Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 1.2 Многоцелевые боевые самолеты Sopwith Tabloid

9

Летом 1914 года первые военные «таблоиды» были переданы 7-й эскадрилье Королевского лётного корпуса (Royal Flying Corps – RFC), и вскоре техническая история самолетов этого типа (в отличие от истории боевого применения) стала покрываться туманом войны. Это касается как авиационной службы королевского флота (RNAS – Royal Naval Air Service), так и Королевского лётного корпуса, использовавших эти самолеты. 19 августа 1914 года четыре машины в ящиках были отправлены в Булонь, а еще две добрались в Булонь своим ходом; пилотировали «скауты» лейтенанты (капитан-лейтенанты) Горден Белл (Lieut Gorden Bell) и Норман Спратт (Lieuts Norman Spratt). Впоследствии лейтенант Спратт добился необычной славы тем, что маневрированием

«в агрессивной манере»

и специальным оборудованием (взятые с собой несколько стальных дротиков и граната, привязанная к тросу) вынудил вражеский самолет приземлиться. В состав оружия Спратта также были включены якорь и пистолет. И хотя традиция приписывает ему тридцать выстрелов из револьвера, он должен был быть неимоверно ловким, чтобы несколько раз в воздухе перезарядить барабан.

В любом случае к весне 1915 года – времени, когда начались воздушные бои – производство «таблоидов» было завершено. Хотя грозный «Сэмми» – коммандер (капитан 2-го ранга) К. Р. Сэмсон (Cdr C. R. «Sammy» Samson) – одобрил установку над крылом пулемета Lewis, два самых известных «таблоида» его расквартированной в Антверпене эскадрильи – №№167 и 168 (которые вместе с №169 зарекомендовали себя как «храброе маленькое трио») использовались в RNAS для нанесения низковысотных бомбоштурмовых ударов. Важность этой функции подразумевается в письме, полученном 28 декабря 1914 года компанией Sopwith от управления авиации Адмиралтейства. В этом письме были сделаны намеки на некоторые события, которые произошли в октябре и вызвали переполох:

«Джентльмены, в отношении недавнего нападения на расположенные в Кельне и Дюссельдорфе эллинги немецких воздушных [кораблей], совершенного эскадрильями коммандера (капитана 2-го ранга) Спенсера Д. Э. Грея (Cdr. Spenser D. A. Grey) и флайт-лейтенанта (капитана авиации) Р. Л. Дж. Мэрикса (Fl. Lieut. R. L. G. Marix), Вам будет интересно узнать, что машинами, использовавшимися в этих налетах, были ваши аэропланы Sopwith Tabloid».

Было бы печально, если бы классические чистые бипланы Sopwith Tabloid наземного базирования оставались бы с характерной чертой первых экземпляров машин данного типа – с колесно-полозковым шасси. К счастью, факты свидетельствуют о другом: когда гоночный гидросамолет Пикстона был возвращен из Монако в Англию, он был модифицирован для применения в спорте. На этот самолет были установлены одни из самых аэродинамически чистых для своего времени V-образных стоек (два колеса с межколесной осью и без полозьев). В таком виде самолет должен был участвовать в авиационном дерби (Aerial Derby) 1914 года. На машину был установлен 100-сильный двигатель Gnôme Monosoupape, пилотом должен был стать Р.Г. Барнуэлл. Второй «таблоид» из производственной партии, предназначенной для Королевского лётного корпуса, оснащался 80-сильным двигателем Gnôme и должен был управляться Пикстоном. Этот самолет был также заявлен для участия в соревнованиях, однако из-за тумана обе машины сошли с трассы. Отдавая дань скорости, К.Х. Барнс (C.H. Barnes) в своей книге «Bristol Aircraft Since 1910» (модификация самолета Sopwith Scout представлена, разумеется, как продукция компании Bristol и как довольно скоростной соперник «таблоида») так описывает эти события:

«14 мая 1914 года Бастид (Busteed) отправил модифицированный Scout в Фарнборо для проведения испытаний на определение летных характеристик, во время которых был установлен диапазон скоростей от 97,5 миль/ч (156,9 км/ч) до 40 миль/ч (64,4 км/ч). Затем он вылетел в Бруклендс, где выполнил впечатляющий демонстрационный полет, и в гонке с гандикапом он проиграл несколько секунд Гарольду Барнуэллу, летевшему на «таблоиде» со 100-сильным двигателем Gnôme».

