Но сейчас мы поговорим о том времени, когда радары были странной и диковинной приблудой, к которой неизвестно как еще надо было подступиться. А самолеты уже намекали, что скоро всем будет не до снарядов.
Итак, японский императорский флот, середина тридцатых годов. В японском флоте существую две концепции морского катапультируемого разведчика: дальний и ближний разведывательные гидросамолеты.
Дальний разведчик – это самолет с экипажем из трех человек, который осуществлял дальнюю разведку в интересах флота или эскадры на значительном удалении от своих кораблей.
Ближний разведчик должен был работать на пользу своего корабля, а не всего соединения. Потому в его обязанности входила не только ближняя разведка, но и корректировка артиллерийского огня своего корабля, противолодочное патрулирование и даже работа совместно с ПВО корабля. Эти гидросамолеты имели курсовое вооружение и могли принять участие в воздушном бою… номинально. Также была предусмотрена подвеска бомб небольшого калибра.
И начавшаяся японо-китайская война подтвердила правильность таких планов, потому что гидропланам пришлось и летать на разведку, и бомбить, и вступать в бои с самолетами китайских ВВС, так что в принципе, учитывая отсутствие должного количество авианосцев у флота Японии, гидросамолет оказался весьма полезным в том конфликте.
И, в целом, на ближние разведчики стали смотреть скорее, как на некие универсальные самолеты и даже выделили их в отдельный класс.
Сперва лямку универсального и незаменимого флотского самолета тащил «Накадзима» Е8N. В марте прошлого года было принято решение о разработке ему на замену нового самолета. И тут фантазия флотских заказчиков разыгралась весьма нешуточно. Они захотели получить гидроплан, который не уступал бы по скорости современным истребителям. Скорость предписывалась 380-400 км/ч! А время полета на крейсерской скорости должно было быть не менее 8 часов. Бомбовая нагрузка должна была быть увеличена вдвое (Е8N мог нести 2 бомбы по 30 кг), вдвое надо было увеличить и курсовое вооружение (аж до двух пулеметов). И плюс самолет мог бросать бомбы с пикирования.
В общем, задача более чем непростая. С одной стороны, в ней вроде бы не было ничего такого фантастического, все истребители того времени имели вооружение из двух синхронных пулеметов винтовочного калибра либо четырех крыльевых. С другой стороны, бомбы, пикирование, старт с катапульты – это все утяжеляло конструкцию, которая должна была обладать хорошей скоростью и дальностью полета.
Задание на проектирование выдали всем грандам японского авиастроения: «Аичи», «Каваниси», «Накадзима» и «Мицубиси». Точнее, «Мицубиси» никто особо не звал, они сами изъявили желание поучаствовать, несмотря на то, что успешных проектов гидросамолетов за ними не числилось.
Первыми от участия в конкурсе отказалась компания «Накадзима». Реально у них работы было более чем достаточно. Вторыми «слились» «Каваниси», у которых работа просто не пошла.
Так что в финале сошлись детища «Аичи» и «Мицубиси».
«Аичи» выставили биплан АВ-13, очень чистый в аэродинамическом отношении, с возможностью замены поплавков на неубирающееся колесное шасси.
Кстати, перед АВ-13 был другой проект, АМ-10, моноплан с убирающимся шасси, который ставился на поплавки. Самолет получился слишком тяжелым для палубника.
«Мицубиси» выставили на конкурс прототип КА-17, тоже бипланной схемы, в котором воплотили все современные наработки фирмы в плане аэродинамики. Интересный момент, главный конструктор самолета Дзеси Хаттори никогда не строил гидросамолетов, да и никто из его подчиненных не строил их. Потому в помощь Хаттори был приглашен конструктор Сано Эйтаро из кораблестроительного (!!!) отдела фирмы. Эйтаро тоже не строил гидросамолетов, но ему было очень интересно попробовать.
И вот эта группа энтузиастов спроектировала КА-17…
Прототипы КА-17 и АВ-13 полетели практически одновременно, в июле 1936 года. Затем начались испытания на флоте. Прототипу от «Мицубиси» присвоили индекс F1М1, а его конкуренту от «Аичи» — F1А1.
По идее в конкурсе обязан был победить прототип «Аичи». Его строили профессионалы, соответственно, самолет летал явно лучше. Скорость была на 20 км/ч выше, чем у конкурента, дальность полета больше на целых 300 км. Лучше была и маневренность.
