Самый жаркий день в небе Вьетнама

17
Самый жаркий день в небе Вьетнама

Самый жаркий день в небе Вьетнама

Статья Владислава Софронова с сайта WARSPOT.

СОДЕРЖАНИЕ:

В ответ на успешно развивавшееся наступление северовьетнамской армии на Южный Вьетнам 10 мая 1972 года американцы начали крупномасштабную воздушную операцию «Лайнбэкер» (Linebacker). Её целью стало разрушение коммуникаций, по которым шло снабжение Северного Вьетнама военными грузами из СССР и Китая. В течение первого дня операции американская авиация совершила четыре налёта на цели в районах Ханоя и Хайфона. Из 414 боевых вылетов 120 пришлось на долю ВВС, а 294 выполнили палубные лётчики. К этому времени в состав ВВС и ПВО ДРВ входили четыре истребительных авиаполка: 921-й иап на МиГ-21МФ, 923-й иап на МиГ-17Ф и J-5, 925-й иап на J-6 и 927-й иап на МиГ-21ПФМ. Их лётчики ответили американцам 64 вылетами — в небе над Вьетнамом вспыхнули ожесточённые бои.

Первый налёт

В 08:00 с авианосца «Констеллейшн» (USS Constellation) взлетела и направилась курсом на Хайфон группа из 33 самолётов. Позади с 10-минутным интервалом шли аналогичные группы авианосцев «Корал Си» (USS Coral Sea) и «Китти Хок» (USS Kitty Hawk). В 08:40 группа с «Констеллейшена» вышла к цели. Штурмовики A-6 «Интрудер» и A-7 «Корсар» сбросили бомбы на нефтехранилище в Хайфоне, вызвав несколько пожаров. Для фотоконтроля результатов удара над городом пролетел разведчик RA-5C «Виджилент» в сопровождении одиночного «Фантома». Пара была обстреляна сразу двумя ракетными дивизионами С-75 — две ракеты шли навстречу, ещё один пуск был замечен справа. Одна из ракет взорвалась недалеко от «Фантома», перевернув истребитель.

От сотрясения отключился один из двух генераторов, но лётчик лейтенант Олсен (Olsen) выровнял самолёт, включил генератор и все отключившиеся приборы, а других повреждений не было. Ракета, обнаруженная справа, разорвалась прямо под разведчиком, но он смог вернуться на авианосец. Осмотр показал, что экипажу «Фантома» повезло: ни один из поражающих элементов — а пять из них пробили планер навылет — не повредил трубопроводы топливной или гидравлической систем.

В воздухе пара самолётов с авианосца «Констеллейшн» — истребитель F-4J «Фантом» из эскадрильи VF-92 и разведчик RA-5C «Виджилент» из эскадрильи RVAH-11, 1972 год

В воздухе пара самолётов с авианосца «Констеллейшн» — истребитель F-4J «Фантом» из эскадрильи VF-92 и разведчик RA-5C «Виджилент» из эскадрильи RVAH-11, 1972 год

Подошедшее следом группа с «Корал Си» сбросила бомбы на железнодорожную станцию в Хайфоне, а группа с «Китти Хока» обрушила один пролёт железнодорожно-автомобильного моста на окраине города.

В это раз приказ на взлёт вьетнамских истребителей слишком долго проходил по инстанциям. В 08:43 с аэродрома Кеп поднялась в воздух четвёрка МиГ-17, но в районе их патрулирования американские самолёты не появились. В 08:52 с Кепа взлетела пара МиГ-21 921-го иап, которые вели Данг Нгок Нгу (Đặng Ngọc Ngư) и Нгуен Ван Нгай (Nguyễn Văn Ngãi), но враг уже был рядом. Подошедшая пара F-4J из эскадрильи VF-92, которую пилотировали лейтенант Остин Хокинс (Austin Hawkins) с младшим лейтенантом Чарлзом Тинкером (Charles J. Tinker) и лейтенант Кертисс Доуз (Curtiss Dose) с лейтенант-коммандером Джеймсом Макдевитом (James McDevitt), видела, как серебристые МиГ-21 разбегаются по полосе. На снижении «Фантомы» разогнались до скорости M=1,1 и пошли за «МиГами», успевшими набрать высоту 200 метров. Доуз выпустил AIM-9G по правому «МиГу» — ракета взорвалась рядом, не причинив вреда, так как с помощью резкого манёвра вьетнамцу удалось обмануть неконтактный взрыватель.

Доуз сблизился и выпустил ещё один «Сайдуиндер», который взорвался прямо около среза сопла. «МиГ» взорвался, рассыпавшись на горящие обломки, его пилот Нгуен Ван Нгай погиб. Доуз собирался выпустить AIM-9G по оставшемуся «МиГу», но ракета не сошла с подвески. Затем Хокинс выпустил три «Сайдуиндера», но все они прошли мимо. Доуз также выпустил «Сайдуиндер» — ракета пошла за «МиГом», но врезалась в холм. Ведущий вьетнамской пары был опытным лётчиком, имевшим на счету 6 побед. Избежав попаданий четырёх ракет, Данг Нгок Нгу ушёл, не дав себя захватить последним «Сайдуиндером» Хокинса, а «Спэрроу» у земли были бесполезны.