Что касается ранее упомянутых очень аэродинамически чистых V-образных стоек шасси, то имеет смысл привести сделанное в 1915 году описание, поскольку общая форма шасси с основными опорами из стальных труб, будучи связанной с массово выпускавшимися многоцелевыми самолетами Sopwith 1½-Strutter, стала настоящей визитной карточкой компании. Подчеркнув качества простоты, описание 1915 года добавило:

«Межколесная ось была разделена в центре, где поворачивалась между двумя поперечинами, соединявшими вершины стоек шасси. Для предотвращения движения вниз центра этих поперечин, он соединяется с одиночным тросом, идущим от нижней части фюзеляжа. Поперечную жесткость обеспечивают диагональные поперечные распорки между передней парой опор в стойках шасси. Следует отметить, что шасси этой системы не является стандартным для самолетов-разведчиков компании Sopwith. По сути, это быстро изготовленное шасси для последнего авиационного дерби».

Данное шасси было сделано быстро, хотя, возможно, шасси этой формы (и здесь не будет грубой ошибкой сказать, что можно различить руку Сигриста) было создано давно и долго оставалась «про запас». «Разрезная ось» («Split-axle») с технической точки зрения описана верно, но это является заблуждением (особенно с учетом последующего использования этого термина) и основными поперечными элементами были поворотные цапфы («stub axles»).

В любом случае, истребители компании Sopwith в последующие годы выделяла не только одна скорость. Также была важна и маневренность (уже приводился пример с агрессивной манерой полетов Спратта) – в сочетании, естественно с эффективным вооружением. Чтобы подчеркнуть фактор маневренности (необходимо иметь ввиду, как истолковывал термин «фактор» Т. О. М. Сопвич) следует привести пример, который впрочем является развлекательным и неубедительным, в виде составленного в апреле 1914 года отчета о деятельности в Брукландсе:

«Мистер Пикстон отсутствовал, и днем на биплане «таблоид» компании Sopwith полеты выполнял мистер Барнуэлл. Он быстро поднялся на высоту 4000 футов (1219 м) и стал первым летчиком из Бруклендса, выполнившим на «таблоиде» компании Sopwith мертвую петлю. Самолет перемещался при ярком солнечном свете и на большой высоте, поэтому трудно было отследить каждую деталь, но большинству казалось, что машина после разворота вертикально вверх упала на бок, но затем перевернулась и, планируя вниз, завершила круг. Мистер Том Сопвич выбежал поприветствовать мистера Барнуэлла и спросить его, что именно он сделал. На этот вопрос авиатор ответил следующее: “Я пришел, чтобы задать Вам именно этот вопрос!” Мнение Барнуэлла относительно своих перемещений совпало с вышесказанным, и поэтому он немедленно вновь поднялся в воздух и со второй попытки на высоте около 3000 футов (910 м) выполнил три очень хорошие петли. Он совершил посадку возле «Синей птицы» («Blue Bird») и ему был оказан теплый прием. Стоит отметить, что никто ранее не пытался совершить подобный подвиг на машине, приближающейся по скорости к «таблоиду» компании Sopwith. Кажется, что мистер Банруелл не считал, что совершил что то выдающееся и лишь после второй попытки заявил: “Я начал задаваться вопросом, где был мир в последний раз!”».