Однако, как гром с ясного неба в конце 1938 года грянуло известие о том, что F1М1 признан комиссией лучшим самолетом. У него, как было заявлено, была более хорошая мореходность и разгонные качества.
Был, правда, отмечен ряд недостатков, таких, как путевая неустойчивость, рыскание во время взлета и посадки (это при лучшей-то мореходности), долгое реагирование на дачу рулей и склонность к сваливанию в плоский штопор.
Понятно, что «плохие» достоинства обеих самолетов были совершенно не при чем, а просто в подковерных играх «Мицубиси» разгромно переиграла «Аичи». Самолет F1М1 был явно «сырой», но «Мицубиси» умели играть в высших эшелонах по-крупному и выигрывать. Так получилось и на этот раз.
Стоит сказать, что Эйтаро и Хаттори не были новичками и прекрасно отдавали себе отчет в том, что с ними сделают, если вдруг самолет не полетит как положено. Традиции японской империи отыгрываться на тех, кто внизу, общеизвестны и дополнительных разъяснений не требуют. Потому горе-конструкторы сделали все. чтобы F1М1 полетел по-человечески.
Однако, быстро устранить все недостатки не получилось. Стоило исправить один недостаток, как возникал другой. Полтора года ушло на эту войну.
Был заменен поплавок на проверенный от «Накадзимы» E8N1, изменена форма крыла и его развал, увеличены площади киля и руля. Устойчивость улучшилась, зато ухудшилась аэродинамика и упала скорость. Надо было менять двигатель на более мощный.
К счастью, у «Мицубиси» такой двигатель был. 14-цилиндровый двухрядный звездообразный Mitsubishi MK2C «Zuisei 13» воздушного охлаждения. Этот 28-литровый мотор был разработан на базе 14-цилиндрового радиального A8 «Kinsei», который был, в свою очередь, не совсем лицензионной копией американского Pratt & Whitney R-1689 «Hornet».
Вообще эти копии американского мотора стали одними из лучших японских двигателей для самолетов. Единственным его недостатком был большой (больше 500 кг) вес.
«Zuisei 13» выдавал 780 л.с у земли и 875 л.с на высоте 4000 метров при 2540 оборотах в минуту. На взлетном режиме мощность достигала 1080 л.с при 2820 об/мин. Кратковременно двигатель допускал увеличение оборотов до максимального значения в 3100 об/мин, при котором мощность на высоте 6 тыс. м. достигала около 950 л.с.
«Счастливая звезда» (перевод) действительно спасла F1М1. Правда, пришлось переделать двигательный отсек, развесовку, капоты мотора. Неприятным моментом стало то, что «Зюйсей» был более прожорлив, чем «Хикари», потому дальность полета F1М1 еще уменьшилась. Но уже время вышло, флоту был нужен новый гидросамолет, и в конце 1939 года самолет был принят на вооружение как «Наблюдательный гидросамолет Тип 0 модель 11» или F1М2.
Несколько слов о вооружении.
F1М2 был вооружен тремя пулеметами калибра 7,7-мм. Два синхронных пулемета «Тип 97» устанавливались над двигателем в капоте. Запас патронов 500 штук на ствол, патроны хранились в ящиках на панелью приборов.
Заряжались пулеметы для середины 30-х годов очень архаично. Казенники пулеметов с зарядными рукоятками были выведены в кабину летчика и он, управляя самолетом, должен был каким-=то образом вручную перезаряжать пулеметы.
В общем – были люди в наше время, не то что…
Заднюю полусферу самолета прикрывал стрелок-радист с еще одним пулеметом «Тип 92» тоже калибром 7,7-мм. Боекомплект состоял из 679 патронов, барабанные магазины на 97 патронов, один в пулемете и шесть развешивались в брезентовых сумках слева и справа от стрелка на стенках кабины. Пулемет можно было убрать в специальную нишу в гаргроте.
Бомбы. На два держателя под крыльями можно было подвесить две бомбы весом до 70 кг.
