Сен-Рафаэль-1925. Гран-при гонок пассажирских гидросамолетов Часть 2 Эпизод 1
Предисловие редакции: неспокойное море, а также хрупкие и неприспособленные к таким условиям самолеты превратили гонку в бойню.
Для Анри Приоля неприятности только начинались. Из-за проблем с радиатором самолет компании Villiers был вынужден приводниться. К счастью командир находившегося на трассе гонки посыльного судна ВМС Франции позволил Приолю пополнить запас воды. Данная операция заняла 30 минут. Море было спокойным, и самолет взлетел без проблем. Машина прибыла в Аяччо в 08:28 и отправилась обратно в Сен-Рафаэль без проведения дозаправки.
На обратном пути температура продолжала расти. Villiers 4 HB A2 прибыл к Сен-Рафаэлю в 10:58, но тем не менее Анри Приоль и Максим Дюраму не смогли в конце трассы избежать проблем. Двигатель гидросамолета очень сильно перегрелся, и Villiers 4 HB A2 совершил посадку на воду до финишной линии! После последней заливки воды Приоль смог завершить первый день гонки в 11:28: общее время прохождения трассы составило 4 часа 28 минут, средняя скорость – 110 км/ч.
После завершения первого дня соревнований рейтинг выглядел следующим образом:
№ |
Самолет (пилот) |
Баллы |
1 |
FBA 21 №10 (Лапорт) |
3126 |
2 |
CAMS 33c (Юрель) |
2279 |
3 |
FBA 21 №11 (Помье) |
2274 |
4 |
Villiers 4 HB A2 (Приоль) |
1079 |
5 |
FBA 21 №5(Дарке) |
975 |
Лапорт вырывается вперед
Второй день соревнований – 2 сентября 1925 года – для четырех из пяти участников прошел без происшествий. Villiers 4 HB A2 в очередной раз не повезло. Вскоре после взлета и прохождения местности под названием Лионс (Lions) Приоль был вынужден приземлиться из-за срыва приводного вала магнето. Самолет был отбуксирован в Сен-Рафаэль, и в соответствии с регламентом соревнований он мог повторить прохождение трассы лишь на пятый день.
Пройдя во второй день трассу за 2 часа 50 минут, Лапорт лидировал с 3037 баллами, обогнав Юреля (2493 балла) и Дарке (2108 баллов). Помье был четвертым с 2070 баллами. Классификация учитывала грузоподъемность гидросамолетов, мощность силовой установки и коммерческую скорость. CAMS 33c показал прекрасную скорость 161 км/ч при полезной нагрузке 716 кг по сравнению с 601 кг FBA Hispano Лапорта, 458 кг FBA Lorraine Ларке и 449 кг FBA Hispano Помье. Последний самолет был оштрафован на 10 кг за баллон со сжатым воздухом, который по мнению членов жюри
«не считается коммерческой нагрузкой».
Из четырех участников второго дня гонок Дарке был единственным, кто прошел трассу без дозаправки.
Вечером второго дня соревнований Лапорт был первым с большим отрывом (6163 балла), за ним близко друг от друга расположились Юрель (4772 балла) и Помье (4344 балла).
3 сентября, когда погода стояла еще хорошей, пять участников соревнований взлетели в 7 часов утра и отправились в полет. Пилоты должны были в предпоследний раз пройти трассу гонки.
Как и в предыдущие два дня летающие лодки FBA-21 вновь показали надежную работу (несмотря на прокол самолета Помье у бакена в бухте Аяччо).
Морис Юрель завершил полет не без трудностей… CAMS 33c вернулся в Сен-Рафаэль с двумя прогоревшими клапанами и поврежденной ферменной решеткой профиля правой задней части крыла.
Для Приоля и его гидросамолета неприятности не закончились. После того, как самолет в очередной раз был заправлен водой, пилот на рейде Аяччо обнаружил обрыв впускного топливопровода. Экипаж Villiers 4 HB A2 потратил час на ремонт, и гидросамолет смог вернуться в Сен-Рафаэль поздним утром без дополнительных приключений.
