Самые удивительные творения польских авиаконструкторов перед Второй Мировой войной
Один из моих читателей под статьёй, где рассказывалось о проектах польских самолётов, которые разрабатывались в 1939 году, но не были запущены в производство, удивился тому, как много в Польше создавали летательных аппаратов. Дескать, откуда столько авиационных КБ и, что самое главное, откуда столько конструкторов!?
На самом же деле, в Польше между мировыми войнами очень активно проектировались самолёты самых различных типов. Причём, что было свойственно и другим странам, порой конструкторская мысль предлагала весьма необычные технические решения. И это в первую очередь касалось самолётов больших, пассажирской и бомбардировочной авиации. Я думаю, что упомянутый мой читатель ещё больше удивится, когда узнает, как много проектов тяжёлых многомоторных самолётов было создано. Собственно, удивляться тут особо нечему.
В Польше с самого начала были тяжелые бомбардировщики, доставшиеся ей в наследство от разных стран: немецкие, английские, французские, русские. Основу бомбардировочной авиации в 20-х годах составили французские бомбардировщики Farman F.60 Goliath и голландские Fokker F.VII.
Остальная часть — легкие самолёт класса разведчик-бомбардировщик.
Желание сделать что-то на замену упомянутым бомбардировщикам привело к появлению, наверное, самого экзотического по виду польского бомбардировщика «Зубр» (PZL P-30 Żubr). Разрабатывать его начали в 1933 году, к 1938 было изготовлено 15 самолётов, которые сразу отправили в учебные части. Стоило так долго мучатся?
Но этот самолёт известен относительно хорошо.
Мало известно, что в 20-е и 30-е годы было создано ещё несколько проектов польских бомбардировщиков.
Проект бомбардировщика WZ-IX «Pteranodon» был создан в 1924 году и для своего времени выглядел очень современным. Самолёт был цельнометаллический, что для тех лет было редкостью. И это погубило «Птеранодон», откуда полякам было взять столько металла.
Проект тяжёлого ночного бомбардировщика PWS MN-2 BN3 был создан в 1927 году, как возможная замена французскому Farman F.60 Goliath. Прототип потерпел аварию, и на этом работа над проектом закончилась.
Проект тяжёлого ночного бомбардировщика PWS-22 B3N был создан для замены Fokker F-VII в 1929 году. Но военными принят не был.
Проект тяжёлого бомбардировщика PWS-23 B3N тоже создан для замены Fokker F-VII, и тоже в 1929 году. Но военными тоже принят не был. Была также пассажирская версия на 20 человек.
Проект бомбардировщика PZL-10 был создан в 1931 году с той же целью, создать отечественную замену Fokker F-VII. Про него мало что известно, кроме того, что его военные отклонили.
Проект бомбардировщика PZL-3 начал разрабатываться в 1928 году. Самолёт даже в 1930 году собирались производить и была заказана серия в 10 штук. Но в последний момент передумали, слишком дорогая оказалась «игрушка». Весьма оригинальная схема размещения двигателей была позаимствована с французского бомбардировщика Potez 41B4N.
Проект тяжёлого бомбардировщика Lublin R.XVIII создан в 1929 году. Представлял собой развитие бомбардировщика R.VII ”Odwet”, проект которого был предложен в 1925 году. В первоначальной версии бомбардировщик должен был быть трёхмоторный, но затем в 1932 году остановились на двух двигателях. Самолёт, что важно, был очень дешёвый, но от него отказались в пользу «Зубра».
Это далеко не полный перечень всех проектов только бомбардировщиков, их было много больше. Но, к сожалению, по другим нет изображений. Но думаю и этого хватит для тех, кого удивляет разнообразие польских авиационных проектов между мировыми войнами.