«Русские иностранцы» в мире «крейсерской осени»
Всем доброго времени суток. Представляю вашему вниманию и вашему суду очередной фрагмент мира «крейсерской осени». На этот раз он посвящен трем эскадренным броненосцам зарубежной постройки — заменителям реальных «Цесаревича», «Ретвизана» и «Императора Александра III». И да, я знаю, что в нашей истории последний из названных кораблей строился в России. Но в этом мире все вышло чуть иначе…
«Русские иностранцы» в мире «крейсерской осени»
Часть 1. Made in N.-A.U.S.
После того, как в конце 1897 года на строительство флота для защиты дальневосточных интересов России были отпущены дополнительные 90 миллионов рублей, свой кусок от этого пирога смогли урвать и заграничные фирмы.
Одним из первых в этом деле оказался предприимчивый американский судостроитель Чарльз Крамп, верфи которого ранее уже отметились сооружением ряда кораблей для русского флота. Повезло американцу и в этот раз – уже 11 апреля 1898 года ему официально передали заказ на строительство броненосца в 13 000 тонн и крейсера в 6000 тонн. Крейсер позже получил название «Варяг», а броненосцу выпало носить имя «Князь Суворов».*
*Справочно:
«Варяг» в этом мире и по части ТТХ, и по краткости своей боевой карьеры ничем не отличается от реального.
На момент подписания Крампом контракта Морской технический комитет еще не определился окончательно с параметрами будущих броненосцев. Поэтому проектирование американские инженеры вели на основе переданных им русскими чертежей «Пересвета» и «Потемкина».
Впрочем, общее понимание идеи нового броненосца у МТК уже было. От него, в частности, требовалось наличие всего двух башен с четырьмя 305-мм пушками – но с одновременным увеличением числа 152-мм орудий и сохранением проектной скорости хода в 18,5 узла при двухвальной машинной установке. Также необходимо было предусмотреть два полных броневых пояса и защитить, как и на прототипах, батарею противоминных 75-миллиметровок. Ради этого разрешалось слегка поступиться толщиной брони, дабы вместить все требуемые характеристики в проектное водоизмещение. То есть по сути
в лице «Суворова» Морское министерство задумало своего рода корабль-флагман для отряда из трех «пересветов» – сравнимый с ними по скорости и запасу хода, но при этом имеющий лучшую броню и более могущественную главную и среднюю артиллерию.
Крамп смог выполнить все пожелания русских. «Князь Суворов» получил и два пояса брони, и компактный двухъярусный каземат с аж шестнадцатью шестидюймовками Канэ в нем. Больше ни один броненосец русского флота, кроме черноморского «Потемкина», таким количеством среднекалиберных скорострелок похвастаться не мог.
Защитили броней и дюжину 75-мм пушек. Правда, их казематы на батарейной палубе, примыкавшие к центральному «шестидюймовому», имели броню вдвое тоньше, чем у последнего – всего 57 мм. Кроме того, платой за желание растянуть броню на возможно бОльшую площадь стало отсутствие в казематах броневых разделительных переборок между орудиями – на них уже не хватило лимита нагрузки.
Развитым оказалось также вертикальное бронирование корабля. Броня имелась не только на нижней палубе, но и на батарейной, прикрывая сверху сравнительно тонкие нижние кольца барбетов ГК, и на крыше верхнего каземата 152-мм орудий. Впрочем, все это стало возможным благодаря специфическому американскому решению – довольно толстым палубным настилам в три четверти дюйма. Эти настилы хотя и входили структурно в состав корпуса, но, к примеру, над казематами ПМК выполняли роль своего рода «эрзац»-брони.*
*Справочно:
В реальности согласно монографии В.И.Катаева палуба из двух слоев никелевой стали толщиной в 38 мм (2х19) в плоской части и 76 мм (2х38) на скосах применялась на другом «американце» – «Варяге».
Удалось достичь и проектной скорости. Правда, Крамп выторговал себе право применить котлы Никлосса вместо более привычных для русского флота «бельвилей». Но на «Князе Суворове», в отличие от «Варяга», их использование не сказалось сколь-нибудь негативно. По крайней мере, требовавшиеся по спецификации 18,5 узла они на 12-часовых приемных испытаниях обеспечили – хотя и «впритык», невзирая на изрядное превышение мощности машин над проектной. Весьма приличной (пусть и, как обычно, слегка не дотянувшей до проектных показателей) оказалась и дальность плавания.
