Русский кавалер для немецкой «Тани»
Добрый день, Уважаемые коллеги,
Свою идею насчет суперкрейсера типа «Кочевник», я благополучно похоронил. Но вот идея стратегического рейдерства у меня осталась. Вводная, все та же Англия и Франция против Германии и России, при полном нейтралитете США и Японии. Постулатов к возобновлению рейдерства, у меня несколько. В-первых, в некоторых книгах по военно-морской истории ПМВ я прочел, что «если бы немцы послали в Циндао, не «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а например «Мольтке» результат мог быть совсем иной». Второй постулат, главными защитниками британских интересов в Юго-Восточной Азии и Индии, была Япония. Меж тем между Японией с одной стороны и Великобританией с США, с другой уже возникли серьезные противоречия. Разлад вносили США с их «тихоокеанской доктриной», Япония после РЯВ, уже считала себя признанным лидером Азии и требовала к себе уважения. А США и Британия продолжали считать Японию своим вассалом, которому позволили подраться за интересы сюзерена. И Япония и США выступали за «политику открытых дверей Китая». Вот только понимали они это по-разному. Уже тогда драка Японии и США за Тихий океан была вполне возможно. Арбитром и примирителем, в тот раз выступила Великобритания. Ну и у самой Великобритании были проблемы с Японией. И прежде всего против такого союза выступали Австралия и Новая Зеландия, боявшиеся усиления Японии на Дальнем Востоке. В РИ министр иностранных дел Британии — Грей, крайне враждебно относился к союзу Британии и Японии, и Черчиллю с трудом удалось переменить его мнение. А если бы не удалось. И не надо самой Японии вступать в войну, для США вполне было бы достаточно японского нейтралитета, чтобы боясь удара в спину США, то же бы отказались от участия в войне. Например, в РИ они вывели свои эскадры из Гонолулу и Филиппин, только после неоднократных уверений Великобритании в том, что Япония не займет их территории. В АИ же США вполне могли занять враждебно нейтральную позицию по отношению к Германии и дружески нейтральную по отношению к Англии.
Итак, что мы имеем. Как я уже говорил Англия и Франция, против Германии и России, при нейтралитете США и Японии. Так как, Россия в сухопутной войне не участвует (сухопутных границ с Англией и Францией у неё нет), ну может быть кроме пары десантных операций, значит, все займы мы можем пустить на флот. А значит достроить недостроенные корабли, построить и купить еще несколько более, нужных и важных кораблей. Т.е объективно в этой реальности русский флот будет несколько сильнее. Кроме того можно будет часть денег пустить на укрепление военно-морских баз на Севере и Дальнем Востоке – доки, верфи, судоремонтные заводы, портовая инфраструктура. Германии то же неплохо, так как за своей спиной она имеет развитую аграрно-промышленную державу. Нет голода, русское сырье и товары, попадают на рынки Германии. Первыми нападаем мы, так как только нападающая сторона, точно знает дату войны. В час Х организуются несколько серьезных прецедентов обязательно ведущих к войне. В Париже кучка апашей грабят и избивают русского посла. А в Лондоне анархисты убивают нелюбимого при жизни, но очень дорогого после смерти, племянника кайзера Вильгельма – Леопольда Пфальцского. В тот же час Х 4 или 5 линейных крейсеров Германии и России, ранее разбросанных в разных частях светы, выходят на искодные позиции. Небольшая справка.
