Самые быстрые самолеты в мире. Часть 50 Рекорды гидросамолетов и самолетов-амфибий
Гидросамолеты сыграли решающую роль на начальном этапе гонки за призраком скорости. В 1930-х годах они уступили самолетам наземного базирования, летные характеристики и надежность которых резко возросли в годы Второй Мировой войны. Потребность в гидросамолетах уменьшилась, и этот процесс ускорился за счет развития палубной авиации. Как следствие необходимость в проектировании и изготовлении гидросамолетов-истребителей – машин, для которых скорость является доминирующей характеристикой, – отпала.
Хотя и были попытки оснастить реактивными двигателями гидросамолеты-истребители, но командование морской авиации не проявило интереса к этим разработкам. Британская летающая лодка-истребитель Saunders-Roe SRA-1, совершившая свой первый полет в июле 1947 года, осталась в опытных образцах, из которых третий (и последний) прототип достиг скорости 825 км/ч. Американская летающая лодка-истребитель Convair XF2Y-2 Sea Dart, совершила свой первый полет в апреле 1953 года, и в ходе испытаний развила скорость 1200 км/ч. Хотя возможности были, но ни британцы, ни американцы не использовали свои летающие лодки-истребит ели для установления новых рекордов. То же самое произошло и с большой реактивной летающей лодкой Martin Model 275 или YPGM-1 SeaMaster, которая в 1958 году показала максимальную скорость 1040 км/ч – попыток установления рекорда опять не было. В СССР в 1952 году имелся реактивный двухмоторный гидросамолет Бериев Р-1 со скоростью 800 км/ч, но тогдашний режим строгой секретности долгое время не позволял показать миру эту летающую лодку. Однако в эпоху Хрущева руководство страны стремилось к достижению рекордов и рассматривало их как возможность улучшить имидж Советского Союза перед лицом всего мира.
В августе 1961 года руководство ФАИ получило из Советского Союза сообщение, что летающая лодка M-10 на трассе 15/25 километров установила рекорд скорости в классе C-2, группа III (гидросамолеты с турбореактивными двигателями), – 912,0 км/ч. Экипаж летающей лодки M-10 состоял из трех человек с пилотом Николаем Андриевским. Самолет M-10, фактически Бе-10, представлял собой большую разведывательную и противолодочную летающую лодку с длиной 33,1 метра, размахом крыла 22,3 метра и силовой установкой в виде двух турбореактивных двигателей Люлька АЛ-7ПБ с тягой по 7500 кгс. Взлетная масса составляла 45000 кг, а вооружение – четыре 23-мм пушки НС-23 (две в хвостовой части корпуса лодки и еще две в спонсонах в передней части). Самолет данного типа, созданный в конструкторском бюро Георгия Михайловича Бериева, установил и ряд других рекордов: 3 сентября 1961 года экипаж Г. Бурьянова с грузом 5000 кг пролетел по замкнутой трассе протяженностью 1000 километров со средней скоростью 875,9 км/ч. С 8 по 12 сентября 1961 года Бурьянов установил целый ряд рекордов высоты с грузами различной массы: с грузом 5000 кг потолок составил 14062 метров, с грузом 10000 кг – 12733 метров, и с грузом 15000 кг – 11997 метров. Абсолютный рекорд в этом классе без груза был установлен 9 сентября – 14962 метров, а 12 сентября машина подняла рекордные 15206 кг на высоту 2000 метров.
В классе C-2, группа II (гидросамолеты с турбовинтовыми двигателями), долгое время царила тишина. После окончания Второй Мировой войны в Великобритании была создана гигантская пассажирская летающая лодка Saunders-Roe SR-45 Princess с силовой установкой в виде десяти ТВД Bristol Proteus (ужасно дорогостоящее фиаско британской авиационной промышленности), в Соединенных Штатах – летающая лодка-разведчик Convair XP5V-1 и ее производная транспортная летающая лодка R3Y-1 Tradewind, но все эти машины не использовались для установления рекордов. И снова советский союз заполнил пустые ячейки в таблицах ФАИ. 25 апреля 1968 года экипаж Евгения Никитина на летающей лодке М-12 (Бе-12 Чайка) установил на дистанции 500 километров рекорд скорости 565,4 км/ч, а 12 октября на дистанции 1000 километров был установлен новый рекорд – 551,9 км/ч. 30 октября 1972 года экипаж А. Захарова на трассе протяженностью 2000 километров показал среднюю скорость 555,9 км/ч. С апреля по июль 1970 года были установлены рекорды скорости с грузом от 1000 до 5000 кг – от 536 и до 528 км/ч. Октябрь 1973 года принес урожай рекордов при полете на трассе протяженностью 2000 километров с грузом массой 2000 и 5000 кг; средние скорости составили 548,5 и 479 км/ч соответственно. В ноябре был установлен рекорд дальности полета 2581,6 километр. С 1973 года были установлены три рекорда набора той или иной высоты.