При этом благодаря тщательному весовому контролю на верфи корабль был построен Крампом вовсе без перегрузки – невиданный для отечественной практики факт! Более того, на нем наличествовал недогруз в 250 тонн, который, чтобы не уменьшалась метацентрическая высота, ликвидировали укладкой в трюм соответствующего по массе балласта.
Однако самым главным достоинством американского заказа стала скорость его выполнения. Невзирая на все препоны, рожденные худшими образчиками российской бюрократии, начатый постройкой в декабре 1898 года, «Князь Суворов» был принят в казну уже в апреле 1902. Русско-японскую войну он встретил уже почти как старожил Тихоокеанской эскадры – в отличие от пришедшего из Франции буквально накануне боевых действий «Цесаревича».*
Характеристики эскадренного броненосца «Князь Суворов»:
водоизмещение (нормальное/полное) – 13000/14250 т (по проекту – 13000/14250 т);
размеры – 118,87 (длина по ВЛ)/120,27 (длина наибольшая)/115,37 (длина между перпендикулярами)/22,02 (ширина на миделе)/7,62 (осадка при нормальном водоизмещении)/8,23 (осадка при полном водоизмещении) м;
мощность машин на испытаниях – 18500 л.с. (по проекту – 17000 л.с.);
скорость на испытаниях – 18,5 узла (по проекту – 18,5 узла), наибольшая достигнутая – 18,75 узла;
запас угля – 1000 (нормальный)/2250 (полный) т;
дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 6500 миль на 10 узлах (по проекту – 7500 миль на 10 узлах);
бронирование (броня никелевая (палубы, крыши башен и боевой рубки) и Круппа):
полный пояс по ватерлинии:
— центральная часть (89,15 м (75 %) длины, 2,13 м ширины, с 1,07 м от верхней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 229-114 мм;
— оконечности (29,72 м (25 %) длины, 2,13 м ширины) – 76,2 мм;
полный верхний пояс:
— центральная часть (89,15 м (75 %) длины, 2,29 м ширины) – 114 мм;
— оконечности (29,72 м (25 %), 2,29 м ширины) – 76,2 мм;
траверзы центральной части верхнего пояса (прямые, наибольшая длина 11,58 (носовой) и 11,81 (кормовой) м, у бортов нижней кромкой примыкают к скосам нижней палубы, высота у борта 4,42 м, высота в центре корпуса 2,29 м) – 152 мм;
казематы 152-мм орудий:
каземат на батарейной палубе (длина бортовой брони каземата 35,66 м, высота 2,29 м):
— 114 мм (бок и траверзы (прямые) наибольшей длиной 20,73 м);
— 57,15 мм (щиты-маски орудий в каземате);
— 38,1 мм (срезы каземата на уровне верхней палубы над концевыми орудиями – с учетом 19,05-мм палубного настила, структурно входящего в состав набора корпуса);
каземат на верхней палубе (длина бортовой брони каземата 35,66 м, высота 2,29 м):
— 114 мм (бок и траверзы (прямые) наибольшей длиной 18,29 м);
— 57,15 мм (щиты-маски орудий в каземате);
палубы:
— 76,2 мм (карапасная в носу и корме от штевней до траверзов верхнего пояса – с учетом 19,05-мм палубного настила, структурно входящего в состав набора корпуса);
— 57,15 мм (жилая (нижняя) – палуба со скосами в пределах верхнего пояса и его траверзов – с учетом 19,05-мм палубного настила, структурно входящего в состав набора корпуса);
— 38,1 мм (батарейная – плоская по верхней кромке верхнего пояса между его обводами и обводами каземата 152-мм орудий (включая срезы каземата) – с учетом 19,05-мм палубного настила, структурно входящего в состав набора корпуса; в пределах каземата 152-мм орудий – только 19,05-мм палубный настил);
— 19,05 мм (верхняя (палубный настил, структурно входящий в состав набора корпуса) – плоская по верхней кромке казематов 75-мм орудий в пределах казематов и их траверзов и внутри каземата 152-мм орудий);
— 38,1 мм (палуба спардека – плоская в пределах каземата 152-мм орудий и его траверзов по верхней кромке каземата – с учетом 19,05-мм палубного настила, структурно входящего в состав набора корпуса);
барбеты башен 305-мм орудий:
нижнее кольцо:
— 152 мм (от жилой (нижней) палубы до батарейной палубы, высотой 2,29 м и внешним диаметром 5,89 м);
верхнее кольцо:
