Статья Сергея Махова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Со 2 по 5 сентября 1807 года датская столица подвергалась бомбардировке со стороны британского флота. Англичане опасались, что французская армия может вторгнуться в Данию и атаковать их с тыла, поэтому торопились и город не щадили. Наконец, утром 5 сентября датский и английский командующие подписали перемирие, чтобы обсудить условия капитуляции Копенгагена. Условия оказались таковы, что датский адмирал едва не сжёг весь свой флот. В итоге его всё же увели англичане, но так им почти и не воспользовались.
Разрушения Копенгагена
По датской столице англичане выпустили немало бомб, ядер и ракет, однако разрушения были не такими уж большими. В первые два дня пожарная служба Копенгагена вполне справлялась с тушением горящих зданий и ликвидировала 58 пожаров. Однако на третий и четвёртый день пожарные уже не успевали их тушить. Бомбы падали на большой территории и иногда достигали квартала Кристиансхавн, где укрывалось большинство беженцев. На южной окраине города загорелись склады с древесиной. Если бы не южное направление ветра, то последствия были бы фатальными: город сгорел бы дотла. Огонь уничтожил здание университета и студенческие общежития, университетскую библиотеку спасли практически чудом. Всего были полностью разрушены 313 домов, ещё 1071 здание — сильно повреждено.
5 сентября встретились командир английского десанта Уильям Шоу, лорд Кэткарт, и датский командующий Генрих Пейманн. Они договорились, что датчане оставляют за собой бо́льшую часть города, а британские солдаты занимают морской арсенал, крепость Трекронер и стоянки датского флота. По условиям капитуляции британцы теперь требовали уже не только весь датский флот, но и все корабельные запасы: древесину, пеньку, мачты и другое шкиперское имущество, складированное в арсенале. Сами же датские корабли англичане именовали «депозитом», который будет возвращён после окончания войны.
Оскорблённый этими условиями датский адмирал Стин Билле хотел сжечь весь флот, однако армейские офицеры остановили его, поскольку в таком случае англичане могли изменить свои требования на более тяжёлые. 7 сентября 1807 года Пейманн подписал условия капитуляции. Британцам переходили 18 линейных кораблей, 11 фрегатов, два шлюпа, десять бригов, одна шхуна и 26 канонерок. Только 15 линейных кораблей были признаны пригодными для дальнейшей службы, а оставшиеся три англичане, уходя из Копенгагена 7 октября, сожгли.
На 92 судах англичане вывезли все флотские запасы, оцениваемые в 320 000 фунтов стерлингов. По возвращении в Англию участники экспедиции получили гигантские призовые: на долю каждого из командующих приходилось по 150 000 фунтов, а доля обычного солдата или матроса составила 97 фунтов.
Единственное судно, которое англичане оставили датчанам, было яхтой, которую в 1785 году английский король Георг III подарил принцу Фредерику. Принц-регент этот жест не оценил и с наёмным немецким экипажем отослал яхту обратно в Англию, посоветовав «сжечь её, как руины Копенгагена сожгли нашу дружбу».
Исход битвы за Копенгаген был предсказуем. Основные силы датской армии были сосредоточены на юге для отражения возможного вторжения французов. По сути, англичанам противостояли инвалидные команды и милиционеры. Понятно, что при таком раскладе британская армия и немецкие легионы имели все шансы на победу.
Последствия бомбардировки
В чём Лондон точно ошибся, так это в своей безоглядной вере в то, что как только англичане продемонстрируют силу, Копенгаген кротко подчинится и вступит с ними в союз. Напротив, теперь Великобритания стала настоящим врагом Дании.
Весть о безжалостной бомбардировке датской столицы поразила всю Европу. Немецкие князья, а также российский и австрийский императоры прямо критиковали бомбардировку, гибель 2000 невинных граждан, разрушение частной собственности и нападение на нейтральную страну. Если раньше европейская пресса именно французов представляла варварами, разрушающими всё и вся, то теперь их место заняли англичане.