Впечатлённые манёвренными характеристиками МиГ-21 в сверхзвуковом полете у земли, американцы направились к побережью. Тем временем Данг Нгок Нгу, следуя командам с земли, был наведён на уходящую пару «Фантомов». С расстояния 1200 метров он выпустил Р-3С по «Фантому», идущему нижним в паре, и хотел выпустить вторую ракету по верхнему, но она так и осталась на пилоне. Американцы заметили приближающийся «МиГ», который с расстояния 3/4 мили (1200 метров) выпустил ракету по самолёту Хокинса и Тинкера. Американцам удалось уйти от неё резким манёвром, но в 08:57 Данг Нгок Нгу всё равно засчитали седьмую победу, закрывшую его итоговый счёт. Лётчик вышел из боя и в 09:12 приземлился на аэродроме Нойбай. Для прикрытия его посадки поднималась пара МиГ-17. Ещё одна четвёрка МиГ-17 взлетала для прикрытия аэродромов, но встреч с американцами не имела.

Второй налёт

Целями для ВВС США стали железнодорожно-автомобильный мост Лонг Бьен в Ханое и крупный железнодорожный узел Йен Вьен рядом со столицей. В налёте принимало участие 120 самолётов, включая 32 F-4 с бомбами, 28 F-4 истребительного эскорта, 15 противорадиолокационных F-105G, а также самолёты РЭБ и топливозаправщики. В 08:50 армада собралась в воздухе.

Первой в 09:14 американские самолёты обнаружила РЛС П-12 радиолокационного поста С-30. В воздух поднялись солидные по меркам ВВС ДРВ силы. В 09:36 с аэродрома Хоалак взлетела четвёрка МиГ-17 923-го иап (это звено в бою не участвовало), а с аэродрома Тхакба — четвёрка МиГ-19 925-го иап в составе Фам Нгок Там (Phạm Ngọc Tâm) — Фам Хонг Сон (Phạm Hồng Sơn), Нгуен Ван Фук (Nguyễn Văn Phúc) — Ле Дук Оань (Lê Đức Oánh). В 09:39 с аэродрома Нойбай поднялась в воздух пара МиГ-21 921-го иап в составе Нгуен Конг Хюи (Nguyễn Công Huy) — Као Сон Хао (Cao Sơn Khảo), а в 09:44 с аэродрома Йенбай — пара МиГ-21 921-го иап в составе Лу Ван Конг (Lưu Văn Cộng) — Чьеу Си Вьет (Triệu Sĩ Việt).

Первой в воздушное пространство ДРВ на малой высоте вошла четвёрка F-4D 555-й истребительной эскадрильи, которую вёл майор Роберт Лодж (Robert A. Lodge) с оператором капитаном Роджером Лочером (Roger C. Locher). Оператор наведения с крейсера «Чикаго» (USS Chicago) сообщил о четырёх группах «МиГов», находящихся в воздухе. Противники пошли навстречу друг другу, и вскоре отметки «МиГов» появились на экранах БРЛС «Фантомов».

Разбор полётов на фоне линейки истребителей J-6 (МиГ-19 китайской постройки)

Разбор полётов на фоне линейки истребителей J-6 (МиГ-19 китайской постройки)

Обычно преимущество F-4 в дальнобойных ракетах не могло быть реализовано из-за опасности поразить свои самолёты, но сейчас звено Лоджа было единственным в районе, поэтому лётчики получили разрешение на открытие огня без визуального опознавания цели. Радар Лочера показывал четыре «МиГа» на дальности 13 миль (24 км), и он захватил ведущего. В 09:43, когда до цели оставалось 8 миль (14,8 км), Лодж выпустил АIM-7E, но, пролетев всего 1000 футов (300 метров), она самоликвидировалась – её двигатель так и не запустился. С дистанции 6 миль (11,1 км) Лодж выпустил по «МиГу», шедшим вторым, вторую «Спэрроу». Учитывая 50% вероятность успешного пуска «Спэрроу», лётчик 1-й лейтенант Джон Маркл (John D. Markle) с оператором капитаном Стивеном Ивзом (Stephen D. Eaves) выпустили по третьему «МиГу» сразу две АIМ-7Е. У первой ракеты отказал двигатель, но вторая пошла с набором высоты.

