2

Уважаемые коллеги, обычно днем рождения корабля считается, день спуска на воду. 100-летие этого по настоящему замечательного корабля уже отметили. Но если вы внимательно прочтете статью, то без труда поймете, почему, я её написал именно, сейчас.

В состав Военно-морского флота России до сих пор входит корабль-катамаран, о корпус которого при спуске на воду в 1913 году разбила шампанское княжна Романова. До сих пор на штурвале слова со знаком “ять”. Этот корабль настоящее сокровище российского судостроения. Сколько изменений претерпел флот в ходе реформы, сколько славных кораблей отправлено на покой. Как ему удалось уцелеть во времена перемен, когда многие корабли становились историей? Это – старейшее судно отечественного ВМФ – спасательное судно «Коммуна». Мало того – это старейшее действующее судно в мире, находящееся в составе флота. Конечно, в разных странах существуют всякие мемориальные корабли, находящиеся в списках флота – у нас, в частности, таким был крейсер «Аврора». Но, по сути, он уже много десятилетий был в чистом виде музеем, каковой статус и получил несколько лет назад.

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

«Коммуна» (Волховъ) последний корабль Императорского флота, который до сих пор находится в составе российского Черноморского Флота (г. Севастополь) и активно участвует в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

После провала русско-японской военной компании 1905 года, униженная Россия пыталась создать себе задел для будущего ответного удара по военно-морским силам микадо. Подготовка шла по всем направлениям, слишком свежи были еще кровоточащие раны от потерь, понесенных русским флотом из-за атак японских военных кораблей. Тогда в недрах царского военно-морского ведомства и зародился этот проект корабля-спасателя. В качестве прототипа взяли германский катамаран-спасатель "Вулкан". Решение о строительстве в России судна-спасателя подводных лодок было принято в 1909 году в комплексе с разработкой проектов субмарин для Балтийского моря. Морской генеральный штаб ухватился за идею, которая нашла свою реализацию в проекте инженеров Путиловского завода (1911 год), хотя были еще неплохие работы, представленные на конкурс, организованный военными моряками. К 6 апреля 1911 года Морской технический комитет разослал спецификации и технические условия проекта на четыре завода: петербургские Металлический, Невский, Путиловский и рижский завод «Ланге и сын». К сентябрю того же года все заводы представили комитету свои проекты. Проект Путиловского завода оказался лучшим. Ему и был выдан заказ № 3559  Главного управления кораблестроения на строительство спасателя 30 декабря 1911 года. Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов 5 мая 1912 года. Утверждение “общих чертежей” состоялось 4 октября, а уже 12 ноября началась сборка корпуса судна на стапеле. Спуск «Волхова» на воду состоялся 17 ноября 1913 года. С началом Первой мировой войны достройка замедлилась и к 1 октября 1914 года составляла лишь 74%. Акт о приемке спасательного судна «Волховъ» «в казну» был подписан комиссией 1 июля 1915 года. После проведения швартовых и ходовых испытаний 14 июля 1915 года, на «Волхове» был поднят Андреевский флаг, ознаменовав вступление в строй Балтийского флота. Первым командиром судна «Волховъ» был назначен капитан 2 ранга А. А. Якубовский. Судно вошло в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавучей базы. Поэтому, помимо гиней (гини – это особые увеличенные, усиленные тали для подъёма больших тяжестей) общей грузоподъёмностью 1000 тонн, судно в каждом корпусе ещё хранило по 50 тонн топлива для подводных лодок и по 10 торпед. Также на корабле были оборудованы жилые помещения для 60 подводников. «Волхов» обслуживал британские подводные лодки типов «С» и «Е» в период их базирования в Ревеле.

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

При изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Состояние корпуса “Коммуны”, изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время. При доковании в 1990 г. было проверено состояние обшивки корпуса и клепки: износ составил от 3 до 18%, прочностные характеристики не ухудшились, течи в заклепочных соединениях не было. Коррозировали лишь стальные конструкции, установленные при «советских» модернизациях и ремонтах. В мае 1995 г. результаты осмотра остались прежними.

