Семейство неудачников. Опытный палубный пикирующий бомбардировщик Nakajima D3N1. Япония
Успех японского палубного пикировщика Aichi D3A Val в первой половине войны был настолько сокрушительным, что даже не все знатоки японской авиации знают, что на месте «Вэла» вполне мог бы оказаться другой самолет. Имея более прогрессивную конструкцию, лучшие летные данные и значительно больший резерв для развития, пикировщик, разработанный фирмой Накадзима, добился бы, во всяком случае, не худших результатов. Но, как это нередко бывает, не все решает лучший качественный уровень конкурирующих конструкций. Нередко статус фирмы-разработчика, а также «мохнатая лапа» в эшелонах власти делают свое дело ничуть не менее эффективно, чем мозги инженеров.
В 1936 году Императорский Флот организовал конкурс по новой спецификации 11-Shi, предполагавшей замену на свободнонесущий низкоплан изготовленного компанией Аичи биплана «палубный бомбардировщик тип 96». Раньше эти машины классифицировались как Tokushu Bakugekiki (特殊爆撃機) или специальный флотский бомбардировщик, но впоследствии было введено новое обозначение Kanjo Bakugekiki (艦上爆撃機), что означало палубный бомбардировщик. В конкурсе приняли участие компании Аичи, Мицубиси и Накадзима.
Летом 1937 года после завершения макета компания Мицубиси отказалась от участия в конкурсе, оставив борьбу Накадзиме и Аичи. Разработкой нового самолета (внутрифирменное обозначение «DB») Накадзимы руководил главный конструктор Рёдзо Ямамото (Ryozo Yamamoto). Для этого конструкторы использовали очень похожие планеры предшественников — самолетов, разработанных по спецификации 10-Shi: палубного ударного самолета (B5N1) и палубного самолета-разведчика (C3N1), но с необычной конструкцией шасси. Основные стойки шасси поворачивались на 90° и убирались назад, чтобы войти заподлицо в ниши. При пикировании стойки выпускались, поворачивались на 90° и использовались в качестве пикирующих щитков.
Первый прототип, получивший обозначение D3N1, был готов в марте 1937 года – почти на год раньше своего конкурента Аичи AM-17. И далее начинаются необъяснимые вещи. Когда первый прототип Накадзима прошел почти весь цикл испытаний, показав очень неплохие данные, от флотского руководства не поступало вообще никакой реакции. Взлетевший лишь в декабре 1937 года прототип Аичи AM-17 получился несколько больше габаритами, имел складными лишь законцовки крыла, в то время как самолет Накадзимы мог сложить полностью не только все консоли, но и вертикальное оперение. Кроме того, прототип Аичи имел меньшую дальность, скороподъемность, практический потолок и выше посадочную скорость, то есть те качества, которые обычно ставятся во главу угла при разработках палубных машин. Лишь, обладая более мощным мотором, AM-17 развил чуть большую скорость. В части вооружения и бомбовой нагрузки самолеты были идентичны. Первые же испытания AM-17 выявили низкую тяговооружённость самолета Аичи, плохую управляемость и ненадёжную работу аэродинамических тормозов, в то время как D3N был лишен этих недостатков.
Тем не менее, решение штаба ВВС Императорского Флота затягивалось. В то время как фирма Аичи один за другим построила три прототипа, экспериментируя с разными крыльями и моторами, практически скопировав у Накадзима фонарь кабины, флот не выдавал заказы на новые прототипы Накадзимы.
В конце 1938 года внезапно появилось требование снизить обозначенный ранее предел скорости пикирования с 240 до 200 узлов (364 км/ч), удивительно совпадавших с параметрами, показанными АМ-17. И одновременно Накадзима получила заказ на выпуск еще двух прототипов. Рёдзо Ямамото пришлось срочно вносить изменения в конструкцию. Выпущенные шасси уже не могли обеспечить торможение самолета до заданного значения. На задней кромке крыла появились перфорированные тормозные решетки, аналогичные применяемым на американском Douglas SBD. На втором и третьем прототипе установили чуть более мощный двигатель Nakajima «Hikari»-1 Kai взлетной мощностью 820 л.с., в то время как AM-17 уже получил 1000-сильный Mitsubishi «Kinsei» 43. Весной 1939 года самолет Аичи был объявлен победителем и был принят на вооружение, получив флотское обозначение D3A1, и став впоследствии известным среди союзников под кодовым обозначением Val.
Трудно сказать, что послужило причиной столь явного подыгрывания проекту Аичи. Мотивация того, что D3A показал большую скорость при более мощном двигателе, с трудом выдерживает критику.
Хотя этой конструкции компании Накадзима не удалось получить признание в качестве палубного пикирующего бомбардировщика, эти самолеты были оплачены Флотом. По просьбе руководства компании Накадзима второй прототип остался у нее в качестве испытательного стенда для двигателей Sakae и Homare и соответствующего вспомогательного оборудования. Что любопытно, в ходе испытаний мотора NK1F Sakae 21 мощностью 1115 л.с., который испытывался на D1N1 в начале 1941 года, самолет показал скорость 436 км/ч, в то время как более поздняя модификация Aichi D3A2, оснащенная даже более мощным двигателем – 1300-сильным Mitsubishi «Kinsei» 54, показывала только 425 км/ч. Испытания реактивных выхлопных патрубков проводились с этим самолетом начиная с весны 1941 года.
Известно, что D3N1 дожил до конца войны на Тихом океане и был отправлен в переплавку уже «новыми хозяевами» Японии лишь осенью 1945 года.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик
Описание конструкции: свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с убирающимися основными стойками шасси; консоли крыла складываются вверх; экипаж в закрытой кабине
Экипаж: два человека
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Nakajima Hikari 1-kai мощностью 660-820 л.с. и приводящий в движение двухлопастный металлический винт переменного шага (позднее заменен на трехлопастный металлический винт постоянного числа оборотов)
Размеры:
размах крыла 14,50 м
длина 8,80 м
высота с опущенной хвостовой частью 2,80 м
площадь крыла 34 м²
удельная нагрузка на крыло 100 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 5,15 кг/л.с.
Вес:
пустого 1800 кг
с полной нагрузкой 3400 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3000 метров 352 км/ч
крейсерская скорость 260 км/ч
посадочная скорость 111 км/ч
подъем на высоту 3000 метров 8 мин
практический потолок 7000 м
дальность 1520 км
продолжительность полета 8 часов
Вооружение:
стрелковое — два стреляющих вперед 7,7-мм пулемета Typе 97 с боезапасом 500 патронов и один стреляющий назад подвижный 7,7-мм пулемет Typе 92 с боезапасом 485 патронов
бомбовое — одна 250 кг бомба и две 30 кг бомбы
Производство: с 1937 по 1939 год были построены три прототипа
источники:
- Robert C Mikesh & Shorzoe Abe «Japanese Aircraft 1910-1941»
- Евгений Аранов «Nakajima D3N1»