Главной стратегической силой Британских Королевских ВМС (Royal Navy) в годы 1-й мировой войны являлся Первый флот, или Гранд Флит (Grand Fleet, Великий Флот — так англичане назвали свой флот в 1588 г. в противовес звучному имени испанской «Непобедимой армады»). В июле 1914 г. в составе Гранд Флита числилось 29 линкоров: все 20 дредноутов (1-я, 2-я и 4тя линейные эскадры), 8 броненосцев типа «Кинг Эдуард VII» (3-я эскадра) и броненосец «Агамемнон» (временно состоял при 4-й эскадре). Еще 4 дредноута — линейные крейсера «Лайон», «Принцесс Ройял», «Куин Мэри» и «Нью Зиленд» — представляли собой 1-ю эскадру линейных крейсеров Гранд Флита (командующий—контр-адмирал Битти). Крейсерские эскадры (2-я и 3-я) насчитывали 8 броненосных крейсеров типов «Минотавр», «Уорриор» и «Девоншир»; 4-я эскадра контр-адмирала Крэдока (4 броненосных крейсера типа «Кент») хотя и числилась в составе Первого флота, но находилась у берегов Мексики. Кроме того, в Гранд Флит входили эскадра легких крейсеров («Саутгемптон», «Эктив», «Амфион» и «Фирлесс») и 4 флотилии эскадренных миноносцев (в каждой по 20 эсминцев и одному крейсеру-скауту в качестве лидера). Командовал флотом адмирал Каллаган, 4 августа 1914 г. его сменил вице-адмирал Джеллико, сразу же произведенный в адмиралы Основными базами Гранд Флита считались Розайт, Кромарти, Скапа-Флоу и Хамбер.
Второй флот (командующий — адмирал Берни) насчитывал 15 линкоров, составлявших 5-ю и 6-ю линейные эскадры: «Лорд Нельсон» (флагман), 5 броненосцев типа «Дункан», 8 — типа «Формидейбл» и броненосца «Вендженс». Второму флоту также были приданы 5-я и 6-я эскадры крейсеров (типов «Дрейк», «Карнарвон» и «Кент», 2-я эскадра легких крейсеров, 4 дозорные флотилии и другие соединения малых и вспомогательных кораблей и судов.
Средиземноморский флот (командующий — адмирал Милн) состоял из 2-й эскадры линейных крейсеров («Инвинсибл», «Индомитебл», «Инфлексибл», «Индефатигебл»), 1-й крейсерской эскадры контр-адмирала Трубриджа («Дифенс», «Блэк Принс», «Дюк оф Эдинбург», «Уорриор»), 4 легких крейсеров и 5-й флотилии эсминцев (16 единиц), К началу войны корабли флота были рассредоточены по всему Средиземноморью (Александрия, Мальта, Гибралтар).
Третий флот (командующий вице-адмирал Бетэл), состоявший из устаревших кораблей, фактически являлся резервом и в мирное время не был укомплектован экипажами. Он включал в себя 7-ю и 8-ю эскадры линкоров (5 кораблей типа «Канопус» и 9 — типа «Маджестик») и 5 эскадр крейсеров: 7-ю, 9-ю, 10-ю, !1-ю и 12-ю (8-я сформирована не была}.
В колониальных водах находились эскадра Китайской станции (линкор «Трайэмф», 4 крейсера, 8 эсминцев, 3 ПЛ и мелкие суда), эскадра Ост-Индской станции (линкор «Свифтшур», 2 крейсера, 4 канонерки), Австралийская эскадра (линейный крейсер «Острейлиа», 4 легких крейсера, 3 эсминца и 2 ПЛ), эскадра Новозеландской станции (4 старых крейсера типа «Пелорус») и Капская эскадра на юге Африки (старые крейсера «Гиацинт», «Пегасус» и «Астреа»).
