 102 ООО л.с. Она размещалась в пяти отсеках по эшелонному принципу. От носа в корму шли носовое (отсек G) и среднее (отсек Н) котельные отделения с двумя котлами в каждом. Их дымоходы выводились в носовую трубу. Далее располагалось носовое машинное отделение (отсек I; внешние валы), кормовое котельное отделение (отсек J) и кормовое машинное отделение (отсек К; внутренние валы). Силовая установка занимала около половины длины корабля, однако ее общий вес составлял всего 23% от стандартного водоизмещения.

Каждый турбозубчатый агрегат системы «Парсонс» состоял из турбин высокого, среднего и низкого давления, подключенных последовательно, турбины заднего хода в общем корпусе с турбиной низкого давления, отдельной турбины крейсерского хода и одноступенчатого редуктора. Рабочее давление пара в главных турбинах составляло 25,5 кг/см2 при температуре перегрева 325°С; крейсерская турбина работала на пониженных параметрах пара — 24 кг/см2 и 275°. Четыре трехлопастных гребных винта системы Бранда диаметром 3,6 м имели внешнее направление вращения.

Пар вырабатывали шесть тонкотрубных котлов системы «Пеное» с пароперегревателями. Площадь поверхности нагрева каждого котла — 1000 м2, пароперегревателя — 210 м2; давление пара — до 27 кг/см2 при температуре перегрева 330°С.

На 8-часовых испытаниях 1 августа 1934 г. «Эмиль Бертэн» показал мощность 108 026 л.с. при 314 об/мин; средняя скорость составила 36,33 уз, при этом в течение 4 часов крейсер шел со средней скоростью 36.7 уз. В ходе часового испытания на полный ход в тот же день была достигнута скорость 37,4 уз. Нужно отметить, что в это время на корабле еще не была смонтирована значительная часть оборудования, включая орудия главного калибра и систему управления огнем, с другой стороны, испытаниях проходили в свежую погоду, высота волн достигала 3-4 м. Приемная комиссия посчитала, что при спокойной погоде крейсер легко держал бы 37-узловую скорость. На пробах 8 августа 1934 г. «Эмиль Бертэн» развил 39,67 уз при мощности 137 908 л.с. и 344 об/мин.

Топливо хранилось в 17 цистернах общей емкостью 1520 м3. Таким образом, его нормальный запас составлял 1400 т мазута, из которых 1360 т могло использоваться. Расход топлива во время испытаний составил 152 кг/милю при скорости 15 уз, 175 кг/милю при 18 уз и 525 кг/милю при 31 уз.

В условиях реальной службы крейсер регулярно развивал 33-узловую скорость, дальность плавания при нормальном запасе топлива составляла 6000 миль 15-узловым ходом (только под крейсерскими турбинами), 2800 миль на скорости 20 уз или 1100 миль на скорости 31 уз под главными турбинами.

Платой за высокие скоростные характеристики стала кавитационная коррозия гребных винтов. После завершения приемных испытаний винты пришлось менять, но спустя полгода история повторилась. Снова винты сменили 10 июля 1936 г., но уже 13 августа во время пробега 35-узловым ходом в кормовой части возникла сильнейшая вибрация, которая привела к выходу из строя кормовой башни. При постановке в док снова обнаружилась деформация лопастей. Лишь после установки в 1938-1939 гг. новых винтов измененной конструкции крейсер перестал испытывать проблемы.

Электрооборудование

На ходу электроэнергию вырабатывали четыре турбогенератора мощностью по 200 кВт, располагавшиеся по два в каждом машинном отделении, а на стоянке — три 100-киловаттных дизель-генератора. Напряжение бортовой сети — 235 В.

Средства связи

Приемный радиоцентр крейсера располагался на втором уровне носовой надстройки по левому борту. Там стояли:

• 2 ДВ-приемника типа D-29 (400-3000 м);

• 2 СВ-приемника типа R-100/1500 (100-1500 м);

• 4 КВ-приемника тактической сети типа Е-20 (15-150 м);

• аварийный радиопередатчик SFR мощностью 120 Вт на аккумуляторах.

Тактический передающий радиоцентр находился в кормовой надстройке по правому борту и оборудовался КВ-передатчиком обр. 1933 г. мощностью 500 Вт и двумя КВ-передатчиками типа Е-20 мощностью по 50 Вт.

Передачи на длинных и средних волнах велись из передающего радиоцентра, расположенного в кормовой надстройке слева от дымовой трубы и оборудованного СВ-передатчиком обр. 1933 г. мощностью 2 кВт и ДВ-передатчиком типа V-28 мощностью 90 Вт.

Также крейсер оборудовался средневолновым радиопеленгатором SFR обр. 1935 г. Его антенна размещалась на крыше ходовой рубки, а приемный пост — под ней, на втором уровне надстройки.

«Эмилю Бертэну» был присвоен международный позывной FBIN.