Капитан Ричард Ричи (Richard S. Ritchie) с оператором капитаном Чарлзом ДеБеллвью (Charles B. DeBellevue) выпустил одну AIM-7Е, но её двигатель не запустился. Через несколько секунд впереди появились два шара огня. МиГ-21, атакованный Марклом, был ближе, и он появился в поле зрения в тот самый момент, когда в него попала ракета, шедшая пересекающимся курсом. «МиГ» перевернулся и, снижаясь, прошёл под «Фантомами». Затем показался МиГ-21, атакованный Лоджем: горящий, он шёл к земле в пологом пикировании, оставляя за собой шлейф обломков, левая консоль крыла отсутствовала, пилота к кабине уже не было.

Пара МиГ-21 шла на высоте 6000 метров, когда ведущий Нгуен Конг Хюи заметил «Фантомы», идущие навстречу на малой высоте. Хюи увидел вспышки запусков ракет и скомандовал ведомому: «Сброс баков! Маневрируй!» Увы, эфир был забит помехами. Хюи сманеврировал и увидел белый след ракеты, идущей слева вверх. Он посмотрел в направлении её полёта и увидел, как ракета попала в «МиГ» ведомого, который загорелся. Као Сон Хао неудачно катапультировался и умер после приземления. Официально считается, что он сбил один F-4, прежде чем был сбит сам.

Один «Фантом» проскочил перед Хюи — вьетнамец выпустил по нему ракету и отвернул. Затем он уже сам увернулся от выпущенной ракеты, вышел из боя и пошёл над самыми верхушками деревьев. Увидев аэродром Кеп, вьетнамский лётчик пошёл на посадку, чуть не столкнувшись со снижающимся МиГ-17. Топлива на второй заход не оставалось, поэтому Нгуен Конг Хюи прошёл над МиГ-17 и сел. Самолёт пробежал по полосе и остановился, съехав на траву. Техники быстро закатили «МиГ» в убежище, и Хюи вдруг увидел их удивлённые глаза: от носового конуса обтекателя РЛС до хвоста, включая обе плоскости крыла, самолёт покрывали более 30 пробоин, и только кабина пилота не пострадала. Вскоре истребитель отремонтировали, заменив повреждённые плоскости крыла и руль высоты, отчего камуфлированный самолёт с неокрашенными поверхностями стал напоминать клоуна в пёстром наряде.

Однако бой ещё только начинался. Первый МиГ-21 промелькнул мимо, и Лодж повернул за ним, а вторая пара «Фантомов» пошла за четвертым «МиГом». С расстояния 6000 футов (1800 метров) Ричи выпустил по находившемуся в вираже МиГ-21 две АIМ-7E. Первая ракета прошла прямо над «МиГом», но вторая взорвалась рядом с ним. Оглянувшись, ДеБеллвью успел заметить парашют. На самом деле был сбит МиГ-19, пилот которого Ле Дук Оань неудачно катапультировался и умер на земле от полученных травм.

Лодж оказался всего в 200 футах (60 метров) за преследуемым «МиГом» — слишком близко для ракет, а подвесному пушечному контейнеру в этом вылете не нашлось места под фюзеляжем. Маневрируя, Лоджу удалось увеличить дистанцию, когда ведомый сообщил о подошедших сзади МиГ-19. Лодж и Лочер проигнорировали предупреждение — как раз в этом момент оператор выполнил захват, и лётчик выпустил сразу две «Спэрроу». Маркл увидел огонь, вырвавшийся из стволов МиГ-19, и крикнул: «Он стреляет по тебе!» Но было уже поздно — выпущенные Нгуен Ван Фуком снаряды трёх НР-30 ударили по задней части фюзеляжа F-4 в тот момент, когда его экипаж наблюдал, как МиГ-21 ускорился и уклонился от выпущенных ими ракет. Их собственный самолёт вздрогнул и потерял скорость — взорвался правый двигатель.

Чтобы избежать столкновения, Нгуен Ван Фуку пришлось отворачивать с максимальной перегрузкой. «Фантом» горел, его мотало из стороны в сторону. Когда огонь подобрался к задней кабине, Лочер крикнул, что пора покидать самолёт. «Тогда почему ты не катапультируешься?» — ответил Лодж. Обстановка в кабине оператора вооружения не способствовала к долгим разговорам — от жары стало мутнеть остекление фонаря, и Лочер катапультировался. F-4D № 65-0784 перешёл в плоский штопор и упал вместе с майором Робертом Лоджем, одним из самых опытных лётчиков 432-го авиакрыла, имевшим на счету три сбитых МиГ-21.

Приземлившись в джунглях на холме недалеко от аэродрома Йенбай, Лочер сообщил по рации, что с ним всё в порядке, но в спешке забыл нажать кнопку передатчика. Его парашют никто не видел, поэтому капитан считался погибшим до 1 июня, когда экипаж одного из «Фантомов» случайно услышал его биппер. На следующий день в результате операции, в которой участвовало 119 самолётов и вертолётов, капитана Роджера Лочера подняли на борт вертолёта после 23 дней пребывания на земле — это был рекорд Вьетнамской войны.

