Самолет, который не заменил «москито». Проект скоростного невооруженного бомбардировщика Hawker P.1005. Великобритания
Скоростной бомбардировщик de Havilland DH.98 Mosquito заслуженно входит в число самых успешных самолетов в истории авиации, и окружающая его слава не требует объяснения причин такой похвалы.
Хотя это может показаться странным, однако, когда двухмоторные самолеты данного типа поступили на вооружение, не все были убеждены в их потенциале. Убеждение было настолько серьезным, что сразу же возникла идея заменить «москито» более совершенным бомбардировщиком. Данное обстоятельство не должно вызывать удивления, поскольку в то время в условиях боевых действий скорость развития авиационной техники и рост требований к ней были настолько стремительными, что любой летательный аппарат мог устареть всего за несколько месяцев, что, как правило, требовало почти постоянного проектирования.
На этом фоне Hawker P.1005, который был задуман как самолет с высокими летными характеристиками, завершил свои дни в качестве темы для обсуждения между представителями компании-производителя и экспертами британского министерства авиации.
Истоки программы восходят к началу 1941 года, когда возглавляемые Сидни Кэммом (1893-1966) технические специалисты компании Hawker были проинформированы о том, что правительство собирается издать спецификацию B.11/41, т.е. объявление конкурса на создание скоростного бомбардировщика, предназначенного для замены упомянутого выше DH.98 Mosquito.
Фактически, официально конкурс был объявлен в июле 1941 года. От участников требовалось создание невооруженного самолета (основной защитой была его скорость), способного на высоте 7620 метров развивать скорость 644 км/ч (в перспективе скорость должна быть увеличена до 692 км/ч) и нести 907 кг бомб на дальность 2575 километров.
В ответ на спецификацию компания Hawker представила проект, разработка которого продвинулась достаточно далеко. Проект представлял собой самолет с тонким фюзеляжем, двухкилевым хвостовым оперением и силовой установкой, состоявшей из двух 24-цилиндровых H-образных двигателей жидкостного охлаждения Napier Sabre, развивавших мощность примерно по 2000 л.с. каждый.
На базе скоростного бомбардировщика, который получил только внутрифирменное обозначение P.1005, также был разработан проект тяжелого истребителя, который вместо бомб оснащен шестью 20-мм пушками. Однако от этой идеи отказались почти сразу же. Столь же без поддержки осталось предложение оснастить самолет двумя убирающимися круглыми оборонительными башнями диаметром 104 см, каждая из которых должна была быть вооружена четырьмя 7,7-мм пулеметами. Последующее снижение летных характеристик было несовместимо с официальными техническими требованиями.
Для полноты картины следует сказать, что в конкурсе также участвовала компания de Havilland. Данная компания представила проект DH.99, а затем и DH.101 Super Mosquito, который судя по названию был увеличенной и усовершенствованной версией «деревянного чуда» и который был оснащен двумя 24-цилиндровыми двигателями Napier Sabre. Также в конкурсе приняли участие компании Miles с проектом необычного самолета аэродинамической de Havilland схемы «утка» M.39B и Armstrong-Whitworth с неизвестной конструкцией. Несмотря на то, что компания Miles изготовила экспериментальный самолет, представлявший собой модель M.39B в масштабе 5:8, фактический конкурс самого начала сводился к дуэли между предложениями компаний de Havilland и Hawker.
На практике оба проекта показывали равные расчётные летные характеристики, и эксперты министерства столкнулись с серьезными трудностями при принятии решения о том, какому из проектов следует отдать предпочтение. С одной стороны, проект компании de Havilland имел цельнодеревянную конструкцию и, как следствие, относительную простоту производства. Кроме того, большая преемственность с DH. 98 Mosquito обещала быстрое переоборудование производственных линий на новую модель. С другой стороны, Hawker P.1005, имевший цельнометаллическую конструкцию, в целом казался более перспективным.
В дополнение к сложности выбора многие эксперты министерства выражали большие сомнения относительно способности обеих компаний довести работы по данной спецификации до серийного производства. Одновременно с проектированием преемника «москито» компания de Havilland вела несколько программ, в том числе и программу реактивного истребителя (будущий DH.100 Vampire), в то время как компания Hawker занималась совершенствованием семейства тяжелых истребителей Typhoon/Tempest.
В конце концов, среди экспертов министерства возобладала неопределенность, и была рассмотрена возможность запуска в серийное производство обоих самолетов. Однако это стало бы большой проблемой, поскольку объем производства двигателей Napier Sabre был ограничен, и в их поставках более высокий приоритет был у истребителей-бомбардировщиков Hawker Typhoon. Стало очевидно, что британская промышленность не имеет возможности серийно выпуска оба типа скоростных бомбардировщиков и оснащать их двигателями Sabre.
Таким образом, в компании de Havilland было принято решение отказаться от участия в конкурсе и сосредоточиться на совершенствовании «оригинального» «москито», в то время как в компании Hawker решили продолжить разработку проекта P.1005 и смогли получить финансирование для создания полноразмерного макета для статических испытаний и двух прототипов, получивших номера HV266 и HV270.
Интерес к проекту P.1005 был настолько велик, что 22 октября 1941 года – еще до окончания детального проектирования – была заказана тысяча машин, изготовление в темпе как минимум один двухмоторный бомбардировщик P.1005 на каждые два изготовленных истребителя Hurricane.
В действительности же страсти почти сразу поостыли из-за нехватки имеющихся двигателей. Было подсчитано, что поставки авиамоторов Napier Sabre не покроют потребности производства бомбардировщиков до 1944 года. Было высказано несколько критических замечаний относительно возможности расходовать ресурсы на самолет, который к этому времени был сочтен практически бесполезным. Поэтому в феврале 1942 года контракт был заморожен примерно на полгода.
Несмотря на колебания и дебаты, в конечном итоге в апреле 1942 года в министерстве авиации было принято решение отозвать конкурс, объявив о вынужденном отказе от программы. В результате самолет, который даже не получил официального обозначения, не пошел дальше чертежной доски.
Был частично изготовлен полноразмерный макет бомбардировщика P.1005, но ни один из двух заказных прототипов не был изготовлен даже минимально. Очевидно, что специалисты компании Hawker осознавали, что, вопреки первоначальным ожиданиям, у данной программы большого будущего и срок ее существования будет недолгим.
В заключение следует сказать, что в компании Hawker сделали попытку спасти программу скоростного невооруженного бомбардировщика, заменив рядные двигатели Napier Sabre на радиальные Bristol Centaurus (проект Hawker P.1015). Однако расчеты показали, что максимальная скорость не будут превышать 628 км/ч, и от такой идеи отказались.
источник: Luca Parrillo «Paper Planes. Hawker P.1005» «Aerofan» Numero 9, Mag./Giu. 2020, pag. 80-81
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samolet-kotoryi-ne-zamenil-moskito-proekt-hawker-p-1005