С начала девяностых годов на вооружении сухопутных войск Великобритании стоит самоходная артиллерийская установка AS-90. Боевые машины собственной разработки и производства за несколько лет заменили устаревшую технику и стали одной из основ сухопутной артиллерии. По мере продолжения эксплуатации, возникали различные трудности и проблемы, но AS-90 остаются в войсках и сохранят свое место в обозримом будущем.
Содержание:
«Артиллерийская система девяностых годов»
Появление будущего проекта AS-90 (Artillery System 1990s – «Артиллерийская система девяностых годов») прямо связано с более ранними планами британской армии. С середины семидесятых годов Великобритания, ФРГ и Италия совместно разрабатывали перспективную 155-мм самоходную гаубицу. Проект SP70 прошел ранние стадии и добрался до испытаний, но на этом этапе армии-заказчики начали отказываться от него. Во второй половине восьмидесятых из проекта вышла Великобритания.
Незадолго до этого британская компания Vickers Shipbuilding & Engineering (ныне часть BAE Systems) в инициативном порядке начала проработку собственного проекта САУ. Руководство «Викерса» видело проблемы международного проекта и предвидело его бесславный конец. В случае провала проекта SP70 британской армии планировали предложить свою собственную самоходку.
Прогнозы оправдались. Британская армия вышла из SP70 и вскоре после этого выдала заказ компании Vickers. Ей предстояло завершить почти готовый проект, провести испытания и довести новую самоходку до серии. Все эти мероприятия были завершены в начале девяностых годов. Опытные AS-90 справились с испытаниями, подтвердили характеристики и были рекомендованы к серии и к принятию на вооружение.
В 1992 г. британская армия запустила производство новых САУ. Компания Vickers должна была в течение нескольких лет построить 179 серийных бронемашин. Стоимость контракта на их производство составила 300 млн фунтов стерлингов (480 млн долл. США в ценах того времени или 530 млн долл. в нынешних). Средняя стоимость одной самоходки равнялась 1,67 млн фунтов или 2,68 млн долл.
Первые серийные AS-90 поступили в армию уже в 1993 г., а строительство всех заказанных машин продолжалось до 1995-го. Благодаря этому в середине девяностых годов сухопутные войска смогли провести полное перевооружение всех полков самоходной артиллерии. Все имевшиеся старые САУ FV433 Abbot и M109 списали за ненадобностью.
Служба и применение
Закупка достаточно большого количества новых самоходок положительно отразилась на состоянии и возможностях сухопутной артиллерии. Новая AS-90 выгодно отличалась от предшественников более высокими тактико-техническими характеристиками. Кроме того, британская САУ в этом отношении, как минимум, не уступала актуальным зарубежным образцам. Положительным фактором была и общая новизна проекта.
В первые годы службы AS-90 применялись только на полигонах. Но в 2003 г. несколько подразделений на такой технике были задействованы при вторжении в Ирак. Вместе с самоходной артиллерией США и других стран коалиции они участвовали в нанесении ударов по удаленным целям. В условиях реального конфликта техника хорошо показала себя и в целом подтвердила соответствие актуальным требованиям.
После вывода из Ирака британские артиллеристы вернулись к обычной службе, которая продолжается до сих пор. При этом, по мере продолжения эксплуатации, они сталкиваются с различными проблемами. Так, в последние годы стал актуальным вопрос снабжения запчастями. Некоторые агрегаты для AS-90 уже не производятся, а складские запасы близки к истощению. Это заставляет ремонтировать одни САУ за счет частичной разборки других.
По экономическим причинам сокращены мероприятия учебного характера. Расчеты самоходных гаубиц выезжают на полигон всего пару-тройку раз в год и используют ограниченное количество снарядов. Это негативным образом сказывается на уровне подготовки и поддержании навыков.
Согласно справочнику The Military Balance, отсутствие должного обслуживания и «каннибализация» привели к тому, что сейчас активный парк AS-90 включает менее 90 машин. В других источниках приводятся более оптимистичные сведения – до 120 ед. Так или иначе, не менее трети построенных самоходок к настоящему времени не могут продолжать службу. Оставшиеся машины распределены между двумя самоходными артиллерийскими полками в составе одной артиллерийской бригады.
Несмотря на все проблемы, власти Великобритании строят самые серьезные планы. Так, недавно стало известно, что некоторое количество САУ AS-90 могут передать Украине в рамках военно-технической помощи. Такое предложение имеет ряд слабых мест и в целом сомнительно, однако его приняли к рассмотрению, и скоро ожидается решение.
Технические особенности
AS-90 представляет собой гусеничную самоходную артиллерийскую установку стандартного для такой техники облика. Использовано шасси на основе броневого корпуса переднемоторной компоновки. На кормовой части корпуса смонтирована башня со всем вооружением, включая «главный калибр». Машина управляется экипажем из пяти человек. При необходимости его дополняют еще пятеро артиллеристов, что упрощает подготовку и ведение огня.
Корпус и башня САУ сварены из броневых листов толщиной до 17 мм. Они обеспечивают защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов со всех ракурсов. Малокалиберная артиллерия без труда пробивает такую защиту. Специальные меры по защите от взрывных устройств не принимались.
