Сергей Линник. Использование трофейных немецких танков и САУ в РККА на завершающем этапе войны и в послевоенное время

18

В конце Второй Мировой Красная Армия захватила сотни единиц исправных германских танков и САУ, которые можно было использовать по прямому назначению.

Из всех трофейных танков и САУ наиболее ценными считались те, что были вооружены орудиями с высокой баллистикой, способными обеспечить пробитие противоснарядной танковой брони на реальных дистанциях боя. Такие захваченные у противника машины командованием РККА часто рассматривались как противотанковый резерв на случай прорыва бронетехники противника.

Содержание:

Трофейные самоходные артиллерийские установки немецкого производства

Чаще всего на завершающем этапе боевых действий в РККА использовались отбитые у немцев самоходки StuG.III, StuG.IV и Jagd.Pz.IV, вооруженные 75-мм орудиями с длиной ствола 48–70 калибров. В официальных отчётах, подаваемых в вышестоящие штабы, между этими машинами не делали разницы, и они проходили под общим наименованием СУ-75.

Трофейная САУ StuG.III


Трофейная САУ StuG.III

Наиболее массовой самоходной артиллерийской установкой на шасси Pz.Kpfw.III, выпускавшейся до апреля 1945 года являлась StuG.III Ausf. G, вооруженная пушкой StuK. 40/L48 с длиной ствола 48 калибров.

Эта самоходка могла уверенно поражать советские средние танки на дальности более 1 000 м. Для борьбы с пехотой на крыше устанавливался дистанционно управляемый пулемёт. В лобовой проекции StuG. III Ausf. G была прикрыта 80-мм бронёй, которую советские 76,2-мм танковые и дивизионные пушки могли пробить на дистанции менее 400 м. Толщина бортовой брони составляла 30 мм. Дополнительная защита от 14,5-мм пуль ПТР и 76,2-мм кумулятивных снарядов полковых пушек обеспечивалась 5-мм броневыми экранами, прикрывавшими ходовую часть и борта машины. Боевая масса StuG.III Ausf. G составляла 23,9 т. Карбюраторный двигатель мощностью 300 л. с. обеспечивал максимальную скорость до 38 км/ч. Запас хода по шоссе – до 155 км.

Сходными со StuG.III Ausf. G данными обладала САУ StuG.IV, созданная на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV. Причиной появления этой самоходной установки стало недостаточное число хорошо себя зарекомендовавших САУ StuG.III.

Трофейная САУ StuG.IV


Трофейная САУ StuG.IV

По защищённости и огневой мощи самоходки, построенные на базе «тройки» и «четвёрки», были равноценными. САУ StuG.IV вооружалась всё той же 75-мм пушкой StuK.40 L/48. На крыше рубки устанавливался пулемёт винтовочного калибра. Толщина лобовой брони – 80 мм, бортовой – 30 мм. Машина с боевой массой около 24 т могла разогнаться на шоссе до 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 210 км, по грунтовой дороге – 130 км.

В первой половине 1944 года в «Панцерваффе» началось освоение истребителя танков Jagd.Pz.IV (Jagdpanzer IV), созданного на шасси танка Pz.Kpfw.IV Ausf. H.

Одна из первых серийных САУ Jagd.Pz.IV IV/70 (V)


Одна из первых серийных САУ Jagd.Pz.IV IV/70 (V)

ПТ САУ первой переходной модификации вооружались 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров. С августа 1944 года по март 1945 года осуществлялся выпуск самоходных установок Panzer IV/70 с «пантеровской» пушкой. Истребитель танков со столь мощным орудием рассматривался как недорогая альтернатива «Пантере».
Истребитель танков Jagd.Pz.IV, брошенный экипажем из-за отсутствия горючего


Истребитель танков Jagd.Pz.IV, брошенный экипажем из-за отсутствия горючего

Самоходные установки, выпускавшиеся на разных заводах, имели существенные отличия в форме рубки и в защищённости. Толщина лобовой брони самоходки с орудием длиной 70 калибров была увеличена с 60 до 80 мм, а вес вырос с 24 до 26,4 т и превзошёл предельное значения нагрузки на переднюю часть шасси.

При движении по пересечённой местности механику-водителю САУ Jagd.Pz.IV, вооруженной длинноствольным «пантеровским» орудием, следовало быть очень аккуратным, так как существовал большой риск повредить ствол о препятствие при развороте или зачерпнуть грунт дульной частью.

