Санитарный самолет Fokker S.IIA. Нидерланды

1

 

Нидерландская авиастроительная компания с длинным наименованием N.V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker, более известная под своим более коротким именем Fokker, после Первой Мировой войны использовала обозначения типов созданных ею машин заглавные буквы. Некоторые из этих машин были созданы непосредственно основателем компании, ее конструктором и, что не менее важно, способным предпринимателем (и немного изобретателем) Антоном Германом Герардом (Энтони) Фоккером (Anton Herman Gerard «Anthony» Fokker), который сохранил систему обозначений, разработанную в предвоенные годы инспекцией ВВС кайзеровской Германии. Поэтому созданные компанией, которую после поражения Германии Энтони Фоккер основал в Амстердаме, истребители (вне зависимости от количества несущих поверхностей) продолжали использовать литеру «D», двухместные многоцелевые машины — литеру «C», гидросамолеты — «W», а транспортные машин — «F». Для обозначения недавно появившегося типа двухместных самолетов с двойным управлением применялась буква «S».

В 1920 году в небо поднялся подкосный высокоплан-парасоль Fokker S.I, отличавшийся необычным размещением экипажа в кабине: места летчиков располагались рядом друг с другом. В качестве силовой установки был применен американский двигатель Curtiss OX. Армейская авиация Нидерландов к машине данного типа интереса не проявила, но для испытаний прототип был закуплен корпусом связи армии США (US Army Signal Corps). В США машина получила обозначение TW-4.

Однако в 1922 году армия Нидерландов, точнее авиакорпус, приобрела прототип самолета Fokker S.II, который оснащался 110-сильным ротативным двигателем Rhóne и представлял собой биплан начального обучения, в котором места сидевших рядом друг с другом членов экипажа размещались в самой широкой части самолета. По концепции и конструкции S.II был преемником созданного в 1918 году истребителя D.VII: были схожи обе несущие плоскости, да и хвостовое оперение не сильно отличалось. Учебный самолет S.II остался прототипом, и военная авиация после нескольких лет экспериментов с ним (установка двигателей различных типов), возможно, обучила на нем несколько летчиков.

Последующее работы по разработке машин типа «S» завершились созданием санитарного самолета Fokker S.IIA. Необходимость этого самолета объяснялась довольно простой причиной: в 1930 году начальник расположенных в утрехтском аэродроме Сустерберг (Soesterberg) авиамастерских ВВС Б.Дж. Буфинк (B. J. Boevink) задумал найти дальнейшее применение использовавшимся учебным самолетам S.II. Буфинк планировал переделать учебный самолет в специальный санитарный, экипаж которого должен был состоять из пилота и санитара для медицинского сопровождения. Один лежащий на носилках больной должен был размещаться в закрытом салоне.

Старый S.II был обследован и разобран, несущие плоскости прошли капитальный ремонт, после которого были покрыты новым полотном. В ходе обследования выяснилось, что изготовленный из сварных труб каркас фюзеляжа хорошо сохранился. В фюзеляже серьезным изменениям подверглась лишь предназначенная для установки нового двигателя носовая часть. Также в конструкцию самолета были добавлены трубчатая рама санитарного отсека фюзеляжа (не являлась несущей, соединявшиеся с фюзеляжем стойки верхнего крыла оставались вне кабины), остекление санитарного салона, неразъемное верхнее крыло с небольшой стреловидностью и с прямой центральной надфюзеляжной частью. Одновременно на правой стороне фюзеляжа была установлена входная дверь с возможностью регулировки верхней части застекленной рамы. Вся верхняя-задняя часть фюзеляжа была съемной для обеспечения возможности погрузки-выгрузки носилок с лежачим больным.

Из-за более высокого фюзеляжа возникла необходимость увеличения размеров хвостового оперения: было установлено новое вертикальное оперение с увеличенной высотой киля и руля направлении; также было изменено и горизонтальное оперение. В передней части фюзеляжа был установлен незакапотированный британский семицилиндровый радиальный 218-сильный двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley Lynx, вращавший двухлопастный винт неизменяемого шага. Самолет получил не только новую окраску, но а также и новое обозначение — S.IIA.

