Статья Кирилла Рябова с сайта TOPWAR.
Содержание:
Перевозка раненых и больных является достаточно сложной задачей, для решения которой требуется особая техника, такая как санитарные автомобили. Первые машины такого рода появились у медицинской службы РККА в тридцатых годах. Развитие санитарного парка продолжалось и не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны.
Первое поколение*
Еще со времен Первой мировой и Гражданской было известно, что раненых и больных не стоит перевозить на «обычных» легковых и грузовых автомобилях, поскольку такая поездка может привести к ухудшению состояния с самыми печальными последствиями. Больной нуждался как в присмотре медработника, так и в особых условиях перевозки.
Реальные работы по созданию санитарного транспорта для военно-медицинских подразделений стартовали в начале тридцатых годов; их вместе вели наркоматы обороны и здравоохранения. По результатам этого проекта в 1935 г. был принят единый облик санитарной машины для РККА и гражданских больниц, учитывающий потребности заказчика и возможности промышленности.
На основе этой концепции КБ Горьковского автозавода во главе с Ю.Н. Сорочкиным создало несколько новых образцов. Первым стал санитарный автобус ГАЗ-03-32. Он мог строиться на шасси ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ, а конструкция однообъемного кузова-фургона основывалась на автобусе малого класса ГАЗ-03-30. Машина могла перевозить четверо носилок, санитара и некоторый запас медикаментов. Вскоре появился похожий автобус ГАЗ-05-194 на трехосном шасси ГАЗ-ААА. Он отличался увеличенным объемом кабины и наличием дополнительных мест. Максимальная унификация с другими образцами принесла свои плоды. Так, за считанные годы удалось построить более 1400 автобусов ГАЗ-05-194.
Параллельно с санитарными машинами для перевозки раненых создавались другие образцы для военных медиков. Во всех случаях речь шла о стандартном фургоне с тем или иным оснащением.
С учетом всех требований
В 1935 г. начались работы по первому санитарному транспорту, учитывающему всю специфику будущей работы. Инженеры ГАЗ изучили отечественный и зарубежный опыт, после чего сформировали полный технический облик новой машины и построили опытный образец. Последующие работы продолжались до 1938 г., и их результатом стал автомобиль ГАЗ-55-55 (часто сокращается до ГАЗ-55).
Основой ГАЗ-55-55 было шасси ГАЗ-АА с удлиненными задними рессорами и дополнительными рычажными амортизаторами от ГАЗ-М1. Такое шасси отличалось мягким ходом и не трясло больных. Выхлопная труба проходила через теплообменники и обогревала кабину. Деревянно-металлический фургон по типу существующих вмещал складные лавки и крепления для носилок. Машина могла перевозить до восьми сидячих или до четырех лежачих, а также санитара.
Первые серийные ГАЗ-55-55 появились в том же 1938 г. До конца года ГАЗ изготовил 359 машин. Еще 72 шасси отправились на Казанский кузовной завод для окончательной сборки. В следующие годы темпы производства росли, этому не помешало даже начало войны.
Большой интерес представляет «бронированный мото-медицинский пункт» БА-22. Выксунский завод ДРО в 1937 г. разработал специальный бронеавтомобиль, способный забирать раненых с переднего края и безопасно доставлять их в тыл. Броневик построили на шасси ГАЗ-ААА и оснастили противопульной защитой. Крупный кормовой отсек мог вместить 10-12 сидячих или 4 лежачих раненых на носилках.
Испытания и доводка БА-22 затянулись, но и по их результатам машина не устроила заказчика. Летом 1939 г. все работы прекратили. Единственный построенный санитарный броневик передали Научно-исследовательскому санитарному институту РККА для изучения и наработки опыта. Концепция санитарной бронированной машины развития не получила.
Первый опыт
Первым предприятием, выпускающим специализированные санитарные автомобили для РККА, был ГАЗ. Вслед за ним аналогичные заказы получили другие автомобильные и смежные заводы. К примеру, в строительстве ГАЗ-55-55 участвовал уже упомянутый Казанский кузовной завод. Производство развивалось и набирало темпы, но все еще не могло удовлетворить потребности военно-медицинской службы.
