Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.
Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
32-й истребительный авиационный полк был сформирован в марте 1938 г. на Черноморском флоте на основе 24-й и 29-й отдельных истребительных авиаэскадрилий ВВС ЧФ в составе четырех эскадрилий на самолетах И-16 и И-15бис. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения некоторых частей ВВС ЧФ из состава действующей армии 11 ноября 1944 г.
31 мая 1943 г. за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом ВМФ СССР 32-й ИАП ЧФ был преобразован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено более 15 000 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 304 самолета противника. В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-15бис, И-153 и И-16. На момент начала боевой работы 32-й ИАП имел в боевом составе 42 И-16, 29 И-153 и 3 И-15бис. Первые два типа использовались в боях, по всей видимости, до конца осени 1941 г., постепенно сокращаясь в численности из-за потерь и отсутствия пополнений. Дольше всех в полку задержались самые старые машины Поликарпова – бипланы И-15бис, которых в составе полка на начало июля 1942 г. еще насчитывалось 13 штук. Последние «бисы» использовались, судя по всему, вплоть до вывода полка на доукомплектование и перевооружение в середине ноября 1942 г.
МиГ-1 и МиГ-3. На начало войны в составе полка было 12 новейших на тот момент истребителей Микояна и Гуревича. «МиГи» находились в эксплуатации до середины 1942 г., ближе к концу этого периода в основном простаивая из-за отсутствия запасных частей. На 03.07.1942 в составе 32-го ИАП еще имелось 4 МиГ-3, но все они были в неисправном состоянии.
Як-1. Истребители Яковлева находились на вооружении полка непродолжительное время: в сентябре 1941 г. они поступили для оснащения 5-й эскадрильи, которая в полном составе была передана в 8-й ИАП ВВС ЧФ в конце ноября того же года. При этом в полку остался один неисправный экземпляр Як-1, который после ремонта использовался в 1942 г. (на 03.07.1942 был в боевом составе части).
ЛаГГ-3. Машины Лавочкина, Горбунова и Гудкова впервые поступили в 32-й ИАП в сентябре 1941 г. В 1942 г. они составляли «львиную долю» вооружения полка, на которой летный состав вел основную часть боевой работы. На 03.07.1942 в боевом составе имелось 14 ЛаГГ-3, которые были сданы в другие полки ВВС ЧФ перед выводом полка в тыл в середине ноября 1942 г.
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). С 16.11.1942 до середины мая 1943 г. полк боевой работы не вел. Находясь на отдыхе и доукомплектовании на тыловом аэродроме Абаша (Грузия), личный состав сначала изучал и осваивал самолеты Як-1 и ЛаГГ-3, а с апреля приступил к освоению истребителей «Аэрокобра». Полк был полностью укомплектован американскими самолетами и возобновил боевую работу 20.05.1943, после чего «Аэрокобры» оставались на вооружении части до момента исключения 11-го Гв.ИАП из состава действующей армии в ноябре 1944 г.
источник: https://warspot.ru/1599-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-xi/