Сергей Махов. Немного просвещенного деспотизма
Статья из канала Сергея Махова на яндекс-дзене, которая, думаю, заинтересует коллег.
Король Испании Карл III, действительно самый великий король Испании, вошел в историю под двумя кличками. Его называли либо Карл III Политик, либо Карл III «лучший мэр Мадрида».
Действительно, Карл больше хотел бы продолжать жить в Неаполе, который он перестроил и реформировал по своему вкусу еще будучи тамошним королем, но судьба сделала его королем Испании, и поэтому он решил, что не место красит человека, но человек — место.
И назначенный им государственным секретарем маркиз Эскилаче рьяно начал перестройку Мадрида. Прежде всего, он ввел ежедневную уборку улиц в городе, организовал вывоз мусора и нечистот, постройку очистных сооружений для воды, мощение улиц, создание скверов и парков. В общем, чтобы все было как у людей. Мадридцы кривились, но выполняли эти указания. Но настоящий взрыв и восстание произошли, когда Эскилаче запретил длинные плащи и шляпы с большими тульями. Надо понимать, что в то время такие широкополые шляпы были сродни нынешним балаклавам — хрен лицо разглядишь. То же касалось и длинных плащей, под которыми, укутавшись, можно было даже пронести пушку.
Теперь, согласно закону, надо было носить треуголки и короткие плащи. Отдельно доставило то, что Эскилаче запретил ремесленникам одеваться как военные, тем самым прикрыл лавочку рассказов «Да я из Росгвардии! Да ты знаешь, кто мой брат?». За неповиновение штраф — первый раз: 5 дукатов или 12 дней тюрьмы, второй и последующий разы — 12 дукатов или 24 дня тюрьмы.
Все это наложилось на инфляцию и голод, который и были истинной причиной бунта. дело в том, что обычный рабочий в Мадриде в зависимости от квалификации зарабатывал от 5 до 8 реалов в день. Цена фунта хлеба составляла ранее от 6 до 8 кварто (8.5 кварто = 1 реалу), однако в 1765-м она резко возросла до 2-3 реалов. Как вы понимаете, отдавать половину дневного заработка за фунт хлеба — это прямая дорога в никуда. А с чего же так произошло?
Да проблема в том, что Эскилаче, большой любитель почитать Адама Смита, в 1765-м объявил о либерализации цен, мол «рыночек сам порешает». Ну «рыночек и порешал».
Эта «революция цен» наложилась на требования по шляпам и плащам, пошел слух, что «царь ненастоящий, его в Неаполе подменили», и вообще — Эскилаче тут хочет лишить нас корней и переодеть как иностранцев, а мы — идальго, от Сида Воителя род ведущие, мавров неоднократно имевшие, и т.д., и т.п.
К тому же пошли первые оштрафованные, которые громко возмущались и стонали над насилием над личностью. 23 марта 1766 года на Рыночной площади судебных приставов, искавших, кого бы осчастливить «штрафом от лучшего мэра Москвы»… ой, простите, задумался — просто прирезали на глазах у рукоплещущей толпы. Как раз люди в широкополых шляпах и длинных плащах. А далее начался бунт. Народ понял — можно! Судейскими не ограничивались. Например, разбирали мостовые, разбивали на фиг фонари, кидали трупы людей и животных в отстойники воды, и т.д.
24 марта восставшие попытались прорваться в Оружейную палату, где находились король и Эскилаче. Но Валлонские гвардейцы почему-то этого не оценили, и открыли огонь. Толпа конечно же убежала, но спустила свою месть на городе.
К концу дня король получил следующие требования, выработанные коллективным разумом:
- Маркиз де Эскилаш и вся его семья должны быть изгнаны из испанских владений.
- В правительстве должны быть только испанские министры.
- Выглать на фиг валлонскую гвардию.
- Снизить цены на продукты.
- Все войска пусть отведут в свои казармы.
- Не трахать за использование длинной накидки и длиннополой шляпы.
- Пусть Его Величество соизволит выступить на виду у всех, чтобы его верные подданные могли услышать его слово выполнять и удовлетворять просьбы. Иначе — «весь Мадрид сгорит этой ночью».
Карл III поступил стандартно — ночью бежал из Мадрида в дворец Аранхуэс. И тут восставшие испугались, ибо подумали, что король бежал из столицы, чтобы привести в Мадрид армию и устроить всем кузькину мать. Однако через день стороны договорились. Валлноская гвардия была выведена за пределы Мадрида (по городу потом ходила поговорка — «Если валлоны вернутся — Бурбоны не будут править»), Эскилаче изгнан, но не за свои улучшения города, а за «свободный рынок», устроенный в стране. Цена на хлеб упала до 8 кварто за фунт, и всем стало как-то по фиг, в чем ты ходишь. Можно даже треуголки и короткие плащи носить, не проблема. Ах да, Карл III, как человек умный, зашел с другой стороны. Он исподволь через памфлеты и разного рода представления стал потихоньку высмеивать эту моду на широкополые шляпы и длинные плащи. Ревнителей старины прозвали «маноло» («мужланами»), сравнивали старое одеяние с накидкой палача и т.д. В общем, «не стильно, не модно, не молодежно». И старая мода отмерла сама собой.
Ах да, одним из последствий восстания 1767 года стало изгнание иезуитов из Испании. Дело в том, что среди подстрекателей мятежа власти обнаружили довольно много последователей Лойолы. Ну и во избежание эксцессов в будущем иезуитам предложили покинуть Испанию, герцогство Неаполь и герцогство Пармское. Ибо не фиг.