В какой-то степени довольно странным выглядит тот факт, что от появления первых американских серийных самоходок до М109 прошло едва два десятилетия, а САУ до сих пор, с соответствующими модернизациями, чувствует себя хорошо на современном поле боя. Так же и с нашими машинами. Но если начать изучать историю, то окажется, что конструктора довольно быстро после создания одного образца начинали создавать новый, куда более совершенный. Часто работы сворачивались на стадии чертежей, иногда доводили до металла, что-то переходило в пакет модернизации существующих САУ, а порой всё-таки доводились до серийного производства. Такое произошло в СССР, где, в отличие от США, войска в конце 80-х получили новую самоходку — 2С19 Мста-С.
Карт-бланш, который артиллерийские КБ получили в 60-х, конструктора решили использовать на полную катушку. Дело началось в 1970-ом, когда Н.М. Тупицыным была предложена идея САУ с вынесенным вооружением. Проект зародился как решение детских болезней механизированной боеукладки Акации. Так свет увидел объект 326, более известный по неофициальному наименованию Шайба. Вооружение, аналогичное Акации, размещалось над барабаном с АЗ на 46 выстрелов с вертикальным размещением снарядов и зарядов. Экипаж из трёх человек располагался в передней части САУ (ныне такое размещение применено на Коалиции). Опытный образец был изготовлен на базе удлинённого шасси 72-ки с расположением вооружения по середине, где у танка была башня. К плюсам такой схемы можно отнести снижение массы и габаритов САУ, простоту автомата заряжания, создаются предпосылки для дальнейшей автоматизации и роботоризации изделия. Скорострельность достигла 15 в/мин – это очень много и сейчас. Конечно, были и свои минусы схемы — усложнение подачи боезапаса с грунта, усложнение доступа к обслуживанию узлов и агрегатов. Пробивание дороги изделию затянулось и 326-му пришлось конкурировать со Мстой, более привычной военным и промышленности и несущей более совершенное вооружение. По целому ряду причин, в том числе и по консерватизму военных, проект был закрыт. Возможно, сейчас, когда снаряды и заряды растут в длине, с АЗ 326-го были бы такие же проблемы, как и у АЗ отечественных ОБТ. С другой стороны, используемые Мстой снаряды пока не достигли большой длины.
Стоит упомянуть, что под Шайбой зачастую упоминается объект 327, несущий на себе пушку ЛП-72, представляющую собой доработанный вариант 2А37 от Гиацинта-С. Такая установка позволяла вести огонь на 360 градусов, а не в ограниченном секторе, как на 2С5. И тут вылез ряд проблем — слишком мощная отдача Гиацинта и гораздо более крупные заряды. Пушку установили на 326-й без особых изменений, потому самоходка стала фактически небоеспособна.
Акация и Д-20, хоть и имели высокие боевые характеристики на момент появления, в 70-х стали отставать от новенькой европейской FH70 с 39-калиберным стволом, обеспечивающим дальность стрельбы ОФС на 24 км. Естественно, под неё стали разрабатывать и САУ. Потому в 1976-ом году у нас на УЗТМ под руководством Ю.В. Томашева стартовали работы по самоходке с гаубицей Мста, которая, подобно Гиацинту, проектировалась в буксируемом варианте (2А65) и самоходном (2А64). Ради унификации машина должна была использовать шасси стоящих на вооружении танков. Ствол вытянули до 47 калибров, но резкого скачка в дальнобойности не произошло – было решено сделать Мсту совместимой с боекомплектом Д-20. Дальность стрельбы ОФС составила 24 км, а АРС – 29. Компоновка опять же схожа с танковой, как и у 326-го, благодаря шасси. При взгляде на Мсту-С сразу бросается в глаза огромная башня, куда должна была разместиться и гаубица, и большой механизированный боекомплект.
Шасси представляло собой смесь из Т-72 и Т-80 – двигатель, трансмиссия и управление от 72-ки, ходовая – от 80-ки. Толщина листов брони корпуса уменьшена до 15 мм. Несмотря на такую тонкую броню, масса САУ вышла очень большая в сравнении с предшественниками – 42 т. Использовалась система управлением наведения 1В124 с возможностью передачи данных по стрельбе между командной машиной и орудиями по проводу или радиосвязи аппаратурой 1В122 до 500 м. Дальнейшая механизация заряжания и новая гаубица позволили, в сравнении с Акацией, увеличить максимальную скорострельность с 3,5 до 8 в/мин, а за первый час – с 75 до 100 выстрелов. Также поставили агрегат питания АП-18Д в корме башни. Первая САУ поступила на испытания в 1984-ом. Доводка шла достаточно быстро и в 1988-ом в Стерлитамаке была выпущена первая 2С19. На вооружение самоходка была принята в 1989 и за 88-91 годы (судя по количеству выпущенных 2А64) было собрано 433 САУ, основная часть которых (около 330) досталась России.