Но даже с учётом сложностей эксплуатации, низкой надёжности ходовой части и посредственной подвижности на поле боя, истребитель танков Jagdpanzer IV был очень опасным противником. Бронебойный снаряд, выпущенный из орудия 7,5 cm Pak.42 L/70, мог поразить средние советские танки на дистанции до 2 км.


Трофейная ПТ САУ Jagd.Pz.IV

Захваченные у противника САУ с 75-мм орудиями наряду с другими немецкими и отечественными самоходными артиллерийскими установками эксплуатировались в самоходных артиллерийских и танковых полках. Ими также вооружали отдельные батальоны, укомплектованные трофейной бронетехникой.

Шасси танка Pz.Kpfw.III также использовалось для выпуска самоходной установки StuH.42, вооруженной орудием 10,5 cm StuH.42 с баллистикой лёгкой 105-мм полевой гаубицы leFH18/40. Производство САУ StuH.42 велось с октября 1942 до февраля 1945 года.

САУ StuH.42


САУ StuH.42

Для борьбы с танками в боекомплекте имелись кумулятивные снаряды с бронепробиваемостью 90–100 мм. Для повышения скорострельности был создан унитарный выстрел с кумулятивным снарядом в специальной удлинённой гильзе. Дальность стрельбы по визуально наблюдаемым целям осколочно-фугасным снарядом – до 3 000 м, кумулятивным – до 1 500 мм. Боевая скорострельность – 3 выстр./мин.

В части подвижности и защищённости машина массой 23,9 т примерно соответствовала поздним модификациям StuG.III.

Захваченные у противника StuG.III, StuG.IV и StuH.42 в РККА также использовали как бронированные ремонтно-эвакуационные машины, тягачи, бронированные машины передовых артиллерийских наблюдателей, транспортёры горючего и боеприпасов. Для этого в полевых танкоремонтных мастерских с самоходок демонтировали артиллерийские орудия и иногда срезали часть рубки. Освободившийся полезный объём и резерв грузоподъёмности давал возможность установить на машины дополнительное оборудование: лебёдку, стрелу подъёмного крана, сварочный аппарат или внешнюю цистерну для горючего.

В первые послевоенные годы тягачи, инженерные машины и технические летучки, созданные на базе трофейных демилитаризованных САУ, эксплуатировали в советском народном хозяйстве.

На завершающем этапе войны Красная Армия захватила несколько десятков исправных и пригодных к восстановлению САУ Jagdpanzer 38 (t).

Эта самоходная артиллерийская установка оснащалась 75-мм пушкой PaK.39/2 с длиной ствола 48 калибров, выпускавшейся с апреля 1944 года, была спроектирована на базе устаревшего чехословацкого лёгкого танка LT vz. 38, который в вооруженных силах нацисткой Германии получила обозначение Pz.Kpfw 38(t).

Защита САУ являлась дифференцированной. Лобовая броня толщиной 60 мм, установленная под углом 60°, неплохо держала 45–76,2-мм бронебойные снаряды. Бортовая 15–20-мм броня защищала от пуль и осколков. Снижению уязвимости способствовали относительно малые размеры и низкий профиль.

«Хетцер» оснащался карбюраторным двигателем мощностью 150 л. с. Наибольшая скорость – 40 км/ч, запас хода по шоссе – 175 км и 130 км по пересечённой местности. Так как масса машины была относительно небольшой, проходимость САУ в условиях бездорожья была выше, чем у большинства немецких танков и самоходок.

Хотя САУ Jagdpanzer 38 (t) в целом считается удачной, свидетельств её использования в РККА не имеется. Возможно, это связано с тем, что «Хетцер» имел стеснённые условия работы экипажа и плохой обзор из машины. Судя по всему, исправные трофейные самоходки, произведённые заводами Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik и Skoda, в послевоенное время передали Чехословакии.

Ценным трофеем в РККА считались САУ Nаshorn и Hummel. Первая была вооружена 88-мм орудием 8,8 cm Pak.43/1 L/71, а вторая 150-мм полевой гаубицей sFH 18 L/30. Обе самоходки были созданы на универсальном шасси Geschützwagen III/IV, на котором опорные катки, подвеска, поддерживающие катки, направляющие колеса и гусеницы заимствованы у танка Pz.IV Ausf. F, а ведущие колеса, двигатель и коробка передач – у Pz.III Ausf. J. Карбюраторный двигатель мощностью 265 л. с. обеспечивал машине весом около 25 т скорость до 40 км/ч. Корпус и открытая сверху рубка были прикрыты бронёй, защищающей от пуль и осколков.