Ассортимент бомбового вооружения был неплох:
— фугасная бомба Тип 97 No.6 массой 60 кг;
— фугасная бомба Тип 98 No.7 Модель 6 Mk.I массой 72 кг;
— фугасная бомба Тип 98 No.7 Модель 6 Mk.2 массой 66 кг;
— фугасная бомба Тип 99 No.6 Модель 1 массой 62 кг;
— противолодочная бомба Тип 99 No.6 Модель 2 массой 68 кг;
— полубронебойная бомба Тип 1 No.7 Модель 6 Mk.3 массой 67 кг;
— зажигательная бомба Тип 99 No.3 Модель 3 массой 33 кг;
— кассетная бомба Тип 2 No.6 Модель 5 (5 бомб по 7 кг) массой 56 кг.
Неофициальное прозвище самолета – «Reikan»/«Зерокан». То есть, от «наблюдательный нулевой серии».
Выпуск самолетов наладили на заводе «Мицубиси» в Нагое. Когда началась Вторая Мировая, выпуск F1М2 развернули на заводе в Сасебо. Общий выпуск на двух заводах составил 1118 самолетов, из них в Нагое было построено 528, остальные – в Сасебо. «Мицубиси» F1М2 стал самым массовым японским гидросамолетом Второй Мировой войны.
Но выпуск «Зерокана» шел более чем неспешно, и на тот момент, как Япония влетела в начало Второй Мировой войны, на вооружении реально было не более 50 самолетов. А насчет кораблей и вообще все было печально, единственным кораблем, который опробовал F1М2, был авианосец «Киёкава Мару», да и то, потому что на борту этого авианосца проходило обучение морских летчиков.
А артиллерийские корабли, которые должны были быть осчастливлены новым гидросамолетом, ждали до 1942 года. И получили новенькие F1М2 отнюдь не корабли, которые недавно встали в строй. Первыми получили гидросамолеты ветераны «Кирисима» и «Хиэй». Старые, но востребованные линейные крейсеры японского флота. В силу своего возраста их особо не берегли, и пока новые корабли протирали борта в портах, «Кирисима», «Хиэй», «Конго» и «Харуна» участвовали во всех операциях японского флота.
Если взять жизнь корабельных разведчиков именно на «Кирисиме» и «Хиэе», то она оказалась более чем короткой. Линейные крейсера погибли с разницей в два дня в боях у Соломоновых островов. F1М2 линейных крейсеров приняли самое непосредственное участие в боях, осуществляя разведку, летали бомбить морпехов на Гуадалканале (120 кг бомб – не бог весть что, но лучше, чем ничего), корректировали огонь кораблей по «Хендерсон Филд», знаменитому аэродрому на Гуадалканале.
Даже были попытки попробовать силы в качестве истребителей. Пара F1М2 с «Кирисимы» перехватили «Каталину» и попытались ее сбить. Увы, американская лодка была превращена в решето, но ушла, сбив один гидросамолет. Четырех стрекоталок калибром 7,7-мм оказалось недостаточно, чтобы завалить такую крупную дичь, как «Каталина».
Далее F1М2 стали получать все корабли японского флота. От «Нагато» до «Ямато» плюс все тяжелые крейсера в течении 1943 года получили разведчиков. Обычно авиагруппа на тяжелых крейсерах состояла из трех самолетов, два из которых были F1М2. Исключением были тяжелые крейсера «Тикума» и «Тоне», на которых авиагруппа состояла из пяти самолетов, три из которых были F1М2.
И тяжелый крейсер «Могами», который путем удаления кормовых башен превратили в авианесущий крейсер и разместили на нем группу из семи самолетов. Три их которых были F1М2.
На более мелких кораблях F1М2 не использовались, сказывались размеры самолетов.
Самолет оказался более чем полезным в той концепции блицкрига, который начала реализовывать Япония. Армия и флот захватили просто гигантские территории, половина из которых – островные государства с откровенно неразвитой инфраструктурой. И так получилось, что основным средством поддержки десантов и нанесения минимальных бомбовых ударов с воздуха стали именно гидросамолеты, базировавшиеся на кораблях.
Дешевые, универсальные и надежные F1М2 стали просто великолепными помощниками при захватах островных территорий. У них было для этого все: курсовое оружие (хоть и слабое), бомбы (хоть и не очень много), возможность бомбить с пикирования. Идеальный штурмовик поддержки десанта. А учитывая агрессивность и врожденную безбашенность японских пилотов, готовых атаковать любой самолет, то и американским гидросамолетам приходилось некомфортно при встречах с F1М2.
Кроме базирования на кораблях, гидросамолеты F1М2 входили в состав различных кокутаев (полков) смешанного состава, куда входили самолеты разных типов, в том числе и 6-10 F1М2, которые использовались из прибрежной зоны как разведчики и легкие бомбардировщики.