Накануне последнего дня соревнований Лапорт упрочил свое преимущество, набрав за три дня 8904 баллов. Его ближайший преследователь Юрель довольствовался 7198 баллами. Помье с 6415 баллами сохранил третье место, обгоняя Дарке – жертву фальстарта первого дня с 6116 баллами. Последнее место было у Приоля (2506 баллов) с его задержками.
Несомненно, экипажи продемонстрировали мастерство пилотирования, но сами машины вряд ли блистали, а их двигатели во время всех испытаний не демонстрировали достаточную для коммерческой эксплуатации надежность. Характеристики машин были скромными: средняя скорость не превышала 160-170 км/ч. За исключением двухмоторного CAMS 33c масса полезной нагрузки не превышала мизерных 450 кг.
Во время квалификационных испытаний и самих гонок самолеты получали повреждения. Две летающие лодки FBA-21 не только имели максимальное количество баллов, но и серьезные повреждения собственных корпусов. Теоретически летающая лодка CAMS 33c должна была лучше действовать в открытом море, однако по сравнению с ожиданиями она оказалась более хрупкой. Гидросамолет Villiers 4 HB A2 продемонстрировал ненадежность силовой установки и по-прежнему вызывающую тревогу неустойчивость на воде.
Вечером 3 сентября, когда северо-восточный ветер начал рябить воду на поверхности моря, и царившую среди участников гонок атмосферу тревоги усугубила пришедшая из Соединенных Штатов новость об исчезновении в Тихом океане гидросамолетов ВМС США, участвовавших в перелете Сан-Франциско – Гавайи. Конечно, Средиземное море не Тихого океан, но как при ухудшившейся погоде не увидеть в этом предзнаменование?
Взлетит… или не взлетит?
В первые часы утра пятницы 4 сентября дувший всю ночь мистраль начал стихать, однако на воде залива по-прежнему была порывистая зыбь. На суше приземный ветер дул со скоростью 12 м/с и поднимает вихри пыли.
Три FBA-21 были спущены на воду. Их экипажи заняли места в машинах, раскачиваемых слабой зыбью. В свою очередь поплавковый гидросамолет Villiers 4 HB A2 был перенесен с помощью крана и затем была отбуксирован к бакену. Под воздействием ветра гидросамолет едва не перевернулся. Лапорт и Помье хотели начать гонку, а затем и Дарке заявил, что готов к работе. Мнения разделились и жюри колебалось. Вскоре пришли последние сводки погоды:
Аяччо: облачно, потолок 1200 метров, волнение моря умеренное, без зыби, видимость 25 км. Кап-Корс (Cap Corse), Корсика: северо-западный ветер со скоростью 44 км/ч, море достаточно неспокойное, видимость от 4 до 10 км. Антиб: море спокойное, небо пасмурно.
Незадолго до 7 утра в Сен-Рафаэле было получено сообщение из Кальви (Calvi):
«Сторожевой корабль «Ла Трупьи» (patrouilleur Le Troupier) сообщил, что из-за шторма он не может находиться в море и не сможет обеспечивать защиту участников гонки».
Самостоятельное решение капитана «Ла Трупьи» положило конец колебаниям. Вердикт жюри гласил:
«Господа участники гонки. Учитывая погодные условия, старт дан не будет. Официальные службы не могут обеспечить безопасность на море. Таким образом, полеты 4 сентября отменяются и переносятся на 5 сентября!»
В 9 часов утра, желая поприветствовать победителей, на станцию в Сен-Рафаэле прибыл г-н Лоран Эйнак. Когда помощник министра прибыл, погода улучшилась, и г-н Лоран Эйнак с удивлением узнал, что участники гонки остались на земле. Помощник министра был разочарован, а Дарке был в бешенстве, так как считал, что был способен пройти трассу гонки вне зависимости от присутствия или отсутствия «Ла Трупьи». В команде компании Schreck царило разногласие. Журналист газеты «Matin», делавшие торопливые заметки о данном состязании, не без ехидства отметил:
«Желудки Лапорта и Помье возмущала слабая зыбь».
