Самая необычная истребительная авиадивизия Красной Армии

17

Соединений подобного типа было много в авиации США и Великобритании, а, тем более в Люфтваффе, но в Красной Армии эта дивизии была экзотикой и про неё вообще практически нигде не упоминали.

Кому-то данный пример может показаться доказательством отсталости советской авиации, но реальной причиной неразвитости этого типа истребительных частей была специфика Восточного фронта.

Самая необычная истребительная авиадивизия Красной Армии

Речь идёт про 56-ю авиационную дивизию истребителей дальнего действия. Надо сразу сказать, что название совершенно неправильное, поскольку на вооружении соединения состояли не истребители дальнего действия, а ночные истребители, оснащенные радиолокационными станциями. Я так и не понял, вызвано такое название соображениями секретности или тем, что дивизия входила в состав Авиации Дальнего Действия.

Формирование началось в июле 1943 года, с октября части дивизии уже приняли участие в боевых действиях. С декабря 1944 года дивизия входила в состав 18-й Воздушной армии.

В составе дивизии два полка: 45-й и 173-й, в каждом полагалось по штату 39 экипажей и 32 самолёта Бостон A-20G-1 с установленными на них радиолокационными станциями «Гнейс-2». Так же полкам были приданы отдельные радиолокационные роты со станциями дальнего обнаружения РУС-2.

Самолёт A-20G с РЛС «Гнейс-2». Лётчики окрестили эти самолёты «ершами» за большое количество торчащих антенн.

Самолёт A-20G с РЛС «Гнейс-2». Лётчики окрестили эти самолёты «ершами» за большое количество торчащих антенн.

Дивизия была жутко засекречена, лётчикам было запрещено пересекать линию фронта, запрещено покидать самолёты, если рядом не было охраны, к обслуживанию машин допускались лишь проверенные техники, а посторонним даже нельзя было приблизиться.

Подобная засекреченность, как это, увы, часто бывает, играла обратную роль, так как немецкая разведка легко засекала наши части и прекращала ночные полёты в указанном районе.

Надо признать, что эффективность действия дивизии была крайне низкой. Настолько, что вставал вопрос о её расформировании за ненадобностью. Самой её успешной боевой операцией, за которую дивизия получила почетное наименование Бреславльской, была борьба в марте-апреле 1945 года с немецкими самолётами, снабжавшими окруженную в Бреславле группировку . За этот период удалось сбить три десантных планера и два самолёта He.111, которые использовались в качестве буксировщиков.

Причин тому, что похвастать большими успехами дивизия не могла было несколько.

Конечно, одной из них была и недостаточная подготовка пилотов, а ещё больше, наземного персонала наведения. И тут дело не столько в том, что учили плохо, а, как мне кажется, гораздо важнее было отсутствие практики. Понятно, что пилоты ночных истребителей Люфтваффе имели отличную боевую практику, поскольку им пришлось иметь с массированными ночными налетами авиации союзников. Потому в авиации Третьего Рейха были целые эскадры ночных истребителей, различные образцы этого типа самолётов, разные типы РЛС, на создание которых тратилось много усилий. А надо сказать, что ПВО — это очень дорогое удовольствие, где самый простой прожектор стоит столько же, сколько средний танк, а про электронное оборудование и говорить нечего.

А на Восточном фронте армады немецких бомбардировщиков были только в фантазиях советских историков даже в начале войны. К моменту же появления у нас дивизии ночных истребителей, бомбардировки объектов по ночам были редкими и совершались единичными машинами. В чем легко убедиться, читая журнал боевых действий самой 56-й авиадивизии.

Ещё одной причиной было несовершенство техники. Само радиолокационное оборудование ещё только создавалось, его применение в боевых действиях осваивалось маленькими шажками, и опять же, нужна была практика для развития. Использовать американский самолёт Douglas A-20 в качестве базы для создания ночного истребителя, тоже не самое лучшее решение. В СССР других подходящих самолётов не было, Пе-2 оказался слишком мал для размещения РЛС на борту. Стоит напомнить, что авиационную РСЛ «Гнейс» создавали на базе установки «Редут», которая перевозилась на трёх грузовиках.

Англичане и американцы так же создали ночной истребитель на базе Douglas A-20, и были сильно разочарованы результатами. Так что любителям ругать всё советское, особо радоваться нечему. Как мне кажется, создание и боевое применение первых ночных истребителей с РЛС в Советском Союзе можно считать успешным. Поскольку, несмотря на особое внимание самого высшего руководство к этой теме, борьба по ночам с немецкими бомбардировщиками и разведчиками была далеко не самым важных делом в той войне. Вот если бы над Москвой и Ленинградом, не дай бог, появлялись по ночам сотни «летающих крепостей», то, уверен, и наша ночная истребительная авиация развивалась совсем иначе.

А так как бомбардировку наших объектов по ночам осуществляли в подавляющем большинстве немецкие аналоги наших «небесных тихоходов», ущерб от которых был в любом случае невелик, а бороться с ними было крайне сложно, то в малой эффективности наших ночным истребителей вина больше за немцами.

Пример уровня техники того времени. В документе упоминается про вылет лейтенанта Волкова на перехват с опозданием в 24 минуты! А ведь речь идёт о дежурном экипаже, который находился в готовности к взлёту. «Журнал боевых действий 56 иад», ЦАМО, Фонд: 20119, Опись: 1, Дело: 19

 Пример уровня техники того времени. В документе упоминается про вылет лейтенанта Волкова на перехват с опозданием в 24 минуты! А ведь речь идёт о дежурном экипаже, который находился в готовности к взлёту. «Журнал боевых действий 56 иад», ЦАМО, Фонд: 20119, Опись: 1, Дело: 19

Источник — https://zen.yandex.ru/media/cyrilsh/samaia-neobychnaia-istrebitelnaia-aviadiviziia-krasnoi-armii-5fdb3385d529947c72778376

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account