Самолеты Дмитрия Григоровича. Часть 9
ГИДРОСАМОЛЕТ ГАСН
«Гидроароплан специального назначения» ГАСН по замыслу предназначался к использованию в качестве морского торпедоносца. Эпизодически в отношении этого аппарата применяли определение «СОН» — самолет особого назначения. История его появления берет начало от проекта изобретателя, старшего лейтенанта флота И.И. Голенищева-Кутузова, который предложил построить специальный «аэроглиссер», способный выполнять скоростные торпедные атаки против неприятельских кораблей. Постепенно идея «аэроглиссера» трансформировалась Голенищевым-Кутузовым в аванпроект специального гидросамолета, который поручили реализовать заводу ПРТВ.
Впрочем, этот проект, создаваемый под руководством Григоровича, не был единственным. Процитируем выписку из доклада Морского генерального штаба морскому министру генерал-адъютанту Григоровичу от 30 сентября 1916 г. с его резолюцией «Согласен»:
«В настоящее время по условиям состояния аэропланостроения Российских конструкций представляется возможным приступить к работам по осуществлению воздушного миноносца. Применение этого нового рода оружия уже дало в Англии более чем удовлетворительные результаты.
Для осуществления сказанного представляется крайне желательным:
- войти в соглашение с заводом Первого Российского Товарищества воздухоплавания «С.С. Щетинин и К» о постройке морского самолета, снабженного минным вооружением,
- приступить на Ижорском заводе к осуществлению морского самолета большой грузоподъемности, снабженного артиллерийским и минным вооружением,
- конструирование этих обоих аппаратов поручить инженеру Григоровичу, зарекомендовавшему себя конструированием морских самолетов, почти полностью принятых в настоящее время в обоих морях и с успехом применяемых для боевых целей.
Докладывая вышеизложенное, Морской Генеральный Штаб испрашивает принципиального согласия Вашего Высокопревосходительства на осуществление указанных мероприятий».
Заинтересованность в морском самолете-торпедоносце оценивалась высоко, поэтому еще до завершения сборки опытного образца Морское ведомство выдало Щетинину заказ на небольшую серию в количестве 10 экземпляров ГАСН. Была начата работа по постройке подобного торпедоносца и на Ижорском заводе, однако здесь она не дошла до каких-либо известных практических результатов. Добавим, что в документах флота носители торпедного оружия считались техникой повышенной секретности, поэтому в отношении нового самолета использовалось еще одно литерное обозначение «Тип К».
Гидросамолет ГАСН представлял собой крупный двухмоторный поплавковый биплан, способный нести под фюзеляжем 450-кг торпеду. Два двигателя «Рено» 220 л.с. монтировались в центре бипланной коробки по обеим сторонам фюзеляжа. Под двигателями на коротких стойках через систему шнуровой амортизации крепились поплавки, конструкция которых была позаимствована от других летающих лодок завода Щетинина. Экипаж состоял из 3-4-х человек, из них двое были воздушными стрелками для обороны передней и задней полусфер.
Первый вылет ГАСН состоялся 24 августа 1917 г. в Петрограде под управлением старшего лейтенанта А.Е. Грузинова. Наряду с хорошей мореходностью и управляемостью на воде, выяснилась необходимость внесения улучшений, изменения центровки и повышения эффективности рулей. 24 сентября 1917 г. при совершении посадки был поврежден один поплавок, что потребовало внесения в его конструкцию дополнительных усилений. После произведенного ремонта самолет починили и снова испытали в полете. Голенищев-Кутузов, являющийся наблюдающим от Морского ведомства за постройкой ГАСН, так описывал свои впечатления от его испытаний:
«В море было свежо, сопровождавшие моторные лодки держались плохо, на аппарат такое состояние не оказывало никакого влияния. Водные качества этого аппарата и его управляемость оказались прекрасными… если на спуске прочертить две линии поплавков, то, пользуясь моторами, можно точно выйти на них даже при боковом ветре».
Дальнейшая доводка ГАСН в связи с развернувшимися революционными событиями была прекращена, однако сам первый экземпляр и весь задел в течение нескольких лет сохранялись сначала на заводе Щетинина, который поменял свое название на «Гамаюн», а позднее на Государственном авиационном заводе №3 «Красный летчик».
Хвостовое оперение ГАСН
В марте 1921 г. в новом, уже советском руководстве авиапромышленности (Главкоавиа – о нем далее) подняли вопрос о целесообразности восстановления самолета ГАСН. Одновременно, данное решение могло помочь Григоровичу восстановить его положение в иерархии авиастроительства.
В силовой установке предполагалось использовать два двигателя «Роллс-Ройс» по 350 л.с. Таких двигателей не нашли, поэтому восстановленный образец оснастили прежними двумя «Рено» по 220 л.с.
«Испытания торпедоносца были доверены морскому летчику Л.И. Гиксе. После длительных испытаний двигателей механик Озолин доложил Гиксе о готовности машины. Тот занял свое место и дал команду о спуске машины на воду. Во время пробной рулежки по воде из выхлопных патрубков вырвались длинные языки пламени. Опасаясь пожара, Гикса прекратил испытания.
Еще раз тщательно проверили двигатели. Дмитрий Павлович наблюдал за машиной с берега. Вот машина пошла на взлет, хотя погода испытаниям не благоприятствовала: по воде плыли отдельные льдины и дул южный ветер, затруднявший взлет.
Вырулив за остров Вольный, Гикса повернул против ветра и взлетел. Самолет отличался исключительной устойчивостью и легко управлялся в полете. Внезапно правый двигатель сбросил обороты и стал. Летчик развернул машину, чтобы сесть поближе к Крестовскому острову. Спланировав, Гикса посадил машину и пытался рулить на одном двигателе. Выяснилось, что не эффективен руль поворота – самолет описывал круги на воде. Гикса послал на крыло механика, чтобы загрузить один из поплавков, но это не помогло. Самолет стал дрейфовать по ветру. Остановив двигатель, Гикса стал ждать помощи, Ветер тащил машину к Лахте.
Стемнело. Летчики сняли подушки с сидений, смочили бензином, подожгли их и бросили подальше от самолета — сигнал бедствия! Но помощь так и не пришла.
Утром, когда рассвело, оказалось, что вокруг машины — сплошной лед. Так и остался торпедоносец в трех километрах от берега.
Выяснение причин аварии показало, что кладовщик отпустил вместо масла сиккатив».
После описанной аварии в 1921 г. работы по самолету ГАСН более не возобновлялись.
источник: Михаил Маслов "Самолеты Дмитрия Григоровича" // "Авиация и Космонавтика"