Хотя Морис Юрель в отличие от своих соперников был более привычен к капризам Средиземного моря, он был скорее на стороне Лапорта и Помье.
Ситуация превратилась в фарс, когда было принято решение перенести банкет закрытия на следующий вечер после того как ресторатор признался, что из-за жары закупленные для данного банкета продукты не смогут быть сохранены в течение 24 часов и испортятся!
Также следует сказать, что 3 сентября 1925 года принадлежавшей компании Aéronavale летающей лодкой LeO H-13 был выполнен регулярный полет на линии Антиб – Аяччо. Полет был выполнен, несмотря на «шторм» и отсутствие «Ла Трупьи». Журналист «Matin» вспомнил жесткие слова главного инженера Феликса Кассе (Félix Casse), директора службы аэронавигации (Service de la navigation aérienne):
«На самом деле нет более лучших летчиков, чем пилоты данной авиакомпании…»
Морис Юрель вынужден сойти с дистанции
Утром в субботу 5 сентября погода вновь ухудшилась. Однако поскольку помощник министра г-н Лоран Эйнак был крайне нетерпелив, то вопрос о том стоит ли начать гонку больше не возникал.
Одна за одной пять летающих лодок были спущены на воду. По мнению членов жюри CAMS 33c Юреля и FBA-21 №11 Помье находились «в нормальном состоянии». Гидросамолеты FBA-21 № 5 (Дарке) и №10 (Лапорта) имели «повреждения корпуса». Элегантный поплавковый гидросамолет Villiers 4 HB A2 Приоля имел «плохой монтаж силовой установки», сильно раскачивался на воле и вообще «давал много сомнений по поводу своей мореходности»… Было скверно, но Приоль должен был стартовать. Даже «Ла Трупьи» – этот «замечательный страж пресной воды» – не без мужества покинул рейд Кальви.
В 7 часов утра был дан старт. В это время мистраль дул со скоростью 7 м/с. Это было слишком много для Villiers 4 HB A2, который чуть не перевернулся и в тот момент, когда подул встречный ветер, самолет наклонился на левый борт и зачерпнул крылом воду. Приолю удалось выровнять свою машину, после чего он дал газ, и взлетел в сторону Антиба вслед за своими конкурентами.
Постепенно погода улучшилась, и видимость в небе стала прекрасной – от 30 до 40 миль (от 55 до 75 км). В течение уста сила мистраля постепенно снижалась. На корсиканском побережье по-прежнему царил пришедший с запада туман и свежий ветер поднимал довольно высокие волны.
Пять гидросамолетов достигли маяка Гаруп (Антиб) без инцидентов с интервалами в 13-15 минут. После того как маяк был облетан и машины взяли курс на Аяччо, гидросамолет Дарке стал жертвой повреждения радиатора и был вынужден повершить посадку на воду. Машина вернулась в Антиб и покинула его, вновь приняв участие в гонке, в 08:39 – с задержкой в 1 час 30 минут. В 09:52 машина Дарке приземлилась в Аяччо и взлетела через 7 минут.