В середине сентября 1807 года уходившие из Копенгагена британцы попали в проливе Каттегат в сильный шторм и потеряли датский корабль «Нептунус», вылетевший на мель около острова Вен, а также 23 канонерские лодки. По возвращении в Англию британские кораблестроители провели осмотр датских кораблей и с сожалением констатировали, что принять их на службу без капитальной переделки невозможно: они не подходили для плавания в открытых морях, а их вооружение недостаточно и слишком слабое по английским стандартам. Было переделано только четыре корабля из пятнадцати: «Кристиан VII», «Дания», «Норвегия» и «Принцесса Каролина», а также несколько фрегатов. Служившие на них капитаны не слишком хорошо отзывались о мореходных качествах этих кораблей, говоря об их «тяжести и неповоротливости» — за исключением, пожалуй, только 90-пушечного корабля «Кристиан VII» 1803 года постройки. Он постоянно находился в море и получил самые лестные эпитеты от командовавших им английских капитанов.
Англичане упёрлись ещё в одну проблему. Может быть, они бы и приняли на службу все захваченные в Дании корабли и фрегаты, но их совершенно некем было комплектовать. В 1807 году Британия настолько задыхалась от нехватки личного состава, потребного флоту, что начала захватывать американские торговые суда и снимать оттуда американцев, заставляя их служить в Королевском флоте. Позже это приведёт к войне между Америкой и Англией.
Несколько датских кораблей отсутствовали в Копенгагене на момент его захвата, в том числе 74-пушечный «Принц Кристиан Фредерик» и 60-пушечный «Принцесса Луиза Аугуста».
11 сентября к Кристиансанну (Норвегия), где стояли две плавающие батареи и семь канонерок, прибыл британский дивизион во главе с 74-пушечным кораблём «Спенсер». Датчане по ночам прорывали блокаду и организовывали набеги на английские военные и торговые суда. Пышным цветом расцвело каперство: с сентября по ноябрь 1807 года датским каперам удалось захватить 42 британских торговых судна.
Это заставило англичан задуматься о взятии Копенгагена, который был отличной флотской стоянкой, а также портом, обеспеченным инфраструктурой и подходящим для проведения любых операций на Балтике. Однако последние два года, 1805 и 1806, Зунд перемерзал, и страшным сном для гордых сынов Туманного Альбиона виделась атака русской или французской пехоты и захват всей Балтийской эскадры, вмёрзшей в лёд. От этого плана пришлось отказаться. Министр иностранных дел Великобритании Джордж Каннинг потом с сожалением писал:
«Чувствую, что проблема решена лишь наполовину, мы получили только датский флот, но не можем захватить Зеландию и утвердиться в Копенгагене».
Военный министр Роберт Стюарт Каслри в письме Первому морскому лорду Джеймсу Гамбье и лорду Кэткарту обрисовал три варианта развития событий:
-
-
- найти коллаборационистов среди датчан, которые будут согласны на сотрудничество с Англией;
- перевезти на Зеландию шведский десант из Померании, чтобы он оккупировал остров;
- высадить британский экспедиционный корпус.
-
Для реализации первого пункта Каннинг встретился с датским послом в Англии Якобом Ристом. Разговор был довольно бурным. Британский министр иностранных дел угрожал дальнейшими карательными операциями против Дании, захватом всех её колоний, конфискацией торгового флота и шведским вторжением. Рист ответил, что после бомбардировки датской столицы принц-регент любые предложения Лондона воспринимает как оскорбление, а в случае реализации какой-либо из британских угроз Дания попросит помощи и защиты у России и Франции.
Попытка организовать шведский десант провалилась почти сразу же. Ещё 6 августа 1807 года французские войска Гийома Мари-Анна Брюна вторглись в Шведскую Померанию и осадили Штральзунд, который капитулировал 20 августа. 7 сентября остатки шведских войск переправились в Швецию.
На предложение остаться в Копенгагене генерал Кэткарт отреагировал очень бурно, назвав датскую столицу мышеловкой. В результате 30 октября 1807 года последний британский солдат покинул датскую землю. Дания сразу же заняла профранцузскую позицию.