Немного отойдём от развития Мсты-С и вернёмся назад. В начале 80-х было решено сделать целую серию колёсных САУ. В батальонном звене должны были появиться 120-мм 2С23 Нона-СВК, заменяя обычные миномёты, в полковом – 152-мм 2С26 Пат-К, в дивизионном – 152-мм 2С21 Мста-К (иногда путают с гусеничной 2С27 Риф). Почему через столько лет после СУ-12 в СССР задумались о колёсном шасси для САУ? За сорок лет произошёл большой скачок в развитии автотранспорта. Ресурс колёсного шасси стремительно рос, как и возможности по восприятию нагрузок, а вот расходы на обслуживание оставались значительно меньше, чем у гусеничного движителя. Меньше выходила масса изделия, цена на производстве. Это открывало возможности для быстрого насыщения армии самоходками. В 1982-ом закончилась НИР Шасси, в ходе которой Урал-5323 доказал возможность стать базой для 152-мм гаубицы. Вариант Мсты для размещения на колёсном шасси получил наименование 2А67. Уже в 1983-ем начались испытания. Позже для самоходки использовали шасси КрАЗ-ЧР-3130. Но у САУ были и большие недостатки. Колёсные машины имеют проходимость гораздо ниже, чем гусеничные, что ограничивает мобильность самоходок, недостаточной является защита от пуль и осколков (для чего на Урал был поставлен на кабину бронированный короб). Были проблемы с прочностью и устойчивостью шасси. В итоге военное руководство не увидело особых перспектив для 2С21 и закрыло проект в 1987-ом.
Прошли года, и к теме колёсной Мсты вернулись в современной России. Первые упоминания о 2С43 Мальва, создаваемой в рамках ОКР Набросок, появились в 2019-ом. Она представляет собой шасси БАЗ-6010-027 с размещённой на самой корме гаубицей в закрытой установке, из-за чего самоходка получилась очень длинной — аж 13 м! В сравнении с гусеничной Мстой-С масса снизилась до 32 т. Правда, сильно пострадала скорострельность — до 7 в/мин, что маловато в сравнении с производящейся ныне 2С19М2. Сборку первого образца начали в 2019-ом, а в 20-ом — первые испытания и демонстрация на видео. Скорее всего, если Мальва и будет принята на вооружение, самоходка заменит буксируемые варианты Мсты и Акации, достаточно широко распространённые в ЦВО и ВВО.
Кроме нового оружия в позднем СССР создавали и новые способы повышения эффективности артиллерийского огня. Одним из таких новшеств стал разведывательно-огневой (или разведывательно-ударный) комплекс (РОК или РУК). В чём же заключается суть такого комплекса? Подразделению артиллерии (не только ствольной, но и реактивной) придаётся разведывательный аппарат, который может найти цель и скорректировать огонь. Вроде подобное было и раньше, когда с аэростатов или самолётов передавали данные для корректировки, но именно в 80-е, с развитием техники, появились большие возможности по поиску цели и крайне быстрой передаче информации для стрельбы и массовому насыщению ими войск. Этому способствовало и развитие средств контрбатарейной борьбы, так как стало необходимым нанести удар очень быстро и очень точно. РОК позволяет резко повысить эффективность стрельбы и снизить расход боеприпасов. Но в 80-е полностью оформить идею не удалось – самолёты и вертолёты были слишком сложными изделиями, чтобы передавать их каждому дивизиону. Требовались БПЛА, которые только набирали силу. И развал СССР затормозил их развитие на долгие годы, пока, в 10-е года, уже в российскую армию массово не пошли Орланы и Элероны. Также могут применяться и другие системы разведки, см. прикреплённую схему. Благодаря им стали формироваться РОК. Насколько позволяет судить имеющаяся в открытом доступе информация, они были испытаны на Украине и, по всей видимости, в Сирии. Если верить заявлениям СМИ, связка Мста-С+Орлан-10 ныне предлагается на экспорт. Судя по всему, формируются они в артиллерийских бригадах, пока известны РОК в составе Малок и Орланов в ВВО.