Трофейные САУ Hummel


Трофейные САУ Hummel

Советские войска получили в своё распоряжение более двух десятков исправных САУ Nаshorn и Hummel, которые получили обозначение СУ-88 и СУ-150. Так, в составе 366-го Гвардейского самоходно-артиллерийского полка (4-я Гвардейская армия) по состоянию на 16 марта 1945 года имелось: 7 СУ-150, 2 СУ-105 и 4 СУ-75, а также 2 танка Pz.Kpfw.V и один Pz.Kpfw.IV. Эти бронированные машины немецкого производства Красная Армия использовала в боях под Балатоном.

При штурме Берлина бойцы 3-й армии (1-й Белорусский фронт) захватили две ПТ САУ Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71.

Эта самоходка была спроектирована в рамках программы по созданию недорогой единой универсальной платформы для 88–127-мм противотанковых орудий и 150-мм гаубицы.

В феврале 1944 года получил одобрение окончательный вариант на базе серийной самоходки Jagdpanzer 38(t) Hetzer. Однако из-за перегруженности конструкторских бюро и заводов другими заказами до стадии практической реализации удалось довести только проект ПТ САУ с 88-мм противотанковым орудием PaK.43.

Буксируемая противотанковая пушка 8,8 cm Pak.43 в боевом положении весила 4 400 кг, и её перекатывание на поле боя силами расчёта было практически невозможным. Для транспортировки Pak.43 требовался достаточно мощный тягач. Проходимость сцепки тягача с орудием на слабых грунтах была неудовлетворительной. В то же время 88-мм орудие Pak.43 являлось очень мощным и обеспечивало уверенное поражение всех советских танков, применявшихся во Второй мировой войне.

При установке на шасси Waffentrager (носитель вооружения) орудие 8,8 cm PaK.43 L/71 монтировалось на тумбовой установке и могло вести огонь в круговом секторе. Правда, стрельба с ходу не допускалась. Для защиты расчёта от пуль легкого стрелкового оружия и осколков устанавливался броневой щит толщиной 5 мм. Корпус самоходной установки имел сварную конструкцию и собирался из катаных листов броневой стали толщиной 8–20 мм.

Карбюраторный двигатель мощностью 100 л. с. находился в передней части корпуса. Боевая масса машины составляла 11,2 т. Максимальная скорость движения по шоссе 36 км/ч. Запас хода по шоссе – 110 км, по просёлку – 70 км.

В целом самоходная установка, вооруженная 88-мм орудием PaK.43, оказалась удачной. Стоила она дешевле, чем другие германские ПТ САУ, выпускаемые в 1944–1945 гг., а эффективность при использовании с заранее выбранных позиций могла быть весьма высокой. В случае налаживания массового выпуска Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71 имела шансы стать одной из лучших лёгких противотанковых самоходок Второй мировой.

Уже после капитуляции Германии трофейная САУ Waffentrager 8,8 cm PaK.43 L/71 была испытана на полигоне в СССР, где получила положительную оценку.

Трофейные танки немецкого производства

До самого момента капитуляции Третьего рейха в РККА продолжали эксплуатироваться, казалось бы, безнадёжно устаревшие танки Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.III.

Несколько лёгких трофейных танков Pz.Kpfw.II Ausf. C и Pz.Kpfw.II Ausf. F в СССР во время заводского ремонта перевооружили 20-мм автоматическими пушками ТНШ-20 и пулемётами ДТ-29. На завершающем этапе боевых действий «двойки» не могли противостоять средним и тяжелым танкам противника, но их вооружение было способно успешно действовать по не укрывшейся в окопах пехоте, грузовикам и бронетранспортёрам, а броня толщиной 30–14,5-мм надёжно защищала от пуль и осколков.

У танков Pz.Kpfw.II не было шансов выжить на поле боя, и они в основном использовались для охраны объектов в тылу, а также для сопровождения транспортных колонн. Трофейные лёгкие танки могли бороться с диверсионными группами и прорывающейся из окружения пехотой противника.

Танки Pz.Kpfw.III были защищены лучше, чем Pz.Kpfw.II (толщина лобовой брони 50 мм, борт – 30 мм), и имели более сильное вооружение (50-мм орудие KwK 39 с высокой начальной скоростью снаряда или 75-мм короткоствольное орудие KwK 37). На завершающем этапе войны «тройки» считались устаревшими, и на их базе в Германии выпускались самоходки. Тем не менее, помимо охранных функций в тылу, трофейные Pz.Kpfw.III иногда действовали на передовой.

Благодаря наличию командирской башенки, хорошим оптическим приборам и радиостанции, «тройки» использовались в роли командирских танков в советских подразделениях самоходной артиллерии и как машины передовых артиллерийских наблюдателей.

