Вы читали «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского? Три брата, три разных характера, но есть и четвертый брат, и четвертый характер. Можно по-разному относиться к Смердякову, но он был.
Или «Три богатыря» — духовенство, армия, крестьянство, а где же купечество? Да купечество, торговцы — это не престижно, то ли дело крестьянин или воин, но как говорили в Древнем Риме – «деньги не пахнут», а поскольку война требует денег (три раза), то роль финансовых воротил возрастает.
В Российской Империи в 1884-1908 годах, броненосцы и крейсера строились серией не по три корабля, как гласит официальная версия, а серией из четырех кораблей – вот только четвертый корабль строился тайно.
С 1909 года, корабли Российской Империи (линкоры, легкие крейсера) строились сериями уже по четыре корабля. Вот только самих серий кораблей оказалось не 3, а четыре!
Российские императорские линкоры, заложенные в 1909-1914 годах, имели свои специфические особенности, характерные для местного театра военных действий.
Балтийский или тип «Севастополь» назад-вперед (башня №2 развернута на корму, башня №3 на нос),
Черноморский или тип «Императрица Мария» — все вперед (башня №2 повернута на нос).
Тихоокеанский/Атлантический или тип «Измаил» — все назад (башни №2 и №3 повернуты на корму).
Но ведь, Российская Империя имела еще и выход к Северно-ледовитому океану, а значит должен был быть линкор (точнее серия) который реализовывал бы схему вперед-назад (башня №2 развернута на нос, башня №3 на корму).
Логично, раз моряки так любят симметрию (предпочитают четные системы нечетным), то они бы прошлись по всем вариантам вооружения. *
Что нам известно о Императоре Николае Втором?
— О том что это был безвольный, слабохарактерный человек, получивший прозвище «Кровавый»…
— Или, все это была маска, которую самодержец всероссийский успешно ее носил… или получив урок, император Николай-2 стал жестче?
Известно, что император Николай-2 олицетворял себя с императором Петром Великим. При этом, если смотреть под определённым углом, то судьба Петра-1 и Николая-2 удивительным образом сходны. Кровавое восхождение на престол – «стрелецкие бунты» и Ходнынка (и их дети, которые не оставили след в истории)
Петр начинает войну со Швецией, и оказывается разбит. Страну лихорадит, ее сотрясают бунты (Булавинское восстание). Что делает Петр после поражения под Нарвой? Он не опускает руки, он продолжает войну – и готовится к новым битвам. Он восстанавливает армию. Он строит флот. И берет реванш. Если император Николай-2 решил идти по стопам Петра Великого, то он должен был пойти тем же путем. Проигрыш Японии – проигрывали шведам. Раз Петр Великий взял реванш, то и он возьмет. Раз Петр строил флот, то и он построит. А теперь внимание, где Петр Великий строил российский флот? Черное море – да, Балтика – да, и… Правильно — еще на Севере, в Архангельске. И Николай-2 так же строил флот. И то же на Севере.
Вот только история строительства линкоров в Архангельске возникла не пустом месте, как любят представлять некоторые. Нет, на севере уже к 1900 году была создана промышленная база, которая позволяла не только содержать, но и строить броненосцы. К сожалению, история беломорских броненосцев завершилась печально – корабли или не смогли выдержать тяжелый ледовый переход или погибли в сражении с японским флотом. Но ведь на ошибках учатся, и Император Николай-2 учился (например, Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, с участием двух ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» 1910-1915 года).
Маловероятно что император Николай-2 принял решение брать реванш сразу после войны с Японией – это помешала начавшаяся революция. Не было бы ее, и история пошла бы по-другому. Но, революция, время упущено, или Николай-2 проводил работу? Ведь Петр Великий начинал свою военную деятельность не со Швеции, а с Турции. И именно коалицию против Турции он хотел собрать в Европе, но собрал коалицию против Швеции. Николай-2 так же пытался собрать антияпонскую коалицию, точнее воссоздать ее – Германия и Франция могли бы помочь России. Но, то, что прошло в 1897 году, не прошло в 1907 году, коалицию Николай-2 не собрал. Но, отказался ли он от реванша над Японией?
Нет!
В 1909 году в Российской Империи закладывают линкоры типа «Севастополь», в 1910 году типа «Императрица Мария», в 1913 году – тип «Измаил». Вот только если в Великобритании и Германии, линкоры вступают в строй спустя 4 года после закладки, то российские линкоры – через 5 лет, 6 лет, 7 лет! И вот тут вопрос, почему строительство российских линкоров было таким долгим? И почему «Измаилы» были заложен в 1913 году, если верфи освободились в 1912 году?
Ответ простой, в это же время верфи во всю трудились над линкорами для северного флота! «Северные» / «беломорские» линкоры строились на основе балтийских «Севастополей», имели большое сходство, но и некоторые отличия. Так же, на Севере было заложено несколько крейсеров – 2-4 типа «Муравьев-Амурский» и/или типа «Светлана».