Пара F-4D, шедшая позади и выше звена Лоджа, выпустила по одиночному МиГ-21 три «Спэрроу», но все прошли мимо. Второй МиГ-21 зашёл сзади и выпустил две Р-3С по ведущему «Фантому»: Дин Уайт сманеврировал, и ракеты прошли слева от хвоста. По пути домой «Фантомы» увидели идущую навстречу тройку МиГ-19, и капитан Ридж с дистанции в полмили (900 метров) выпустил одну «Спэрроу». Ракета прошла над «МиГом», пилот которого переманеврировал «Фантом» и открыл по Риджу огонь — американцы ушли на форсаже.

Пока шёл воздушный бой, восемь F-4 пролетели южнее Ханоя, сбрасывая бомбы с дипольными отражателями, создав полосу висевшей в воздухе алюминиевой фольги шириной 18 миль (33 км). Одна из выпущенных зенитных ракет взорвалась под самолётом ведущего, но «Фантом» отделался только лёгкими поверхностными повреждениями. Прикрываясь возникшим коридором помех, основные силы прошли к своим целям. Первыми шли противорадарные F-105G, а самолёты РЭБ EB-66E «Дестройер» ставили помехи ЗРК, оставаясь вне зоны их действия. Четвёрка F-4 сбросила на мост Лонг Бьен семь 2000-фунтовых (907 кг) бомб с телевизионным наведением. Две или три из них пролетели сквозь фермы моста, остальные тоже не попали в цель, вероятно, захватив отражение моста в воде.

МиГ-17Ф с отметками семи побед, одержанных на этом самолете разными летчиками

МиГ-17Ф с отметками семи побед, одержанных на этом самолете разными летчиками

На отходе от цели один из экипажей «Фантомов» выпустил «Спэрроу» по МиГ-21, зашедшему в хвост F-105, и «МиГ» ушёл. Ведущий звена видел пару якобы МиГ-19, один из которых пустил по ним ракету, от которой удалось увернуться. 11 F-4 сбросили на мост Лонг Бьен 22 2000-фунтовые (907 кг) бомбы с лазерным наведением, две из которых оставили воронки в полотне западного пролёта, ещё несколько упали в непосредственной близости, но мост выстоял – лишь для того, чтобы на следующий день его обрушила четвёрка «Фантомов» бомбами с лазерным наведением. Другие 16 F-4 сбросили 140 свободнопадающих 500-фунтовых (227-кг) бомб на железнодорожный узел Йен Вьен.

Бой звена МиГ-19 продолжался 20 минут, и топливо у вьетнамцев было на исходе. При заходе на посадку на высоте 1600 метров двигатель «МиГа» Фам Хонг Сона остановился. Лётчик получил приказ катапультироваться, но решил сохранить самолёт и сел на высокой скорости, промазав мимо 2/3 полосы. «МиГ» выкатился с бетона и получил повреждения, но лётчик не пострадал.

Американские самолёты все ещё оставались в районе базы, поэтому для прикрытия посадки в 10:02 с аэродрома Йенбай взлетело второе звено МиГ-19 в составе Хоанг Као Бонг (Hoàng Cao Bổng) — Фам Као Ха (Phạm Cao Hà), Нгуен Ван Куонг (Nguyễn Văn Cương) — Ле Ван Туонг (Lê Văn Tưởng). Сразу после взлёта поперёк их курса проскочила группа «Фантомов». Летевший последним Ле Ван Туонг был от них дальше всех, поэтому единственный из звена смог довернуть на замыкающий строй F-4. Прикрывавшая отход ударной группы четвёрка F-4E 336-й истребительной эскадрильи пролетала в 15 милях (27,8 км) от Йенбая, когда ведущий, подполковник Джон Роллинс (John O. Rollins), увидел «МиГи», идущие перпендикулярным курсом. К его удивлению, один «МиГ» смог развернуться буквально на месте и занять позицию для атаки позади замыкающей пары.

Оператор ведомого «Фантома» первой пары звена капитан Кейт Джонс (Keith W. Jones), записной шутник эскадрильи, на каждый вызов по радио обычно отвечавший «кря-кря» в напоминание, что они подсадные утки для вьетнамских зенитчиков, тоже увидел «МиГ» и крикнул: «Харлоу-3, у тебя «МиГ» на заднице!» Ведущий второй пары звена отвернул, но тогда Ле Ван Туонг открыл огонь по его ведомому, отбив ему часть левой плоскости крыла. Поражённый F-4E № 67-0386 превратился в огненный шар и упал на землю, капитаны Джеффри Харрис (Jeffrey L. Harris) и Деннис Уилкинсон (Dennis E. Wilkinson) погибли. Подполковник Роллинс выпустил по дерзкому «МиГу» «Сайдуиндер», но его инфракрасная головка не захватила цель. Тогда Роллинс выпустил две «Спэрроу», одна из которых взорвалась у крыла «МиГа». Вьетнамский лётчик резко дёрнулся в сторону и свалился в штопор, но вышел из него, как показалось Роллинсу, на уровне кустов, и отправился домой.

