Самые быстрые самолеты в мире. Часть 30 Экспериментальный самолет Douglas D-558-1 Skystreak, США 1947
Рассказывая о росте скорости в 1920-х годах, мы могли наблюдать за имевшемся в Соединенных Штатах соперничестве между армейской авиацией и авиацией ВМС. С течением времени соперничество продолжалось, и нет ничего удивительного в том, что после 1945 года на сцену вышли самолеты, разработанные для ВМС США. Первым из них был Douglas D-558-1 Skystreak.
Во время Второй Мировой войны представители армейских и флотских ВВС встретились в марте 1944 года в институте НАКА чтобы обсудить дальнейшее развитие машин, способных достигать высоких дозвуковых скоростей и возможно даже разгоняться выше скорости звука. Разногласия армейцев и моряков проявилось и тут: представители ВМС заявили, что согласятся на такое исследование при условии, что машина впоследствии может быть использована в качестве боевой. Еще до того как требования спецификации были переданы авиастроительным компаниям, компания Douglas получила конфиденциальную информацию и мгновенно выдала ответ. Команда под руководством Эдварда Хайнеманна разработала проект скоростного самолета D-558 с самым мощным на тот момент американским двигателем General Electric TG-180 и в феврале 1945 года передала его на рассмотрение.
В апреле того же года компанией была предложена постройка шести прототипов с альтернативными вариантами размещения воздухозаборников (в носу фюзеляжа или по его бортам), различными относительной толщиной аэродинамического профиля крыла и силовой установкой (с двигателем RG-180 или комбинацией более слабого Westinghouse 24C и ракетного двигателя). Все прототипы должны были быть оснащены кабиной пилота с системой отделения в случае возникновения аварийной ситуации. Пилот должен был отсоединить кабину от самолета и покинуть ее только тогда, когда скорость уменьшилась: в те годы никто не знал, что произойдет с пилотом, если он сделает прыжок с парашютом на больших скоростях. Другие конструктивные отличия должны были позволить на высоте 12000 метров осуществить исследование диапазона скоростей начиная с М = 0,75 и постепенно приближаясь к М = 1,00.
В НАКА и Управлении аэронавтики ВМС США положительно оценили проект D-558 и 22 июня 1945 года выдали предварительный заказ. Компания Douglas должна была изготовить шесть машин с двигателями TG-180, две машины с комбинированной силовой установкой и один макет боевого варианта. В августе 1945 года после двух инспекций макета базового варианта D-558 программа создания самолета, в конструкцию которого постепенно вносились бы усовершенствования, претерпела изменения. Согласно этим изменениям предусматривалось создание трех самолетов D-5588-1, оснащенных турбореактивными двигателями, в то время как сверхзвуковая скорость должна была быть достигнута вновь разработанным D-558-2 с ракетным двигателем и стреловидными крылом и хвостовым оперением. От боевого варианта было решено отказаться.
Поскольку ни в Управлении аэронавтики, ни в компании несмотря на исследования не были абсолютно уверены в поведении самолета на высоких дозвуковых скоростях и в диапазоне скоростей близких к М = 1,0, то Эдвард Хайнеманн спроектировал D-558-1 с коротким нестреловидным крылом с толщиной аэродинамического профиля 10%, круглым носовым воздухозаборником с вертикальной перегородкой и цилиндрическим фюзеляжем. Отъемная передняя часть фюзеляжа включала в свой состав кабину пилота с выпуклым фонарем. Первоначально силовая установка должна была состоять из одного турбореактивного двигателя Allison J35-A-23 с тягой 17,8 кН (1815 кгс), который затем был заменен на J35-A-11 с тягой 22,2 кН (2270 кгс). В обоих случаях это был изготовленный по лицензии вариант оригинального TG-180. В последнюю минуту перед испытаниями пилоты попросили установить тормозные щитки на бортах фюзеляжа за крылом. Крыльевые баки вмещали в себя 870 литров топлива, в дополнительных баках, установленных на законцовках крыла, можно было нести по 170 литров топлива.