Из справки мы видим, что почти весь флот Великобритании, находился в метрополии, благодаря стараниям сэра Уинстона Черчилля. В РИ все британские линкоры были сосредоточены в Европе, на Тихом океане остались только старые корабли. После русско-японской войны дислокация Королевского Флота приобрела ярко выраженный антигерманский характер. Черчилль с первого дня своего пребывания в Адмиралтействе активно проводил эту политику. Британские силы на Дальнем Востоке сократились с 5 броненосцев и 1 броненосного крейсера в марте 1904 года до 2 броненосцев, 1 линейного крейсера и 2 крейсеров в марте 1914 года. Отстаивая такое решение, Черчилль в марте 1914 года во время выступления в палате общин заявил, что поражение главных сил британского флота в Европе сделает маленькую эскадру на Тихом океане беспомощной. Любая британская эскадра в этом районе неизбежно будет уступать главным силам флота европейских противников. Черчилль заявил, что "2 или 3 дредноута в австралийских водах будут бесполезны после поражения британского флота в отечественных водах". Вряд ли в АИ ситуация, как то измениться. Итак, в час Х, 4 или 5 однотипных немецких и русских крейсеров занимают позиции. Главный наш противник линейный крейсер «Австралия». Справка: 18470/22080 т, 179,8×24,4×8,1 м. ПТ-4, 32 ПК. 44 000 л.с. = 25 уз. 3170 гут.+840 т нефти. Дальность плавания – 6330 миль на 10 узлах. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 800 чел. 8-305 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 3 ТА 457 мм подв. Его нам необходимо встретить первым. Думаю против трех ЛКр русско-германской эскадры ему, долго не продержаться. Ну, а после уничтожения «Австралии», если нет серьезных повреждений, уходим врассыпную. Зона ответственности русских крейсеров Юго-Восточная Азия и Индия. Ничего, что может нам повредить на этом ТВД, нет. Немцы уходят в Атлантику, Южная Америка, Карибы, Северная Атлантика. Мне кажется, что серьезных противников, там то же быть не должно. Ну а далее по обстоятельствам.
Если англичане, отправляют свои линейные корабли на поиск русских и немецких крейсеров, Объединенным флотом Германии и России (ОФГР) наносится стремительный удар, по ослабленному ГрандФлиту. Если англичане на провокацию не поддадутся. Русские крейсера устраивают беспредел на коммуникациях Индии, в том числе и в Персидском заливе. Немцы начинают, планомерную блокаду Англии. Первым делом уничтожается Северный патруль. Немецкие блокадопрорыватели могут беспрепятственно доставлять грузы в Германию. Германские вспомогательные крейсера с охраной наших ЛКр выходят на дальнюю блокаду, а ПЛ на ближнюю. Экономическая ситуация в Великобритании ухудшается. Следующим шагом англичан, будет создание конвоев. И тут сразу возникает дилемма. Если сделать конвой слабым, то для германских крейсеров это добыча, если сильным, значить ослаблять ГрандФлит и опять приходим к первому варианту. Бой ослабленного британского флота против более сильного ОФГР. Значит нужны 4-5 линейных крейсеров-рейдеров. Вот к ним то мы и переходим.
Британский крейсера создавались именно для крейсерских функций — в первую очередь для борьбы с крейсерами противника как при действиях совместно с эскадрой линкоров, так и на коммуникациях. Участие в линейном бою основных сил флотов для него не предусматривалось, и участие в нём ограничивалось лишь окружением противника и добиванием отставших кораблей.
В германском флоте крейсерам отводилась и другая роль. Ещё в январе 1904 года кайзер Вильгельм II заявил, что так как по количеству единиц германский линейный флот уступает британскому, германские большие крейсера должны быть способны участвовать в линейном бою в одной линии с линкорами. И хотя военно-морской министр, гроссадмирал Тирпиц, был противником такого использования, настаивая на чисто крейсерских функциях, требование участия в линейном бою учитывалось при проработке проекта нового крейсера. (РИ). В 1908г. Тирпицу удалось уговорить кайзера на создание 2 линейных крейсеров-рейдеров, предназначенных для крейсерских задач за основу был взят. «Фон дер Танн». Корабли были спущены в 1910г.. В 1910г. в преддверии войны состоялась штабная игра германского и русского военно-морского командования, на которой были выявлены слабости английского флота и Великобритании в целом, а именно слабость и протяженность её морских коммуникаций и зависимость от них как островного государства. По решениям этой игры Россия начала строительство двух аналогичных ЛКр, впрочем, немного отличающихся от своего немецкого аналога.