На данном этапе гонки Морису Юрелю очень сильно не повезло. Во время полета на участке Антиб – Аяччо задний двигатель CAMS 33c стал работать с перебоями. Однако пилоту удалось без проблем приводнить машину на рейде. Гидросамолет был поднят на пирс Аяччо, где было обнаружен поломанный клапан, провал цилиндра и треснувшие поршень и картер. Юрель обратился к комиссару гонки г-ну Бланше (Blanchet) с просьбой установить запасной двигатель за счет сокращения полезной нагрузки (в салоне CAMS 33c должен был находиться поврежденный двигатель Hispano). Однако регламент гонок запрещал любую замену двигателя. Морис Юрель и не думал об отказе от участия в гонке. Экипаж единогласно решил продолжить полет в этих ухудшившихся условиях, но на взлете, когда был дан максимальный газ, двигатель Hispano сломался окончательно. Для CAMS-33c гонка была завершена…
FBA-21 №10 Лапорта приводнился в Аяччо в 08:38 с неполадками силовой установки. Были удалены карбюратор и выхлопное сопло одного блока цилиндров. Спустя 50 минут после посадки самолет был заправлен и вновь поднят в небо. Однако двигатель, у которого работоспособными оставались лишь два блока цилиндров, давал осечки, которые дважды заставляли машину терять высоту и почти приводняться. Но все же Лапорту удалось восстановить высоту, после чего гидросамолет пролетел вдоль побережья, и его силуэт медленно исчез.
Затем настала очередь Villiers 4 HB A2, механические проблемы которого и не думали прекращаться. Не планировавший заправляться Приоль был вынужден в 08:31 приводниться у причала в порту Аяччо. Это была первая неисправность машины; затем вновь возникли проблемы в системе охлаждения двигателя. Ремонт подручными средствами продолжался около часа, после чего гидросамолет взлетел и взял курс на Сен-Рафаэль. К счастью море неподалеку от берега было спокойным (в открытом море уже образовывалась зыбь).
FBA-21 №11 Эмиля Помье совершил свой полет безупречно. В 07:17 он прошел маяк Гаруп и в 08:35 первым прибыл в находившийся в середине трассы Аяччо. Через минуту летающая лодка Эмиля Помье взяла курс на Сен-Рафаэль.
Трагические крушения
В 10:07 украшенная двумя крачками летающая лодка FBA-21 №11 летела победителем над испытательным центром Сен-Рафаэль. После посадки Луи Шрек бросился приветствовать Эмиля Помье и его экипаж. 5 сентября трассу длиной 492 километра FBA-21 №11 пролетел за 3 часа 7 минут со средней скоростью 157 км/ч. В 11:23 финишную черту пересек FBA-21 № 5 Анри Дарке. Он занял второе место с 4 часами 24 минутами и средней скоростью 111 км/ч.
Затем началось ожидание; на горизонте должны были появиться машины Лапорта и Приоля. Взор всех присутствовавших был обращен в безнадежно пустое небо.
Сообщений по радио от Лапорта и Приоля не было, и беспокойство ожидавших нарастало. В полдень корабли дозора получили предупреждение.
В 13 часов два самолета морской авиации Farman Goliath взлетели в Сен-Рафаэле и в Берре (Berre) и присоединились к поискам. Через час в испытательный центр прилетел посланный Приолем почтовый голубь с сообщением
«мы в 20 милях (37 км) от берега».
Более точной информации не было. Из-за дрейфа, вызванного господствующими в данной местности ветрами, центр поисков был смещен в район дороги Аяччо – Сен-Рафаэль. Оба «голиафа» были немедленно переадресованы в этот район, и эти машины сразу же попытались установить радиоконтакт. Но это было напрасно.
От FBA-21 №10 Лапорта никаких вестей не было. Майор Ив Ле-Прие – штурман FBA-21 №5 Анри Дарке – помнит, что было после 10 часов утра. Сначала гидросамолет поднялся с корсиканского побережья и стал следить за поверхностью, высматривая убежища от ветров с открытого моря и какие-либо укрытия к востоку от дороги. Затем поиски на берегу большого острова были продолжены жандармерией с помощью автомобилей и велосипедов.
К началу второй половины дня для поисков пропавших к «Ла Трупьи» присоединились три других корабля ВМС Франции. В 16 часов мистраль начал усиливаться, пока к вечеру он не стал свирепым. Ночь прошла без каких-либо новостей о двух пропавших гидросамолетах.
Поиски продолжались до 12 сентября с участием девяти кораблей средиземноморской эскадры ВМС Франции и кораблей итальянского флота. 10 сентября поплавок Villiers 4 HB A2 был обнаружен английским пароходом неподалеку от Ниццы. В последующие дни были замечены обломки FBA-21 №10. Надежды найти выживших уже не было.