«Заслуживающие внимания»

небольшие усилия во время войны не обсуждались пилотами истребителей Pup и Camel. В военных кругах не было твердой уверенности относительно возможной сферы применения

«“таблоидов” компании Sopwith».

Примерно за шесть месяцев до начала войны подполковник Ф. Х. Сайкс (Lieut Col F. H. Sykes) [9] писал следующее:

«Опыт, вне всякого сомнения, придает большое значение воздушной разведке не только в тихую, но практически в любую погоду. Однако самолетам-разведчикам будут мешать выполнять их задачи, в том числе и в воздухе. Помощь окажут зенитные орудия, но их будет явно недостаточно. Этот факт ясно показывает, что необходимы самолеты различных типов… Потребуется ли еще один тип для усовершенствованной кавалерии? Нужно ли главное командование для еще одной [воздушной] армии? Будет ли это линейная эскадра? Или же скоростная разведывательная эскадра? Или же эскадрилья, предназначенная для того, чтобы выследить и уничтожить дирижабли и атаковать базы самолетов? Или же низколетящий бронированный разрушитель складов боеприпасов и транспортов снабжения? Тяжелый транспортный конвойный аппарат? Машина для аварийного ремонта?

Для всех этих функций требуются машины слегка различных типов и назначения. Даже сейчас, вряд ли можно представить себе «таблоид» компании Sopwith, выполняющий задачи большого корабля Сикорского»[sic].

Данное исследование представляет интерес не только относительно ближайших задач воздушной войны (для удовлетворения которых компания Sopwith сделала так много), но также и номенклатуры типов самолетов.

Несколько ранее качество маневренности было осторожно соединено с «эффективным вооружением». Впоследствии более полное значение определения «эффективное» (в отличие от просто «тяжелое») будет подчеркиваться [10] наличием стальных пластин, которые защищали лопасти вращавшегося винта от проходивших сквозь зону его ометания пуль. Иногда это нововведение приписывается типу самолета, имевшему обозначение Sopwith Gordon Bennett. Данное мнение представляется более оправданным, и в следующей главе это будет рассмотрено подробнее, однако пока применение данного вида вооружения было связано с самолетом Sopwith Tabloid. В любом случае, являлись актуальными слова Уинстона Черчилля, написанные им в апреле 1915 года и требовавшие для флота одноместный истребитель

«с пулеметом Lewis, стрелявшим через дефлекторы винта» [11].

Безотносительно от происхождения уголковых отражателей (вероятно, французское), одна схема дефлектора ассоциируется с расположенной в Лондоне на Эустон-роуд (Euston Road) компании The Integral Propeller Co Ltd. Характерной особенностью её продукции были толстые стяжные тяги для дефлекторов каналообразной формы.

В период с октября 1914 года по июнь 1915 года в общей сложности было изготовлено 36 «таблоидов» (все производства компании Sopwith). Более поздние машины вместо перекашивания крыла были оснащены элеронами. Изготовленным машинам были присвоены служебные номера 123, 124, 167–169, 326, 394 и 1201–1213.

Мало что осталось из того, что можно рассказать об этом исторически важном маленьком биплане. В начале 1915 года четыре машины на борту гидроавиатранспорта «Арк Ройал» (HMS Ark Royal) – позднее переименован в «Пегасус» (HMS Pegasus) – были отправлены к Дарданеллам; два самолета были в Айл-оф-Грейне (Isle of Grain), а еще один или несколько служили в Грейт-Ярмуте (Great Yarmouth) и имели мало различий в оперативном применении.

Также не следует забывать еще об одном факте: гидроавиатранспортом «Арк Ройала» командовал пионер авиационного вооружения коммандер (капитан 2-го ранга) Р. Х. (позднее эйр-маршал сэр Роберт) «Кларки» Кларк-Холл (Cdr R. H. [later Air Marshal Sir Robert] “Clarkie” Clark-Hall), который сам сообщил, что

«четыре машины наземного базирования («таблоиды»)»

имеют такой небольшой размах крыльев, что могут быть подняты [подъемником корабля]

«с развернутыми крыльями» (имелось ввиду, что машины уже были полностью подготовлены к старту и их крылья не складывались).

