Самолеты Дмитрия Григоровича. Часть 31
Опытный истребитель ИП-3 (ПИ-3, ДГ-53)
Этот самолет, который на этапе проектирования получил обозначение ДГ-53, по сравнению с ДГ-52 (ИП-1) отличался уменьшенными геометрическими размерами, площадью несущих поверхностей и, соответственно, снизившимся полетным весом. В отношении него можно предположить, что Григорович решил создать на базе первой опытной машины ДГ-52 «обычный» истребитель воздушного боя, вооруженный лишь пулеметами. Однако на самом деле это также был в некотором роде утилитарный аппарат, ориентированный на динамореактивные пушки Курчевского. Просто пушки были меньше – как по калибру, так и по весу и размерам.
ДГ-53 создавался под 37-мм автоматические пушки АПК-11, которые конструктор Курчевский предложил в 1932 г. Они отличались магазинным боепитанием и увеличенным запасом снарядов на каждое орудие до 25 штук. По 12 снарядов размещались в двух магазинах (кассетах) и еще один снаряд перед стрельбой устанавливался в стволе. Вес АПК-11 с кассетами составлял 39,1 кг, вес осколочного снаряда с головным ударным взрывателем – 475–500 г. Начальная скорость снарядов, зафиксированная на испытаниях, составила 438–475 м/с. Перезарядка пушек при стрельбе осуществлялась сжатым воздухом, размещенным в бортовом пятилитровом баллоне.
Впервые пушки АПК-11 смонтировали на истребителе И-14 конструкции ЦАГИ в 1934 г. Испытания велись в течение года, однако положительных результатов в воздушных стрельбах достигнуть не удалось. Даже после произведенных изменений новые пушки имели множество недостатков при ведении автоматической стрельбы. При выполнении воздушных эволюций, пикировании, входе в вираж орудие отказывало, на больших углах наклона в вираже некоторые снаряды вылетали из кассет. В конце 1934 г. отмечалось, что АПК-11 полигонные испытания не выдержала и для продолжения испытаний требуется продолжить ее доработки.
Курчевский продолжал дорабатывать и совершенствовать свои 37-мм пушки. Он даже сумел добиться внедрения их в серию, однако в практической жизни АПК-11 так и не появились.
На опытный экземпляр ДГ-53 (ИП-3), построенный летом 1935 г., АПК-11 не устанавливались. Этот самолет, помимо уменьшенных размеров, отличался индивидуальными выхлопными патрубками, выведенными в отверстия на капоте двигателя, и более выраженной обратной V-образностью центроплана крыла. Дополнительным нововведением стало использование посадочных щитков.
2 июля 1935 г. начальник ОКУ завода №1 им. Авиахима Д. П. Григорович сообщил об окончании постройки своего нового истребителя начальнику ГУАП Г. Н. Королеву:
«Самолет ИП-3 с РЦ готов к заводским испытаниям и принят ЛИС завода №1 для производства испытаний. Прошу Вашего согласия на начало испытаний».
Далее были проведены лишь полеты ИП-3 по программе заводских испытаний. Очевидно, надежда на получение пушек АПК-11 еще оставалась и все возможные решения по самолету зависели от состояния этих работ. Впрочем, в связи с прекращением деятельности по совершенствованию ДРП, интерес к ИП-3 утратился и самолетом более не занимались. В последующих документах указывалось, что ИП-3 М-25 завода №1 с плана авиапромышленности на 1937 г. снят.
Проект ИП-4 (ПИ-4, ДГ-53бис)
Развитием ИП-3 должен был стать следующий истребитель – ДГ-53бис (ИП-4). Он проектировался уже с учетом принятого решения о вооружении самолетов скорострельными 20-мм пушками ШВАК. Основными его отличиями стали использование эллиптического крыла и закрытой кабины пилота со сдвигающимся назад фонарем.
Проектирование ИП-4 полностью развернуть не удалось, так как в середине 1936 г. последовали реорганизации в авиапромышленности, приведшие к закрытию тематики истребителей в КБ Григоровича.
Проект ИП-2 (ДГ-54)
На переломе 1935–1936 гг. Григорович проектирует новый пушечный истребитель ИП-2 (ДГ-54), который в ряде документов обозначался с другим порядком написания букв – ПИ-2 (пушечный истребитель второй). Этот весьма гармоничный самолет с вытянутым фюзеляжем и изящным эллипсовидным крылом создавался как дальнейшее развитие более раннего ИП-1, вооруженного пушками ДРП. Учитывая то обстоятельство, что Григорович тяготел к освоению новых технологий и много сил потратил на освоение совершенной гладкой обшивки в ИП-1, можно предположить, что новый аппарат стал бы тогда действительно наиболее совершенным советским истребителем полностью металлической конструкции.
ИП-2 проектировался под рядный двигатель жидкостного охлаждения М-100А с пушкой ШВАК, установленной в развале блока цилиндров. Стрелковое вооружение – 4 пулемета ШКАС в крыле. Максимальное количество крыльевых ШКАСов предполагалось довести до 10 стволов (штурмовой вариант), кроме того, под крылом планировалось подвешивать до 40 кг бомб (в перегрузку).
Технические характеристики и расчетные летные данные ИП-2 (ДГ-54) согласно сведениям, представленным КБ Григоровича, были следующие:
Длина в линии полета (м) |
8,065 |
Размах крыла (м) |
11,0 |
Площадь крыла (м²) |
20,6 |
Полетный вес (кг) |
1951,5 |
Нагрузка на крыло (кг/м²) |
99,5 |
Скорость максимальная у земли (км/ч) |
442 |
Скорость максимальная на высоте 3000 м (км/ч) |
519 |
Скорость максимальная на высоте 5000 м (км/ч) |
515 |
Скорость посадочная без использования щитков (км/ч) |
120,5 |
Скорость посадочная с использованием щитков (км/ч) |
102,5 |
Время набора высоты 5000 м (мин) |
6,0 |
Потолок практический (м) |
9900 |
Дальность полета нормальная (км) |
600 |
Дальность полета максимальная (км) |
1180 |
|
В первой половине 1936 г. на заводе №1 был изготовлен и доработан полноразмерный макет ИП-2, закончилось рабочее проектирование и началось изготовление деталей первого опытного экземпляра. Однако затем произошла известная реорганизация, во многом изменившая положение в промышленности. 11 мая 1936 г. последовало постановление Совета труда и обороны (СТО) о специализации авиазаводов и о прикреплении главных конструкторов к серийному производству спроектированных ими самолетов. Группу Григоровича в количестве 25-30 конструкторов перевели с завода №1 на завод опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. Строительство ИП-2 с завода №1 сняли и передали на завод №135 в Харьков. А далее произошло то, что и должно было произойти. Менее чем через полгода, при уточнении производственной программы на 1936–1937 гг. признавалось, что ИП-2 уступает по своим характеристикам И-16 бис (эталон 1937 г. с заявленной максимальной скоростью 520 км/ч), и его изъяли из плана опытных работ.
источник: Михаил Маслов «Самолеты Дмитрия Григоровича» // «Авиация и космонавтика» 08-2014, с. 40–41