После нескольких лет эксплуатации и многочисленных учений, в июле 1938 г. санитарные машины впервые задействовали в ходе реальной войсковой операции. Во время боев на о. Хасан военные врачи показали все свои умения и в полной мере использовали имеющуюся технику. В дальнейшем ГАЗ-55-55 и другие машины использовали в районе р. Халхин-Гол.
В обоих случаях выяснилось, что санитарные автомобили, при всех своих очевидных преимуществах, имеют недостаточную вместимость, и поэтому часть раненых приходилось перевозить обычными грузовиками. Такую проблему можно было решить путем увеличения численности существующей техники или за счет создания новых образцов с увеличенными фургонами.
Впрочем, на состоянии санитарного парка в тот период благотворно сказывались поставки любой техники. По разным оценкам, к лету 1941 г. в военно-медицинских структурах имелось не более 40-50 проц. от требуемого количества санитарных автомобилей. На закрытие всех потребностей могло уйти еще несколько лет.
Импровизация военного времени
На момент нападения гитлеровской Германии в РККА имелось несколько тысяч санитарных автомобилей. Так, количество одних только ГАЗ-55-55 приближалось к 3,5 тыс. Значительную долю парка составляли автобусы ГАЗ-03-32, ГАЗ-05-194 и другие схожие машины.
Тем не менее, этого не хватало. Нагрузка на автомобильные подразделения резко выросла. Кроме того, появились первые потери – гитлеровцы не стесняли себя конвенциями и нападали на медиков. В таких условиях требовался любой доступный транспорт.
Санитарную специализацию вновь «освоили» грузовики. Раненых укладывали или усаживали в кузов, а водитель старался ехать как можно более аккуратно во избежание последствий. При возможности грузовики минимально дорабатывались. Для упрощения санитарной обработки кузов засыпали песком и выстилали соломой. От тряски лежачих спасали привязные ремни и крепкие руки более здоровых товарищей.
Выполнялась мобилизация гражданской техники. При возможности, у больниц брали специализированный транспорт. В конце 1941 г. по требованию Госкомитета обороны Мосгорисполком передал военно-медицинской службе около сотни автобусов, обслуживавших столицу. После минимальной переделки они стали санитарным транспортом и начали возить пассажиров, нуждающихся в медпомощи.
Автозаводы продолжали выпуск серийной техники. Для ускорения и удешевления производства принимались различные меры. К примеру, в 1942 г. начался выпуск машин ГАЗ-55-55 на шасси ГАЗ-АА в его исходном виде, без «мягкой» подвески. К прежней комплектации удалось вернуться лишь в 1943-м. Силами других предприятий тоже выпускались автобусы и фургоны на серийных шасси. Существенный вклад в пополнение парка внесли импортные поставки по ленд-лизу.
Несмотря на все сложности и потери, промышленность и медслужба продолжали работу и наращивали численность санитарного транспорта. Уже к январю 1944 г. укомплектованность подразделений автомобилями превысила 70%. В обозримом будущем этот параметр мог вырасти с понятными положительными последствиями.
Миллионы жизней
Всего за годы Великой Отечественной войны было госпитализировано более 22,3 млн красноармейцев и командиров, из них почти 14,7 млн – в связи с ранениями и травмами, остальные – по болезни. Военные врачи вылечили и вернули в строй более 72% раненых и свыше 90% больных. Таким образом, вернулись в армию и продолжили бить врага более 17 млн военнослужащих.
Такие показатели стали возможными, в первую очередь, благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер и санитаров. А их труд обеспечивался разнообразной материальной частью. Неоценимую помощь врачам оказали автомобили специального и общего назначения и их экипажи. Без их работы военная медицина не смогла бы спасти тысячи и миллионы жизней.
источник: https://topwar.ru/170889-sanitarnye-avtomobili-velikoj-otechestvennoj-specialnye-i-kustarnye.html