Самые быстрые самолеты в мире. Часть 3 Легкий самолет Wright A, США 1909
Итак, французы восторженно летали, а точнее парили над землей, но фактически первый полет был выполнен задолго до этого братьями Уилбером и Орвиллом Райтами из Северо-Американских Соединенных Штатов. Хотя на сегодняшний день официально признается, что 17 декабря 1903 года в песчаных дюнах в шести милях к югу от города Китти-Хоук, штат Северная Каролина, братья Райт выполнили первый полет на оснащенном двигателем самолете, но в последние десятилетия их первенство ставится под сомнение.
Это делают группы энтузиастов из США и Германии, которые постепенно и с небольшим добавлением фантазии пропагандируют первенство другого американца – Густава Уайтхеда (Gustave Albin Whitehead; урожденный Густав Альбин Вайсскопф [Gustav Albin Weisskopf]). Будучи эмигрантом из Германии Густав Уайтхед поселился в Соединенных Штатах в 1894 году, а перед этим он побывал в Берлине и познакомился с работами Отто Лилиенталя. Уже 14 августа 1901 года Уайтхед на легком самолете №21, оснащенном ацетиленовым двигателем мощностью 10 л.с. (7,4 кВт), преодолел путь длиной более километра, а несколькими днями спустя он пролетел целых семь километров. К сожалению, его работа, в отличие от полетов братьев Райт, была незадокументирована и поэтому ставится под сомнение.
В любом случае братья Райт работали систематически, и их самолет Flyer III в октябре 1905 года без особых проблем пролетел 29 километров. Flyer III можно считать первым в мире практически применимым летательным аппаратом тяжелее воздуха, и братья Райт попытались использовать его в коммерческих целях. Однако сделали это не совсем удачно: они предложили свой самолет ряду держав, но не желали показывать его и даже наоборот – скрывали и защищали патентами каждую деталь конструкции.
В 1907 году один самолет Flyer III был отправлен в Гавр, где оставался запакованным в ящик. Лишь в мае 1908 года Уилбур Райт отбыл во Францию для демонстрации этого летательного аппарата. Самолет был собран в Ле-Мане (Le Mans) в кузовном цеху компании, принадлежавшей братьям Амеде и Леону Болле (Amédée et Léon Bollée). 8 августа 1908 года Уилбур Райт впервые продемонстрировал свой самолет на ипподроме, деревня Юнодьер (Hunaudiéres), и Европа была ошеломлена – впервые она увидела полноценный полет, управление машиной по трем осям и самостоятельные взлет и посадку на лыжи, хотя сам старт осуществлялся с помощью рампы и катапульты весом 800 кг. Затем Уилбур Райт летал на Flyer III в других странах Европы, но более всего он находился во Франции.
В январе 1909 года Уилбур Райт переехал в По (Pau) [1], где он обучил трех французских пилотов. Один из них – Поль Тиссандье (Paul Tissandier) – 20 мая 1909 года установил на Wright A (France) первый рекорд скорости. СамолетWright A (France) соответствовал Wright Model A, который Орвилл Райт продемонстрировал корпусу связи армии США (US Signal Corps). Этот двухместный самолет был оснащен 35-сильным (26 кВт) четырехцилиндровым двигателем Barrinquand & Marre (лицензия Wright) с цепным приводом на два пропеллера и имел деревянный силовой набор с полотняной обшивкой. Рули высоты были установлены в передней части, рули направления – в задней.
схема легкого самолета Wright A (рисунок инженера З. Одехнала)
На Wright A (France) Поль Тиссандье разогнался до скорости 54,79 км/ч. Затем 22 августа 1908 года в Реймсе в первый день знаменитой авиационной недели он улучшил до 63,19 км/ч, но в этот же день Эжен Лефебр (Eugene Lefebre) достиг скорости 66,81 км/ч. Это был последний рекорд скорости Wright A (France), поскольку самолет конструкции братьев Райт был неуместен для подобных выступлений.
легкий самолет Wright A (France) в полете (фотография из коллекции автора и Мирослава Балоуса)
По окончании реймсской авиационной недели на площадке лагеря Овур (Camp ďAuvours) Уилбур Райт продемонстрировал французским военным возможности своего самолета. Wright A (France) выполнил дальние по тем временам полеты и показал следующие результаты:
• 21 сентября 1908 года – 66,6 км/ч;
• 18 декабря 1908 года – 99,8 км/ч;
• 18 декабря 1908 года – 124,7 км/ч.
испытания легкого самолета Wright A (France) в лагере Овур (фотография из коллекции автора и Мирослава Балоуса)
Последнее достижение стоило братьям Мишлен двадцати тысяч франков призовых денег. Рекорды высоты, установленные самолетом на Wright A, также не были значительными – 300 метров (18 октября 1909 года), 1335 метров (14 июня 1910 года), 1900 метров (10 июля 1910 года) и 2960 метров (30 октября 1910 года); последние три были установлены в США.
По лицензии братьев Райт самолет Wright A был изготовлен в Великобритании и Франции, а в Германии машина была модернизирована: машина получила полноценное хвостовое оперение и благодаря этому стала более устойчивой. Период 1910-11 годов можно считать вершиной развития и популярности самолетов братьев Райт. Братья были слишком привержены своей обычной концепции с взлетом при помощи катапульты и цепным приводом на два винта. Братья Райт были превзойдены европейскими конкурентами, которых они «научили летать».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Wright A [2]
Назначение: легкий самолет
Экипаж: 1-2 чел.
Силовая установка: один четырехцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Wright Vertical, развивавший при 1600 об/мин мощность 35 л.с. (26 кВт) и с помощью цепного привода вращал два двухлопастных двигателя
Размеры:
размах крыльев 12,50 м
длина 8,84 м
площадь крыльев 47,38 м²
Вес:
максимальная скорость 66,81 км/ч
пустого 363 кг
взлетный 455-550 кг
Летные характеристики:
потолок 300 м
дальность полета 125 км
[1] административный центр (префектура) департамента Атлантические Пиренеи региона Новая Аквитания
[2] летно-технические данные приведены на 1909 год
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa WRIGHT A. USA 1909» «L+K» 3/92, стр.12-13/140-141