Звёздный час Испании пришёлся на XVI-XVII века, когда страна являлась безусловным гегемоном, воевала с половиной Европы, одновременно решала проблему турецкой угрозы, завоевала Португалию и вела войны в колониях. Однако к 1670-м годам страна просто надорвалась. Начался так называемый кризис духа, интеллектуальный кризис, как писал доктор Хуан де Кабриада:
«Жалко и постыдно то, что мы стали индейцами Европы…»
Но как мы знаем, любой кризис – это возможность. Мир на время забыл об Испании, и Испания воспользовалась этим временем.
Содержание:
Проблемы испанского кораблестроения на сломе эпох
На XVI-XVII века испанский флот, без сомнения, был законодателем мод и если не первым флотом в мире, то одним из. Однако уже к 1650-м годам началась деградация флота, которая была связана как с устаревшей администрацией, так и с истощением лесов в самой Испании. К концу XVII века уровень испанского флота упал настолько, что в войне за Испанское наследство главное богатство испанской короны – серебро из Америки – фактически сопровождали, а потом и возили французы. Без французских линейных кораблей, совершивших как минимум шесть вояжей в Новый Свет и обратно в период с 1701 по 1713 год, охраняя испанские серебряные конвои, Испания осталась бы без серебра фактически на целое десятилетие.
Последний король из династии Габсбургов Карл II Очарованный фактически не вёл никакой морской политики, оставив дело судостроения в руках частных подрядчиков, в основном дворян и аристократов, которые рассматривали такие должности лишь как средство урвать что-то себе из казны и минимизировать затраты.
Что касается лесных запасов – в Испании ещё оставалось достаточно лесов, но вырубили леса, расположенные вдоль рек, и транспортировка древесины, находящейся далеко от водных путей, представляла собой неразрешимую на тот момент логистическую задачу.
Скорее всего, мысль перенести производство испанских кораблей в значимых масштабах в Америку принадлежала французскому адмиралу Жану-Батисту Дюкассу, который и высказал её королю Филиппу V. Небольшая верфь была основана в Гаване ещё в 1610-е, но строила она там небольшие корабли и технологически была неразвита.
С началом войны за Испанское наследство Кадис был осаждён англо-голландской эскадрой, и в период с 1700 по 1702 год в Гаване впервые заложили два больших корабля – галеоны Santa Rosa и Rubí, построенные в устаревшей и уже архаичной для начала XVIII века манере. Это были единственные корабли, построенные в Гаване за 1700-е годы.
Далее на десять лет Гавана фактически была отрезана от метрополии, и в этой ситуации губернатор Кубы Мигель Пабон решил начать масштабную реорганизацию Гаванской верфи. С учётом того, что на Кубе часто отстаивались французы, понятное дело, что французские колониальные власти помогли Гаване и с инженерным составом, и с мастеровыми. Примерно в это же время было решено строить корабли не из дуба, а из знаменитого красного дерева – caoba или mahogany. Собственно, три вида деревьев – красное дерево (Swetenia mahagoni), гваяковое дерево (Guaiacum officinalis) и душистый кедр (Cedrela odorata) стали основой испанского колониального кораблестроения. Нет, понятно, что строили и ремонтировали корабли на Кубе и в Вест-Индии и раньше, но связывают промышленный переход на строительство кораблей из красного дерева с Херонимо де Устарисом, который в 1724 году писал:
«Гавана представляет собой самую безопасную, комфортную и удобную верфь для Испании, к тому же местная древесина, включая сюда красное дерево и кедр, дает королевству технологическое преимущество – корабли из местной древесины служат более 30 лет, тогда как суда из европейского дуба – 12-15 лет <…>
Кроме того, кедр обладает и еще одной важной особенностью – в бою его древесина дает мало осколков, в отличие от дуба или тика, что позволяет сберечь свой экипаж в бою <…> Получается, что однотипные корабли Англии и Голландии будут проигрывать испанским по этому параметру.
Идея моя самая простая – из местной древесины должны строиться корабли не только для местной Наветренной Эскадры, но и для всего испанского флота.»
В 1722 году капитаном Гаванской верфи был назначен Хуан де Акоста, который и развернул первое масштабное строительство кораблей из колониальной древесины. В период между 1723 и 1740 годами на Гаванской верфи было построено 23 военных корабля, среди них линейные корабли San Juan, San Lorenzo, Africa, Europa, Asia и America.
Между 1728 и 1737 годами из тридцати девяти военных кораблей, построенных Испанией, четырнадцать были построены в Гаване.
Пересмотр концепции
До начала XVIII века испанские кораблестроители ставили во главу угла прочность и надёжность – то есть строили трансокеанские торговые корабли, которые нехотя вооружали пушками. Эта концепция оказалась порочной, и к 1700-м годам Испания стала отстающей в развитии судостроения державой.
