Сергей Линник. Использование трофейных немецких танков и САУ в РККА на завершающем этапе войны и в послевоенное время
В конце Второй Мировой Красная Армия захватила сотни единиц исправных германских танков и САУ, которые можно было использовать по прямому назначению.
Из всех трофейных танков и САУ наиболее ценными считались те, что были вооружены орудиями с высокой баллистикой, способными обеспечить пробитие противоснарядной танковой брони на реальных дистанциях боя. Такие захваченные у противника машины командованием РККА часто рассматривались как противотанковый резерв на случай прорыва бронетехники противника.
Содержание:
Трофейные самоходные артиллерийские установки немецкого производства
Чаще всего на завершающем этапе боевых действий в РККА использовались отбитые у немцев самоходки StuG.III, StuG.IV и Jagd.Pz.IV, вооруженные 75-мм орудиями с длиной ствола 48–70 калибров. В официальных отчётах, подаваемых в вышестоящие штабы, между этими машинами не делали разницы, и они проходили под общим наименованием СУ-75.
Наиболее массовой самоходной артиллерийской установкой на шасси Pz.Kpfw.III, выпускавшейся до апреля 1945 года являлась StuG.III Ausf. G, вооруженная пушкой StuK. 40/L48 с длиной ствола 48 калибров.
Эта самоходка могла уверенно поражать советские средние танки на дальности более 1 000 м. Для борьбы с пехотой на крыше устанавливался дистанционно управляемый пулемёт. В лобовой проекции StuG. III Ausf. G была прикрыта 80-мм бронёй, которую советские 76,2-мм танковые и дивизионные пушки могли пробить на дистанции менее 400 м. Толщина бортовой брони составляла 30 мм. Дополнительная защита от 14,5-мм пуль ПТР и 76,2-мм кумулятивных снарядов полковых пушек обеспечивалась 5-мм броневыми экранами, прикрывавшими ходовую часть и борта машины. Боевая масса StuG.III Ausf. G составляла 23,9 т. Карбюраторный двигатель мощностью 300 л. с. обеспечивал максимальную скорость до 38 км/ч. Запас хода по шоссе – до 155 км.
Сходными со StuG.III Ausf. G данными обладала САУ StuG.IV, созданная на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV. Причиной появления этой самоходной установки стало недостаточное число хорошо себя зарекомендовавших САУ StuG.III.
По защищённости и огневой мощи самоходки, построенные на базе «тройки» и «четвёрки», были равноценными. САУ StuG.IV вооружалась всё той же 75-мм пушкой StuK.40 L/48. На крыше рубки устанавливался пулемёт винтовочного калибра. Толщина лобовой брони – 80 мм, бортовой – 30 мм. Машина с боевой массой около 24 т могла разогнаться на шоссе до 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 210 км, по грунтовой дороге – 130 км.
В первой половине 1944 года в «Панцерваффе» началось освоение истребителя танков Jagd.Pz.IV (Jagdpanzer IV), созданного на шасси танка Pz.Kpfw.IV Ausf. H.
Самоходные установки, выпускавшиеся на разных заводах, имели существенные отличия в форме рубки и в защищённости. Толщина лобовой брони самоходки с орудием длиной 70 калибров была увеличена с 60 до 80 мм, а вес вырос с 24 до 26,4 т и превзошёл предельное значения нагрузки на переднюю часть шасси.
При движении по пересечённой местности механику-водителю САУ Jagd.Pz.IV, вооруженной длинноствольным «пантеровским» орудием, следовало быть очень аккуратным, так как существовал большой риск повредить ствол о препятствие при развороте или зачерпнуть грунт дульной частью.
Но даже с учётом сложностей эксплуатации, низкой надёжности ходовой части и посредственной подвижности на поле боя, истребитель танков Jagdpanzer IV был очень опасным противником. Бронебойный снаряд, выпущенный из орудия 7,5 cm Pak.42 L/70, мог поразить средние советские танки на дистанции до 2 км.
Трофейная ПТ САУ Jagd.Pz.IV
Захваченные у противника САУ с 75-мм орудиями наряду с другими немецкими и отечественными самоходными артиллерийскими установками эксплуатировались в самоходных артиллерийских и танковых полках. Ими также вооружали отдельные батальоны, укомплектованные трофейной бронетехникой.