— 229 (часть кольца над верхней палубой высотой 0,5 м и внешним диаметром 8,0 м) и 190,5 (часть кольца от батарейной до верхней палубы (внутри носового и кормового казематов ПМК) высотой 2,29 м и внешним диаметром 7,92 м) мм;
кольцевой полик между верхним и нижним кольцами барбета:
— 76,2 мм (диаметр 7,62 м, диаметр отверстия в полике 5,89 м);
башни 305-мм орудий (эллиптической формы, длина 9,6 м, ширина 7,62 м, высота вертикальной брони 2,64 м) – 229 (вертикальная броня), 57,15 (крыша (однослойная)) мм, 76,2 мм (пол);
носовой и кормовой казематы ПМК (длина каждого каземата с носовым и кормовым траверзами (прямыми) – 26,75 м, высота 2,29 м) – 57,15 мм (бок и траверзы (11,66 (носовой) и 11,35 (кормовой) м длины));
боевая рубка (3,81х4,57х1,6 м) – 229 (бок и траверз, прикрывающий вход), 57,15 (крыша) и 38,1 (пол) мм;
коммуникационная труба (внешний диаметр 0,99 м, высотой три межпалубных пространства по 2,29 м каждое) – 114 мм;
вооружение – 2х2-305х40, 16-152х45, 12-75х50 (6 в носовом каземате на батарейной палубе, 6 в кормовом каземате на батарейной палубе), 16-47 (8 на носовом мостике, 8 на кормовом мостике), 6-37 (на носовом мостике), 8 пулеметов (4 на боевых марсах фок- и грот-мачты, 2 на носовом мостике, 2 на кормовом мостике), 2-63,5-мм десантных (на палубе спардека под кормовым мостиком), 4-381-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 12 торпед), 50 мин.
Впрочем, в судьбе двух указанных «русских иностранцев» было и сходство. «Суворову», как и «Цесаревичу», не повезло в первый же день войны – японская торпеда отправила его в четырехмесячный ремонт.
Шанс поквитаться с японцами выпал ему в бою 28 сентября 1904 года, когда эскадра под флагом Макарова шла на прорыв из Порт-Артура. Как потом говорили историки, именно смелая атака «Суворовым» «Микасы» после выхода из строя рулевого управления на флагманском «Цесаревиче» от взрыва 12-дюймового снаряда у боевой рубки заставила Того отвернуть и помогла русским, выровняв сбившийся было строй, довести эскадру до Владивостока. А уже во время ночных минных атак русскому броненосцу удалось уничтожить подставившийся под его скорострелки японский дестройер.
Не обошлось без «Князя Суворова» и завершавшее войну на море сражение у Сахалина. Там на его счету, однако, уже не было потопленных кораблей противника. Но и меткий «суворовский» огонь внес свою лепту в отказ японцев от высадки на русском острове.
Часть 2. «Стар и млад» на французский лад.
Не обошлось в довоенном строительстве кораблей для Российского императорского флота и без союзников-французов. И именно они, пожалуй, смогли полнее всего удовлетворить чаяния русского заказчика.
Проект «Цесаревича» и «Императора Александра III», как назвали впоследствии два новых броненосца, в известной мере базировался как на традициях французского военного кораблестроения, так и на проекте отечественных броненосцев типа «Полтава». По крайней мере, 8-дюймовый средний калибр явно был взят от последних.
Кроме того, к идеологической подоплеке будущих броненосцев приложил руку и великий князь Александр Михайлович Романов. Не чуждый интересам флота человек, он на пару с корабельным инженером Д.В.Скворцовым в 1898 году предложил идею броненосца с единым главным калибром в 203 мм и единым же противоминным в 75 мм.*
*Справочно:
В нашей истории, как мы знаем, великий князь тоже разродился соответствующей идеей, но примерно годом позже.
Морской технический комитет все же посчитал такие подходы в части артиллерии ГК чересчур революционными. Но вот идею с единым противоминным калибром очередное совещание артиллерийского отдела МТК одобрило. И в итоговые проектные требования для новых кораблей были вписаны необходимость наличия четырех 305-мм и восьми 203-мм пушек в башнях при «блиндированной» 75-мм противоминной батарее не менее чем из 16 орудий. Все это великолепие МТК, блюдя традиции экономии и памятуя о цене «пересветов», желал уместить в водоизмещение не свыше 13000 тонн.