На борту корабля имелось несколько специализированных сетей внутренней связи, в том числе корабельная трансляция, сеть громкой связи и пневматическая почта.

Крейсер оснащался сонаром С.Е.Т.32 обр.1935 г., который мог использоваться для звукоподводной связи с субмаринами в погруженном положении.

Прожекторы

Первоначально планировалось оснастить крейсер тремя 75-см главными прожекторами фирмы «Бреге», однако впоследствии два из них были заменены более мощными 120-см прожекторами фирмы «Сотэ-Арле». Для компенсации перегрузки (6 т) пришлось отказаться от грот-мачты, вместо которой остался небольшой флагшток позади средней 90-мм установки. Главные 120-см прожекторы стояли на площадке у кормовой трубы и имели дистанционное управление (с мостика), 75-см прожектор — на фор-марсе. В задней части ходового мостика располагались два сигнальных прожектора. Кроме них имелось четыре переносных сигнальных лампы.

Якорное устройство

«Эмиль Бертэн» оснащался двумя главными и одним резервным якорями системы Байерса весом по 4900 кг, убиравшимися в клюзы (резервный по правому борту). Две якорных цепи состояли из восьми смычек длиной по 54 м. Кормовой якорь имел вес 1900 кг и аналогичную цепь.

Крейсер оснащался тремя носовыми (два якорных и один швартовый) и одним кормовым шпилями с электрическим приводом.

Шлюпки

Штатный набор корабельных плавсредств включал три офицерских моторных катера, использовавшихся также для буксировки гидросамолетов, и семь шлюпок. Они располагались следующим образом:

• две 10-метровых моторных шлюпки — по бокам от носовой трубы на внутренних позициях;

• 10-метровая гребная шлюпка — у носовой трубы на внешней позиции левого борта;

• в нее была вложена 3-метровая плоскодонная рабочая лодка;

• 7-метровый адмиральский моторный катер — у носовой трубы на внешней позиции правого борта;

• 7-метровый командирский моторный катер — за носовой трубой с правого борта;

• 7-метровый офицерский моторный катер — за носовой трубой с левого борта;

• 5-метровый ял — за носовой трубой в диаметральной плоскости;

• два 8-метровых вельбота — на верхней палубе у кормовой трубы на шлюпбалках.

Кроме того, на крейсере имелось 18 спасательных плотов типа «Брест». Для спуска и подъема шлюпок предназначались два электрических крана. Корабль имел 4 забортных трапа (кормовые -офицерские, носовые — командные) и 2 выстрела.

Экипаж

По штату мирного времени экипаж «Эмиля Бертэна» включал 22 офицера, 9 главных старшин, 84 старшины и 427 матросов — всего 542 человека. Если крейсер выступал в качестве флагманского корабля, на его борту размещались адмирал и его штаб — 5 офицеров и 17-18 нижних чинов.

Окраска

Надводная часть корпуса окрашивалась в светло-серый цвет №1, являвшийся стандартным для кораблей с нефтяным отоплением. Горизонтальные поверхности, предназначенные для хождения экипажа, покрывались антискользящим покрытием темно-серого цвета. Кожухи дальномеров окрашивались в белый для меньшего нагрева от солнца. Якоря, козырьки дымовых труб, растяжки радиоантенн и тросов грузовых стрел на кормовой трубе были черными.

Первая палуба, а также палубы первого уровня носовой (в корму от носовой возвышенной башни) и кормовой надстроек покрывались линолеумом крас-но-коричневого цвета.

Подводная часть корпуса, за исключением винтов, для защиты от обрастания покрывалась специальной ярко-красной краской. Ватерлиния обозначалась черной полосой шириной 1 м.

В марте 1940 г. крейсер перекрашен в темно-серый цвет, более подходящий для условий северных морей, а в начале 1941 г. на Мартинике — вновь в светло-серый.

В 1938-1939 гг. на башню II наносились «полосы нейтралитета» цвета национального флага. В конце 1941 г. их нанесли вновь — теперь уже на башни II и III — и сохраняли до 1943 г.

Модернизации 1936-1942 гг.

Во время ремонта 1936 г., вызванного необходимостью замены гребных винтов, на крейсере улучшили оборудование погребов и расширили мостик.

В 1938 г. в главном КДП установлен новый 8-метровый стереодальномер OLP обр.1937 г. Пара 13,2-мм пулеметов перенесена с полубака на крылья мостика, все пулеметы снабжены броневыми щитками, на посты наводки торпедных аппаратов установлены брызгозащитные щитки. Добавлен 8,25-метровый моторный катер; один 7-метровый катер перенесен на позицию позади дымовой трубы, а стоявший там ял установлен под катапультой поперек корпуса. Заметные изменения произведены в средствах радиосвязи:

• установлены новые передатчики ДВ- (обр. 1935 г.), СВ- (обр. 1934 г.) и КВ-диапазонов (два обр.1934 г.);

• 500-ваттный КВ-передатчик заменен 600-ваттным обр.1934 г, передатчики типа Е-20 заменены 75-ваттными SFR обр. 1936 г.;

• в передающем радиоцентре дальней связи установлены дополнительные приемники (ДВ/СВ обр. 1934 г. и KB обр.1932 г.);

• в центральном артиллерийском посту установлены дополнительные приемники (СВ обр.1934 г. и KB типа SFR).