Шасси танка Pz.Kpfw.III также использовалось для выпуска самоходной установки StuH.42, вооруженной орудием 10,5 cm StuH.42 с баллистикой лёгкой 105-мм полевой гаубицы leFH18/40. Производство САУ StuH.42 велось с октября 1942 до февраля 1945 года.
Для борьбы с танками в боекомплекте имелись кумулятивные снаряды с бронепробиваемостью 90–100 мм. Для повышения скорострельности был создан унитарный выстрел с кумулятивным снарядом в специальной удлинённой гильзе. Дальность стрельбы по визуально наблюдаемым целям осколочно-фугасным снарядом – до 3 000 м, кумулятивным – до 1 500 мм. Боевая скорострельность – 3 выстр./мин.
В части подвижности и защищённости машина массой 23,9 т примерно соответствовала поздним модификациям StuG.III.
Захваченные у противника StuG.III, StuG.IV и StuH.42 в РККА также использовали как бронированные ремонтно-эвакуационные машины, тягачи, бронированные машины передовых артиллерийских наблюдателей, транспортёры горючего и боеприпасов. Для этого в полевых танкоремонтных мастерских с самоходок демонтировали артиллерийские орудия и иногда срезали часть рубки. Освободившийся полезный объём и резерв грузоподъёмности давал возможность установить на машины дополнительное оборудование: лебёдку, стрелу подъёмного крана, сварочный аппарат или внешнюю цистерну для горючего.
В первые послевоенные годы тягачи, инженерные машины и технические летучки, созданные на базе трофейных демилитаризованных САУ, эксплуатировали в советском народном хозяйстве.
На завершающем этапе войны Красная Армия захватила несколько десятков исправных и пригодных к восстановлению САУ Jagdpanzer 38 (t).
Эта самоходная артиллерийская установка оснащалась 75-мм пушкой PaK.39/2 с длиной ствола 48 калибров, выпускавшейся с апреля 1944 года, была спроектирована на базе устаревшего чехословацкого лёгкого танка LT vz. 38, который в вооруженных силах нацисткой Германии получила обозначение Pz.Kpfw 38(t).
Защита САУ являлась дифференцированной. Лобовая броня толщиной 60 мм, установленная под углом 60°, неплохо держала 45–76,2-мм бронебойные снаряды. Бортовая 15–20-мм броня защищала от пуль и осколков. Снижению уязвимости способствовали относительно малые размеры и низкий профиль.
«Хетцер» оснащался карбюраторным двигателем мощностью 150 л. с. Наибольшая скорость – 40 км/ч, запас хода по шоссе – 175 км и 130 км по пересечённой местности. Так как масса машины была относительно небольшой, проходимость САУ в условиях бездорожья была выше, чем у большинства немецких танков и самоходок.
Хотя САУ Jagdpanzer 38 (t) в целом считается удачной, свидетельств её использования в РККА не имеется. Возможно, это связано с тем, что «Хетцер» имел стеснённые условия работы экипажа и плохой обзор из машины. Судя по всему, исправные трофейные самоходки, произведённые заводами Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik и Skoda, в послевоенное время передали Чехословакии.
Ценным трофеем в РККА считались САУ Nаshorn и Hummel. Первая была вооружена 88-мм орудием 8,8 cm Pak.43/1 L/71, а вторая 150-мм полевой гаубицей sFH 18 L/30. Обе самоходки были созданы на универсальном шасси Geschützwagen III/IV, на котором опорные катки, подвеска, поддерживающие катки, направляющие колеса и гусеницы заимствованы у танка Pz.IV Ausf. F, а ведущие колеса, двигатель и коробка передач – у Pz.III Ausf. J. Карбюраторный двигатель мощностью 265 л. с. обеспечивал машине весом около 25 т скорость до 40 км/ч. Корпус и открытая сверху рубка были прикрыты бронёй, защищающей от пуль и осколков.
Советские войска получили в своё распоряжение более двух десятков исправных САУ Nаshorn и Hummel, которые получили обозначение СУ-88 и СУ-150. Так, в составе 366-го Гвардейского самоходно-артиллерийского полка (4-я Гвардейская армия) по состоянию на 16 марта 1945 года имелось: 7 СУ-150, 2 СУ-105 и 4 СУ-75, а также 2 танка Pz.Kpfw.V и один Pz.Kpfw.IV. Эти бронированные машины немецкого производства Красная Армия использовала в боях под Балатоном.
