Самолеты Дмитрия Григоровича Часть 13
ЛЕТАЮЩИЕ ЛОДКИ М-17, М-18, М-19
С началом Мировой войны в российской действительности обозначилась следующая проблема: отечественные авиапромышленники не желали вкладывать серьезные деньги на проведение научных исследований, в разработку и совершенствование новой техники, а предпочитали закупать за границей лицензии на уже испытанные и доведенные образцы. При этом никого не смущало, что, как правило, эти продаваемые образцы являлись устаревшими, и что русские летчики своей кровью оплачивали таким образом «заработанные» деньги. Заметим, что европейское законодательство еще в те годы путем внедрения премий, льгот и налоговых послаблений способствовало возвращению средств, затраченных на создание новых образцов техники. А в России авиастроительство развивалось по своим законам, здесь правительство предпочитало не вмешиваться в «свободу» рынка.
В этих условиях Армия и Флот видели единственно возможный выход в проведении необходимых исследований в специально создаваемых научных центрах, разрабатывать опытные образцы в своих специализированных конструкторских бюро, обкатывать производство на опытных заводах, а затем предлагать образцы и всю отработанную документацию промышленникам для организации массового производства. Именно с этой целью Армия создавала свой центр в Херсоне (Главный аэродром), а Флот — в Гребном порту в Петрограде. Их пуск намечался летом-осенью 1918 г., а полномасштабное развертывание всех работ — к 1920 году. И создавались они на государственные деньги, промышленность же (практически вся частная) не выделила ни рубля.
Но новые, современные самолеты требовались немедленно. Григорович, правильно уловив тенденцию, предложил Флоту свои услуги в организации специализированного конструкторского бюро и опытного завода по гидроавиации. Предложение было встречено положительно. 33-летний конструктор получал эффективный инструмент для реализации своих замыслов и самостоятельность в решении практических задач. Щетинин освобождался от «непроизводительных» затрат и от независимого характера Дмитрия Павловича. А Флот мог рассчитывать на относительно быстрое получение новых образцов техники, и на практике «обкатать» идею своего авиационного центра.
Вот почему довольно скоро, и под небольшой процент, была выделена ссуда для организации Опытного завода и оформлена аренда на льготных условиях свободного здания Лейб-гвардии Измайловского полка (отсюда и адрес завода: 12 рота, д. 26). Для скорейшего погашения кредита новое предприятие получило заказ на производство самолетов М-5 (потом М-20), а также задания на разработку целого ряда опытных гидросамолетов. Конструкторскому бюро Григоровича, штаб-квартира которого размещались на Большом проспекте Петроградской стороны в доме №72, в первую очередь предстояло спроектировать, а затем обеспечить постройку, следующих летательных аппаратов:
- истребитель под двигатель «Клерже»;
- истребитель под двигатель «Испано»;
- разведчик под двигатель «Испано»;
- дальний разведчик с двумя двигателями «Роллс-Ройс», «Санбим» или «Испано».
Перечисленные самолеты требовалось построить в двух экземплярах, затем, в период их испытаний и совершенствования, Опытный завод должен был подготовить весь комплект конструкторско-технологической документации для последующего серийного изготовления.
Занимаясь выполнением первого пункта задания, Дмитрий Павлович спроектировал летающую лодку М-17, как вариант М-11 (доработанный второй экземпляр обозначался как М-17бис). Однако по разным объективным причинам достроены они были лишь в 1918 г. Испытания М-17 начались 26 сентября 1918 г. Они выявили ряд недостатков, которые вообще-то были ожидаемыми: влияние вращающегося ротативного двигателя и малая мореходность. Несмотря на то, что как истребитель М-17 признавался неудовлетворительным, он вместе с М-17бис был принят в списки Балтийской воздушной бригады.
Согласно второму пункту задания, проектировалась летающая лодка-истребитель М-18 под «Испано», которая в 1918 г. так и осталась недостроенной.
Работы по третьему пункту привели к созданию проекта летающей лодки-разведчика М-19 под двигатель «Испано», являвшейся развитием М-15. На заводе для нее был начат выпуск деталей и узлов, но к сборке в 1918 г. так и не приступили.
вариант окраски М-17
Работа над четвертым проектом к началу 1918 г. из-за меняющихся требований и революции так и не была завершена. Она прекратилась на стадии эскизного проектирования. Поэтому «фирменного» обозначения проект не имел.
Единственным реализованным до начала 1918 г. стал проект летающей лодки М-20 (о нем будет рассказано ниже).
29 ноября 1917 г. Григорович получил дополнительное задание на проектирование самолетов:
- Двухпоплавкового разведчика под «Санбим» в 200 л.с.;
- Двухпоплавкового разведчика под «Испано» в 200 л.с;
- Однопоплавкового истребителя под «Испано» в 200 л.с;
- «Аппарата под Испано без шасси» — истребителя, который взлетал на сбрасываемом сухопутном шасси, но садился после выполнения задачи на воду.
Впрочем, ужасающие последствия революции развивались и вширь, и вглубь. Возможностей для полноценной деятельности в авиастроении уже летом 1918 г. в России просто не было.
ЛТХ: |
Модификация | М-17 |
Размах крыла, м | 8.80 |
Длина, м | 7.60 |
Высота, м | |
Площадь крыла, м² | |
Масса, кг | |
пустого самолета | 680 |
нормальная взлетная | 940 |
Тип двигателя | 1 ПД Clerget |
Мощность, л.с. | 1 × 130 |
Максимальная скорость , км/ч | 155 |
Крейсерская скорость , км/ч | 135 |
Продолжительность полета, ч.мин | |
Cкороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 1 |
ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА М-20
После ухода от Щетинина и образования своего Опытного завода Григорович добился контракта на постройку 50 учебных летающих лодок под двигатель «Рон» мощностью 110 и 125 л.с По сути это были прежние М-5 с небольшими изменениями конструкции. В середине 1917 г. состоялись испытания первого экземпляра с двигателем мощностью 125 л.с.
Позднее серийные летающие лодки стали обозначаться как М-20. Их производство продолжалось до 1920 г. и в сумме составило около 80 экземпляров. Большинство М-20 принимало участие в Гражданской войне на стороне Красной Армии. Летали на Балтике, Каспийском море, Волге, Днепре и Северной Двине. В качестве вооружения имели один пулемет на треноге и бомбы до 32 кг. Отдельные экземпляры М-20 встречались в начале 1920-х годов.
В октябре 1919 г. специальная комиссия под председательством Н.Н. Поликарпова рассматривала вопрос о возможности переноса производства летающих лодок Григоровича, в том числе М-20, на Тверской вагоностроительный завод, неделей позже — в Москву, на завод «Дукс». Впрочем, отсутствие квалифицированных рабочих не позволило реализовать ни один из этих вероятных вариантов развития событий.
источник: Михаил Маслов "Самолеты Дмитрия Григоровича" "Авиация и Космонавтика" 08-2012