В переднем моторном отсеке помещается единый силовой агрегат на основе дизельного двигателя Cummins VTA903T V8 мощностью 660 л.с. Также машина имеет вспомогательную силовую установку малой мощности. Ходовая часть получила шесть опорных катков с гидропневматической подвеской на каждом борту. Ведущие колеса – спереди. Силовая установка и ходовая часть по некоторым компонентам унифицированы с танком Challenger 1.
Максимальная скорость 45-тонной бронемашины на шоссе достигает 55 км/ч. Запас хода – 420 км. САУ способна преодолевать различные препятствия; водные преграды пересекаются только по бродам. На большие расстояния техника перебрасывается на прицепах-танковозах или тяжелыми военно-транспортными самолетами.
Основное оружие AS-90 – 155-мм нарезная гаубица L31. Она имеет ствол длиной 39 клб с двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Казенник оснащается поршневым затвором оригинальной конструкции, разработанным под особый выстрел раздельного заряжания. Также в затворе имеется магазин на 18 капсюлей для производства выстрелов. Башня обеспечивает круговую горизонтальную наводку. Углы возвышения – от -5° до +70°. В походном положении ствол втягивается внутрь боевого отделения.
Орудие L31 использует выстрелы раздельного заряжания. Такой выстрел может включать любой существующий или перспективный 155-мм снаряд стандартов НАТО. При этом используется метательный заряд собственной разработки в сгорающем картузе. Боекомплект включает 48 выстрелов с размещением в башне и в корпусе. Компоненты выстрелов вручную подаются в механический досылатель, который производит заряжание.
Максимальный темп стрельбы достигается в режиме залпа – 3 выстрела за 10 сек. В течение нескольких минут экипаж может обеспечивать темп до 5-6 выстр./мин., при длительной стрельбе – не более 2 выстр./мин. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигает 24,7 км. Применение активно-реактивных позволяет бить на 30 км.
AS-90 оснащается достаточно развитой системой управления огнем. Рабочее место наводчика оснащено оптическим и панорамным прицелом, а также набором электроники. Имеются средства связи и навигации, баллистический вычислитель и радиолокатор определения начальной скорости снаряда. Наведение осуществляется дистанционно при помощи электроприводов.
Для самозащиты предусмотрен 7,62-мм пулемет L7 на крыше с боекомплектом 1000 патронов в лентах. По бокам от орудийной установки на башне размещены два блока дымовых гранатометов по 5 ед. на каждом.
Боевая работа САУ AS-90 обеспечивается вспомогательным автомобилем. На четырехосном грузовом шасси перевозится дополнительный боекомплект и некоторые запчасти, вплоть до силового агрегата. Изначально в роли машины обеспечения использовались грузовики Foden DROPS, позже их заменили более новыми MAN HX77.
Развитие конструкции
САУ AS-90 несколько раз модернизировалась. Так, для эксплуатации в пустынных регионах была разработана модификация AS-90D (Desert). Она получила более производительную систему охлаждения двигателя и кондиционер для обитаемых отсеков. Гусеничные ленты переработали для снижения износа от песка. Несмотря на очевидные преимущества, самоходка AS-90D в серию не пошла, и модернизация строевых машин не производилась.
С 1999 г. компания Marconi Electronic Systems разрабатывала проект модернизации с шифром Braveheart. В нем предлагалось использовать новое орудие с 52-калиберным стволом и улучшенные метательные заряды. Такая модернизация позволяла повысить дальность стрельбы и снизить износ орудия. Тем не менее, в ходе испытаний вскрылись серьезные проблемы, и «Брейвхарт» на вооружение не приняли.
Башня от AS-90 Braveheart нашла применение в международном проекте Krab, разработанном по заказу Польши. Британское боевое отделение установили на южнокорейском шасси; позже внедрили новую базу. На рубеже двухтысячных и десятых годов «Краб» пошел в серию и поступил в части польской армии.
В середине двухтысячных годов промышленность и КВМФ пытались перевести 155-мм корабельные пушки на выстрелы от AS-90. Несмотря на пользу такой унификации, проект не был завершен, и флот продолжил использовать свои собственные снаряды.
Между прошлым и будущим
На момент своего появления AS-90 являлась вполне современной САУ с достаточно высокими характеристиками. Тогда она не уступала большинству образцов того времени, а некоторые обходила по части параметров. В дальнейшем эта ситуация менялась – появление новых зарубежных самоходок приводило к постепенному моральному устареванию британской. Кроме того, 179 боевых машин расходовали ресурс и сталкивались с проблемами по линии ремонта.
В десятых годах командование британской армии пришло к выводу о необходимости замены AS-90 новым образцом. Разработать его планировали не позднее первой половины двадцатых, но затем сроки сместились. Согласно актуальным планам, переход частей на новую технику произойдет только в 2029-32 гг. До этого времени наличные AS-90 останутся в строю и, похоже, что они еще успеют отметить сорокалетие своей службы.
Источник — https://topwar.ru/194611-samohodnaja-artillerijskaja-ustanovka-as-90-velikobritanija.html