Как пример может служить огромная база гидросамолетов в Шортлэнд Харбор на западе Соломоновых островов, где с момента захвата весной 1942 года и по конец 1943 года действовала крупнейшая на Тихом океане база японской морской авиации.
Но отдельного упоминания заслуживает так называемое мобильное соединение «Homen Koku Butai» или «Ударное соединение R», которое тоже имело базой Шортлэнд Харбор с передовой базой в заливе Реката на острове Санта Изабель к северо-западу от Гуадалканала.
«Соединение R» было сформировано 28 августа 1942 года в качестве временной компенсации погибших у Мидуэя авианосцев. Четыре гидроавианосца («Читозе», «Камикава Мару», «Саньё Мару», «Сануки Мару») были сведены в 11-ю дивизию гидроавианосцев. Дивизия была оснащена гидропланами трех типов, дальние разведчики «Аичи» E13A1, истребители «Накадзима» A6M2-N («Зеро», поставленный на поплавки) и «Мицубиси» F1M2 в качестве легкого бомбардировщика.
Вообще история службы гидроавианосцев японского флота – это отдельная страница, которой не принято уделять внимания. Между тем, эти недорогие и технически несложные корабли имели более насыщенную жизнь, их не так берегли, как более дорогих старших собратьев. Хотя по большому счету, тяжелые авианосцы японцы берегли очень условно, авианосный флот был потерян буквально в шести больших сражениях.
А гидроавианосцы, или по-другому, авиатендеры, тихо и спокойно так провели всю войну от Соломоновых островов до Алеутских, выполняя по мере своих сил поставленные задачи. Начиная с Китайской войны и заканчивая финалом Второй Мировой.
Понятно, что состязаться в скорости и маневре с палубными истребителями США не могли даже самые продвинутые гидросамолеты, поэтому, как только Штаты запустили конвейер по производству авианосцев (ударных и эскортных), то песенка японской гидроавиации была спета.
F1M2 присутствовали на всех 16 японских авиатендерах. Количество колебалось от 6 до 14 единиц. Так как гидроавианосцы использовались очень интенсивно, то и работы F1M2 хватало. В целом, универсальность этого гидросамолета сыграла не последнюю роль в его повсеместном применении.
Полноценного ударного самолета из F1M2, конечно, не получилось. Две 60-кг бомбы – это не то, с чем можно идти на реальный боевой корабль. Да и с меньшими тоже не всегда красиво получалось. Как пример можно привести бой четырех F1M2 с гидроавианосца «Сануки Мару», которые отловили у острова Кауит (Филиппинские острова) американский торпедный катер РТ-34. Катер был поврежден ночью в бою. Американцы атаковали японский крейсер «Кума», но тот уклонился от торпед и нанес некоторый урон кораблику.
Увы, но катер уклонился от всех 8 сброшенных на него бомб. Более того, один из гидросамолетов был сбит экипажем катера, благо, было из чего. Торпедные катера несли минимум одну 20-мм зенитку от «Эрликона» и пару спаренных установок крупнокалиберных «Браунингов».
В общем, одному их японцев не повезло и пришлось падать в море. Остальные три повели себя очень своеобразно: встав в круг, на бреющем полете, начали расстреливать катер из своих пулеметов. В итоге катер загорелся и его спасти не удалось по причине деревянной конструкции, было чему гореть. Но из экипажа погибло только два человека, остальные, правда, все были ранены.
Атаковали летчики на F1M2 и корабли посерьезнее. Вообще с уровнем отваги и боевого безуминя у японцев был полный порядок. 11 F1M2 с гидроавианосца «Мизухо» атаковали старый американский эсминец «Поуп» (это из стаи гладкопалубных эсминцев типа «Клемсон»). Несколько 60-кг бомб легли совсем рядом с бортом корабля и вызвали затопление машинного отделения. «Поуп» потерял ход. Добивать было нечем, пулеметы тут явно не годились, потому пилоты гидросамолетов просто навели на обездвиженный эсминец тяжелые крейсера «Миоко» и «Асигара», которые добили «Поупа».
В начале войны F1M2 пытались использовать и в качестве истребителей, за неимением лучшего. Но это было актуально только в начале войны, когда у союзников не было такого преимущества в небе.