Возвращаемся к Мсте-С. Как и всё остальное советское вооружение, с 1993-го 2С19 стали предлагаться иностранным покупателям. На фоне М109А2/А3, которые в 70-х-80-х были главными противниками будущей Мсты, наша самоходка выглядела очень выгодно. Но, как обычно и бывает, реальный оппонент оказался другим. На рынок вышли новые европейские гаубицы с 52-калиберным стволом, дальнобойными АРС, покорившими 40-км рубеж, и высокой степенью автоматизации. Чуть позже к ним подтянулись корейские К9, ставшие самыми массовыми (включая их копии в разных странах мира) современными САУ. Сейчас на рынок вошли и китайцы, продающие целый спектр разных установок. На их фоне наша самоходка уже не смотрелась хорошим объектом вложения военного бюджета, который, после окончания Холодной войны, резко сократился во многих странах. Покупателей нашли поздно – в 1999 Эфиопия купила 12, в 2009-2011 – Азербайджан 18 (судя по всему, азербайджанские Мсты прошли некоторую модернизацию) и Венесуэла 48 машин. Пока покупателей больше нет. Производство 2С19 для армии завершилось в 1996-ом, всего за 5 лет выпустили 362 САУ.
На рубеже тысячелетий было создано несколько интересных модификаций наших САУ. Так появилась 2С3М2 – установка АСУНО 1В514-1 Механизатор-М с автоматическим бесприцельным наведением, спутниковой топоприпязкой. Сократилось время перехода из походного положения в боевое до 30 сек. Предлагались и версии с орудием М-358 с увеличенной длиной ствола как под отечественный калибр 152,4 мм, так и под натовский 155 мм. Для натовских 6 дюймов модернизировалась и Мста, но тоже так и осталась невостребованной. Российская же армия отказалась от 2С3М2 в пользу 2С19М1. Это модернизация выпущенных уже 2С19 с установкой АСУНО Успех-С. По автоматизации новая Мста аналогична 2С3М2, зато 2А65 имеет серьёзное преимущество даже перед М-358 (главным образом благодаря скорострельности). Модернизация идёт в два этапа – первый был в 2007-2011, второй начался с 2012 года, когда стали устанавливать гаубицы 2А64М. Всего на конец 2019-го войска получили порядка 350 этих САУ.
Ещё с 2012 стартовало производство новой модели – 2С19М2. Это уже не модификация ранее выпущенных машин, а новодел. К этому времени стало понятно, что на советском наследии далеко не выедешь, а до массовых поставок самоходки нового поколения ещё годы и годы. В конструкции новой Мсты узлы от 72-ки заменились узлами её потомка – Т-90. Новые гаубица 2А64М2 и механизм подачи боеприпасов позволили повысить пиковую скорострельность до 10 в/мин. Изменились средства связи. Модернизация снова коснулась процессов автоматизации наведения. По тем данным, что сейчас имеются в открытом доступе, сложно сравнить 2С19М2 с той же корейской К9, но, скорее всего, кроме как по дальности, Мста-С стала аналогом своих иностранных конкурентов. По разным данным, с 2012 по 2019 произведено от 260 до 294 этих самоходок (в среднем по 2 дивизиона в год).
Параллельно начались процессы переформирования армии, стартовавшие в 2008-ом после не самого удачного опыта в войне с Грузией. Начиная с 2012 года численность войск стала постоянно расти (этот процесс не прекратился и сейчас), начали формироваться дивизии, в составе которых есть артполки, и отдельные артбригады. И опять всплыла проблема, которая тянется уже больше сотни лет и о которой столько раз уже писал – нехватка современной артиллерии для подобных отдельных частей. 2С19М2 хватает не на всех, как и Гиацинтов, Пионов (хотя этим неплохо бы пройти модернизацию систем наведения, да и скорострельность с дальность уже не впечатляют). Некоторые части получают Мсты-Б, причём сейчас 200-я артбригада имеет всего один дивизион этих орудий. Хотя с 2008 по начало 2020 войска пополнились примерно 550 самоходками, этого явно недостаточно и поставки продолжаются. Только за 2019 известно о получении суммарно 102 2С19М1 и 2С19М2.
Автор — Алексей Борзенков
Источник — https://vk.com/@artillery333-samohodnaya-artilleriya-rossii-i-ssha-chast-7-zatyanuvshiisy