При штурме Берлина бойцы 3-й армии (1-й Белорусский фронт) захватили две ПТ САУ Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71.
Эта самоходка была спроектирована в рамках программы по созданию недорогой единой универсальной платформы для 88–127-мм противотанковых орудий и 150-мм гаубицы.
В феврале 1944 года получил одобрение окончательный вариант на базе серийной самоходки Jagdpanzer 38(t) Hetzer. Однако из-за перегруженности конструкторских бюро и заводов другими заказами до стадии практической реализации удалось довести только проект ПТ САУ с 88-мм противотанковым орудием PaK.43.
Буксируемая противотанковая пушка 8,8 cm Pak.43 в боевом положении весила 4 400 кг, и её перекатывание на поле боя силами расчёта было практически невозможным. Для транспортировки Pak.43 требовался достаточно мощный тягач. Проходимость сцепки тягача с орудием на слабых грунтах была неудовлетворительной. В то же время 88-мм орудие Pak.43 являлось очень мощным и обеспечивало уверенное поражение всех советских танков, применявшихся во Второй мировой войне.
При установке на шасси Waffentrager (носитель вооружения) орудие 8,8 cm PaK.43 L/71 монтировалось на тумбовой установке и могло вести огонь в круговом секторе. Правда, стрельба с ходу не допускалась. Для защиты расчёта от пуль легкого стрелкового оружия и осколков устанавливался броневой щит толщиной 5 мм. Корпус самоходной установки имел сварную конструкцию и собирался из катаных листов броневой стали толщиной 8–20 мм.
Карбюраторный двигатель мощностью 100 л. с. находился в передней части корпуса. Боевая масса машины составляла 11,2 т. Максимальная скорость движения по шоссе 36 км/ч. Запас хода по шоссе – 110 км, по просёлку – 70 км.
В целом самоходная установка, вооруженная 88-мм орудием PaK.43, оказалась удачной. Стоила она дешевле, чем другие германские ПТ САУ, выпускаемые в 1944–1945 гг., а эффективность при использовании с заранее выбранных позиций могла быть весьма высокой. В случае налаживания массового выпуска Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71 имела шансы стать одной из лучших лёгких противотанковых самоходок Второй мировой.
Уже после капитуляции Германии трофейная САУ Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71 была испытана на полигоне в СССР, где получила положительную оценку.
Трофейные танки немецкого производства
До самого момента капитуляции Третьего рейха в РККА продолжали эксплуатироваться, казалось бы, безнадёжно устаревшие танки Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.III.
Несколько лёгких трофейных танков Pz.Kpfw.II Ausf. C и Pz.Kpfw.II Ausf. F в СССР во время заводского ремонта перевооружили 20-мм автоматическими пушками ТНШ-20 и пулемётами ДТ-29. На завершающем этапе боевых действий «двойки» не могли противостоять средним и тяжелым танкам противника, но их вооружение было способно успешно действовать по не укрывшейся в окопах пехоте, грузовикам и бронетранспортёрам, а броня толщиной 30–14,5-мм надёжно защищала от пуль и осколков.
У танков Pz.Kpfw.II не было шансов выжить на поле боя, и они в основном использовались для охраны объектов в тылу, а также для сопровождения транспортных колонн. Трофейные лёгкие танки могли бороться с диверсионными группами и прорывающейся из окружения пехотой противника.
Танки Pz.Kpfw.III были защищены лучше, чем Pz.Kpfw.II (толщина лобовой брони 50 мм, борт – 30 мм), и имели более сильное вооружение (50-мм орудие KwK 39 с высокой начальной скоростью снаряда или 75-мм короткоствольное орудие KwK 37). На завершающем этапе войны «тройки» считались устаревшими, и на их базе в Германии выпускались самоходки. Тем не менее, помимо охранных функций в тылу, трофейные Pz.Kpfw.III иногда действовали на передовой.
Благодаря наличию командирской башенки, хорошим оптическим приборам и радиостанции, «тройки» использовались в роли командирских танков в советских подразделениях самоходной артиллерии и как машины передовых артиллерийских наблюдателей.