При создании спасательного судна кораблестроители использовали все совершенные технологии того времени. Оба корпуса корабля соединены между собой четырьмя восемнадцатиметровыми арками, расположенные на равном удалении друг от друга. Для усиления конструкции они соединены продольными балками. Высота пролета ферм составляет 10,5 м. Кроме того арки служат направляющими четырех грузоподъемных механизмов. Благодаря нехитроумному устройству аварийно-спасательное судно способно поднять из-под воды подводную лодку весом до 1000 тонн. Поднятая субмарина сразу фиксировалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками.

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

 «Коммуна» производит впечатление крупного судна. На самом же деле он не столь уж и велик: водоизмещение 3100 тонн – не намного больше, чем у лидеров эсминцев типа «Ленинград» 1930-х годов постройки, и почти в два с половиной раза меньше, чем у той же «Авроры». Длина 96 м – на 30 м меньше чем и у «Авроры», и у лидеров. Осадка – вообще всего 3,65 м…

А судно всё равно выглядит мощно и убедительно:

Немалую роль в таком восприятии играют необычного вида конструкции, соединяющие корпуса – четыре решётчатых фермы, образующие над серединой судна пролёты.

Ранее установленные двигатели были довольно слабые – два по 300 л.с. – но ему же не с эскадрой ходить. Зато дальность плавания была как у крейсера: 4000 миль (у «Авроры» была точно такая дальность). Хорошая дальность и мореходность, казалось бы, не очень-то и обязательная для такого типа судов, позволили «Коммуне» в 1967 году перейти вокруг Европы из Балтики в Севастополь.

Впервые аварийно-спасательное судно «Волховъ» было использовано по своему прямому назначению 16 июня 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула подводная лодка АГ-15. Несмотря на неблагоприятную погоду, аварийно-спасательные работы прошли успешно. Силами штатного экипажа подводная лодка в течение месяца была отремонтирована, и она вновь вступила в строй.

24 сентября 1917 года аварийно-спасательное судно «Волховъ» с глубины 13,5 м подняло затонувшую в районе Эре подводную лодка «Единорогъ».

Команда аварийно-спасательного судна принимала участие и в революционных событиях того периода. До начала февраля 1918 г. «Волхов» находился в Ревеле, а в феврале из-за угрозы захвата города немецкими войсками ушел в Гельсингфорс. В Ледовом походе (переход основных сил Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной 1918 г.) он не участвовал, и был интернирован финскими властями. 11 мая 1918 г., после соглашения Советского правительства и германского командования, вышел в Кронштадт, имея на борту 242 человека.

В июне 1919 г. «Волхов» поднял затонувшую лодку «Тигр».

В марте 1922 года на общем собрании экипажа было принято решение переименовать судно, и 31 декабря 1922 года (день образования СССР) аварийно-спасательное судно «Волховъ» получило новое наименование — «Коммуна». С новым названием, «амплуа» корабля не изменилось, и он продолжил свою тяжелую службу на Балтике. Команда судна локализовала пожар на субмарине «Змея», подняла затонувшее посыльное судно «Кобчик» и подлодку №4 «Красноармеец».  

С 15 мая по 13 сентября 1928 г. «Коммуна» участвовала в работе ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения) по подъему с глубины 62 м., погибшей 4 июня 1919 г. в Финском заливе английской субмарины L-55. Это была, как теперь говорят, резонансная операция. Главное в этой операции по подъему было то, что L-55 была спущена на воду в 1918 году, то есть при её постройке был учтён опыт Первой мировой войны. Наши специалисты очень подробно её изучили и много чего использовали в дальнейшем для развития советского подводного флота. Тела погибших моряков L-55 были переданы британцам, за что от последних была получена официальная благодарность.