В середине 1939 г. в Бресте в приемном радиоцентре установлена УКВ-радиостанция обр. 1937 г., а в конце того же года в Тулоне один из 75-Вт передатчиков заменен на 2,5-кВт обр. 1934 г. Тогда же проведены следующие работы:

• смонтирован шумопеленгатор G-32 с 16 микрофонами;

• параваны типа С4 заменены новыми типа D6, допускавшими использование на скорости до 30 уз;

• посты наводки средней артиллерии оснащены 4-метровыми дальномерами;

• 37-мм зенитки обр.1925 г. заменены четырьмя спаренными 37-мм установками обр.1933 г., оборудованными системой автоматического целеуказания;

• число спасательных плотов увеличено с 18 до 36;

• флагшток, затруднявший стрельбу спаренной 90-мм установки, перенесен на кормовую трубу.

В мае 1940 г., во время ремонта повреждений, полученных в ходе Норвежской кампании, установлен новый волнорез перед носовой башней; мостики защищены 8-мм броневыми листами; один из КВ-приемников обр. 1934 г. заменен на SIF-71 обр.1937 г.; установлено два дополнительных паравана D6 и переделана пятка для их крепления на форштевне.

Между июлем и октябрем 1941 г., при нахождении «Бертэна» на Мартинике, на нем установили 17х1 12,7-мм пулеметов «Кольт», снятых с закупленных в США истребителей «Кертис» Н-75 (2 на крыше башни II, 2 по бокам от боевой рубки, 2 на кормовой надстройке перед трубой, по 1 спереди и сзади от 90-мм зениток на первой палубе, 3 на крыше башни III, 4 на юте). Кроме того, на бортовых гидросамолетах установили снятые с тех же истребителей американские УКВ-радиостанции; правда, сами гидросамолеты к сентябрю 1942 г. были переданы в эскадрилью 17S в Фор-де-Франсе, и с тех пор крейсер их больше не имел.

В декабре 1941 г. 8,25-метровый катер, уничтоженный пожаром в гавани Фор-де-Франса, был заменен американским моторным катером длиной 8,4 м.

Ремонт и модернизация 1943 г.

Обширная модернизация, совмещенная с ремонтом, была произведена с 1 сентября по 15 ноября 1943 г. на верфи в Филадельфии (США).

В ходе работ демонтирована катапульта с ангаром, а на освободившееся пространство продлена кормовая надстройка. Несколько изменилась конструкция носовой надстройки и мостиков.

Американская промышленность наладила выпуск 152-мм боеприпасов для французских крейсеров. Дальность стрельбы бронебойным снарядом обр. 1943 г. со стандартным зарядом С1 (начальная скорость 900 м/с) достигала 25 ООО м), но впоследствии для уменьшения износа ствола был принят ослабленный заряд С2; начальная скорость уменьшилась до 790 м/с, дальность стрельбы — до 20 ООО м. При этом среднее орудие из башни II «Бертэна» было демонтировано в США для проведения баллистических экспериментов, в ходе которых было непоправимо повреждено, а изготовить новое не представлялось возможным. Таким образом, в кампаниях 1944-1945 гг. крейсер действовал всего с восемью орудиями ГК. Максимальная вместимость погребов была доведена до 1575 выстрелов, но штатный боекомплект состоял из 1500 (по 750 бронебойных и фугасных).

Системы дистанционного управления 90-мм орудиями и торпедными аппаратами были демонтированы, на орудиях остались только приборы целеуказания. Однако в целом система ПВО была кардинальным образом усилена. Прежнее легкое зенитное вооружение демонтировано, вместо него установлено 4Х4 40-мм/56 автомата «Бофорс» Мк.2 (парами на носовой и кормовой надстройках) и 20×1 20-мм/70 автоматов «Эрликон» Мк.4 (2 на полубаке в районе возвышенной башни; 4 перед боевой рубкой; 4 на кормовой надстройке в районе прежней катапульты, 4 позади спаренной 90-мм установки, 6 на корме). Общий боезапас включал 24 тысячи 40-мм и 60 тысяч 20-мм патронов.

Корабль оборудовали гидролокатором «Асдик» типа 128, двумя кормовыми бомбосбрасывателями (под верхней палубой) с восемью 254-кг глубинными бомбами Mk.VIIH и четырьмя бортовыми бомбометами системы Торникрофта с четырьмя 186-кг глубинными бомбами Mk.VII каждый.

