Сергей Махов и Павел Леонов. Концепция «Стог сена» Часть 1
Вот за что я люблю такие темы — за то, что они офигенны. И безумно жаль, что на русском вся Холодная война свелась к «флот — это попил», и «флот Горшкова строили зря, лучше бы еще 70 тыс танков построили:.
По факту же шло именно инженерное соревнование двух держав, где соревновались инженеры, военные, экономисты и так далее. Тут же сплошной Лиддл-Гарт, стратегия непрямых действий в чистом виде. И обидно, что у нас две крайности, «мы американцев завалили бы» и «они были сильнее», хотя по факту то мы, то они вырвались вперед, мы и они руководствовались не только реальными, но и мнимыми страхами, мы и они держали удар и разрабатывали стратегию на стратегию.
В общем, я безмерно рад, что у нас есть такие люди, как Павел, которые честно пытаются в этом разобраться. И хотя бы посмотреть на нас со стороны нашего противника, соперника.
Концепция «Стог сена» Часть 1
Поскольку концепция маскировки авианосцев развивалась, необходимо было отрабатывать новые вводные и усложнять задачу.
Для этого учения «Копна Эхо» были проведены в Эгейском море, чтобы отработать использование островов для затруднения обнаружения авианосцев. С 9 по 11 апреля 1957 года Форрестол и Лэйк Чамплейн с эскортом отыгрывали против двух подводных лодок, и береговой авиации — разведчиков, РЭБ и ударных самолетов, базирующихся на Афины. Главной их целью снова стала отработка тактического контроля и ПВО при рассеянной диспозиции.
Анализ проведенных учений показал что использование концепции маскировки было неполным, поскольку требования ночных полетов приводили к необходимости использования TACAN (тактическая навигационная система военной авиации НАТО) и подъему вертолета авиационной охраны. «Атакующий» самолет РЭБ перехватил радиосигналы системы TACAN авианосца Лэйк Чамплэйн после начала учений и немедленно направил разведывательный самолет для подтверждения контакта и выводу ударных самолетов на цель. Четыре удара по авианосцу оказались удачными, да и самолет-разведчик отслеживал авианосец на протяжении всех учений.
Форрестол обнаружили визуально в 07:14 10 апреля, но не атаковали до 15:01. Самолет РЭБ отслеживал и обеспечивал атаки на этот авианосец тоже в течение всех учений.
Аналитики пришли к выводу, что необходима организация контроля воздушного пространства без системы TACAN.
Другие открытия в ходе учений тоже оказались полезны. Так, например, тяжелый крейсер Салем (CA 139) и два эсминца эскорта несколько часов водили за нос самолет-разведчик, имитируя авианосец и корабли эскорта, пока не рассвело.
Множество островов в районе учений, однако, оказались бесполезны для игры в прятки. Они, наоборот, усложнили жизнь защищающемуся. Острова скрывали атакующие группы самолетов, и мешали их перехвату защищающимися самолетами авианосца.
Напомню, что сама концепция «Стога сена» предназначалась для увеличения времени жизни американских авианосцев в Средиземном море во время первоначального обмена ядерными ударами. После учений «Стог сена Эхо» командующий 6-м флотом Браун в письме начальнику штаба ВМС США Берку писал:
«Тактика «Копна» доказала свою эффективность в увеличении критически важного времени выживания для запуска контрударов против баз атакующего при нынешних условиях боя».
источник: https://www.facebook.com/george.rooke.1/posts/975762683025273