Но союз с Францией и приход французских специалистов вдохнул в неё новые силы.
Большую роль тут сыграл и знаменитый испанский кораблестроитель Антонио Гастаньета. Именно он в 1702 году стал главным кораблестроителем короля Филиппа V и фактически с нуля по новым принципам построил на Кантабрийском побережье верфь Эль-Астильеро. В 1712 году он издал трактат «Пропорции мер, необходимых для постройки военного корабля с килем в семьдесят локтей», который стал библией для испанских кораблестроителей. Ну а в 1720 году Гастаньета написал и издал вторую книгу – «Пропорции наиболее существенных мер для завода новых военных кораблей и фрегатов», где пересказывал весь современный французский и английский опыт в кораблестроении.
Собственно, за основу Гастаньета выбрал именно французскую школу кораблестроения, но – с испанским акцентом. По сути, корабли постройки 1720-х – это были попытки сделать копии французских кораблей – это видно и по размерениям, и по французской длине шпаций, и т. д., правда, к тому времени Гастаньетта уже корабли не строил (но зато массово приглашал французских кораблестроителей на службу в Испанию, в основном – из Тулона). Среди последних был кораблестроитель Сиприано Де Отран-и-Оливер (Cipriano Autrán), который фактически и разработал для испанцев 70-пушечники, 64-пушечники и составил план-чертёж 100-пушечника Real Phillipe.
В 1739 году именно Отран и разработал новый проект 70-пушечников, так называемый класс Invencible. Длина корабля по гон-деку составляла 187 футов, по килю – 166 футов, ширина 54 фута, глубина интрюма – 23 фута, водоизмещение 1645 тонн (104,2 х 92,5 х 30 х 12,8 м). Вооружение линкора было следующим: на нижней палубе двадцать восемь 24-фунтовых орудий, на средней палубе – двадцать восемь 18-фунтовых орудий, на квартердеке и форкасле – четырнадцать 8-фунтовых пушек. Экипаж – 760 человек. В этом же году на верфи Гаваны по данному проекту и заложили два корабля – Invencible и Glorioso.
На строительство корпуса были использованы красное дерево и душистый кедр, на мачты – сосна. Оба корабля были спущены на воду в 1740 году.
Путешествие Glorioso
После сражения у Тулона в 1744 году большая и лучшая часть испанского флота (15 кораблей и 1 фрегат) оказалась заблокирована в Картахене. Меж тем Испании как воздух была нужна связь с колониями и сопровождение торговых караванов военными кораблями. Соответственно, вся эта ноша упала на плечи эскадры лейтенант-генерала Торреса, стоящей в Гаване – 70-пушечные Invencible и Glorioso, 60-пушечные Reina, Real Familia, San Antonio, Europa, Castilla, San Louis и 50-пушечный Santiago.
Начиная с 1745 года Glorioso вместе с частью других кораблей совершали вояжи между Старым и Новым Светом, ну а в мае 1747 года под командованием капитана Педро Мессии де ла Серды 70-пушечник, загруженный серебром и колониальными товарами на общую сумму в 3 миллиона песо, тронулся из порта Веракрус в Испанию.
Оказалось, что англичане были в курсе выхода корабля, и у Азорских островов 25 июля 1747 года Glorioso наткнулся на англичан – 60-пушечный корабль Warwick (кэптен Роберт Эрскайн) и 40-пушечный корабль Lark (кэптен Джон Крукшенкс, флагман).
Англичане пустились в погоню за Glorioso, и на следующий день, 26 июля, к 14:00 смогли сблизиться с ним. Вырвавшийся вперед Lark, будучи на ветре, открыл огонь из 9-фунтовых орудий, поскольку не мог использовать наклоненный близко к воде гон-дек с 18-фунтовками, тогда как Glorioso ответил ему из 24- и 18-фунтовок. Кончилось всё тем, что у Lark был повреждён такелаж, и он отстал. Испанцы во время боя потеряли 4 человека.
28-го испанский корабль нагнал Warwick, но море было свежим, и волнение не дало использовать английскому линкору пушки нижнего дека. Вооружение же опердека и надстроек у него состояло из 9- и 6-фунтовок, тогда как у Glorioso там располагались 18- и 8-фунтовки. Кроме того, гон-дек испанца был расположен в полутора метрах от ватерлинии, то есть корабль мог спорадически вести огонь и из главного калибра, поэтому дуэль оказалась осторожной, на дальней дистанции. Эрскайн не стал искушать судьбу и прекратил преследование. За время перестрелки Warwick потерял 20 моряков убитыми и ранеными.