Бомбардировка Копенгагена не встретила сочувствия и в британском Парламенте. Оппозиция потребовала, чтобы правительство предоставило в Палату общин документы, которые бы доказывали, что Дания собиралась соединить свой флот с французским. Скандал был столь велик, что правящая партия в марте 1808 года проиграла выборы, потеряв в Парламенте две трети мест.
Надежды на то, что Россия разорвёт союз с Наполеоном и снова вступит с ним в войну, также не оправдались. Состоялись лишь секретные переговоры Александра I с британским полковником Робертом Уилсоном. Офицер утверждал, что император приватно выражал готовность заключить мир с Великобританией и даже был согласен на оккупацию англичанами Зеландии, если те гарантируют свободу русского торгового судоходства. Однако захват сразу нескольких русских кораблей, особенно фрегата «Спешный», который вёз 601 167 испанских пиастров и 140 197 голландских червонцев — зарплату и призовые для эскадры Сенявина на Средиземном море, свёл все переговоры на нет.
«Спешный» был захвачен 2 ноября 1807 года, а 8 ноября Россия объявила Англии войну. Все британские суда в российских портах были задержаны, все торговые соглашения с Британией аннулированы. Естественно, Каннинг начал рассматривать возможность атаки русского флота в Кронштадте, чтобы устроить там «второй Копенгаген», однако на дворе уже стоял ноябрь, и приступить к операции ранее весны следующего года не было никакой возможности.
Таким образом, в результате бомбардировки Копенгагена Англия получила двух новых противников: Данию и Россию.
Постскриптум
6 сентября 1807 года у датского острова Гельголанд появилась британская эскадра под командованием адмирала Томаса Рассела в составе 74-пушечного «Маджестик», шлюпов «Уондерер» и «Экзешн», а также бомбардирского корабля «Эксплозион». На Гельголанде проживало около 3000 человек, в основном рыбаков, а местный гарнизон насчитывал 25 солдат. Англичане потребовали сдать остров, угрожая бомбардировкой. Датский гарнизон без лишних споров капитулировал.
Единственные английские потери произошли уже после этого. «Уондерер» и «Экзешн» вылетели на риф около острова. Первый смог спастись, а второй был разбит волнами. Во время отлива с «Экзешн» удалось снять две мортиры и восемь карронад, которые позже составили основу береговой обороны острова. На Гельголанде остался гарнизон из 120 человек. 22 сентября там был поднят английский флаг, а сам остров стал крупнейшей перевалочной базой британской контрабанды на континентальную Европу. Уже к 1808 году там было зарегистрировано 250 одних только британских компаний, а также ганноверские, померанские, мекленбуржские и прочие торговые предприятия, которые, по сути, стали офшорами для нелегальной торговли с наполеоновской Европой.
В декабре 1807 года на Гельголанде заработал британский пивоваренный завод, и через датскую Альтону напиток стал поступать в Германию, где из-за протекционистской политики Наполеона вдруг исчезло пиво, так как французский император, выполняя заказ своих торговцев, директивно продвигал на немецких рынках французское вино. Уже за 1807 год торговый оборот Гельголанда с Европой превысил 2 млн фунтов стерлингов. Ну а для военных Гельголанд стал портом подскока к Балтике и центром борьбы с датскими каперами в южной части Северного моря.
Литература и источники
-
-
- David John Raymond. The Royal Navy in the Baltic from 1807–1812. — Florida State University, 2010.
- Thomas Munch-Petersen. Defying Napoleon: How Britain Bombarded Copenhagen and Seized the Danish Fleet in 1807. — Sutton Publishing Ltd; 1st edition, 2007.
- Granville Leveson-Gower. Private Correspondence: 1781–1821. — Vol. 2. — John Murray (Publishers) Ltd., 1916.
- Roger Charles Anderson. Naval Wars in the Baltic; 1522–1850. — London: Francis Edwards Ltd., 1969.
- Jan Glete. Navies and Nations: Warships, Navies and State Building in Europe and America, 1500–1860. — Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1993.
- Carsten Holbraad. Danish neutrality: a study in the foreign policy of a small state. — Oxford; New York: Clarendon Press, 1991.
-