Даже после капитуляции Германии некоторое количество «двоек» и «троек» оставалось в РККА. Так, в частях Забайкальского фронта, участвовавших в августе 1945 года в боевых действиях против Японии, имелись танки Pz. Kpfw.II и Pz.Kpfw.III.
«Рабочими лошадками» панцерваффе со второй половины войны являлись средние танки Pz.Kpfw.IV, вооруженные 75-мм орудиями с длиной ствола 43–48 калибров. Достаточно толстая лобовая броня и высокая бронепробиваемость орудия в сочетании с хорошими прицелами и приборами наблюдения делали «четвёрку» очень серьёзным противником.
Средний танк модификации Pz.Kpfw.IV Ausf. H имел боевую массу 25,7 т. Лобовая броня корпуса составляла 80 мм, борта и корма – 20–30 мм. Карбюраторный двигатель мощностью 300 л. с. обеспечивал скорость на шоссе до 38 км/ч. Запас хода – до 210 км.
Даже после того, как в ходе наступательных операций 1944–1945 гг. советские войска стали часто захватывать тяжелые германские танки и самоходки с длинноствольными 75-мм и 88-мм орудиями, танки Pz.Kpfw.IV продолжали использоваться в РККА.
Во многом это объяснялось тем, что «четвёрка» была проще в ремонте, чем трофейные тяжелые танки. В силу высокой распространенности Pz.Kpfw.IV, к этому танку было легче найти запчасти и выстрелы для 75-мм пушки.
Для ликвидации прорывов вражеской бронетехники Красная Армия также применяла отбитые у противника танки Pz.Kpfw.V.
Больше всего в «Пантере» наши танкисты ценили вооружение и прицелы. Баллистические данные 75-мм орудия KwK.42, сопряженные с качественной оптикой, позволяли эффективно бороться с танками противника на дистанциях, недоступных ни одной советской танковой пушке. Защищённость «Пантеры» в лобовой проекции была хорошей. Толщина верхнего лобового листа составляла 80 мм, нижнего – 60 мм. Угол наклона – 55°. Толщина бортовой и кормовой брони 50–40 мм.
Впрочем, танк Pz.Kpfw.V во многом был проблемной машиной. Механикам-водителям трофейных «Пантер» приходилось очень тщательно выбирать маршрут движения.
Большие проблемы также возникали с преодолением водных преград. Далеко не все мосты могли выдержать танк весом 45 т, а при форсировании реки вброд, почти всегда возникали сложности с выходом на крутой берег. Бензиновые двигатели «Майбах» отличались прожорливостью. На одной заправке по шоссе «Пантера» могла пройти около 200 км, а запас хода советского среднего танка Т-34-85 составлял 350 км. Из-за низкой надёжности двигателя, трансмиссии и ходовой части часто случались поломки.
Хотя на шоссе максимальная скорость движения «Пантеры» кратковременно могла приближаться к 50 км/ч, при движении в одних колоннах с Т-34-85 немецкий танк часто не выдерживал заданного темпа.
Относительно использования трофейных тяжелых танков Pz.Kpfw.VI информации очень мало, хотя достоверно известно, что «Тигры» частями Красной Армии захватывались и даже вводились в состав боевых подразделений.
На определённом этапе войны по совокупности боевых качеств «Тигр» являлся сильнейшим танком в мире. К достоинствам машины можно отнести мощное вооружение (88-мм орудие KwK 36 с длиной ствола 56 калибров) и сильное бронирование (толщина брони корпуса и бортов и кормы 100–80-мм), продуманную эргономику, качественные приборы наблюдения и связи.
В то же время перегруженное шасси и невысокая удельная мощность не позволяли уверенно себя чувствовать на слабых грунтах и в глубоком снегу. Повреждённый танк, ввиду большой массы (57 т), было трудно эвакуировать с поля боя. Кроме того, ремонт «Тигра» являлся непростым делом.
Известно, что трофейные «Тигры» имелись в 28-й гвардейской танковой бригаде (39-я армия, Белорусский фронт), в 713-м самоходно-артиллерийском полку 48-й армии 1-го Белорусского фронта и в 5-й отдельной гвардейской танковой бригаде 38-й армии 4-го Украинского фронта.