Даже после капитуляции Германии некоторое количество «двоек» и «троек» оставалось в РККА. Так, в частях Забайкальского фронта, участвовавших в августе 1945 года в боевых действиях против Японии, имелись танки Pz. Kpfw.II и Pz.Kpfw.III.

«Рабочими лошадками» панцерваффе со второй половины войны являлись средние танки Pz.Kpfw.IV, вооруженные 75-мм орудиями с длиной ствола 43–48 калибров. Достаточно толстая лобовая броня и высокая бронепробиваемость орудия в сочетании с хорошими прицелами и приборами наблюдения делали «четвёрку» очень серьёзным противником.

Средний танк модификации Pz.Kpfw.IV Ausf. H имел боевую массу 25,7 т. Лобовая броня корпуса составляла 80 мм, борта и корма – 20–30 мм. Карбюраторный двигатель мощностью 300 л. с. обеспечивал скорость на шоссе до 38 км/ч. Запас хода – до 210 км.

Даже после того, как в ходе наступательных операций 1944–1945 гг. советские войска стали часто захватывать тяжелые германские танки и самоходки с длинноствольными 75-мм и 88-мм орудиями, танки Pz.Kpfw.IV продолжали использоваться в РККА.

Во многом это объяснялось тем, что «четвёрка» была проще в ремонте, чем трофейные тяжелые танки. В силу высокой распространенности Pz.Kpfw.IV, к этому танку было легче найти запчасти и выстрелы для 75-мм пушки.

Для ликвидации прорывов вражеской бронетехники Красная Армия также применяла отбитые у противника танки Pz.Kpfw.V.

Больше всего в «Пантере» наши танкисты ценили вооружение и прицелы. Баллистические данные 75-мм орудия KwK.42, сопряженные с качественной оптикой, позволяли эффективно бороться с танками противника на дистанциях, недоступных ни одной советской танковой пушке. Защищённость «Пантеры» в лобовой проекции была хорошей. Толщина верхнего лобового листа составляла 80 мм, нижнего – 60 мм. Угол наклона – 55°. Толщина бортовой и кормовой брони 50–40 мм.

Впрочем, танк Pz.Kpfw.V во многом был проблемной машиной. Механикам-водителям трофейных «Пантер» приходилось очень тщательно выбирать маршрут движения.

Большие проблемы также возникали с преодолением водных преград. Далеко не все мосты могли выдержать танк весом 45 т, а при форсировании реки вброд, почти всегда возникали сложности с выходом на крутой берег. Бензиновые двигатели «Майбах» отличались прожорливостью. На одной заправке по шоссе «Пантера» могла пройти около 200 км, а запас хода советского среднего танка Т-34-85 составлял 350 км. Из-за низкой надёжности двигателя, трансмиссии и ходовой части часто случались поломки.

Хотя на шоссе максимальная скорость движения «Пантеры» кратковременно могла приближаться к 50 км/ч, при движении в одних колоннах с Т-34-85 немецкий танк часто не выдерживал заданного темпа.

Относительно использования трофейных тяжелых танков Pz.Kpfw.VI информации очень мало, хотя достоверно известно, что «Тигры» частями Красной Армии захватывались и даже вводились в состав боевых подразделений.

На определённом этапе войны по совокупности боевых качеств «Тигр» являлся сильнейшим танком в мире. К достоинствам машины можно отнести мощное вооружение (88-мм орудие KwK 36 с длиной ствола 56 калибров) и сильное бронирование (толщина брони корпуса и бортов и кормы 100–80-мм), продуманную эргономику, качественные приборы наблюдения и связи.

В то же время перегруженное шасси и невысокая удельная мощность не позволяли уверенно себя чувствовать на слабых грунтах и в глубоком снегу. Повреждённый танк, ввиду большой массы (57 т), было трудно эвакуировать с поля боя. Кроме того, ремонт «Тигра» являлся непростым делом.

Известно, что трофейные «Тигры» имелись в 28-й гвардейской танковой бригаде (39-я армия, Белорусский фронт), в 713-м самоходно-артиллерийском полку 48-й армии 1-го Белорусского фронта и в 5-й отдельной гвардейской танковой бригаде 38-й армии 4-го Украинского фронта.

По причине малочисленности и эксплуатационных проблем трофейные тяжелые танки не оказали практически никакого влияния на ход боевых действий. Во многом это было связано с плохой ремонтопригодностью. Если на советских танках многие неисправности можно было устранить силами экипажа, то для ремонта «Тигра» в большинстве случаев требовалось привлечение хорошо обученных специалистов и специального оборудования.