Бой второго звена МиГ-19 продлился 18 минут, и лётчикам тоже пришлось садиться на последних литрах керосина. Нгуен Ван Куонг на 50 метров выкатился за пределы полосы, но ни лётчик, ни самолёт не пострадали. У Ле Ван Туонга на высоте 1400 метров остановился двигатель. Лётчик получил приказ катапультироваться, однако решил сберечь самолёт. При заходе на посадку он промахнулся мимо полосы, МиГ-19 перевернулся и взорвался, и только что одержавший победу Туонг погиб. Фам Сон Ха был уже на высоте 150 метров, когда услышал: «Садящийся самолёт, противник за тобой!» Лётчик увеличил обороты, развернулся и увидел «Фантом», который дал форсаж и ушёл, выпустив чёрный дым. Сожалея, что МиГ-19 не несёт ракет, Фам Сон Ха сел на последних литрах топлива.

Бой закончился. Всего стреляли семь лётчиков МиГ-19, которые израсходовали 1050 30-мм снарядов.

Третий налёт

В 12:20–12:40 с «Констеллейшена», «Китти Хока» и «Корал Си» снова подняли три группы общей численностью около 90 самолётов. В этот раз целью стал железнодорожный узел Хайзыонг в 50 км от Ханоя. Для отражения налёта в 12:55 с аэродрома Кеп взлетело звено МиГ-17 923-го иап в составе Нгуен Ван Тхо (Nguyễn Văn Thọ) — Та Донг Трунг (Tạ Đông Trung) и До Ханг (Đỗ Hạng) — Тра Ван Кием (Trà Văn Kiếm), а две минуты спустя с Кепа стартовала пара МиГ-21 927-го иап в составе Ле Тань Дао (Lê Thanh Đạo) — Ву Дук Хоп (Vũ Đức Hợp).

В 13:00 последние самолёты группы «Констеллейшена» сбросили бомбы на Хайзыонг, и в тот же момент появились «МиГи», закрутив карусель воздушного боя с «Фантомами» эскадрильи VF-96. В первый же момент пара МиГ-17 обстреляла пару F-4J, выделенную для подавления зенитной артиллерии. Ведущий «Фантом» лейтенанта Рэндалла Каннингема (Randall H. Cunningham) и младшего лейтенанта Уильяма Дрисколла (William P. Driscoll) сманеврировал, и один «МиГ» проскочил вперёд. С минимальной дистанции в 1000 футов (300 метров) Каннингем выпустил «Сайдуиндер», и от попадания «МиГ» взорвался – тем не менее, вьетнамскими данными победа не подтверждается. Экипаж лейтенантов Мэттью Коннелли (Matthew J. Connelly) и Томаса Блонски (Thomas J.J. Blonski) заметил пару МиГ-17 на хвосте у A-7E, один из которых ушёл, а ведущий «МиГ» открыл огонь. Радар «Фантома» отказал, поэтому Коннелли выпустил «Сайдуиндер» на пределе дальности. Ракета потеряла захват, но «МиГ» перестал преследовать «Корсар».

Штурмовик A-7 «Корсар» из эскадрильи VA-147 у свеса палубы авианосца «Констеллейшн», 1972 год

Штурмовик A-7 «Корсар» из эскадрильи VA-147 у свеса палубы авианосца «Констеллейшн», 1972 год

Звено МиГ-17 подошло к Хайзыонгу на высоте 1500 метров. Вьетнамский ведущий увидел, как четвёрка штурмовиков A-7 сбросила бомбы на цель и распалась на пары. Нгуен Ван Тхо обстрелял замыкающий «Корсар» — снаряды поразили самолёт, A-7 перевернулся и пошёл вниз, и вьетнамцу засчитали победу. Тем временем лётчик A-7Е эскадрильи VA-147 лейтенант-коммандер Джордж Горяник (George Gorianick) развернулся на атаковавший его МиГ-17, но противник ушёл. Затем Нгуен Ван Тхо обнаружил группу из восьми F-4, но они направились в сторону побережья.

Та Донг Трунг, увернувшись от ракеты, обнаружил A-7, уходящий к морю, и пошёл за ним. Лётчик A-7Е лейтенант Эл Джанкер (Al Junker) из VA-146 отстал от звена. Оглянувшись, он увидел догонявший его A-6, от которого вдруг потянулись снарядные трассы, прошедшие над левой плоскостью крыла, а «Интрудер» обрёл черты МиГ-17. В этом вылете «Корсар» не нёс ракет, а пушка была неисправна. Маневрируя на малой высоте, Джанкер направился к морю, наблюдая, как мимо кабины пролетают красные «мячи для гольфа».