По причине малочисленности и эксплуатационных проблем трофейные тяжелые танки не оказали практически никакого влияния на ход боевых действий. Во многом это было связано с плохой ремонтопригодностью. Если на советских танках многие неисправности можно было устранить силами экипажа, то для ремонта «Тигра» в большинстве случаев требовалось привлечение хорошо обученных специалистов и специального оборудования.
На завершающем этапе войны Красная Армия в достаточном количестве получала средние и тяжелые танки, вооруженные 85–122-мм орудиями, и САУ с орудиями 100–152-мм, которые на реальных дистанциях боя могли успешно поражать любую бронетехнику противника. К 1944 году немногочисленные трофейные «Тигры» в роли истребителей танков утратили своё значение.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf. B («Тигр II») был вооружен беспрецедентно мощной 88-мм пушкой Kw.K.43 с длиной ствола 71 калибр (такое же орудие устанавливали на ПТ САУ «Фердинанд») и прикрыт очень толстой бронёй (лоб корпуса 150–120 мм), размещённой под рациональными углами.
Хотя защищённость и мощь вооружения «Королевского тигра» существенно увеличились, по сбалансированности боевых характеристик он уступал предыдущей модели. Из-за избыточного веса (68 т) проходимость и маневренность машины были неудовлетворительными. Это сильно снижало тактические возможности тяжелого танка и делало его уязвимым для более подвижных советских танков и самоходок.
Перегруженность ходовой части отрицательно сказалась на надёжности. По этой причине примерно треть машин выходила из строя на марше. Бензиновый двигатель и бортовые передачи, изначально спроектированные для гораздо менее тяжелого танка, не выдерживали нагрузок при движении по раскисшему грунту.
В ходе боевых действий на территории Польши танкисты 53-й гвардейской танковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса и 1-й гвардейской танковой бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса захватили несколько исправных и пригодных к восстановлению танков «Тигр II».
В ряде источников говорится, что как минимум для трёх машин были сформированы советские экипажи. Однако подробностей об их боевом применении найти не удалось.
После капитуляции Германии в действующих частях Красной Армии имелось несколько десятков пригодных для использования в бою трофейных танков и самоходок. Ещё несколько сотен повреждённых и неисправных гусеничных бронированных машин немецкого производства скопилось в сборных пунктах аварийной техники.
Так, по состоянию на 20 июля 1945 года в Красной Армии числилось 146 танков «Пантера», из которых 63 были исправны, а остальные требовали ремонта.
Летом 1945 года советское командование решило использовать трофейную бронетехнику для организации процесса боевой подготовки и большую часть немецких танков и САУ, находящихся в хорошем техническом состоянии, передать танковым армиям и корпусам. Таким образом, трофейные танки и самоходки, используемые в учебно-тренировочных целях, позволяли сберечь ресурс советских танков, эксплуатируемых в войсках.
В первые послевоенные годы в Группе советских оккупационных войск в Германии было немало танков немецкого производства, переделанных в тягачи и машины технической поддержки. Эксплуатация этой трофейной техники облегчалась тем, что к ним в достатке имелись запасные части, которые можно было демонтировать с неисправных танков и САУ, хранящихся в сборных пунктах.
Какое-то количество демилитаризованных трофейных бронированных машин передавали гражданским ведомствам. Но, в отличие от легковушек и грузовиков, немецкие танки, переделанные в тягачи и ремонтные машины, в большинстве случаев служили недолго. Сказывалось сложное устройство немецкой бронетехники и зачастую низкая квалификация механиков-водителей, неспособных правильно её обслуживать.
Кроме того, для немецких карбюраторных моторов требовался бензин с более высоким октановым числом и специальные масла, отличавшиеся от тех, что использовались в СССР. Частые поломки и сложности со снабжением расходными материалами, запчастями и ГСМ привели к тому, что к концу 1940-х годов в гражданских организациях машин на базе немецких танков почти не осталось.
До середины 1950-х трофейные танки и самоходки активно участвовали в различных исследованиях и испытаниях новой советской бронетанковой техники. Германские орудия 7,5 cm Kw.K. 42, 8,8 cm Pak. 43 и 12,8 cm PaK. 44 являлись эталоном бронепробиваемости. В процессе испытания перспективных советских танков на полигоне, их броня проверялась обстрелом из немецких танковых пушек.
В свою очередь, многие немецкие «панцеры» закончили свой жизненный путь на артиллерийских и танковых полигонах в роли мишеней. Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.