«Эмиль Бертэн» получил набор американского радиолокационного оборудования, соответствующего кораблям класса «эскадренный миноносец». Позади главного КДП на фок-мачте установлена решетчатая наделка, на которой смонтированы антенны РЛС ОВЦ типа SA (дальность обнаружения до 40 миль) и ОНЦ типа SF (дальность обнаружения до 15 миль), а также станции опознавания «свой-чужой» ВК и BL. Радиооборудование приведено в соответствие со стандартами союзников: установлено три приемника RAO-2 и один RBO, передатчик TBL-7 (КВ-и СВ-диапазона), но особый восторг французов вызвала УКВ-радиостанция TBS-5 с дальностью действия до 50 км.

Для компенсации весовой нагрузки было демонтировано минное оборудование, резервный якорь, ПУАЗО, прожекторы, практически все шлюпки (осталось два американских 26-футовых вельбота). Тем не менее, нормальное водоизмещение крейсера увеличилось до 7704 т, полное — до 8986 т.

Как сообщает французский автор Жан Лассак, официальных документов по составу экипажа после модернизации не сохранилось, но оценочно он состоял из 25 офицеров и 650 матросов, причем на весну 1944 г. «Эмиль Бертэн» имел некомплект команды около 150 человек. Условия обитаемости доведены до стандартов ВМС США.

По окончанию модернизации крейсер нес двухцветный камуфляж по американской схеме MS.22 (так называемая «Ступенчатая»): корпус до уровня первой палубы — «военно-морской синий» (Navy blue 5-N), все вертикальные поверхности выше этого уровня — «туманный серый» (Haze grey 5-Н), горизонтальные поверхности — «палубный синий» (Deck blue). При этом с февраля 1944 г. в «военно-морской синий» было покрашено ограждение площадки 20-мм автоматов на корме, а в июле — весь корпус.

Ремонт и модернизация 1945 г.

Последняя значительная модернизация крейсера была проведена в период с 25 января по 15 сентября 1945 г. сначала на верфи «Форж э Шантье де ля Медитеррань» в Ла-Сене, а затем — в арсенале Тулона. В ходе ремонта были выполнены следующие работы:

• перестволены все 152-мм орудия, среднее орудие башни II установлено на место;

• демонтированы торпедные аппараты, на их местах установлено по одной спаренной 90-мм установке обр.1930 г., их боезапас (1000 выстрелов) размещен в отсеке F;

• установлены британские РЛС управления огнем типа 284 (на главном КДП) и типа 285 (по одной на каждом посту наводки 90-мм орудий);

•          установлен второй комплект ПУАЗО, что позволило одновременно вести стрельбу по целям с каждого борта;

• сняты два 20-мм автомата, стоявшие у кормового среза, и все противолодочное вооружение, ограничивавшее сектор стрельбы башни III;

• американские станции опознавания ВК и BL заменены британским типа 253;

• установлены американские УКВ-радиостанции AN/SCM-522A и AN/SCR-608А, а также портативная AN/SCR-609; французская УКВ-радиостанция обр. 1937 г. переоборудована в передатчик помех наведению планирующих авиабомб;

• переделан ходовой мостик, на нем установлен 60-см прожектор.

После модернизации полное водоизмещение крейсера превысило 9000 т, скорость упала до 33 уз, экипаж по штату стал насчитывать 30 офицеров и 675 матросов.

В дальнейшем, вплоть до окончания карьеры «Эмиль Бертэн» не проходил заметных модернизаций. В течение службы в составе Учебной дивизии на нем постепенно сокращалось число спасательных плотов, а во время ремонта 1949 г. был расширен ходовой мостик.

Служба

Довоенный период

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

17 мая 1935 г. «Эмиль Бертэн» вошел в состав действующего флота. Спустя пять дней он отправился в Гавр, чтобы проводить в первый рейс гордость Франции — трансатлантический лайнер «Нормандия». Затем последовала череда учений, а в августе крейсер стал флагманским кораблем группы контрминоносцев 2-й эскадры Атлантического флота, и на нем поднял свой флаг контр-адмирал Дюпла. Первоначально в состав группы входили 4-й («Милан», «Эпервье», «Вальми») и 6-й («Бизон», «Лион», «Вобан») легкие дивизионы. Согласно инструкциям командующего эскадрой вице-адмирала Дарлана, крейсер должен был придавать боевую устойчивость контрминоносцам во время атаки на вражеские корабли.