В 13:03 пара «Фантомов» эскадрильи VF-92, задержавшаяся в районе цели для охоты на «МиГи», отметки которых кратковременно появлялись на радарах, попала в стену разрывов 85-мм зенитных снарядов. Один из них взорвался за хвостом самолёта ведущего: F-4J №155797 загорелся, оба двигателя вышли из строя, и экипаж катапультировался. Судьба лётчика коммандера Гарри Блэкбёрна (Harry Blackburn) осталась неизвестной, а оператор лейтенант Стивен Рудлофф (Stephen Rudloff) попал в плен. Также был тяжело повреждён ведомый F-4J, но экипаж лейтенантов Дилворта (Dilworth) и Хилла (Hill) на одном двигателе смог посадить залитый керосином самолёт на палубу «Констеллейшена». «Фантом» отремонтировали, и он летал до 1987 года.

F-4J с серийным номером 155800 из эскадрильи VF-96 авианосца «Констеллейшн», на котором 10 мая 1972 года одержали три победы над МиГ-17 и были сбиты зенитной ракетой лётчик лейтенант Рэндалл Каннингем и оператор младший лейтенант Уильям Дрисколл

F-4J с серийным номером 155800 из эскадрильи VF-96 авианосца «Констеллейшн», на котором 10 мая 1972 года одержали три победы над МиГ-17 и были сбиты зенитной ракетой лётчик лейтенант Рэндалл Каннингем и оператор младший лейтенант Уильям Дрисколл

В 13:03 экипаж Коннелли и Блонски, обнаружив другие МиГ-17, пошёл за одним из них и выпустил одну AIM-9G – вьетнамский истребитель взорвался. Некоторые источники добавляют, что пилот катапультировался, но его парашют не наблюдался — похоже, что это была ещё одна из «лишних» заявок. Коннелли повернул за другим пролетавшим мимо «МиГом», и, несмотря на его энергичное маневрирование, в 13:04 смог выпустить «Сайдуиндер». Ракета быстро преодолела 1000 футов (300 метров) до «МиГа» и взрывом оторвала ему хвост. Пилот катапультировался и спустился на парашюте. Каннингем видел горящий «МиГ».

В 13:04 Каннингем и Дрисколл пришли на помощь экипажу коммандера Дуайта Тимма (Dwight D. Timm) и лейтенанта Джима Фокса (Jim Fox), которых преследовал МиГ-17, стреляя с дистанции 3000 футов (900 метров), и пуском «Сайдуиндера» с минимальной дистанции сбили этот МиГ-17. Вьетнамский пилот катапультировался, и Каннингем резко отвернул, едва не задев его. Затем американец обнаружил позади себя сразу четыре МиГ-21, повернул на них и ушёл. Фокс видел попадание ракеты и катапультирование пилота МиГ-17, но позади оставался ещё один МиГ-17, а следом за ним летел МиГ-21. МиГ-17 открыл огонь — снаряды пролетели над фонарём F-4J, а МиГ-21 ушёл. Два «Фантома» выпустили «Сайдуиндеры» по стрелявшему МиГ-17, заставив его уйти.

Не сумев догнать обнаруженную восьмёрку «Фантомов», Нгуен Ван Тхо развернулся. Он увидел, как четвёрка «Фантомов» пустила ракеты по паре МиГ-17, и крикнул «Срочно маневрируй!», но только Та Донг Трунг смог уйти. МиГ-17 с бортовым № 2069 загорелся, лётчик До Ханг катапультировался, но умер в больнице. Согласно докладу Тхо, спускаясь на парашюте, Ханг был расстрелян «Фантомом» из пушки, которой на F-4J попросту не было, и умер в больнице.

«Фантом» Каннингема и Дрисколла демонстрирует своё брюхо со следами нелёгкой службы во влажном и солёном морском климате и подвески ракет — двух AIM-7 «Спэрроу» и четырёх AIM-9 «Сайдуиндер» — при полном отсутствии пушечного вооружения

«Фантом» Каннингема и Дрисколла демонстрирует своё брюхо со следами нелёгкой службы во влажном и солёном морском климате и подвески ракет — двух AIM-7 «Спэрроу» и четырёх AIM-9 «Сайдуиндер» — при полном отсутствии пушечного вооружения

Затем Нгуен Ван Тхо обстрелял «Фантом», преследовавший Тра Ван Киема. Тхо выпустил три очереди, но все прошли мимо. У него кончились снаряды, и в этот момент его МиГ-17 № 2036 затрясло, самолёт стал неуправляемым. Тхо понял, что сбит, и катапультировался с высоты 1000 метров; опасаясь участи Ханга, он раскрыл парашют на высоте 500 метров и удачно приземлился.

