Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI

12

Другие части цикла

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XI

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

32-й истребительный авиационный полк был сформирован в марте 1938 г. на Черноморском флоте на основе 24-й и 29-й отдельных истребительных авиаэскадрилий ВВС ЧФ в составе четырех эскадрилий на самолетах И-16 и И-15бис. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения некоторых частей ВВС ЧФ из состава действующей армии 11 ноября 1944 г.

31 мая 1943 г. за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом ВМФ СССР 32-й ИАП ЧФ был преобразован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.

Летчик 32-го ИАП ЧФ старший лейтенант Борис Филимонов в кабине И-16 с надписью «За Сталина», сентябрь 1941 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Летчик 32-го ИАП ЧФ старший лейтенант Борис Филимонов в кабине И-16 с надписью «За Сталина», сентябрь 1941 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Реконструкция внешнего вида И-16 с предыдущего фото. Внешний вид хвостовой части дан предположительно (рисунок автора)

Реконструкция внешнего вида И-16 с предыдущего фото. Внешний вид хвостовой части дан предположительно (рисунок автора)

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено более 15 000 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 304 самолета противника. В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

«Аэрокобры» (тактические №№ 24 и 25) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме, 1943 г. (http://trizna.ru/forum)

«Аэрокобры» (тактические №№ 24 и 25) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме, 1943 г. (http://trizna.ru/forum)

И-15бис, И-153 и И-16. На момент начала боевой работы 32-й ИАП имел в боевом составе 42 И-16, 29 И-153 и 3 И-15бис. Первые два типа использовались в боях, по всей видимости, до конца осени 1941 г., постепенно сокращаясь в численности из-за потерь и отсутствия пополнений. Дольше всех в полку задержались самые старые машины Поликарпова – бипланы И-15бис, которых в составе полка на начало июля 1942 г. еще насчитывалось 13 штук. Последние «бисы» использовались, судя по всему, вплоть до вывода полка на доукомплектование и перевооружение в середине ноября 1942 г.

Летчики 11-го Гв.ИАП ЧФ на фоне «Аэрокобры» с непросматриваемой индивидуальной эмблемой и пятью звездочками воздушных побед, 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Летчики 11-го Гв.ИАП ЧФ на фоне «Аэрокобры» с непросматриваемой индивидуальной эмблемой и пятью звездочками воздушных побед, 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

МиГ-1 и МиГ-3. На начало войны в составе полка было 12 новейших на тот момент истребителей Микояна и Гуревича. «МиГи» находились в эксплуатации до середины 1942 г., ближе к концу этого периода в основном простаивая из-за отсутствия запасных частей. На 03.07.1942 в составе 32-го ИАП еще имелось 4 МиГ-3, но все они были в неисправном состоянии.

Технический персонал 11-го Гв.ИАП ЧФ готовит «Аэрокобру» (тактический № 19) к боевому вылету, 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Технический персонал 11-го Гв.ИАП ЧФ готовит «Аэрокобру» (тактический № 19) к боевому вылету, 1944 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Реконструкция внешнего вида «Аэрокобры» с предыдущего фото (рисунок автора)

Реконструкция внешнего вида «Аэрокобры» с предыдущего фото (рисунок автора)

Як-1. Истребители Яковлева находились на вооружении полка непродолжительное время: в сентябре 1941 г. они поступили для оснащения 5-й эскадрильи, которая в полном составе была передана в 8-й ИАП ВВС ЧФ в конце ноября того же года. При этом в полку остался один неисправный экземпляр Як-1, который после ремонта использовался в 1942 г. (на 03.07.1942 был в боевом составе части).

«Аэрокобра» (тактический № 9) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

«Аэрокобра» (тактический № 9) из состава 11-го Гв.ИАП ЧФ на полевом аэродроме (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

ЛаГГ-3. Машины Лавочкина, Горбунова и Гудкова впервые поступили в 32-й ИАП в сентябре 1941 г. В 1942 г. они составляли «львиную долю» вооружения полка, на которой летный состав вел основную часть боевой работы. На 03.07.1942 в боевом составе имелось 14 ЛаГГ-3, которые были сданы в другие полки ВВС ЧФ перед выводом полка в тыл в середине ноября 1942 г.

Один из асов 11-го Гв.ИАП ЧФ Герой Советского Союза Дмитрий Зюзин в кабине своей «Аэрокобры» с индивидуальным обозначением в виде латинской буквы “W” и 15 звездочками воздушных побед (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Один из асов 11-го Гв.ИАП ЧФ Герой Советского Союза Дмитрий Зюзин в кабине своей «Аэрокобры» с индивидуальным обозначением в виде латинской буквы “W” и 15 звездочками воздушных побед (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). С 16.11.1942 до середины мая 1943 г. полк боевой работы не вел. Находясь на отдыхе и доукомплектовании на тыловом аэродроме Абаша (Грузия), личный состав сначала изучал и осваивал самолеты Як-1 и ЛаГГ-3, а с апреля приступил к освоению истребителей «Аэрокобра». Полк был полностью укомплектован американскими самолетами и возобновил боевую работу 20.05.1943, после чего «Аэрокобры» оставались на вооружении части до момента исключения 11-го Гв.ИАП из состава действующей армии в ноябре 1944 г.

источник: https://warspot.ru/1599-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-xi/

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account