В конце 1935-начале 1936 г. «Бертэн» с контрминоносцем «Л’Одасье» совершили поход на Антильские острова для участия в торжествах по случаю 300-летия их присоединения к Франции, посетив по пути Дакар, Мартинику и Тринидад. В феврале 1936 г. крейсер провел маневры с 4-м легким дивизионом в Бискайском заливе и Ла-Манше, 30 мая участвовал в торжественном открытии нового Морского училища в Бресте. 4 июля его новым командиром стал капитан 1 ранга Офан. Вскоре ему пришлось вести корабль к берегам Испании, где разразилась гражданская война. «Бертэн» побывал в Бильбао, Сантандере и Виго, сопровождая пакетбот «Мексик», на котором эвакуировались мирные граждане.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

15 августа 1936 г. группа контрминоносцев была преобразована во 2-ю легкую эскадру и теперь включала 6-й («Милан», «Эпервье»), 8-й («Л’Эндомтабль», «Ле Малэн», «Ле Триомфан») и 10-й («Ле Фантаск», «Ле Террибль», «Л’Одасье») дивизионы контрминоносцев. На «Эмиле Бертэне» поднял флаг ее новый командующий контрадмирал Одендаль. 15 января 1937 г. крейсер во главе отряда контрминоносцев отправился в поход в Касабланку, затем — в Конакри и Дакар, вернувшись в Брест 26 февраля, в первых числах мая действовал в составе «патруля нейтралитета» у северо-западного побережья Испании, а в конце месяца в составе сил «синих» участвовал в больших флотских маневрах (за «красную» сторону играла Средиземноморская эскадра). 14 августа 1937 г. корабль принял капитан 1 ранга Ле Шитон. Конец года крейсер провел в ремонте.

В 1938 году «Эмиль Бертэн» снова участвовал во всевозможных учебных походах. В мае он побывал в Фуншале, Понта-Дельгада, Агадире и Касабланке, в июле — сопровождал британский шлюп «Энчантрес», выполнявший роль королевской яхты. Вскоре последовало решение о его переводе на Средиземное море, и 9 августа командующий 2-й легкой эскадрой перенес флаг на другой корабль.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

15 сентября в командование крейсером вступил капитан 1 ранга Батте, 4 октября его посетил с инспекцией командующий флотом адмирал Дарлан. На следующий день «Эмиль Бертэн» покинул Брест, совершил заход в Касабланку и 15 октября прибыл в Тулон.

В ноябре он отправился в Стамбул, чтобы представлять Францию на похоронах турецкого президента Кемаля Ататюрка, а на обратном пути посетил Пирей. Поход омрачился аварией внутренней турбины левого борта, поэтому по прибытию в Тулон пришлось становиться в док. Ремонт продолжался до 15 января 1939 г.

26 января на борту крейсера адмирал Дарлан с супругой отправились в Касабланку, оттуда — в Дакар, Порт-Этьен и 10 марта вернулись в Брест, где корабль был поставлен на ремонт, продолжавшийся до 20 апреля. Закончив его, «Бертэн» отправился на Средиземное море, зашел в Танжер, Гибралтар, Оран, Алжир, Бизерту и 18 мая прибыл в Тулон, где на нем побывал с инспекцией морской        префект вице-адмирал Абриаль.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

1 июля 1939 г. «Эмиль Бертэн» был включен в состав базировавшейся на Бизерту 4-й эскадры — так называемых легких ударных сил Средиземного моря (Forces legeres d’attaque en Mediterranee). Ее задача в случае начала военных действий заключалась в нарушении итальянских коммуникаций между Сицилией и Триполитанией. В состав эскадры входили 3-я дивизия крейсеров («Марсельез», «Жан де Вьен», «Ля Галиссоньер») и три дивизиона контрминоносцев — 1-й («Вобан», «Лион», «Эгль»), 3-й («Гепард», «Вердэн», «Вальми») и 11-й («Милан», «Эпервье», «Бизон»), — лидером которых и должен был стать «Бертэн».

В августе на борту корабля велись съемки фильма Кристиана-Жака «Башня III» с участием известных актеров Жана Шеврье и Бернара Блие, но увы, выйти на экраны ему не было суждено.

Вторая мировая война

Начало войны застало «Эмиль Бертэн» в Бизерте, откуда 23-27 сентября он совершил поход в Бейрут для вывоза оттуда 57 т золота, принадлежавших банку Польши. Там на нем побывал главнокомандующий вооруженными силами Леванта генерал Вейган. По возвращению крейсер прошел небольшой ремонт в Тулоне. Поскольку ожидавшегося вступления Италии в войну не произошло, до конца года кораблю выдалось лишь несколько дежурных выходов к берегам Корсики.

В декабре 1939 г. «Бертэн» получил приказ присоединиться к тяжелому крейсеру «Фош» в Дакаре. 8 января 1940 г. он покинул Тулон и направился в Центральную Атлантику. Пребывание там оказалось недолгим, но за это время крейсер успел досмотреть ряд испанских и итальянских судов.