В 13:03 на американские самолёты была наведена пара Ле Тань Дао — Ву Дук Хоп на МиГ-21. Обнаружив приближающиеся «МиГи», один из «Фантомов» повернул влево и прошёл под самолётом Дао, а другие повернули назад и стали набирать высоту. Пара МиГ-21 также разделилась. В 13:04 Ву Дук Хоп выпустил ракету с дистанции 1500 метров. Заметив, что она пошла правее цели, он собрался пускать вторую, но увидел, что Р-3С поразила цель. «Он горит!» — прокричал в эфир пилот. Через 1 минуту 30 секунд Ле Тань Дао также выпустил Р-3С с дистанции 1500 метров. Лётчик хотел пустить вторую ракету, но увидел, что цель также горит. По команде с земли пара вышла из боя на высоте 200 метров и в 13:18 села на аэродром Кеп. В 13:08 лётчик идущего к морю A-7Е сообщил, что два «Фантома» прошли под ним – видимо, это были Дао и Хоп. Два F-4 стали первыми победами сформированного тремя месяцами ранее 927-го иап, но американцы применение ракет «МиГами» в этом бою даже не заметили.

В 13:05 экипаж лейтенанта Стивена Шумейкера (Steven C. Shoemaker) и младшего лейтенанта Кейта Креншо (Keith V. Crenshaw) обнаружил у земли одиночный МиГ-17, пилот которого попытался зайти им в хвост, но Шумейкер с дистанции 2000 футов (600 метров) выпустил по заложившему вираж «МиГу» «Сайдуиндер». Отворачивая, вьетнамский истребитель пропал из вида, а на земле появился дым, как от упавшего самолёта. По данным разведки экипажу «Фантома» подтвердили победу, которую стоит признать явным оверклеймом — это мог быть только Тра Ван Кием.

Самый известный догфайт войны во Вьетнаме

Самый известный догфайт войны во Вьетнаме

В 13:06 Каннингем и Дрисколл увидели идущий навстречу МиГ-17, который открыл огонь, а затем единственный из всей четвёрки вьетнамцев вступил в бой на вертикалях, обстреливая выпускников школы «ТопГан» — этим он явно отличался от «Скайхоков» в учебных боях над авиабазой Мирамар. Бой продолжался довольно долго, но в итоге вьетнамский лётчик совершил ошибку, подставив хвост своей машины — вероятно, он хотел выйти из боя из-за недостатка топлива, и Каннингем смог захватить его «Сайдуиндером». Взрыв ракеты повредил хвост МиГ-17 № 2012, и он врезался в землю. Лётчик Тра Ван Кием погиб в своём первом боевом вылете.

Позже американцы под впечатлением от мастерства вьетнамского лётчика предположили, что в кабине сбитого «МиГа» сидел мифический полковник Нгуен Ман Тун (Nguyễn Mạnh Tùng), он же Томб (Tomb – англ. «Могила»), сбивший 13 американских самолётов. Вскоре Коннелли, у которого так и не работал радар, неприцельным пуском «Спэрроу» отпугнул МиГ-17 от хвоста «Фантома» Каннингема и Дрисколла, и они направились к побережью.

В 13:05 лейтенант-коммандер Горяник, пришедший на помощь Джанкеру, выпустил по «МиГу» длинную очередь из «Вулкана» и увидел что-то, похожее на попадания. A-7Е Джанкера пересёк береговую черту, и МиГ-17 ушёл — над побережьем у Та Донг Трунга кончились снаряды, и он направился домой. В 13:09 пара F-4 эскадрильи VF-51 с авианосца «Корал Си», не дойдя 20 миль до обнаруженной крейсером «Чикаго» воздушной цели, визуально заметила идущий на малой высоте МиГ-17. Вьетнамский лётчик попытался зайти в хвост ведущему «Фантому», но экипаж ведомого F-4B лейтенантов Кеннета Кэннона (Kenneth L. Cannon) и Роя Морриса (Roy A. Morris) выпустил «Сайдуиндер», от хвоста «МиГа» полетели обломки, и он упал. На самом деле Та Донг Трунг в 13:23 вернулся в Кеп.

В 13:08 круживший над Тонкинским заливом разведывательный EP-3B предупредил уходящие ударные самолёты о пусках зенитных ракет в окрестностях Хайфона. Экипаж Шумейкера и Креншо, получив сигнал собственной системы предупреждения об облучении, увидел ракету и сманеврировал, отстрелив несколько ловушек. Ракета прошла мимо.

После возвращения на борт «Констеллейшена» Уильям Дрисколл делится с сослуживцами впечатлениями самого насыщенного дня своей жизни

После возвращения на борт «Констеллейшена» Уильям Дрисколл делится с сослуживцами впечатлениями самого насыщенного дня своей жизни

Добавив три победы к двум одержанным ранее, новоиспечённые асы летели на высоте 16 000 футов (4900 метров) около Намдиня, когда при молчащей системе предупреждения об облучении в 500 футах (150 метров) от них взорвалась зенитная ракета, и её осколки ударили по самолёту. Поначалу «Фантом» продолжал набор высоты, достигнув 27 000 футов (8200 метров), но через минуту его резко повело влево, давление в основной гидросистеме упало до нуля, а затем стало снижаться в резервной. Каннингем включил форсаж, но сразу после пересечения береговой черты F-4J № 155800 загорелся и вошёл в штопор. В 13:10 экипаж катапультировался в 5 милях (9,3 км) от берега и вскоре был поднят на борт спасательного вертолёта.