Фернан Лапорт и его механики Морис Гранье и Марсель Семпите (Marcel Sempité) были официально признаны пропавшими без вести вместе с Schreck FBA-21/1 (квалификационный номер 10). Также же решение было принято и в отношении экипажа прототипа Villiers 4 HB.A2 (№1) – пилота Анри Приоля и механика Максима Дюраму.
Победитель Эмиль Помье и финалист Анри Дарке получили 300000 и 150000 франков соответственно, а компания Schreck FBA за свое участие получила 15000 франков.
Более неожиданная премия в размере 60000 франков была выплачена компании Chantiers aéromaritimes de la Seine за
«морские качества и конструкцию»
летающей лодки CAMS-33c…
Подведение итогов
Пять человек погибли в бесплодном состязании, которое не было связано с требованиями коммерческих авиакомпаний. Гибель людей и машин вызвала большой переполох. Все отвергали свою ответственность за произошедшую катастрофу. Организаторы валили вину на авиастроительные компании, авиастроители – на организаторов, технические службы – на регламент гонок и на излишне осторожное жюри.
Поплавковый гидросамолет Villiers 4 HB A2, оснащеннй неисправной силовой установкой и обладавший недостаточной центровкой и слишком короткими и слишком близкорасположенными поплавками, оказался неспособным к действиям в открытом море. В отчете о проведенном техническими службами расследовании было сказано, что летательный аппарат был вынужден совершить посадку по причине неисправности двигателя. У экипажа было время отправить письмо голубиной почтой, затем в вечернее время гидросамолет был перевернут усилившимся ветром. Также возможно, что во время попытки взлететь самолет компании Villiers мог получить сильный удар, во время которого поплавок оторвался, а сама машина перевернулась.
После аварии или навигационной ошибки Schreck FBA-21/1 (квалификационный номер 10), безусловно, получил повреждения при посадке в бурном море на сильную зыбь, скорее всего из-за хрупкости своего уже поврежденного корпуса. Тут следует напомнить, что, будучи уверенным в своем самолете и в своих способностях, Лапорт перегрузил летающую лодку в надежде вырвать несколько баллов в споре с CAMS 33c относительно грузоподъемности. Для того, чтобы взять как можно больший полезный груз Лапорт в отличие от своих конкурентов решился на полет без штурмана.
Среди силовых установок участниками гонки были моторы компании Hispano-Suiza и Lorraine-Dietrich, не показавшие в отсутствие конкурентов чего-либо выдающегося. В данных состязаниях моторы данных компаний показали свои предельные характеристики с точки зрения надежности. Адаптированные для крейсерских режимов, налагаемых коммерческими ограничениями, данные двигатели показали, что в этой гонке они не в состоянии идти дальше. Конечно, в компании Hispano-Suiza могли похвастаться, что гидросамолет с ее мотором завершил соревнования без неисправности силовой установки. Однако основная заслуга в этой победе принадлежит Помье, который действовал осторожно и выполнил четыре полета без серьезных инцидентов. С другой стороны Лапорт, преследовавший Помье и опасавшийся Юреля, действовал
«в духе состязательности»
сосредоточился на скорости и полезной нагрузке в ущерб безопасности.
Действия французского флота также не были обойдены вниманием. Многие обвиняют его в недостаточности средств. В качестве примера приводился несчастный «Ла Трупьи», который был не в состоянии выдерживать крупную зыбь. Фактически, ВМС Франции мало участвовали в данных соревнованиях и не видели необходимости в выставлении одного или двух бомбардировщиков Farman Goliath в Сен-Рафаэле и Аяччо на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Отсутствие во время гонки авиационных средств наблюдения стало предметом жесткой критики. Также были выдвинуты обвинения как в адрес жюри, которое нестрого соблюдало регламент гонки и
«с большим сожалением»
не позволило запретить старт поврежденных самолетов, так и в отношении секции гидросамолетов STAé за
«конструкции, которые, по меньшей мере, рискованные и которые не удовлетворяют известным в настоящее время требованиям безопасности и мореходности в открытом море».