17 февраля «Эмиль Бертэн» прибыл в Брест, и на нем поднял флаг контрадмирал Дерьен — командир Соединения «Z», сформированного для переброски войск, направлявшихся в Финляндию, которая вела боевые действия против Советского Союза. С 24 февраля по 6 марта крейсер прошел докование, но 14 марта миссию отменили в связи с заключением перемирия между Финляндией и СССР. Соединение «Z» было расформировано, и 28 марта «Бертэн» с контрминоносцем «Бизон» направился в Оран в качестве эскорта группы транспортов. Не прошло и недели, как поступил приказ о повторном формировании соединения — на этот раз для высадки союзников в Норвегии (операция «R4»). 2 апреля крейсер вышел в обратный путь в сопровождении контрминоносца «Майе Брезе», 5-го прибыл в Брест, а спустя два дня вместе с 5-м дивизионом контрминоносцев («Тартю», «Шевалье Поль», «Майе Брезе») перешел в Скапа-Флоу.

13 апреля «Бертэн» присоединился к эскорту конвоя «FP-1», перевозившего войска из Бреста в Намсус. 19 апреля в Намс-фьорде крейсер был атакован одиночным немецким бомбардировщиком Ju-88 из состава II/KG 30 (пилот -лейтенант Вернер Баумбах, один из выдающихся асов-бомбардировщиков Люфтваффе) и получил прямое попадание 500-кг бомбы. Она угодила в кормовую надстройку рядом с 13,2-мм пулеметом левого борта, прошила ее, две палубы, продольную переборку, внешнюю обшивку чуть ниже ватерлинии и взорвалась в воде. Кораблю повезло избежать серьезных повреждений и потерь в личном составе, однако требовался ремонт, поэтому 26 апреля он вернулся в Брест. Контр-адмирал Дерьен перенес свой флаг на крейсер «Монкальм».

Ремонт продолжался до 18 мая. Через день «Эмиль Бертэн» принял на борт 2140 золотых слитков (около 100 т) и вместе с крейсером «Жанна д’Арк» отправился в канадский Галифакс. 2 июня золото было выгружено, и 9-го корабли вернулись в Брест за новой партией. 10-11 июня на «Бертэн» погрузили 3986 слитков (около 290 т золота), и он вышел в море в сопровождении контрминоносца «Жерфо». 18-го крейсер прибыл в Галифакс, однако 21-го, т.е. после подписания перемирия, получил приказ не выгружать свой груз, а перейти в Фор-де-Франс. Британское командование, обеспокоенное тем, что корабль с золотом может вернуться в Брест и быть захваченным немцами, направило к нему тяжелый крейсер «Девоншир», однако под покровом ночи «Бертэн» сумел оторваться и 24 июня прибыл в порт назначения.

В течение следующих трех лет крейсер оставался на Мартинике, совершая крайне редкие и непродолжительные выходы в море. Во время стоянки в Фор-де-Франсе его носовая возвышенная башня была постоянно развернута в сторону входа в порт на случай возможного британского нападения. 26 мая

1941    г. капитан 1 ранга Батте был произведен в контр-адмиралы, однако из-за отсутствия замены оставался командиром крейсера почти год, пока 26 марта

1942    г. в эту должность не вступил капитан 1 ранга Константин.

1 мая 1942 г. по соглашению губернатора Мартиники адмирала Робера с американским правительством «Бертэн», как и остальные французские корабли в Вест-Индии, был разоружен и выведен в резерв. После высадки англоамериканских войск в Северной Африке 8 ноября 1942 г. отношения между США и правительством Виши были разорваны, и командир крейсера получил приказ затопить его, но, к счастью, отказался его выполнить.

3 июня 1943 г. колониальная администрация признала правительство генерала де Голля, после чего началось возвращение кораблей в строй. 22 августа «Эмиль Бертэн» под командованием капитана 2 ранга Батайе отправился в Филадельфию для ремонта и модернизации. По их завершению, 17 декабря, крейсер перешел в Норфолк, а затем, через Пуэрто-Рико и Фор-де-Франс, — в Дакар, куда прибыл 2 января 1944 г. Базируясь на этот порт, он совершил два патрулирования в Атлантике (7-13 января, пройдено 2650 миль, и 30 января — 5 февраля, пройдено 2580 миль), а 12 февраля ушел на Средиземное море.

16 февраля 1944 г. «Эмиль Бертэн» прибыл в Алжир. В течение следующих полутора месяцев он занимался боевой подготовкой и совершал переходы между Алжиром и Ораном. Американский вице-адмирал Дэвидсон, руководивший подготовкой французских кораблей к совместным действиям, провел на борту «Бертэна» двое суток и выразил свое восхищение тем, насколько быстро французские моряки осваивают новую технику и тактические приемы.

