Самолет-разведчик Salmson Moineau S.M.1A.3/Sal.1A.3. Франция

1

Первоначально французская компания Salmson специализировалась только на производстве двигателей: в основном необычных радиальных моторов с водяным охлаждением. Когда весной 1916 года известный довоенный французский авиатор Рене Моану (René Moineau) сконструировал свой трехместный самолет для разведки и наблюдения, он решил в качестве силовой установки использовать девятицилиндровый радиальный 240-сильный (176 кВт) двигатель Salmson 9A2c. Компания Salmson приняла его предложение и построила прототип самолета под обозначением Salmson-Moineau A92H, где A9 означало звездообразный девятицилиндровый, а 2H – два приводных винта.

Разработанный самолет имел необычную концепцию. Поскольку Рене Моану хотел оставить носовую часть самолета свободной от винта, то он разместил двигатель в фюзеляже поперек его продольной оси. Естественно, что силовая установка имела множество приводов, зубчатых колес и удлиняющих валов, передававших крутящий момент на два винта, размещенные вне фюзеляжа и установленные на Х-образные межкрыльевые стойки (двигатель был модифицирован таким образом, что мощность можно было передавать с коленчатого вала, выступавшего как из передней, так и с задней крышки корпуса двигателя). Поскольку была принята компоновка с размещением винтов межкрыльевом пространстве, то для размещения относительно оси тяги фюзеляж был расположен довольно высоко между крыльями. Привод двигателя также обеспечивал вращение винтов в противоположных направлениях. Этим обеспечивалось предотвращение односторонних нагрузок на конструкцию самолета и устранение реакции крутящего момента.

A92H имел цельнодеревянную конструкцию; обшивка фюзеляжа была фанерной, в обшивке крыльев и хвостового оперения использовались полотно. Стальные трубы использовались только в стойках шасси. 

Самолет-разведчик Salmson Moineau S.M.1A.3/Sal.1A.3. Франция


схемы S.M.1A.3

Экипаж состоял из трех человек: пилота, который размещался за крылом и на земле практически не имел обзора вперед, и двух стрелков, один из которых сидел между коробчатыми радиаторами, а второй находился за спиной пилота. Первоначально оба стрелка были вооружены подвижными 37-мм пушками APX, однако на серийных машинах вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов Lewis. Скорее всего бомбы самолет этого типа не нес.

Шасси самолета было немного странным: в дополнение к хвостовому костылю в носовой части машины была установлена дополнительная стойка с большим колесом, предназначенная для предотвращения капотирования самолета при посадке и при движении по земле (в начале Первой Мировой войны оснащение самолетов подобными вспомогательными стойками с колесами или шасси было распространенной практикой).

От серийных машин прототип отличался треугольным рулем направления.

Осенью 1916 года самолет прошел официальные испытания в Вилакубле (Villacoublay) и был рекомендован к серийному производству. В связи с этой рекомендацией STAé (Section Technique de I'Aéronautique — авиационное техническое отделение) присвоило самолету военное обозначение Salmson-Moineau SM1A.3. 11 ноября 1916 года французская военная авиация заказала серию в 100 экземпляров.

Самолет-разведчик Salmson Moineau S.M.1A.3/Sal.1A.3. Франция
вариант окраски самолета-разведчика S.M.1A.3

Первые опыт фронтовой эксплуатации показал, что S.M.1A.3 серьезно уступал изготовленным по британской лицензии двухместным Sopwith 1½-Strutter и вскоре появилась предложение использовать машины компании Salmson с экипажем только из двух человек. Кроме того машина испытывала проблемы на взлете и посадке. Эти проблемы были вызваны неудачным расположением основных стоек в сочетании с носовым колесом, которое, конечно, не перемещалось по вертикали.

Хотя было изготовлено достаточно самолетов для оснащения трех-четырех эскадрилий первой линии, машины всегда отправлялись в части в малых количествах и отдельным фронтовым летчикам. В то время во французской авиации было обычной практикой в эскадрильях, предназначен для взаимодействия с наземными войсками, иметь несколько типов самолетов.

Самолет-разведчик Salmson Moineau S.M.1A.3/Sal.1A.3. Франция
самолет-разведчик S.M.1A.3

В начале 1917 года лишь одна эскадрилья (SM.229) была оснащена десятью самолетами S.M.1A.3 в качестве исключительного вооружения. Затем эта эскадрилья была объединена с C.106, оснащенной самолетами-разведчиками Caudron G.IV. Новая часть получила обозначение SM.106 (т.е. в основном была оснащена машинами S.M.1A.3).

В середине 1917 года машины данного типа применялись в составе эскадрилий F.2, F.19, F.41, F.58, F.63, F.71, F.72, C.219, F.223, AR.289, SOP.43 и других. Эскадрильи, имевшие обозначение F, оснащались в основном машинами компании Farman, С – самолетами компании Caudron, SOP – Sopwith.

В августе на фронте в общей сложности было 32 самолета типа S.M.1A.3. Силовые установки этих самолетов зарекомендовали себя как капризными и ненадежными. Привод винтов постоянно ломался, и от механиков требовалось слишком много сил и времени, чтобы поддерживать машины в работоспособном состоянии.

Значительное сопротивление стоек и различные недостатки компоновки с точки зрения аэродинамики (например, промежутки между крыльями и фюзеляжем) наряду с потерей мощности в трансмиссии привели к тому, что летные характеристики самолета были ниже средних. Это и проблемы с приводом силовой установки ограничивали боевую ценность S.M.1A.3, которые постепенно отправили на склады. 

Впрочем, некоторые подразделения использовали эти машины вполне успешно. Например, командование 37-го армейского корпуса выразило благодарность эскадрилье SM.106 за ценную помощь, оказанную их разведывательными полетами. По крайней мере, одна машина эскадрильи AR.289 находилась в эксплуатации в течение 1918 года.

Когда 1 мая 1918 года сменилась система обозначений французских боевых самолетов, то машины данного типа стали Sal.1A.3. 

В 1917 году Русский Императорский военно-воздушный флот получил два самолета данного типа, но вскоре машины были выведены из эксплуатации.

Один французский самолет был оснащен 160-сильным (116 кВт) девятицилиндровым двигателем Salmson P.9, но развития у машин данной концепции не было. В общей сложности было изготовлен 156 самолетов A92H/S.M.1A.3/Sal.1A.3.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: самолет-разведчик

Экипаж: 

первоначально 3 человека
затем 2 человека

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель Salmson 9A2c, развивавший мощность 240 л.с. (176 кВт) и вращавший два двухлопастных винта 

Размеры:

размах крыльев 17,48 м
длина 10,00 м
высота 3,80 м
площадь крыльев 70,00 м²

Вес:

пустого 1550 кг
взлетный 2050 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 135 км/ч
крейсерская скорость 117 км/ч
практический потолок 3900 м
продолжительность полета 3 ч

Вооружение: два 7,7-мм Lewis

Компания-производитель: Societé de Moteurs Salmson, Бийанкур (Billancourt), департамент Сена

Количество изготовленных: 156 экземпляров

источники: 

  • текст — JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «SALMSON MOINEAU S.M.1A.3/Sal.1A.3» L+K 12/2000
  • часть таблицы с характеристиками — http://www.airwar.ru/enc/bww1/sm1.html
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account