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

 Подъем рубки L-55

В 1933 г. «Коммуна» вела работы по подъему с глубины 62 м подводной лодки № 9 «Рабочий», которая затонула 22 мая 1931 г. после столкновения с лодкой № 4. Подъем выполнялся ступенчатым методом: сперва лодку подняли до отметки 20 м, а затем до всплытия. Работы завершились 24 июля, когда спасатель с лодкой пришел в Кронштадт. В следующем году вновь пришлось поднимать затонувшие суда, а также обеспечивать пробное погружение на глубину 89 м проходивший испытания подводной лодки Щ-303 (лодка была подвешена на стальных полотнищах). В августе 1935 г. «Коммуна» подняла подводную лодку № 9 «Рысь», которая затонула 25 июля на глубине 32 м в результате столкновения с линкором «Марат». 12 сентября спасатель участвовал в очередных испытаниях, на сей раз новейшей подлодки «Правда». Ее без экипажа опустили на гинях на глубину 72,5 м и держали там почти 2 часа. Проведенное после испытаний обследование прочного корпуса лодки показало отсутствие остаточных деформаций.

В 1938 г. «Коммуна» прошла средний ремонт. В этом же году было поднято затонувшее гидрографическое судно «Азимут», также судно-спасатель участвовало в подъеме подводной лодки М-90, затонувшей при столкновении с посыльным судном «Якобинец» в районе Ораниенбаума, буксира КП-7 и подводной лодки "Большевик".  В 1939 г. наряду с выполнением обычных работ «Коммуна» привлекалась к обеспечению погружений подводных лодок. Во время Советско-финской войны 1939—1940 гг. «Коммуна» использовалась как самоходная плавбаза, выполняла судоподъемные и водолазные работы, обеспечивала испытательные погружения вновь построенных подводных лодок.

Пунктом постоянного базирования аварийно-спасательного судна «Коммуна» был Кронштадт.

С наступлением Великой Отечественной войны аварийно-спасательное судно «Коммуна» было перебазировано в Ленинград. Двадцать три члена экипажа корабля ушли воевать на фронт. В ходе интенсивных боев фашистской авиации судно «Коммуна» неоднократно получало повреждения, но, несмотря на это, команда продолжала героически выполнять возложенные на него задачи. Со дна Балтики были подняты: подводная лодка «Щ-411», буксир «Аустра», шхуна «Труд», «Водолей-2», плавбаза «Правда» и несколько других судов. Моряки аварийно-спасательного судна собрали в фонд обороны 70000 рублей деньгами и облигациями. В январе 1942 г. на спасателе начался ремонт, выполненный силами команды. Водолазы с «Коммуны» работали на обеспечении работы «Дороги жизни», участвовали в обучении специалистов (за год было подготовлено 159 легководолазов). Часть экипажа участвовала в восстановлении жилых домов и предприятий города. В войну, «Коммуне» досталось много работы. Она доставала подводные лодки, буксиры и катера, самолёт… Даже четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. Оказывала помощь аварийным судам, проводила ремонты, обеспечивала испытания… Для работы на Волге в феврале 1943 г. были сформированы и отправлены две водолазные станции. В 1944 году аварийно-спасательное судно «Коммуна» подняло четырнадцать затонувших объектов общим водоизмещением 11767 тонн, и оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Вся команда корабля была награждена медалями «За оборону Ленинграда». Всю войну «Коммуной» командовал капитан первого ранга Г.А. Купидонов.

Но после окончания войны спасательные операции не прекращались. В 1954 г. судно прошло капитальный ремонт, в ходе которого вместо старых дизелей поставили новые, голландского производства. Вернувшемуся в строй спасателю вскоре нашлась работа: в конце ноября 1956 г. в районе Таллинна пришлось поднимать с 45 метровой глубины протараненную эсминцем подводную лодку М-200 «Месть». В октябре 1957 г. – подъем погибшей М-256 с 73 метровой глубины, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра артиллерийский катер.

 Всего за время службы судна-спасателя была оказана помощь более чем сотне кораблей и судов. Но после Второй мировой войны подводные лодки сильно увеличились в размерах, и обслуживание их стало невозможным. В связи с этим было принято решение о модернизации и переоборудовании «Коммуны».