13-14,16-17 и 21 апреля крейсер совершил три транспортных рейса в Неаполь, перебрасывая французские войска; 30 апреля сопровождал в Аяччо войсковой конвой «АС-27», 5 мая — конвой «ACF-28», 25 мая доставил туда же группу американских войск, а на следующий день прибыл в Неаполь, где вошел в состав британской 15-й эскадры крейсеров контр-адмирала Мэнсфилда. До конца месяца «Бертэн» трижды участвовал в обстрелах немецких позиций под Анцио: 27 мая им было выпущено 189 152-мм снарядов, 28-го — 112 и 29-го -72. 15 июня корабль перешел в Бизерту, где прошел небольшой ремонт. 4 июля очередным командиром стал капитан 1 ранга Ортоли.

1 августа, приняв на борт 800 солдат, «Бертэн» вышел из Бизерты в Неаполь. Для участия в готовящейся высадке на южном побережье Франции (операция «Драгун»), французский флот сформировал две дивизии крейсеров. 3-я дивизия контр-адмирала Обуано включала «Эмиль Бертэн» и «Дюге-Труэн»,* в 4-ю под командованием контр-адмирала Жожара вошли «Жорж Лейг», «Монкальм» и «Глуар».

15 августа «Эмиль Бертэн» и «Дюге-Труэн» в составе оперативного соединения TF-87 контр-адмирала Льюиса поддерживали высадку 36-й американской пехотной дивизии на участке «Кэмел». При этом «Бертэну» пришлось довольно активно использовать свою артиллерию: за первый день операции он выпустил по целям в районе Кана 480 152-мм и 90-мм снарядов, за второй — 50, за третий — 96. К вечеру 17 августа в районе высадки в пределах досягаемости корабельных орудий не осталось целей, поэтому на следующий день крейсер перешел к Тулону, где наступала 1-я дивизия «Свободной Франции». Ему понадобилось 45 снарядов главного калибра, чтобы с дистанции 23 км подавить немецкую батарею. 19-го «Бертэн» был направлен на Корсику для пополнения запасов, затем вернулся на рейд Йер и опять включился в огневую поддержку. 20 августа им было выпущен 91 снаряд, 21-го — 159. Сам «Бертэн» подвергся серьезной опасности, когда по нему дала три залпа 340-мм батарея с мыса Сепет — к счастью, безрезультатно. 23 августа он перешел в район Кана и на следующий день 78 снарядами главного калибра разрушил сидевший на мели близ Ниццы итальянский сухогруз «Рандаццо» (бывший французский «Кондэ»), поскольку имелись опасения, что немцы смогут снять его и затопить в качестве брандера на входе в порт. 25 августа «Бертэн» выпустил 74 снаряда по немецким позициям в районе Ниццы, затем 47 выстрелами привел к молчанию немецкую батарею, господствовавшую над Вильфраншем, а 26-го произвел еще 104 выстрела по врагу. К 1 сентября все побережье Южной Франции оказалось в руках союзников.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

30 сентября крейсер включили в состав 86-го оперативного соединения, действовавшего в Генуэзском заливе (так называемое «Фланговое соединение»), Между 4 и 7 октября он оказывал огневую поддержку войскам в районе Ливорно, выпустив 172 снаряда главного калибра. 17 ноября капитан 1 ранга Ортоли сдал командование старшему помощнику, капитану 2 ранга Гарро, а 24-го в Алжире корабль принял капитан 1 ранга Маделэн.

26 ноября «Эмиль Бертэн» с группой французских дипломатов вышел в Пирей, откуда 5 декабря перешел в Александрию, 12-го вернулся в Оран, 15-го перебросил в Тулон отряд марро-канских войск, 23-го прибыл в Бейрут, а 30-го доставил в Тулон первого посла независимой республики Ливан. В течение января 1945 г. «Бертэн» оставался в Тулоне, где вскоре был поставлен на ремонт, после которого ожидалась его отправка на Дальний Восток с 10-й дивизией крейсеров для участия в войне против Японии, однако последняя капитулировала до того, как он вернулся в строй.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Послевоенный период

В конце 1945 г. практически все боеспособные корабли французского флота собрались на Дальнем Востоке. Вторая мировая война закончилась, однако для Франции вскоре началась другая — за Индокитай. Она продолжалась долгих 9 лет и завершилась унизительным поражением.

11 ноября закончивший ремонт «Эмиль Бертэн» вышел из Тулона под флагом вице-адмирала Обуано, назначенного командующим французскими ВМС на Дальнем Востоке (Forces Navales d’Extreme-Orient — FNEO). Маршрут пролегал через Ла-Валетту, Александрию, Порт-Саид, Джибути, Аден, Коломбо и Сингапур. 21 ноября крейсер бросил якорь в Сайгоне. Он принимал участие в занятии Кохинхины в декабре и Южного Аннама в январе. В марте 1946 г. «Бертэн» являлся флагманским кораблем во время операции «Бен-Тре» по занятию Тонкина, которую называют «самой амбициозной десантной операцией из числа когда-либо осуществленных французским флотом».