Бе-12 является самолетом-амфибией с силовой установкой в виде двух ТВД АИ-20Д с мощностью от 4000 л.с. (2940 кВт) до 4250 л.с. (3124 кВт) в более поздней версии. Этот гидросамолет, который будучи оснащенным датчиками магнитных аномалий на носу и корме обычно используется для противолодочных операций, имеет размах крыла 29,7 метров, длину 30,2 метров и взлетную массу 30000 кг. Амфибийная компоновка шасси способствовала тому, что данный самолет мог использоваться для установления рекордов категории C-3, группа II, т.е. самолет-амфибия с турбовинтовыми двигателями. В общей сложности был установлен 21 рекорд, из которых следует указать рекорд скорости 552,3 км/ч в полете по замкнутой трассе протяженностью 500 километров, установленный 24 апреля 1968 года А. Сушеком и его экипажем. На трассе протяженностью 1000 километров средняя скорость составила 544,7 км/ч, на трассе протяженностью 2000 километров – 556,8 км/ч; данные рекорды были установлены в тех же категориях, что и упомянутые ваше чистые гидросамолеты. Интересен также потолок 12185 метров, который был достигнут экипажем М. Михайлова 23 октября 1964 года.
Однако раньше гидросамолеты-амфибии были оснащены поршневыми двигателями и могли побороться за рекорды в категории C-3, группа I. Хотя о гидросамолетах-амфибиях было известно достаточно давно, о рекордах в этой категории задумался только натурализованный американец Александр Прокофьев-Северский, который для рекордных полетов решил использовать созданный его компанией SEV-3XAR. 9 октября 1933 года Прокофьев-Северский пролетел над трехкилометровой мерной трассой со средней скоростью 289 км/ч. 15 сентября 1935 года на поплавковом гидросамолете-амфибии Прокофьев-Северский улучшил свое достижение, показав скорость 370,8 км/ч. Александр Прокофьев-Северский был интересной фигурой в истории авиации. Он начал летать в 1915 году в авиации Российского императорского флота. Во время ночного налета он был сбит, и когда его самолет разбился, невзведенная бомба взорвалась и буквально оторвала его правую ногу. После лечения и протезирования он стал летчиком-истребителем и с тринадцатью победами стал третьим по результативности пилотом российской авиации. В 1917 году, еще до революции, он был направлен в США в качестве члена русской миссии, и после революции остался в Соединенных Штатах. В 1931 году в Фармингдейле, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, Прокофьев-Северский основал авиастроительную компанию Seversky Aircraft Comp. Главным конструктором компании работал Александр Михайлович Картвелишвили (Картвели). Упомянутый выше тип SEV-3XAR, оснащенный 425-сильным (312 кВт) двигателем Wright R-975-E2 и весивший 1474 кг, был их первым самолетом. Версия SEV-3M-WW была оснащена 720-сильным (529 кВт) Wright R-1820-F3 и имела размах крыла 10,97 метров и длину 7,82 метров. Из-за поплавков, угол наклона которых можно было регулировать, амфибия была относительно громоздкой; механизм уборки основных колес амфибии был электрическим, и хвостовые опоры располагались перед водяными рулями поплавков. Коммерческий успех этих типов был невелик. Однако вскоре Картвели удалось создать истребитель P-35, который был запущен в серийное производство. В 1939 году компания сменила название на Republic Aviation Corp., в которой Александр Картвели остался главным конструктором.
Других абсолютных рекордов в этоих категории и группе не было. 22 июля 1950 года прототип летающей лодки-амфибии Suparmarine Type 381 Seagull ASR I под управлением Л. Р. Колкухуна (L. R. Colquhoun) на трассе протяженностью 100 километров показал среднюю скорость 389,3 км/ч. Это был интересный гидросамолет с изменяемым углом атаки верхнерасположенного крыла и силовой установкой в виде одного 1840-сильного (1352 кВт) двигателя жидкостного охлаждения Rolls-Royce Griffon 29. Амфибия Type 381 Seagull должна была стать заменой устаревшим летающим лодкам Walrus, но послевоенные экономические проблемы не позволили запустить ее в серийное производство. 13 августа 1962 года в категории C-3, группа I, американская амфибия Grumman G-64 Albatross (версия UF-2G) установила рекорд скорости на трассе протяженностью 1000 километров – 373,3 км/ч. Затем 19 марта 1963 года модификация этой амфибии HU-16B с грузом массой 5000 кг прошла трассу протяженностью 1000 километров со средней скоростью 247,3 км/ч. За этим последовала череда рекордов разного рода, из которых стоит выделить рекорды высоты 10023 метров (4 июля 1973 года) и дальности полета 5748 километров (24 и 25 октября 1962 года).
Это все, что для данного цикла статей могли продемонстрировать гидросамолеты и амфибии после 1934 года, когда Франческо Аджелло установил абсолютный рекорд скорости на поплавковом гидросамолете Macchi MC.72.
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa REKORDY VODNÍCH A OBOJŽIVELNÝCH LETADEL» «L+K» 24/93, стр.13-15/1577-1579
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samye-bystrye-samolety-v-mire-50