Самолеты Дмитрия Григоровича. Часть 34
Штурмовики-разведчики с двигателем М-34
В начале 1936 г. Управление ВВС предложило ряду конструкторских бюро приступить к проектированию боевых скоростных монопланов, определяемых как штурмовики-разведчики или войсковой самолет (ВС). На самом деле ставилась задача создания многоцелевого самолета, способного совместить функции штурмовика, дальнего разведчика и легкого бомбардировщика. В качестве силовой установки использовался двигатель АМ-34ФРН, взлетной мощностью 1200 л.с. — он представлялся на тот момент наиболее приемлемым для осуществления подобной задачи, так как являлся реальным продуктом отечественной авиапромышленности. Для подготовки проектов назывались следующие тактико-технические требования:
- Скорость 450-470 км/ч.
- Дальность нормальная 2000 км, с перегрузкой — 4000 км.
- Экипаж — 2 человека.
- Для варианта бомбардировщика бомбовая нагрузка должна была составлять 400-500 кг, максимальная, при перегрузке — 1000 кг.
В течение означенного года конструкторские коллективы Григоровича, Поликарпова, Немана, Кочеригина, Сухого и Ильюшина предоставили свои предложения на уровне эскизных проектов.
20 декабря 1936 г. начальник НКОП М. М. Каганович в своей докладной записке в правительство «О штурмовиках-разведчиках большой дальности и скорости» подтверждал факт подготовки большинства проектов этих многоцелевых самолетов. В отношении проектов Григоровича указывалось, что в его КБ разработали два варианта: низкоплана и высокоплана.
Проект высокоплана Григоровича с установкой двигателя высоко над крылом изначально проектировался с последующей его переработкой в гидросамолет. В отношении него указывалось, что этот вариант дает хороший обзор и обстрел в передней полусфере для наблюдателя. Отрицательной его стороной называлась сложность монтажа и эксплуатации двигателя, снижение значения максимальной скорости и непривычная для сухопутных аппаратов техника пилотирования.
штурмовики-разведчики с двигателем АМ-34ФРН
Впрочем, до детальной разработки обоих проектов — высокоплана и низкоплана — дело не дошло. В начале 1937 г. сама идея создания многоцелевого самолета заметно трансформировалась и получила продолжение в виде проекта «Иванов», теперь ориентированного на двигатель М-62. Конструктор Григорович в этой программе уже не участвовал.
Легкий крейсер ЛК-3 (ДГ-56)
Точной даты появления этого проекта или отказа от продолжения его разработки не обнаружено. Вероятно, проектирование самолета велось в течение всего 1935 г. Именно в это время в руководстве ВВС Красной Армии отмечался интерес к скоростным двухмоторным самолетам, для которых использовалось определение «Легкий крейсер» (ЛК). Задачами для таких самолетов назывались охрана своих бомбардировщиков и уничтожение неприятельских самолетов, летящих в составе крупных подразделений.
Проект «легкого крейсера» Григоровича получил наименование ЛК-3 (ДГ-56). Самолет предполагался под два двигателя «Испано Сюиза» 12Ybrs с заявленной максимальной мощностью по 860 л.с. ДГ-56 отличался изящными очертаниями, имел убираемое шасси, гладкую обшивку. Экипаж состоял из двух-трех человек. Вооружение предполагалось из двух динамореактивных пушек АПК-4 калибра 76 мм или 2-х пушек ШВАК калибра 20 мм.
Средний бомбардировщик (ДГ-57)
В конце 1936 года Григорович работал над проектом среднего бомбардировщика БС с двумя двигателями «Гном Рон» К-14 (М-85) мощностью по 800 л.с. Экипаж самолета — 4 человека. Внутри фюзеляжа предусматривалась подвеска 900 кг бомб. Еще 400 кг бомб в перегрузку подвешивались под крыльями. По расчету максимальная скорость должна была составлять 410 км/ч. Проект не реализовывался из-за отсутствия производственной базы. Почти одновременно на основе бомбардировщика предполагалось создать 10-12-местный пассажирский самолет.
источник: Михаил Маслов «Самолеты Дмитрия Григоровича» // Авиация и космонавтика 10-2014