16 марта капитан 1 ранга Дюран стал новым командиром корабля. 24-25 марта на его борту состоялась встреча вьетнамского лидера Хо Ши Мина с французским верховным комиссаром в Индокитае адмиралом Тьерри д’Арженлье, генералом Леклерком и вице-адмиралом Обуано. В течение следующих трех месяцев крейсер в основном перемещался между Сайгоном, Тонкином и Гонконгом. 15 мая на его борту в Токио прибыл первый после войны посол Франции в Японии генерал Пешкофф. 1 июля «Бертэн» передал функции флагмана FNEO тяжелому крейсеру «Турвилль», а сам отправился на родину через Тринкомали, Аден и Порт-Саид. 29 июля он прибыл в Тулон, где был выведен в резерв. За время семимесячной дальневосточной кампании крейсер прошел 33 220 миль.

1 июля 1947 г. «Эмиль Бертэн» вернулся в строй, став учебным кораблем военно-морского училища в Тулоне. Его экипаж состоял из 26 офицеров и 541 матроса.* Служба крейсера в течение следующих четырех кампаний протекала буднично — в учебных походах между портами Средиземноморья. Заметных событий оказалось немного. 4 декабря 1947 г. «Бертэну» довелось выполнить траурную миссию, доставив из Орана в Тулон гроб с телом генерала Леклерка. 24 ноября 1948 г. произошла авария в котельном отделении №2, вынудившая провести в ремонте целых три месяца. В августе 1951 г. крейсер использовался в качестве штаб-квартиры французской делегации на конференции НАТО по морским вопросам, проходившей на Мальте и в Неаполе. 13 августа «Бертэн» вернулся в Тулон, а спустя два дня последовало решение о его выводе из состава флота.

25 октября 1951 г. «Эмиль Бертэн» был выведен в резерв категории «А». Военно-морское училище продолжало использовать его в качестве несамоходного учебного центра, но в 1953 году комиссия, обследовавшая состояние механизмов корабля, пришла к выводу об их неудовлетворительном состоянии. «Бертэн» перевели в бассейн Робер в Тулоне, где он стоял бок о бок с линкором «Жан Бар» и тяжелым крейсером «Сюффрен» до сентября 1959 г.

27 октября 1959 г. крейсер «Эмиль Бертэн» был исключен из списков флота с присвоением номера Q-173. В 1960 г. последовало решение о его продаже на слом, которая состоялась 17 марта 1961 г. Сумма сделки составила 915 500 «новых» франков. 7 апреля корабль прибыл на разборку в Ля-Сен.

Заключение

«Эмиль Бертэн» так и не стал прототипом большой серии крейсеров нового поколения. Восторженные отзывы, дававшиеся ему во французской прессе сразу после ввода в строй, очень скоро сменились на противоположные. Всего через два года появились корабли типа «Ля Галиссоньер», отличавшиеся куда более сбалансированными характеристиками. При весьма умеренном водоизмещении они превосходили предшественника по всем параметрам: вооружению, защите, дальности плавания, мореходности, — уступая лишь по скорости.

Как во многом пионерский корабль, «Бертэн» обладал целым букетом недостатков: это и отсутствие защиты, и слабая зенитная артиллерия с неэффективной системой управления огнем. Многие из них были исправлены в ходе последующих модернизаций. Однако настоящей ахиллесовой пятой крейсера стала его капризная силовая установка.

По подсчетам Ж. Лассака, около двенадцати лет из не слишком продолжительной карьеры корабль провел в ремонтах или просто находясь в небоеспособном состоянии. Это же стало основной причиной его скорого списания.

История «Эмиля Бертэна» со всей наглядностью демонстрирует истину: ни одно, даже самое выдающееся, качество боевого корабля не будет востребовано, если оно получено ценой надежности.

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Сергей Патянин. Легкий крейсер «Эмиль Бертэн». Франция

Литература:

• Lassaque J. Le croiseur «Emile Bertin» 1933-1959. — Rennes Cedex: Marines editions, 2004.

• Jordan J. «Emile Bertin». Fast Minelaying Cruiser// «Warship», 1996.

• Campbell J. Naval Weapons of World War II. — London: Conway Maritime Press, 1985.

• Labayle-Couhat J.L. French Warship of World War II. — London: Ian Allan Ltd., 1971.

• Le Masson H. The French Navy. Vol.1-2. — London: MacDonald, 1969.

• Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. — Annapolis: Naval Institute Press, 1992.

• Whitley M.J. Cruisers of World War II. An International Encyclopedia. — London: Arms & Armour Press, 1995.

• Офан П., Мордаль Ж. Французский флот во Второй мировой войне. Пер. с англ. -Екатеринбург: Зеркало, 1999.

• Журнал «Судостроение» за 1933-1940 гг.

Автор выражает благодарность Олегу Масленникову (Санкт-Петербург) за предоставленные материалы и Максиму Князеву (г. Харцызск) за помощь, оказанную при подготовке статьи

 

Источник — Морская Кампания №02 от 2012 года

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account