Вечером 17 декабря 1941 года две голландских летающих лодки «Дорнье» Do.24K-1 атаковали японские силы вторжения в Голландскую Ост-Индию. Первая лодка вообще подлетела незамеченной и вывалила на эсминец «Шинономе» весь свой запас бомб. Две 200-кг бомбы очень удачно попали в эсминец, и он, взорвавшись, ушел на дно. Погиб весь экипаж, 228 человек.
Второй лодке не повезло, и F1M2 изрешетил большую трехмоторную лодку своими пулеметами. «Дорнье» загорелась, упала в море и затонула. Вообще голландцам хорошо доставалось от F1M2 во время боев за их колонии.
Случалось, правда, что немецкое качество одерживало верх. Эпичным стал бой еще одной летающей лодки «Дорнье» Do.24 K-1, сопровождавшей транспортный конвой на Яву. Голландский экипаж оказался не менее упертым, чем экипажи трех F1M2 и отбил все атаки японских гидросамолетов. Правда, на обратном пути японцы сбили другой голландский гидросамолет, «Fokker» T.IVA.
А в бою, который произошел в феврале 1942 года, когда шесть F1M2 с кораблей «Камикава Мару» и «Сагара Мару» вышли против шести голландских бомбардировщиков Martin-139WH, атаковавших транспортный конвой, японские летчики сбили четыре «Мартина» из шести ценой одного F1M2.
Но, наверное, самый сумасшедший бой с участием F1M2 произошел 1 марта 1942 года. Японский флот высаживал десанты на остров Ява сразу в трех заливах. F1M2 из авиагрупп гидроавиносцев «Санье Мару» и «Камикава Мару» патрулировали воздух, ничем таким не занимаясь. Голландцы особенно не сопротивлялись.
На обратном пути один отставший от всех F1M2 был перехвачен ПЯТЬЮ истребителями «Харрикейн» из состава 605-й эскадрильи RAF. Произошел воздушный бой, в результате которого… F1M2 уцелел!!!
Пилот, мичман Ятомару, творил чудеса в воздухе, уворачиваясь от атак «Харрикейнов». В целом, не отличавшийся прекрасной маневренностью, «Харрикейн», естественно, уступал биплану, пусть и поплавковому, в манёвренности. В общем, мичман оказался тем еще орешком, который оказался пилотам «Харрикейнов» не по зубам. Да еще и сбил один из британских истребителей! 2 пулемета против 40 – и вот такой результат!
Причем, честные британцы признали потерю самолета сержанта Келли. Ятомару отчитался об уничтожении ТРЕХ «Ураганов», но в ту войну врали напропалую все. Но победа даже над одним истребителем (учитывая, что их было пять) такого класса – это весьма красиво. И Ятомару ушел! В общем – тот еще колобок оказался.
Взбешенный командир британской эскадрильи Райт потом вернулся в район, чтобы отомстить за смерть подчиненного и сбил два F1M2 из состава группы «Камикава Мару». Репутацию вроде бы сохранил, но осадок остался. Бой был более чем великолепным, согласитесь.
Сопоставим с этим боем бой, который провел экипаж под командой главного старшины Кийёми Кацуки на F1M2 из состава авиагруппы гидроавианосца «Читозе».
4 октября 1942 года Кацуки патрулировал воздушное пространство над конвоем, который шел к Рабаулу. На горизонте появилась группа американских самолетов, четыре истребителя F4F и пять бомбардировщиков В-17Е. Как истребители проморгали японский гидроплан, не совсем понятно. Но факт, что пока В-17 изготавливались к атаке на гидроавианосец «Ниссин» (он в составе конвоя был самым крупным кораблем), Кацуки поднялся выше пятерки В-17 и пошел в атаку.
Атака не очень получилась, Кацуки выпустил весь боекомплект, а на В-17 это не произвело никакого впечатления. В свою очередь стрелки В-17 знатно отперфорировали F1M2 своими «Браунингами». И тогда Кацуки пошел на таран, направив свой самолетик на крыло «Летающей крепости». F1M2 от удара развалился в воздухе, но Кацуки и бортстрелок спаслись на парашютах и были подобраны эсминцем «Акицуки». А вот из экипажа В-17, которым командовал лейтенант Дэвид Эверайт, не спасся ни один человек.