Как сказал Роберт Кларк-Хилл, эти самолеты могли взлететь с палубы корабля, но не могли приземляться обратно на неё. Приводняться эти машины могли с большим риском для себя. «Кларки» сделал еще одно интересное наблюдение, суть которого заключалась в том, что эти самолеты могут

«на лодках корабля без проблем»

быть доставлены на берег для обслуживания наземных баз.

Тени сэра Фрэнсиса Дрейка и компании: на вооружении этих нескольких «таблоидов» были не только мушкетоны (musketoon), но и четыре и больше 20-фунтовых (9 кг) бомб или стальных шипов, тысяча которых весила 50 фунтов (22,7 кг).

Из Кингстон-он-Темза и Монако машины были отправлены к Дарданеллам… Позднее в ходе этой войны было сделано еще одно упоминание, которое было несколько трогательныме для любителей «оригинального» самолета компании Sopwith. После исторической победы Пикстона некоторые наблюдатели твердо заявляли, что бипланы, сомнения в которых в 1914 были слишком многочисленными, доказал свое превосходство в скорости над монопланами. Только что упомянутые напоминания появились после появления в 1917 году Sopwith Sports, в отношении которого было объявлено:

«Выручка от продажи билетов составила 52 фунта 7 шиллингов 6 пенсов, прибыли с продажи билетов составила 46 фунтов 16 шиллингов 6 пенсов, красиво сделанная модель самолета-победителя шнейдеровских гонок принесла 16 фунтов 3 шиллинга 6 пенсов».

Наверняка многие читатели присоединятся к вопросу автора: где эта модель сегодня?

Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 1.2 Многоцелевые боевые самолеты Sopwith Tabloid

На первый взгляд кажется, что «таблоиды» №№ 326 и 394 идентичны, но если присмотреться внимательно на основные стойки шасси, то обнаружится, что последний имеет дополнительные опоры (или V-образные стойки и полозья)

Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 1.2 Многоцелевые боевые самолеты Sopwith Tabloid

Хотя данный самолет иногда называют «Sopwith Gordon Bennett» (о нем будет следующая глава в данном цикле статей), этот вариант «таблоида» был приобретен Адмиралтейством и отличался не только «гоночным» шасси, но а также капотом с усиленной вентиляцией и установкой пулемета Lewis, стреляющего вперед через зону ометания винта, защищенного установкой дефлекторов

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sopwith Tabloid

Назначение: гоночный самолет, разведчик, легкий бомбардировщик

Экипаж: 1-2 человека

Силовая установка: ротативный двигатель Gnôme мощностью 80 или 100 л.с.

Размеры:

размах крыла 25 футов 6 дюймов (7,7 м)
длина 20 футов 4 дюймов (6,2 м)
площадь крыла 241,3 кв. футов (22,4 м²)

Вес:

пустого 730 фунтов (331 кг)
максимальный 1120 фунтов (508 кг)

Летные характеристики [12]:

Максимальная скорость 92 миль/ч (148 км/ч)
Продолжительность полета 3,5 часа


  • [9] в главе «Other Men’s Aeroplanes» он указан как капитан Сайкс – прим. авт.
  • [10] подходящий момент для провозглашения первенства установки отражателей на винт «таблоида», особенно в связи с многоцелевым самолетом Sopwith 1½-Strutter и истребителем Sopwith Camel – прим. авт.
  • [11] следует сказать, что данная цитата не предполагает, что это устройство является продукцией «магазина игрушек Винни» (“Winnie’s toy-shop”), который после войны стал известен в качестве захватывающего, опасного и неофициального товарного склада – прим. авт.
  • [12] с 80-сильным двигателем

источник: H.F. KING «SOPWITH AIRCRAFT 1912•1920»

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account