Первый полет D-558-1, которому было присвоено гордое имя Skystreak, был совершен 14 апреля 1947 года под управлением заводского пилота Юджина Ф. Мэя (Eugene F. May). К сожалению, в своем первом полете эта ярко-красная машина потерпела неудачу. Вскоре после взлета тяга двигателя уменьшилась, и при посадке сломался тормоз колеса левой основной стойки. У самолета с шасси, оснащенным специальными шинами высокого давления, отказ тормозов представлял серьезную проблему, решение которой затянулось до середины июля 1947 года.
Внешне у самолета изменился фонарь кабины пилота, получив острую переднюю кромку, разделявшую козырек надвое. Поскольку высота фонаря уменьшилась, то пилоты должны были иметь покрытый замшей шлем чтобы не поцарапать прозрачную часть фонаря. Уверенность в машине и ее способностях возросла, и в начале августа 1947 года она без труда летала на скоростях примерно М = 0,85. К этому времени регистрационный номер Управления аэронавтики (Bureau Number [BuNo] 37971; получил второй прототип; первый прототип имел номер BuNo 37970). На машине летали и заводские пилоты, и летчики-испытатели авиации ВМС.
По результатам испытаний было решено использовать довольно хорошо испытанную машину для установления нового мирового рекорда скорости. Это произошло 20 августа 1947 года в полете над высохшим озером Мюрок. Машину пилотировал коммандер (капитан 2-го ранга) Тернер Ф. Колдуэлл (Commander Turner F. Caldwell), которому не повезло с погодой. Температура воздуха плюс 25°C была совершенно нетипичной для августа Калифорнии. Впрочем, несмотря на погоду Колдуэлл во время четырех пролетов над мерной трассой смог показать рекордную скорость 1031,18 км/ч, причем по время первого пролета машина разогналась до 1051,18 км/ч. Примечательно, что во время рекордного полета в качестве топлива использовался обычный керосин, в который не впрыскивались вода и химические препараты.
Рекорд продержался всего пять дней. 25 августа 1947 года возможность отличиться появилась у авиации Корпуса морской пехоты (КМП) США. Офицер КМП майор Марион Э. Карл (major Marion E. Carl) взлетел при температуре воздуха плюс 35°C и довольно легко улучшил рекорд до 1047,36 км/ч. Его прохождения мерной трассы были более ровными, и наилучшее значение было 1050,3 км/ч. Таким образом, 1947 год стал триумфальным вступлением американской авиационной техники в борьбу за скорость.
Первый D-558-1 налетал в общей сложности 101 час и затем перешел в собственность НАКА, став источником запчастей для еще двух экземпляров машины данного типа. Второй D-558-1 был передан НАКА в октябре 1947 года с 227 кг приборов, датчиков и другого испытательного оборудования. В мае 1948 года машина разбилась во время своего 48-го полета. Третий Skystreak BuNo 37972 был поставлен компанией в ноябре 1947 года, но катастрофа второго экземпляра значительно задержала программу испытаний НАКА. Она началась в апреле 1949 года и закончилась в июне 1953 года после 82-го полета.
В настоящее время первый прототип D-558-1 BuNo 37980 можно увидеть в Пенсаколе, штат Флорида, в экспозиции Музея авиации ВМС (Naval Aviation Museum), в то время как D-558-1 BuNo 37972 экспонируется на авиабазе КМП США Куантико (Marine Corps Air Station [MCAS] Quantico), штат Вирджиния.
В заключение добавим, что вторая фаза программы экспериментального самолета D-558 – оснащенный смешанной силовой установкой D-558-2 Skyrocket – станет героем цикла статей, когда мы будем рассказывать о машинах, которые стартовали с помощью самолета-носителя.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Douglas D-558-1 Skystreak
Назначение: экспериментальный самолет
Статус: прототип
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один турбореактивный двигатель Allison J35-A-11 с тягой 22 кН
Размеры:
размах крыла 7,62 м
длина 10,87 м
высота 3,68 м
площадь крыла 13,94 м²
Масса:
пустого 4423 кг
максимальная взлетная 4583 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 1050 км/ч
скорость сваливания 221 км/ч
практический потолок 13900 м
скороподъемность 2810 м/мин
удельная нагрузка на крыло 330 кг/м²
тяговооруженность 0,51
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa. Douglas D-558-1 Skystreak. USA 1947» «L+K» 4/93, стр.14-15/218-219