В результате прочих проектантов обошел талантливый инженер Амбаль Лагань из «Форж э Шантье де ля Медитераннэ». Предложенный им вариант броненосца настолько очаровал генерал-адмирала, что уже 25 июня 1898 года с французом был заключен контракт на постройку будущего «Цесаревича».
Чему очаровывать, по правде говоря, там имелось с избытком. Это были и два полных пояса бортовой брони с двумя же полными бронепалубами, и (новинка!) противоминная переборка почти на три четверти длины корпуса, и более удачные по конструкции, чем отечественные, башни главного и среднего калибра, и котлы Бельвиля с экономайзерами, обещавшими прирост дальности плавания. При этом все высказанные МТК замечания, вроде сокращения размеров боевых марсов и отодвигания башен ГК от оконечностей, французы оперативно учли. Хотя некоторые недостатки, вроде не слишком удачного узла в месте перехода нижней палубы в противоминную переборку и относительно скромного запаса угля по вине наличия все той же переборки, в конечном итоге все же сохранились. Увы, но без кардинальной переделки проекта устранить их не было возможности.
Однако как раз в это время Лагань испытывал и определенную обиду на русское Морское министерство, которое, взяв за основу его идеи крейсера – «броненосного разведчика при эскадре», заказ на два подобных корабля отдало не иностранному предприятию, а Балтийскому заводу.*
*Справочно:
Об этом – читать здесь:
«Убийца бронепалубников» для Российского императорского флота
Эмоциональная реакция французского кораблестроителя по данному вопросу дошла до генерал-адмирала – и его волей для сглаживания конфликта с главным союзником уже 8 июля тулонская верфь получила заказ на второй броненосец предложенного ею типа.
Начатые постройкой в апреле-мае 1899 года, корабли «Цесаревич» и «Император Александр III» в строй вступили все же с некоторой временной разбежкой. В результате из пары «стар и млад на французский лад», как их называли флотские острословы, на войну успел только «млад», законченный постройкой в августе 1903 года. «Император Александр III» был, увы, окончательно принят в казну лишь в марте 1904 года, когда боевые действия уже велись, что называется, «в полный рост».*
Характеристики эскадренных броненосцев «Цесаревич» и «Император Александр III»:
водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 13250/14250 т (по проекту – 13000/14000 т);
размеры – 117,25 (длина по ВЛ)/118,5 (длина наибольшая)/113,25 (длина между перпендикулярами)/23,2 (ширина на миделе)/8,1 (осадка при нормальном водоизмещении)/8,6 (осадка при полном водоизмещении) м (осадка при нормальном водоизмещении по проекту – 8,0 м);
мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 17000 л.с. (по проекту – 16750 л.с.);
скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 18,25 узла (по проекту – 18,0 узла), наибольшая достигнутая – 18,75 узла;
запас угля – 750 (нормальный)/1375 (полный) т;
дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 4000 миль на 10 узлах (по проекту – 5500 миль на 10 узлах);
бронирование (броня хромоникелевая (палубы, крыши башен и боевой рубки, разделительные переборки в казематах ПМК) и Круппа):
полный пояс по ватерлинии:
— центральная часть (82,1 м (70 %) длины, 2,0 м ширины, имеет форму клина, плавно утоньшающегося к нижней кромке) – 240-120 мм;
— оконечности (35,15 м (30 %), 2,0 (корма) и 2,0-2,73 (нос — с плавным спуском к тарану) м ширины, имеют форму клина, плавно утоньшающегося к нижней кромке) – 180-120 мм;
полный верхний пояс:
— центральная часть (82,1 м (70 %) длины, 1,67 м ширины) – 180 мм;
— оконечности (35,15 м (30 %) длины, 1,67 м ширины) – 120 мм;
траверзы центральной части верхнего пояса (11,6 (носовой) и 17,4 (кормовой) м длины, нижней кромкой примыкают к нижней палубе и перемычке между ней и бортом) – 60 мм;
палубы:
— 40 мм (нижняя – карапасная в носу и корме от штевней до траверзов верхнего пояса; плоская на протяжении толстой части пояса по ватерлинии (82,1 м), на расстоянии 2 м от борта закругляющаяся и переходящая в противоминную переборку – 2 слоя по 20 мм);
