16
Самолет под названием "Вертолет"

Самолет под названием «Вертолет»

Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.

90 лет назад был совершен первый полет первого отечественного винтокрылого аппарата – автожира КАСКР-1 «Красный инженер».

Самолет под названием "Вертолет"

25 сентября 1929 года около 7 часов утра на Центральном аэродроме в Москве в кабине автожира место пилота занял летчик Иван Васильевич Михеев, в кабине наблюдателя – конструктор автожира Камов (первые две буквы КАСКР). Второй конструктор аппарата Скржинский (три оставшиеся буквы КАСКР) взобрался на крыло и руками раскрутил винт. Михеев дал газ, аппарат стал медленно разгоняться, Скржинский спрыгнул с крыла… Аппарат пробежал метров 60 и оторвался от земли…

И понеслось. Нас уже не остановить и не догнать!

Менее чем за год до того – 1 ноября 1928 г. «красные инженеры» (как они себя называли) Камов (26 лет) и Скржинский (23 года) обратились в ячейку Осоавиахима с предложением построить

«самолет по типу «вертолета» с использованием фюзеляжа учебного биплана «Авро-504».

Самолет под названием "Вертолет"

Уже 5 ноября ячейка направила просьбу в центральный совет Осоавиахима, открыть финансирование. Проект был готов через два месяца, еще через месяц он был представлен технической комиссии под председательством Юрьева:

«Комиссия всячески поддерживает начинание Камова и Скржинского в деле развития нового способа летания, могущего принести реальную пользу для воздушного флота СССР».

Самолет под названием "Вертолет"

Лично, за подписью Юрьева!

22 мая 1929 г. был заключен договор на постройку «вертолета», на что давалось три месяца:

«2) Инж. Камов и Скржинский принимают на себя руководство постройкой самолета «Вертолет».

Всего проектирование и постройка заняли 300 дней.

Так как опыта у «красных инженеров» в проведении испытаний не было, их записей о подготовке к первому полету не осталось. Документальное описание полета сохранилось в показаниях (! – узнаю тебя, Россия) конструктора завода №39 Шиукова:

«…около 8 часов утра я наблюдал за полетом с окна 3-го этажа з-да №39 и видел, как после небольшого разбега вертолет плавно оторвался от земли и на высоте примерной 1,5 м прошел расстояние около 100 метров и также плавно опустился. В полете самолет был устойчив».

«И много было странствий и скитаний…»

Из воспоминаний Камова:

«…20 мая 1931 г. было приказано приготовить вертолет к высокому показу. 21 мая …у мотора – Камов, у крыла – Кошиц и у хвоста – Крейндлин [механик]… Здесь были … И-5, АНТ-6 (ТБ-3) и т.д. … Приблизились к вертолету: впереди тов. Сталин, за ним тов. Ворошилов, тов. Молотов, тов. Баранов, тов. Менжинский и др.

…Сталин подошел к самому вертолету… Я подошел ближе и стал докладывать: «Мы … построили… хотим показать вертолет в полете…»
Тов. Сталин: «Знал у нас на Кавказе летчика Шаврова, так тот тоже обещал показать машину вроде вертолета… да так и не показал. Тов. Баранов – нет ли его у тебя в УВВС? [я хотел бы его расс…]»

Тов. Баранов: «Нет, летчика Шаврова нет, есть Шавров – конструктор самолета-амфибии».

[Тов. Сталин: «Ну пускай пишет свои книжки!»]

Летчик Кошиц забрался в вертолет… Комендант [аэродрома] подбежал к нам и стал требовать остановить полет… Я ему ответил, что не вижу причин для этого…[пока ругался] одним глазом увидел, что Кошиц дал газ, разбежался и взлетел. С этого момента группа правительства была поглощена только вертолетом.

Вертолет летал по кругу над аэродромом по его периметру и вся группа, поворачиваясь, следила за ним. Кошиц сделал три круга на высоте 300 м! …Скорость полета была 90 км/ч. Полетав 12 мин, Кошиц эффектно совершил крутое планирование под углом 40 гр и посадил вертолет в 20 м от присутствующей группы с пробегом 2-4 метра!

…Как сказал мне потом Баранов, вертолет очень понравился т.Сталину…»

У "Вертолета" (слева направо) Скржинский, Михеев, Камов

У «Вертолета» (слева направо) Скржинский, Михеев, Камов

Камов Николай Ильич – тут достаточно глянуть в Вики 🙂 и напомнить, что он создатель первого отечественного боевого винтокрыла – автожира А-7. Сколько его «разгоняли» и сколько он начинал с нуля!

Ка-25 - "вершина" работ Камова

Ка-25 — «вершина» работ Камова

Скржинский Николай Кириллович – после работ по КАСКР-I и -II уже в ЦАГИ руководил созданием автожиров А-4, А-8 и А-12. С 1940 г. и до конца жизни – зам Яковлева, в чьем КБ по мимо истребителей создавал вертолеты Як-100 и Як-24…

Вертолет Як-24

Вертолет Як-24

Михеев Иван Васильевич – сын сапожника, в Красной Армии с 23 февраля 1918 г. :-), свой первый самолет собрал из обломков списанных машин Московской авиашколы в 1919 г. и совершил 200 полетов, пока начальство чухнулось. За перелет Москва-Пекин в 1925 г. получил Орден. Позже погибнет за штурвалом самого большого самолета в мире «Максима Горького» в печально знаменитой катастрофе…

Нужно упомянуть, что абсолютное большинство полетов (более 95%) на «Красном инженере» выполнил летчик Кошиц Дмитрий Александрович, более известный как комментатор предвоенных авиационных праздников в Тушино на день Воздушного флота.

Кошиц (слева) у самолета "Пионерская правда" Яковлева

Кошиц (слева) у самолета «Пионерская правда» Яковлева

Кошиц окончил в 1923 г. егорьевскую школу Воздухфлота, потом Качинскую, потом школу воздушного боя в Серпухове, с 1928 г. летчик-испытатель, в том числе и боевых автожиров А-7. Как истребитель участвовал в Финской войне, во время Великой Отечественной как неоднократный рекордсмен планерного спорта служил инструктором для подготовки пилотов-планеристов… В 1943 г. погиб в учебном полете из-за ошибки курсанта…

Самолет под названием "Вертолет"

источник: https://afirsov.livejournal.com/483075.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account