В 1967 г. судно перешло с Балтики на Черное море. Проект переоборудования был разработан Севастопольским ЦКБ «Черноморец» в 1969 г. «Коммуне» предстояло стать носителем глубоководных аппаратов. В апреле 1970 г. судно встало к причалу Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе. Обследование конструкций корпуса показало, что они находятся в отличном состоянии. В ходе ремонта, продолжавшегося до весны 1973 г., главное судоподъемное устройство было модернизировано для обеспечения спуска и подъема глубоководных аппаратов и специального оборудования, подготовлены помещения для работы с подводными аппаратами. Судно получило новые дизель-генераторы, вспомогательный котел, на нем провели работы по улучшению обитаемости, установили современные средства связи, шлюпочное устройство, появились две мачты. Модернизация «Коммуны» проходила на местном предприятии «Севморзавод».

В декабре 1973 г. из Ленинграда на Черное море прибыл первый опытный образец аппарата «Поиск-2», (проект 1832) построенного на Адмиралтейском заводе. Приемные испытания проводились в 1974—1975 гг. 17 августа 1974 г. «Поиск-2» совершил пробное погружение на глубину 1 километр, а 15 декабря – рекордное погружение на глубину 2026 м. После этого аппарат «Поиск-2» был принят в опытную эксплуатацию. В 1977 году «Поиск-2» эксплуатировался во время поисков самолета Су-24, потерпевшего аварию у берегов Кавказа и затонувшего на глубине 1700 метров.

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

Водоизмещение

3100 тонн

Длинна

81-95 м.

Ширина

13,2

Осадка

3,7 м.

Силовая установка

изначально 2х300 л.с.

 

в настоящее время два дизельных двигателя типа 6ДР30/50 мощностью 1200 л.с.;

Скорость

8,5/10,0 узлов

Дальность хода

4000 миль

Оснащение

Грузоподъемные устройства — левый корпус 80 тонн, правый корпус 30 тонн;

Гидроакустические станции МГ-26, МГВ-5Н, МГ-239М, «Кама»;
Глубоководный аппарат «Пантера»;

4 пары гиней с тяговым усилием 4х250 тс, подъемные устройства для 2 малых аппаратов.

Экипаж

численность экипажа на момент спуска на воду: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза

 

в настоящее время — 250 чел.

В ноябре 1979 года судно-носитель глубоководных аппаратов «Коммуна» встало на средний ремонт в доке предприятия «Севморзавод». В 1984 году военный экипаж корабля был расформирован, так как судно планировалось передать Академии наук СССР. В этот период его основательно разграбили, в результате пришлось все заново восстанавливать. Позже Академия наук СССР отказалось от катамарана, и судно осталось в составе ВМФ.

В конце 1985 г. завершился очередной восстановительный ремонт и модернизация судна, в ходе которых голландские дизели заменили на отечественные. Судно вошло в состав Аварийно-спасательной службы Черноморского флота. В период службы на Черном море «Коммуна» обеспечивала испытания и плановые погружения различных глубоководных аппаратов, выполняла научно-исследовательские работы. В 2010 на судне произошел чрезвычайно важный ремонт последнего неисправного механизма, было отремонтировано пианино 1914г. стоящее в кают-компании. Судно несмотря даже не пенсионный, а запенсионный возраст, по-прежнему остается в строю и до настоящего времени на нем базируются глубоководные аппараты.

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

Легендарное пианино

Пожалуй, ни один боевой корабль в мире не может похвастаться, столь долгой, славной и благородной службой. С днем рождения дорогой спасатель.

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

С сотым днем рождения, дорогой юбиляр!!!

Материал взят с сайтов

http://iks2010.org/?p=7914

http://aquatek-filips.livejournal.com/415054.html

http://korabley.net/news/avarijno_spasatelnoe_sudno_tipa_katamaran_kommuna_volkhov_veteran_sovetskogo_flota/2010-10-06-657

http://savoyskiy.livejournal.com/5965.html

http://www.e-reading.club/chapter.php/1032386/72/Kuznecov_-_100_velikih_korabley.html

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account