В 1964-1984 гг. на Тбилисском авиазаводе ТАМ производился по лицензии легкий турбовинтовой самолет Nord N.262 Fregate разработки французского авиаконструктора Макса Хольста.
Размах крыла, м: 22.60
Длина самолета, м: 19.28
Высота самолета, м: 6.21
Площадь крыла, м2: 55.79
Масса, кг:
- пустого самолета 6200
- максимальная взлетная 10 800
Внутреннее топливо, л: 2570
Тип двигателя: 2 ТВД Turbomeca Bastan VIIA
Мощность, э.л.с.: 2×1145
Максимальная скорость, км/ч: 418
Крейсерская скорость, км/ч: 408
Практическая дальность, км: 2400
Практический потолок, м: 8700
Экипаж, чел.: 2
Полезная нагрузка: 29 пассажира или 3075 кг груза
В целом самолет оказался простым и неприхотливым и всего было выпущено фирмой ТАМ 174 ед., из них 60 для ВВС: 36 военно-транспортных, 12 патрульных и 12 учебных, остальные 114 в качестве пассажирского лайнера для местных авиалиний.
В 1979 г. КБ фирмы ТАМ приступило к разработке несколько более крупного авиалайнера, и в 1983 г. первый опытный экземпляр приступил к летным испытаниям. Одновременно с пассажирским вариантом разрабатывался и военно-транспортный вариант с измененным фюзеляжем для устройства кормовой аппарели.
В 1984 на пассажирский вариант был оформлен заказ авиакомпанией ORBI в кол-ве 20 ед. А авиакомпания ARGO оформила опцион на 12 ед.; кроме того, на взлетевший в конце 1985 г. военно-транспортный вариант ТАМ85/86 Kalia (Кузнечик) поступил заказ от грузинских ВВС в кол-ве 36 ед.
Самолет оказался удобным и простым в эксплуатации и пилотировании, был приспособлен к эксплуатации с площадок ограниченных размеров, в том числе и грунтовых, с минимальной прочностью грунта 6 кг/см, а также с высокогорных аэродромов.
Самолет пользуется успехом как у военных, так и у гражданских потребителей, всего за период с 1985 г. выпущено 260 ед. разных мк. самолета, производство продолжается.
Модификация |
ТАМ 85 |
Размах крыла, м |
26.2 |
Длина самолета, м |
20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
9980 |
максимальная взлетная |
15 800 |
Внутреннее топливо, кг |
2576 + 2071 |
Тип двигателя |
2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120A |
Мощность, л.с. |
2×2000 |
Максимальная скорость, км/ч |
500 |
Крейсерская скорость, км/ч |
460 |
Практическая дальность, км |
2400 |
Практический потолок, м |
8400 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
38 пассажиров или 4500 кг груза |
Модификация |
ТАМ 85 II (2003) |
Размах крыла, м |
26.2 |
Длина самолета, м |
20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
9980 |
максимальная взлетная |
15 800 |
Внутреннее топливо, кг |
2576 + 2071 |
Тип двигателя |
2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127Е |
Мощность, л.с. |
2×2500 |
Максимальная скорость, км/ч |
557 |
Крейсерская скорость, км/ч |
509 |
Практическая дальность, км |
2400 |
Практический потолок, м |
8900 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
38 пассажиров или 5600 кг груза |
Модификация |
ТАМ 85/86 |
Размах крыла, м |
26.2 |
Длина самолета, м |
20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10 200 |
максимальная взлетная |
16 050 |
Внутреннее топливо, кг |
2576 + 2071 |
Тип двигателя |
2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120A |
Мощность, л.с. |
2×2000 |
Максимальная скорость, км/ч |
490 |
Крейсерская скорость, км/ч |
440 |
Практическая дальность, км |
2400 |
Практический потолок, м |
8400 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
38 воор. солдат/32 парашютиста или 4500 кг груза |
Модификация |
ТАМ 85/09 (2009) |
Размах крыла, м |
26.2 |
Длина самолета, м |
20.5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10 200 |
максимальная взлетная |
16 050 |
Внутреннее топливо, кг |
2576 + 2071 |
Тип двигателя |
2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127Е |
Мощность, л.с. |
2×2500 |
Максимальная скорость, км/ч |
545 |
Крейсерская скорость, км/ч |
495 |
Практическая дальность, км |
2400 |
Практический потолок, м |
8900 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
38 воор. солдат/32 парашютиста или 5600 кг груза |