Самолет из «Неверленда» или «Невоспетые герои»(с)»Декатур Гарольд»
Еще одна интересная и спорная статья из жж Андрея Фирсова.
Тут в одном «фотобанке» попалась пара прекрасных изображений нашего самолета АНТ-4 «Страна Советов» в Америке. Обычно те первые цельнометаллические самолеты представляются довольно архаичными из-за угловатых форм, гофрированной обшивки, но на этих фото АНТ-4 выглядит на редкость хорошо и гармонично.
Перелет АНТ-4 («дублера») в Америку планировался чисто как испытательный в максимально тяжелых условиях – никаких рекордов ставить не планировалось. Самолет никакого специального оборудования для дальних полетов не имел. Решение о полете было принято в апреле 1929 г., а уже 23 августа самолет стартовал. Пилоты – Шестаков и Колотов, «аэронавигатор» – Стерлингов, механик – Фуфаев. Из Москвы до Хабаровска самолета летел на колесном шасси, в Хабаровске самолет переставили на поплавки. Дальше был перелет через Охотское море (второй такой в истории, 10 часов «слепого» полета на высоте 5 метров), далее — через север Тихого океана.
В Сиэтле самолет переставили вновь на колесное шасси.
30 октября АНТ-4 прибыл в Нью-Йорк, пролетев 21242 км. Перелет официально никак не поддерживался и не освещался властями САСШ. Такой страны, как Советская Россия, для американского правительства не существовало.
Сиэтл:
«…Энтузиазм толпы был так велик, что представители губернатора с трудом добрались до летчиков»
Сан-Франциско:
«Многочисленная толпа… Служащие аэродрома говорили, что они не видели ничего подобного со времен первого визита Линдберга…»
Солт-Лейк-Сити:
«Восторженная толпа, цветы, красные флаги…»
Чикаго:
«Огромные толпы народа, приветствующие летчиков «Интернационалом»… устроили историческую встречу русскому самолету…» (Чикаго Дейли-Ньюс, 24.10.29 г.)
Детройт:
«Спуск на фордовский аэродром под звуки «Интернационала»… Более 5000 человек… Оцепление прорвано… Летчики были подняты на руки и отнесены в лабораторию моторостроительного завода Форда… При входе их встретил и поздравил Генри Форд» («Нью-Йорк Таймс», 29.10.29).
Нью-Йорк, самолет встречали 12 тысяч человек и «Интернационал».: «…В четыре часа … «Страна Советов», сопровождаемый 2 трехмоторными самолетами «Форд» и 5 военными самолетами… показался на востоке… «Страна Советов» сделал 2 круга над аэродромом в знак приветствия, а затем совершил великолепную посадку… Толпа… как бурный, поток ринулась к самолету. Полиция, бессильная против подобного натиска, поспешила к самолету… Казалось, каждый человек в этой огромной толпе был намерен лично приветствовать 4 летчиков» («Нью-Йорк Таймс», 2.11.29).
Парадоксально, но, похоже, главный плюс из этого перелета извлекли американцы. Малоизвестная фирма «Боинг» из Сиэтла, делавшая довольно удачные истребители, после длительной остановки АНТ-4 и посещения города делегацией ЦАГИ «вдруг» загорелась постройкой крупных самолетов, «забив» на «мелочь».
Сикорский, строивший в Америке такой самолет, выглядевший как из прошлого десятилетия:
вероятно понял, что «старикам» тут не место. Знаний и опыта в постройке больших цельнометаллических самолетов он не имел, а метод «научного тыка», который использовал бывший студент-недоучка, лично испытывая свои самолеты, тут уже не прокатывал. Пришлось переквалифицироваться на постройку гидросамолетов… А когда «потолок» был быстро достигнут и там – на «первую любовь» – вертолеты.