Санитарный самолет Fokker S.IIA. Нидерланды


схемы санитарного самолета Fokker S.IIA 

В середине 1932 года состоялся первый полет самолета под управлением капитана Ферстиха (Versteegh). После испытаний самолет данного типа был принят на вооружение ВВС Нидерландов под старо-новым обозначением L.94. На крылья были нанесены тогдашние (и нынешние) круглые бело-красно-сине-оранжевые опознавательные знаки, а руль направления был окрашен в цвета национального флага; на борта фюзеляжа и на крышу санитарного салона были нанесены огромные красные кресты. 

Санитарный самолет Fokker S.IIA. НидерландыСанитарный самолет Fokker S.IIA. Нидерланды
санитарный самолет Fokker S.IIA со снятой верхней-задней частью фюзеляжа в небе и на земле; на самолете колеса и опознавательные знаки старого типа

Включенный в состав специального отряда ВВС Нидерландов (LVA — Luchtvaartafdeling) Fokker S.IIA применялся в качестве самолета-скорой помощи по заявкам голландской центральной спасательной службы. Обычно самолет вылетел из Сустерберга, однако частенько машине приходилось взлетать с аэродромов Фалкенбург (Valkenburg), Хилз-Рейн (Gilze-Rijen) или с острова Тексель.

Самолет S.IIA остался в единственном экземпляре и в серии не строился, однако прототип самолета весьма интенсивно выполнял спасательные операции. Чаще всего экипаж состоял из пилота капитана Ферстиха и сопровождавшего его военврача Брауэра (Brouwer).

Сообщения о самолете несколько раз попадали на странице газет. Например, на рождество 1933 года, когда были спасены двое школьников из группы, отправившейся в поездку на остров Схирмонниког (Schiermannikoog) и оставшейся там отрезанной замерзшим морем. Подобные события продолжались в течение тридцатых годов.

Санитарный самолет Fokker S.IIA. Нидерланды
Санитарный самолет Fokker S.IIA. Нидерланды
вариант окраски санитарного самолета Fokker S.IIA с новыми опознавательными знаками

Во время службы оригинальные узкие колеса были заменены на оснащенные тормозами новые колеса с шинами низкого давления. Последний мирный санитарный полет был выполнен 1 сентября 1939 года за несколько часов, когда лежачий больной был переправлен с острова Амеланд (Ameland) в больницу в Леувардене (Leeuwarden). Самолет из-за очень низкой минимальной скорости был способен действовать с очень коротких неподготовленных площадок, крейсерская скорость Fokker S.IIA также была необычайно низкой.

Перед нападением Германии на Нидерланды S.IIA получил новые опознавательные знаки в виде окаймленных черной полосой оранжевых треугольников (наносились на крыло и фюзеляж) и аналогичным образом окрашенного руля направления. До состоявшейся 14 мая 1940 года капитуляции Fokker S.IIA выполнил несколько десятков спасательных полетов, став, таким образом, участником Второй Мировой войны.

Санитарный самолет Fokker S.IIA. Нидерланды
санитарныйо самолет Fokker S.IIA с новыми опознавательными знаками

О дальнейшей судьбе машины ничего не известно. С большой долей вероятности можно сказать, что он вряд ли дожил до окончания боев. Несмотря на это, компанию Fokker и авиамастерские ВВС Нидерландов можно по праву считать пионерами авиационной аварийно-спасательной службы.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fokker S.IIA

Назначение: санитарный самолет

Производитель: N.V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker, Амстердам, и военные авиамастерские в Сустерберге

Экипаж: 2 человека

Пассажировместимость: 1 человек

Размеры:

размах крыла 10,74 м
длина 7,40 м
высота 2,80 м
площадь крыльев 25,80 м²

Вес:

пустого 820 кг 
взлетный 1205 кг 

Летные характеристики:

максимальная скорость 160 км/ч
крейсерская скорость 80 км/ч 
дальность 400 км 
потолок 3500 м

Количество изготовленных: 1 самолет

источник: Miroslav Balous «Fokker S.IIA» L+K únor 2012

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account