Поскольку российский флот придерживался географической преемственности — «Казарский», «Сакен», «Кинбурн», «Наварин», «Синоп» на Черном море, «Выборг», «Ретвизан», «Гангут» на Балтике, «Цесаревич», «Слава», «Орел», «Ослябя» — Тихий океан, то корабли, строящиеся на Северном флоте, имели свои специфичные названия – «Архангельск», «Святой Павел»», «Архангел Гавриил» и «Архангел Селафаил». Впрочем, учитывая, что вся серия «Святая», то и головной корабль получит «святое» же наименование – «Сисой Великий».
Логика действий императора Николая-2 была такой. К 1914 году в строй войдут 12 линкоров – по 4 на Севере, Балтике и Черном море, и это, не считая заложенных «Измаилов». С такими силами легко брать реванш над многочисленным, но слабым японским флотом (к этому времени Япония с натяжкой имела 4 линкора, зато два десятка броненосных кораблей). Собственно, уже 8 линкоров – балтийских и северных хватало для реванша если бы черноморские линкоры не выпустила бы Османская Империя.
Особое место уделялось новому маршруту, который тщательно разведывался. И как показали дальнейшие события (речь идет о маневрах советского флота в 30-х годах), императорские линкоры вполне могли пройти через Карские Врата (Карский пролив), и без проблем дойти до Восточно-Сибирского моря. И как говорится «дальнейшее – дело техники».
Вот только в 1914 году началась Великая Война, и проблема реванша над Японией отошла в сторону. При этом, в Российской Империи не спешили показывать козырь как в виде эскадры Северной эскадры (линкоры и крейсера), так и в виде наличия мореходного северного пути. Если бы немецкий флот решил устроить бы набег на Архангельск (а ведь в России опасались набега на Санкт-Петербург), то немцев (скорее всего это была бы эскадра линейных крейсеров Хиппера) ждал бы хороший сюрприз. Не появятся – еще лучше, европейская война закончится, союзники опять станут врагами, и Японии можно напомнить про Цусиму и Порт-Артур.
Вот только немцы не решались плавать в Баренцево море, зато в северных водах появились союзники (англичане, французы) с различными необходимыми грузами, то было принято решение всю северную эскадру спрятать за Карскими Вратами.
Ну а дальше, история превращается в фарс.
Частично экипажи линкоров и крейсеров отправляют на фронт (естественно с подпиской о неразглашении тайны), частично матросы дезертируют сами. Ведь если эскадра секретна, то надо убрать ее из большинства документов, что бы никто не узнал, что у нас есть еще одна эскадра. А «убирание» эскадры из документооборота приводит к тому, что снабжение секретной эскадры официально и не должно осуществляться! При этом, и не секретные корабли требуют необходимых на войне ресурсов, и приходится выбирать что снабжать в первую очередь…
К 1917 году, на секретной эскадре Николая-2 остается едва ли несколько сотен человек (пара процентов от первоначального состава), что недостаточно для поддержания эскадры в боеготовности. Но, даже если их и больше (20-30% от норматива), то это не играет существенной роли – снабжение эскадры прекращается полностью, и корабли покидают самые стойкие и патриотически настроенные.
В общем, когда до северных линкоров добралась советская власть (1922 год), то они уже не представляли собой боевые единицы и годились только на лом.
Ну а как могла бы пойти ситуация в благоприятных условиях?
1908 год император всероссийский Николай-2 принимает решение воевать с Японией. (Что повлияло на императора Николая-2 – «Балканская Цусима», устроенная Австро-Венгрией, и осознание что первую Цусиму надо переиграть или Тунгусский метеорит как знак свыше?)
1909 год на Балтике заложены линкоры типа «Севастополь».
1910 год на Черном море заложены тип «Императрицы Марии», на Севере тип «Сисой Великий».
1911-1912 год плавание пароходов «Вайгач» и «Таймыр».
1913 год заложены линкоры типа «Измаилы».
1914 год ввод в строй линкоров типа «Севастополь».
1915 год ввод в строй линкоров типа «Императрица Мария» и «Сисой Великий». К этому моменту – Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре и Владивосток должны стать базами для российского флота.
Далее 2 варианта – «северный» и «южный».
Южный. Балтийские и черноморские линкоры образуют единую эскадру и отправляются на Тихий океан. Срок ожидания 3-4 месяца. В это же время, северным путем проходят линкоры типа «Сисой Великий».
Северный. В построенный город-порт Мурманск, прибывают линкоры типа «Севастополь», объявлено что они будут служить на севере. Затем учения в полярных широтах, а на самом деле «Севастополи» и «Сисой Великий» идут Северным Морским путем. Одновременно, Турция пропускает «Марии» — объявлено что они будут служить на Тихом океане.
1916 год начало второй русско-японской войны (учитывая, что из-за секретных линкоров строительство обычных линкоров замедлилось, то вторая русско-японская война скорее всего состоялась бы в 1917 году).
* П.С.
Насчет версии о том, что четвертый вариант российского линкора имел бы схему: башня №2 развернута на нос, башня №3 на корму.