Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.
Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
120-й истребительный авиационный полк был сформирован в октябре–декабре 1940 г. в Московском военном округе на самолетах И-153 и укомплектован летным составом за счет молодых пилотов выпуска 1940 г. из Батайской, Каменской, Качинской, Чкаловской, Чугуевской и Одесской ВАШП. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 120-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей ПВО Москвы из состава действующей армии 1 октября 1943 г.
![Летчики 120-го ИАП у истребителя И-153, зима 1941–42 гг. (Д. Хазанов, «Неизвестная битва в небе Москвы»)](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/04/1860-samolety-sovetskih-01.jpg)
Летчики 120-го ИАП у истребителя И-153, зима 1941–42 гг. (Д. Хазанов, «Неизвестная битва в небе Москвы»)
7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 120-й ИАП был преобразован в 12-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено 8014 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 56 самолетов противника. Свои безвозвратные боевые потери составили 37 самолетов и 25 летчиков.
![Самый результативный летчик 120-го ИАП Сергей Рубцов у истребителя МиГ-3, вооруженного РС-82 и несущего два разных тактических номера на вертикальном оперении, осень 1941 г. (предоставлено Д. Хазановым)](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/04/1860-samolety-sovetskih-02.jpg)
Самый результативный летчик 120-го ИАП Сергей Рубцов у истребителя МиГ-3, вооруженного РС-82 и несущего два разных тактических номера на вертикальном оперении, осень 1941 г. (предоставлено Д. Хазановым)
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-153. Начало войны 120-й ИАП встретил, имея в боевом составе только бипланы Поликарпова. Наиболее активно эти устаревшие самолеты использовались полком осенью 1941 г. и зимой 1941–42 гг. во время героической Битвы за Москву, выступая в основном в роли легких бомбардировщиков и штурмовиков. При переформировании 120-го ИАП на двухэскадрильный состав 19 января 1942 г. в части осталось только 10 И-153 в одной эскадрилье, а 23 «Чайки» были переданы на укомплектование других полков. Самолеты Поликарпова находились на вооружении 12-го Гв.ИАП, по всей видимости, до окончания активной фазы московской битвы, и весной 1942 г. были заменены в составе полка истребителями новых типов.
![Самолеты МиГ-3 из состава 12-го Гв.ИАП на торжественном построении по случаю вручения полку Гвардейского знамени, март 1942 г. (http://waralbum.ru)](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/04/1860-samolety-sovetskih-04.jpg)
Самолеты МиГ-3 из состава 12-го Гв.ИАП на торжественном построении по случаю вручения полку Гвардейского знамени, март 1942 г. (http://waralbum.ru)
![Самолеты МиГ-3 из состава 12-го Гв.ИАП на торжественном построении по случаю вручения полку Гвардейского знамени, март 1942 г. (http://waralbum.ru)](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/04/1860-samolety-sovetskih-05.jpg)
Самолеты МиГ-3 из состава 12-го Гв.ИАП на торжественном построении по случаю вручения полку Гвардейского знамени, март 1942 г. (http://waralbum.ru)
МиГ-3. Истребители Микояна и Гуревича впервые поступили на вооружение одной эскадрильи 120-го ИАП в сентябре 1941 г. Весной 1942 г. полк был укомплектован «МиГами» полностью. Затем, начиная с сентября того же года, МиГ-3 стали постепенно вытесняться из состава полка самолетами других типов, но, тем не менее, оставались на вооружении 2-й эскадрильи 12-го Гв.ИАП до момента исключения части из состава действующей армии.
![Истребители Як-7А, построенные на средства трудящихся Новосибирской области, поступившие на вооружение 3-й эскадрильи 12-го Гв.ИАП в августе 1942 г. (http://waralbum.ru)](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/04/1860-samolety-sovetskih-08.jpg)
Истребители Як-7А, построенные на средства трудящихся Новосибирской области, поступившие на вооружение 3-й эскадрильи 12-го Гв.ИАП в августе 1942 г. (http://waralbum.ru)
![Герой Советского Союза Алексей Николаевич Катрич в кабине именного Як-1Б, построенного на средства колхозника И. Фролова из Саратовской области, январь 1943 г. (http://waralbum.ru)](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/04/1860-samolety-sovetskih-09.jpg)
Герой Советского Союза Алексей Николаевич Катрич в кабине именного Як-1Б, построенного на средства колхозника И. Фролова из Саратовской области, январь 1943 г. (http://waralbum.ru)
![Як-9 из состава 12-го Гв.ИАП, на котором летал старший лейтенант Степан Микоян (будущий летчик-испытатель, Герой Советского Союза), 1944 г. (архив С. А. Микояна)](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2023/04/1860-samolety-sovetskih-12.jpg)
Як-9 из состава 12-го Гв.ИАП, на котором летал старший лейтенант Степан Микоян (будущий летчик-испытатель, Герой Советского Союза), 1944 г. (архив С. А. Микояна)
Як-7, Як-1 и Як-9. Впервые истребители Яковлева (Як-7А) появились в 12-м Гв.ИАП к началу сентября 1942 г., составив матчасть 3-й эскадрильи полка. В январе 1943 г. уже 1-я эскадрилья полка была укомплектована самолетами Як-1Б. Як-9 начали поступать в полк для восполнения убыли матчасти 1-й и 3-й эскадрилий летом 1943 г. Все три типа истребителей Яковлева оставались на вооружении 12-го Гв.ИАП до вывода части из состава действующей армии и после этого. В период 10.04.1944 – 05.08.1944 группа летчиков полка под командованием майора А. Н. Катрича (10 Як-1 и Як-9) выполняла боевой приказ командования 1 ВИА ПВО по прикрытию перевозок войск, совершив 187 боевых вылетов.
источник: http://warspot.ru/1860-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-xii