вечер третьего дня гонок. FBA-21 №10 Лапорта вновь возвращается победителем в бухту Сен-Рафаэль. Маленькие гидросамолеты компании Schreck появлялись на публике регулярно, наслаждаясь хорошей погодой и спокойным морем. Однако корпуса лодок были повреждены, а погода ухудшилась…
в то время, когда французские гидросамолеты участвовали в бесплодном конкурсе, летая между Антибом и Аяччо, американский флот направил свои летающие лодки в 3260-километровый перелет через Тихий океан к Гавайским островам! Экспедиция под руководством капитана 2-ранга Джона Роджерса приземлилась в 700 километрах от места назначения. Летающая лодка PN-9 Роджерса имела металлический корпус и два 475-сильных двигателя Packard и смогла продрейфовать десять дней, пока не была обнаружена подводной лодкой
рекламный плакат, выпущенный компанией FBA для гонок пассажирских гидросамолетов. Конечно же, компания из Аржантёя стала его победителем, но эта победа ничего не дала компании: хрупкие небольшие одномоторные гидросамолеты с плоским днищем были совершенно непригодны для открытого моря. Этот вывод разделяли и военные
пилот FBA-21 №11 Hirondelles de mer (крачка) Эмиль Помье выполнил полеты с большим мастерством несмотря на серьезное повреждение корпуса лодки. Казалось, он должен был занять третье место вслед за смельчаком Фернаном Лапортом и несокрушимым Морисом Юрелем, CAMS 33c которого «собирал» механические проблемы одну за другой
4 сентября волнение на море стало стихать, однако Villiers 4 HB A2 едва не перевернулся от порыва встречного ветра. Это было связано с плохо спроектированными и очень короткими поплавками
для Мориса Юреля гонка закончилась, когда задний мотор стал барахлить, а затем окончательно вышел из строя. Экипаж просил жюри заменить двигатель Hispano. Однако организаторы отказали экипажу, и CAMS 33c сошел с дистанции
на четвертый день соревнований занимавшая третье место летающая лодка FBA-21 №11 стала победителем гонок. Её экипаж еще не знает о судьбе своих пропавших конкурентов
перед FBA-21 №11 стоит Эмиль Помье, который до 1930 года был главным инженером и летчиком-испытателем компании FBA. Своей победе он обязан осторожности, которую он продемонстрировал в течение всей гонки
перед последним испытанием; групповой снимок пилотов и главы компании. Слева направо: Дарке, Шрек, Помье и Лапорт. 4 сентября за день до пропажи двух самолетов погода была изменчивой и мнения пилотов разделились. Уверенные в своих силах Юрель и Дарке тщетно настаивали на старте
Эмиля Помье поздравляет глава компании FBA Schreck Луи Шрек. К сожалению, данные гонки сопровождались гибелью пяти человек и потерей двух самолетов, ответственность за которые можно в равной мере разделить между организаторами соревнований и авиастроительными компаниями
пилот LéO H-13-4 Жан-Луи Коруж был знаком с гидросамолетами компании из Леваллуа (Levallois). На данном снимке, сделанном в Антибе в 1924 году, LéO H-13 авиакомпании Aéronavale, в которой тогда работал Коруж
летающей лодке SPCA Météore 63 № 1 было разрешено выполнить квалификационные испытания вне рамок конкурса. Под управлением Бурри Météore 63 выполнил превосходную демонстрацию, сумев с одним отключенным двигателем подняться на высоту 400 метров. В гонках 1926 года компания SPCA взяла реванш за дисквалификацию своей машины в 1925 году
источник: Par Bernard Bombeau «Saint-Raphaél, 1925. Grand Prix des hydravions de transport» «Le Fana de L'Aviation» 2016 03 (556)