В это же время группы с «Корал Си» и «Китти Хока» атаковали два моста около Хайзыонга, обрушив по пролёту у каждого из них. Один A-6A получил прямое попадание 37-мм снаряда, проделавшего двухфутовую (60 см) дыру в стабилизаторе, но смог вернуться на «Корал Си».

Взлетевшие вьетнамские истребители — два МиГ-17 с Кепа в 13:06, два МиГ-21 в 13:10 с Нойбая и два МиГ-17 в 13:32 с Кепа — встреч с противником не имели.

Четвёртый налёт

С 16:30 до 17:00 палубная авиация трёх авианосцев 77-го соединения атаковала мост в Камфа и порты Хонгай и Камфа. Мост поразить не удалось, а в порту Камфа две 500-фунтовые (227-кг) бомбы попали в советский пароход «Гриша Акопян» (3708 брт). Погиб боцман Ю.С. Зотов, ещё семь человек получили ранения. Начавшийся пожар продолжался до 12 мая, выгоревшее судно не восстанавливалось.

A-7E эскадрильи VA-195 лейтенанта Майка Рута (Mike Ruth) после сброса бомб на мост в Хайзыонге

A-7E эскадрильи VA-195 лейтенанта Майка Рута (Mike Ruth) после сброса бомб на мост в Хайзыонге

Пара F-4J была направлена навстречу приближающейся паре МиГ-21 — когда противников разделяло 10 миль (18,5 км), «МиГи» отвернули. «Фантомы» пытались их преследовать, но выпущенные по ним зенитные ракеты заставили американцев вернуться. Другой экипаж F-4, обнаружив на радаре два «МиГа», выпустил одну «Спэрроу» без разрешения на стрельбу и визуального опознавания. Ракета прошла мимо целей, которыми оказались «Корсары».

В 16:30 с аэродрома Гиалам взлетела четвёрка МиГ-17, а в 16:49 с Нойбая — пара МиГ-21, но противника вьетнамцы не обнаружили. Уже после окончания налёта, в 17:00–17:20, в воздух поднимались в совокупности шесть МиГ-17 и четыре МиГ-21.

Итоги

Таким образом, всего за день американским лётчикам засчитали 11 побед: четыре МиГ-21 и семь МиГ-17. Реальные вьетнамские потери в воздушных боях составили два МиГ-21, один МиГ-19 и три МиГ-17 сбитыми, один МиГ-21 был повреждён. Ещё один МиГ-19 разбился из-за выработки топлива. Погибло шесть лётчиков.

Для вьетнамцев это был единственный день, когда отличились лётчики всех четырёх истребительных полков — всего им засчитали шесть F-4 и один A-7. Американцы подтверждают потерю одного F-4D и одного F-4E, сбитых «МиГами». Зенитные ракеты стали причиной потери одного F-4J, лёгкие повреждения получили два F-4 и один RA-5C. Зенитная артиллерия вьетнамцев сбила один F-4J и тяжело повредила один F-4J и один A-6A. Погибли четыре американских лётчика, один попал в плен.

Данные об успехах наземной ПВО ДРВ в этот день отрывочны: отмечается, что многочисленные пуски «Шрайков» и атаки A-6 с малой высоты привели к большому перерасходу боеприпасов и малой эффективности ПВО. Так, согласно истории 361-й дивизии ПВО, за 10 и 11 мая комплексы С-75, защищавшие район Ханоя, выпустили 44 ракеты и сбили восемь самолётов, но при этом падения не были зафиксированы. Фактически в зоне ответственности ракетчиков в этот период сбитых не было. Чтобы исключить конспирологические теории, можно добавить, что 10 мая не было потерь американской авиации и над другими странами региона, затронутого войной, за исключением армейского вертолёта «Чинук», разбившегося в Южном Вьетнаме с 34 военнослужащими на борту.

Источники и литература

      1. Peter Davies. USAF F-4 Phantom II MiG Killers 1972–1973 — Osprey Publishing, 2005
      2. Brad Elward, Peter Davies. US Navy F-4 Phantom II MiG Killers 1972–1973 — Osprey Publishing, 2002
      3. Jeffrey Ethell, Alfred Price. One Day in a Long War: May 10, 1972 Air War, North Vietnam — Silvertail Books, 1989
      4. Chris Hobson. Vietnam Air Losses — Midland Publishing, 2001
      5. Nguyễn Công Huy. 10/5/1972 Ngày dài không chiến — Quân đội nhân dân, 2016
      6. Nguyễn Công Huy. Tôi từng là phi công tiêm kích — Nhà xuá̂t bản Văn học, 2008
      7. Sư Đoàn Phòng Không 361, Quân Đội Nhân Dân

источник: https://warspot.ru/19219-samyy-zharkiy-den-v-nebe-vietnama

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account