Де ла Серда взял курс на Эль Ферроль, и 15 августа 1747 года был обнаружен вторым английским соединением в составе 50-пушечного корабля Oxford, 24-пушечного фрегата Shoreham и 14-пушечного брига Falcon под общим командованием кэптена Смита Кейлиса.
Кейлис попробовал взять Glorioso в два огня, однако после трёхчасового боя был вынужден отступить. Этот бой примечателен тем, что Glorioso смог разделить огонь между линкором и кораблями поддержки. Как известно, бой на два борта парусный корабль мог выдержать с трудом – орудийные расчёты той эпохи были скомплектованы в расчёте на обслуживание только одной пушки борта. Так вот, де ла Серда подветренным бортом поворотил против Oxford и начал его обстрел 24-фунтовыми пушками нижнего дека, а с наветренной стороны использовал пушки опердека и надстроек против фрегата и брига. У испанцев в бою 5 человек получили ранения, легко повреждён был только рей грот-мачты. Англичане тоже понесли легкие повреждения в такелаже и рангоуте и отстали.
18 августа Glorioso вошёл в порт Коркубион, где сгрузил серебро и товары, а также ждал пополнения провианта, пороха и ядер. Педро де ла Серда запросил 1475 ядер, 370 мешков с картечью, 1750 патронов и 200 хандервейтов пороха. Но получил лишь пять небольших лодок, на которых перевозились солдаты, продовольствие и другие припасы, и, похоже, требуемого количества боеприпасов и пороха так и не было получено.
5 октября 1747 года корабль покинул Коркубион и вышел в море. 17 октября у мыса Сент-Винсент он наткнулся на эскадру Джона Уолкера в составе четырёх 30-пушечных фрегатов – King George, Prince Frederick, Princess Amelia и Duke. Из всех фрегатов с Glorioso смог сблизиться только King George, но он сразу же получил залп из 18-фунтовок опердека, который сбил на нём грот-мачту и сорвал с лафетов два орудия на надстройках. После этого корабль Уолкера резко отстал, и преследование испанца продолжили лишь три фрегата из четырёх.
Утром следующего дня к ним присоединились 50-пушечный Dartmouth (кэптен Джон Гамильтон) и 92-пушечный Russell (кэптен Мэтью Бакль). К обеду 18 октября Dartmouth сумел сблизиться с Glorioso, завязалась перестрелка, и в 15:30 английский 50-пушечник взлетел на воздух, унеся с собой жизни 310 моряков. Испанцы настаивают на версии, что именно они потопили корабль, англичане пишут о неосторожном обращении с огнём собственной команды.
Теперь уже Glorioso должен был быть взят или потоплен хотя бы из соображений престижа.
К вечеру 18 октября англичане сумели окружить испанца. Бой длился всю ночь, на Glorioso были сбиты все мачты, почти кончились порох и ядра. И к утру 19 октября де ла Серда решил сдаться. Его потери в последних трёх боях составили 33 убитыми и 130 ранеными.
Послесловие
Лучше всего поведение испанского экипажа Glorioso охарактеризовал тот самый кэптен Джон Уолкер:
«Никогда еще испанцы не сражались столь отчаянно и храбро.»
Корабль был приведён Баклем в Лиссабон, отремонтирован, поскольку он хотел его продать флоту как приз, но война за Австрийское наследство уже заканчивалась, и Адмиралтейство решило не приобретать себе корабль.
Капитан де ла Серда и его люди, взятые на борт King George и Prince Frederick, были доставлены в Великобританию и расселены под арест в Лондоне, где они стали предметом восхищения британцев. Позже де ла Серда был повышен до коммодора за свои боевые действия, а выживший экипаж получил награды по возвращении в Испанию.
Бой Glorioso показал только одно – испанцы совершенно правильно взяли за основу французскую школу кораблестроения: их корабли были и размерами больше, и вооружены гораздо лучше, чем английские корабли того же ранга. Как видим, потребовался только 90-пушечный «тяжеловес» Russell, чтобы справиться с испанским 70-пушечником.
С другой стороны, сами испанцы сделали очень сомнительные выводы. Испанские адмиралы решили, что основная причина неудач их флота – это не плохая подготовка матросов, старшин и капитанов, а дороговизна и малочисленность кораблей. Англичане, считали они, построили корабли, может, и похуже, но подешевле испанских, поэтому (за счёт большего их количества) имели возможность блокировать и Кадис, и Картахену, и колонии. Поэтому было принято принципиальное решение – строить дешёвые линкоры, но числом побольше. Французские эскизы были отклонены. Забыв о достоинствах высокого борта и мощного вооружения, испанские адмиралы сосредоточились на недостатках типа узких пушечных портов. Из Ирландии были приглашены кораблестроители, которые заложили новые корабли по британским проектам.
Источник — https://topwar.ru/233716-linejnyj-korabl-glorioso.html