На завершающем этапе войны Красная Армия в достаточном количестве получала средние и тяжелые танки, вооруженные 85–122-мм орудиями, и САУ с орудиями 100–152-мм, которые на реальных дистанциях боя могли успешно поражать любую бронетехнику противника. К 1944 году немногочисленные трофейные «Тигры» в роли истребителей танков утратили своё значение.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf. B («Тигр II») был вооружен беспрецедентно мощной 88-мм пушкой Kw.K.43 с длиной ствола 71 калибр (такое же орудие устанавливали на ПТ САУ «Фердинанд») и прикрыт очень толстой бронёй (лоб корпуса 150–120 мм), размещённой под рациональными углами.

Хотя защищённость и мощь вооружения «Королевского тигра» существенно увеличились, по сбалансированности боевых характеристик он уступал предыдущей модели. Из-за избыточного веса (68 т) проходимость и маневренность машины были неудовлетворительными. Это сильно снижало тактические возможности тяжелого танка и делало его уязвимым для более подвижных советских танков и самоходок.

Перегруженность ходовой части отрицательно сказалась на надёжности. По этой причине примерно треть машин выходила из строя на марше. Бензиновый двигатель и бортовые передачи, изначально спроектированные для гораздо менее тяжелого танка, не выдерживали нагрузок при движении по раскисшему грунту.

В ходе боевых действий на территории Польши танкисты 53-й гвардейской танковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса и 1-й гвардейской танковой бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса захватили несколько исправных и пригодных к восстановлению танков «Тигр II».

Тяжелый танк «Тигр II», захваченный РККА


Тяжелый танк «Тигр II», захваченный РККА

В ряде источников говорится, что как минимум для трёх машин были сформированы советские экипажи. Однако подробностей об их боевом применении найти не удалось.

После капитуляции Германии в действующих частях Красной Армии имелось несколько десятков пригодных для использования в бою трофейных танков и самоходок. Ещё несколько сотен повреждённых и неисправных гусеничных бронированных машин немецкого производства скопилось в сборных пунктах аварийной техники.

Так, по состоянию на 20 июля 1945 года в Красной Армии числилось 146 танков «Пантера», из которых 63 были исправны, а остальные требовали ремонта.

Летом 1945 года советское командование решило использовать трофейную бронетехнику для организации процесса боевой подготовки и большую часть немецких танков и САУ, находящихся в хорошем техническом состоянии, передать танковым армиям и корпусам. Таким образом, трофейные танки и самоходки, используемые в учебно-тренировочных целях, позволяли сберечь ресурс советских танков, эксплуатируемых в войсках.

В первые послевоенные годы в Группе советских оккупационных войск в Германии было немало танков немецкого производства, переделанных в тягачи и машины технической поддержки. Эксплуатация этой трофейной техники облегчалась тем, что к ним в достатке имелись запасные части, которые можно было демонтировать с неисправных танков и САУ, хранящихся в сборных пунктах.

Какое-то количество демилитаризованных трофейных бронированных машин передавали гражданским ведомствам. Но, в отличие от легковушек и грузовиков, немецкие танки, переделанные в тягачи и ремонтные машины, в большинстве случаев служили недолго. Сказывалось сложное устройство немецкой бронетехники и зачастую низкая квалификация механиков-водителей, неспособных правильно её обслуживать.

Кроме того, для немецких карбюраторных моторов требовался бензин с более высоким октановым числом и специальные масла, отличавшиеся от тех, что использовались в СССР. Частые поломки и сложности со снабжением расходными материалами, запчастями и ГСМ привели к тому, что к концу 1940-х годов в гражданских организациях машин на базе немецких танков почти не осталось.

До середины 1950-х трофейные танки и самоходки активно участвовали в различных исследованиях и испытаниях новой советской бронетанковой техники. Германские орудия 7,5 cm Kw.K. 42, 8,8 cm Pak. 43 и 12,8 cm PaK. 44 являлись эталоном бронепробиваемости. В процессе испытания перспективных советских танков на полигоне, их броня проверялась обстрелом из немецких танковых пушек.

В свою очередь, многие немецкие «панцеры» закончили свой жизненный путь на артиллерийских и танковых полигонах в роли мишеней. Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.

Источник — https://topwar.ru/229728-ispolzovanie-trofejnyh-nemeckih-tankov-i-sau-v-rkka-na-zavershajuschem-jetape-vojny-i-v-poslevoennoe-vremja.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account