— 60 мм (батарейная – плоская по верхней кромке верхнего пояса на всем его протяжении – с учетом 20-мм палубного настила);
— 20 мм (верхняя – плоская однослойная в пределах кормового каземата ПМК и его траверзов по верхней кромке каземата, а также носового каземата ПМК и его траверзов по нижней кромке каземата);
20 мм (палуба полубака – плоская однослойная в пределах носового каземата ПМК и его траверзов по верхней кромке каземата);
противоминная переборка (82,1 м (70 %) длины, образована загибом вниз нижней палубы – 40 мм (2 слоя по 20 мм), плоская перемычка, соединяющая переборку с нижней кромкой пояса по ватерлинии – 40 мм (2 слоя по 20 мм);
барбеты башен 305-мм орудий (конической формы диаметром от 5,0 м вверху до 3,5 м в месте примыкания к батарейной палубе):
носовой (4,8 м высоты):
— 240 мм (0,3 м над палубой полубака и 2,25 м от верхней до батарейной палубы) и 180 мм (2,25 м от палубы полубака до верхней палубы (внутри носового каземата ПМК));
кормовой (2,55 м высоты):
— 240 мм (0,3 м над палубой полубака) и 180 мм (2,25 м от верхней до батарейной палубы (внутри кормового каземата ПМК));
башни 305-мм орудий (эллиптической формы, длина 7,6 м, ширина 6,05 м, высота вертикальной брони 2,5 м) – 240 (вертикальная броня) и 60 (крыша и пол – с учетом двух слоев подшивки по 10 мм каждый) мм;
барбеты башен 203-мм орудий (конической формы диаметром от 3,9 м вверху до 3,1 м в месте примыкания к батарейной палубе, 3,0 м высоты) – 160 мм;
башни 203-мм орудий (эллиптической формы, длина 5,8 м, ширина 4,6 м, максимальная высота вертикальной брони 2,5 м) – 160 (вертикальная броня) и 40 (крыша и пол – с учетом 10-мм подшивки) мм;
носовой и кормовой казематы ПМК (длина каждого каземата с траверзами (плоскими) в диаметральной плоскости – 25,0 м, высота 2,25 м) – 80 мм (бок и траверзы (носовые 10,5 и 14,3 м длины, кормовой 17,5 м длины)), 20 мм (разделительные продольные и поперечные переборки между орудиями внутри каземата);
дымоходы – 40 мм (между батарейной и верхней палубами);
боевая рубка (3,25х3,85х1,5 м) – 240 (бок и траверз, прикрывающий вход), 60 (крыша) и 40 (пол) мм;
коммуникационная труба (высота 8,0 м) – 120 мм;
вооружение – 2х2-305х40, 4х2-203х45, 16-75х50 (8 в носовом каземате на верхней палубе, 8 в кормовом каземате на батарейной палубе в корме), 24-47 (4 на палубе полубака под носовым и кормовым мостиками, 16 на носовом и кормовом мостиках, 4 на боевых марсах фок- и грот-мачты), 2-37 (для вооружения катеров, не имеют судовых установок), 8 пулеметов (4 на боевых марсах фок- и грот-мачты, 4 на спардеке), 2-63,5-мм десантных (не имеют судовых установок), 4-381-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 12 торпед), 50 мин.
«Цесаревич», как и «Князь Суворов», «отхватив» японскую торпеду в первый день войны, четыре месяца пробыл в ремонте. Ну а вскоре по выходу из него он стал бессменным флагманом возглавлявшего Тихоокеанскую эскадру вице-адмирала С.О.Макарова.
Однако по-настоящему проявить себя этому русскому броненосцу удалось лишь под конец войны. В ходе Сахалинской операции японцев именно его огонь доломал-таки в конце концов флагман Того «Микасу» и вынудил японского адмирала оставить погибающий корабль – а вместе с ним и всю затею японцев громко «хлопнуть дверью» под занавес не самой удачной для них кампании.*
*Справочно:
В этом мире русские из-за операции по захвату черноморских проливов в 1899 году раньше узнали, что с их новыми снарядами «что-то не так». И к русско-японской войне их боезапас был уже куда более действенен – так что «доломать» даже лучший японский броненосец вполне мог.
Война выявила, однако, низкую эффективность противоминной батареи «Цесаревича», и вскоре после ее завершения и он, и его систершип встали на модернизацию. В ходе нее почти всю их «мелкую» артиллерию сменила дюжина 120-миллиметровок в новых броневых казематах – наравне с ликвидацией боевых марсов, улучшением защиты боевых рубок и дальномеров и рядом иных усовершенствований с учетом полученного в процессе боевых действий бесценного опыта.
С уважением. Стволяр.