И на немецких, и на русских ЛКр была применена, 3-х башенная схема установки орудий. Немцы установили на свои крейсера 3х3х280 мм. орудийных установки, в России пошли немного более сложным путем, так носовая башня стала 3-х орудийной с новыми 305 мм. орудиями длинной 52 клб, а кормовые башни остались двухорудийными, хотя и с теми же 2х2х305/52 мм/клб. Вспомогательная артиллерия то же отличалась на немецких ЛКр стояли 10х152 мм. и 8х88 мм., на русских предпочли установить новые полуавтоматические 130 мм. орудия (12х130/55 мм/клб.). Корпус корабля разделили водонепроницаемыми переборками. Двойное дно было установлено на 70% длины корабля. Способ связей конструкции корпуса — смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров. Зато, бронирование германских крейсеров было лучше. Русские крейсера несли крупповскую цементированную броню ГП -229 мм., утончавшуюся до 150 мм. ниже ватерлинии., в оконечностях он заканчивался 150 мм. траверзами. В носу и корме он утончался до 120-100 мм. Орудийные казематы СК прикрывались 150 мм. броней. Между орудиями были установлены 20 мм. переборки, а позади орудий 20 мм. экраны. Башни ГК и барбеты имели толщину – 229 мм. Носовая и кормовая рубка имели толщину брони в 229 мм. и толщину крыш 75 мм. Горизонтальное бронирование имело две бронепалубы, верхнюю, толщиной – 38 мм. и нижнюю толщиной – 20 мм. Плоская часть бронированной палубы была расположена на уровне средней палубы за главным 229-мм броневым поясом со скосами толщиной 50 мм. По всей длине ГП шла противоминная переборка толщиной 20-38 мм. Между бортом и противоторпедной переборкой располагалась ещё одна переборка, делившая этот объём пополам. Внешняя часть отсека была пустой и выполняла при взрыве роль расширительной камеры, а внутренняя была заполнена углём, что обеспечивало дополнительную защиту. Энергетическая установка всех крейсеров была однотипная и состояла из 4-х турбин Парсонса, 18 нефтеугольных ПК (Шульце-Торникрофта). Мощность ЭУ составляла 81 790 л.с., что обеспечивало немецким крейсерам скорость хода в 28,1 узла, а русским крейсерам – 29 узлов. Полный запас угля составлял 2600 тонн. и 200 тонн нефти. В 1914г. запас угля увеличили до 2900 тонн. нефти до 400 тонн., что обеспечило германским крейсерам дальность хода на 14 узлах в 5200 миль, а русским 5500 миль. Расход топлива составлял от 0,62 до 1,12 кг/л.с. в час в зависимости от режима хода. На всех кораблях отказались от помещений для флагмана и штаба, улучшив проживание команды. Изначально предполагалось установить на корабли 4х450 ТА. В процессе работы немецкие крейсера обзавелись 2-мя, но 533 мм. ТА, а на русских от ТА отказались вообще. Размерения крейсера остались практически прежние 171,7х26,7х8,5 м. Водоизмещение немного увеличилось 19500/21600 тонн. Общий вес брони составил 29,98%, вес вооружения 9,76%. В законченном варианте русские линейные крейсера «Святослав» и «Мстислав» приняли следующий вид:
(Водоизмещение 19500/21600 тонн. Размерения (ДхШхО): 171,7х26,7х8,5 м. СУ: 4ПТ, 18 ПК, 81790 л.с. Макс. скор – 29 уз. Дальность 5500 миль (14 узлов). Броня: ГП-229 мм, траверсы: 100-150 мм., палубы: 38+20 мм., казематы – 150, башни ГК – 229, боевая рубка 229 мм.. Вооружение: ГК – 1х3х305/52 мм./клб. и 2х2х305/52 мм./клб. 12х130/55 мм/клб. Запас топлива: угля 2900 тонн, нефти 400 тонн.