Показателен рейд, который совершили четыре F1M2 с «Сануки Мару» на американский аэродром в Дель Монте на Филиппинах. 12 апреля 1942 года четыре гидросамолета прилетели в гости и начали с того, что сбили истребитель Seversky P-35A, который патрулировал небо над аэродромом. Срочно стартовала дежурная пара Р-40, но «Зероканы» успели сбросить бомбы и уничтожить один В-17 и серьезно вывести из строя два бомбардировщика.
Американские летчики сбили один F1M2, но три оставшихся смогли уйти.
В целом, наверное, до середины 1942 года F1M2 был актуален и как перехватчик бомбардировщиков, и как разведчик. Но чем дальше, тем больше «Зерокан» не мог противостоять современным самолетам, которые начали поступать на вооружение союзников. Не секрет, что до начала войны на Тихом океане размещались не самые новые самолеты, скорее, наоборот.
А когда произошла замена, и F1M2 начали встречаться с новыми образцами техники союзников, то началась печаль.
Здесь как пример можно привести налет 29 марта 1943 года пяти Р-38 «Лайтнинг», ведомых капитаном Томасом Ланфье (тот самый, что участвовал в отправке на тот свет адмирала Ямамото) на ту самую большую авиабазу в Шортленде.
Японцы засекли подход «Лайтнингов», заранее подняли в воздух восемь F1M2, но как показала практика, сделали это зря. Американцы сбили все восемь гидропланов за несколько минут, а потом еще прошлись над стоянками и расстреляли еще несколько самолетов.
В целом, созданный по меркам и задачам 1935 года, в 1943 году F1M2 безнадежно устарел. Особенно в качестве истребителя, потому что два пулемета винтовочного калибра против серьезно бронированных бомбардировщиков и истребителей американцев – это было реально ни о чем. Ак бомбардировщик F1M2 в свете усиления ПВО на кораблях и появления более сильных истребителей тоже потерял актуальность. Как противолодочный самолет он еще мог применяться, но опять же, днем F1M2 запросто мог стать жертвой истребителей, а работать ночью не давало отсутствие радара на борту.
И даже работа в качестве корректировщика становилась все менее ценной. Радары начинали «видеть» все дальше и все четче. И позволяли вести огонь вне зависимости от погоды и освещенности.
В итоге, во второй половине войны, F1M2 превратился в этакое подобие нашего По-2, который работал в партизанском стиле.
«Зероканы» базировались на отдаленных островках, вблизи второстепенных участков боевых действий, откуда могли наносить удары по районам, где не было тотального присутствия авиации противника.
Небольшая скорость и полезная нагрузка не открыли широких ворот для F1M2 в ряды токкотай, то есть, камикадзе. Только очень небольшое количество F1M2 вошли в состав подразделений камикадзе, а данных об успешных атаках нет вообще. Скорее всего, если самолеты и вылетали в последний полет с грузом взрывчатки, то были сбиты.
Так что войну F1M2 закончил очень тихо и очень скромно. Основное количество тяжелых кораблей, на палубах которых размещались F1M2 были потеряны в сражениях. F1M2 базировались на линкорах «Ямато», «Мусаси», «Хиуга», «Исе», «Фусо», «Ямаширо», «Нагато», «Муцу», линейных крейсерах «Конго», «Харуна», «Хией», «Кирисима», всех японских тяжелых крейсерах.
В общем, для гидросамолета F1M2 был весьма хорош. Но остается некоторое сомнение, настолько ли он был лучше, чем его конкурент от «Аичи», которого убрали лихие бизнесмены из «Мицубиси»?
Впрочем, на ход войны это точно не повлияло бы.
Сегодня в экспозициях музеев нет ни одного «Мицубиси» F1M2. Зато их много в теплых водах Тихого океана, на дне возле островов, где шли бои. F1M2 являются частью экспозиций для дайверов всего мира.
ЛТХ «Мицубиси» F1M2
Размах крыла, м: 11,00
Длина, м: 9,50
Высота, м: 4,16
Площадь крыла, м2: 29,54
Масса, кг
— пустого самолета: 1 928
— нормальная взлетная: 2 550
Двигатель: 1 х Mitsubishi MK2C «Zuisei 13» х 875 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 365
Крейсерская скорость, км/ч: 287
Практическая дальность, км: 730
Скороподъемность, м/мин: 515
Практический потолок, м: 9 440
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— два синхронных 7,7-мм пулемета тип 97;
— один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке в конце кабины;
— до 140 кг бомб.