Содержание:
Башня или портал
Крепостная башня как один из русских символов (герб «королевства» с центром в Великом Новгороде) появилась уже в «Книге знаний всех королевств…» неизвестного францисканского монаха. Очень похожая золотая башня с открытыми воротами и под короной изображена и в гербовнике Ульриха Рихенталя; правда, рисунок не подписан. Герб изображен чуть ранее, чем гербы Красной и Белой Руси. Очень может быть, что это и есть «Черная Русь».
Вновь башня «всплывает» в «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Теперь она обозначает Россию как земли вокруг Львова.
А вот в южнонемецком гербовнике конца 16 века такая башня уже названа гербом Московии (золотая башня) и гербом Великой России в Московии (серебряная башня). Эта же башня обозначает Московию (изображена в районе Великого Новгорода) на карте Каспара Вопелия (Фопеля; Caspar Vopelius) середины 16 века.; 1511—1561).
Точно такая же башня изображена в брачном гербе Анны Ярославны, королевы Франции. Существует даже версия, что это башня является ничем иным как европейской прорисовкой знака киевских великих князей — трезубца. Версия занятная, но вряд ли объективная. Дело в том, что реальный герб Анны Ярославны не известен, скорее всего его просто не существовало. А известное и часто цитируемое в интернете изображение герба Анны Ярославны взято из французского труда 1606 года об истории королевской геральдики, где гербами одарены все короли и их супруги вплоть до времен Хлодвига. За неимением достоверной информации авторы взяли герб родины Анны Ярославны — России — из доступных им гербовников 17 века и включили его в брачный герб. Даже в описании герба Анны Ярославны указано, что «Анна или Агнес, дочь Георгия Мудрого, Короля России или Московии, жена короля Генриха I. Герб рассечен: Франция и Россия — в черном поле золотой портал с двумя открытыми створками». Понятно, что Георгий (Ярослав) Мудрый совсем не был «королем Московии», поэтому и в связь трезубца с башней верить не стоит. Иногда приводится тезис, что башня является «наследницей» трезубца, т.к. напоминает его своей формой. Этот тезис тоже несостоятелен: такая форма башни традиционна для европейских гербовников.
В гербовнике «из библиотеки графа фон Виндхага» (XVI в) герб с башней на черном поле появляется даже дважды: один раз в большом гербе Польского королевства (при этом назван этот герб «Подолией»), а второй раз — уже в составе фантастического Великого княжества Московии, Львова, России и Лифляндии.
При этом в Московско-Львовском гербе та же самая башня подписана как «HINDER RUSSEN» — видимо имеется в виду «Hinter» — «задний»; то есть «задняя, дальняя или глубокая Россия».
Затем башня еще много раз обозначала Россию: на переработке карты Г. Меркатора (изображена в районе Вологды), на карте Корнелиуса Дутсзоона 1602 года, в серии карт В. Блау 1620-х годов.Башня как герб России и Московии есть в труде Сильвестра Петрасанкты о геральдике (1638 г.). Башня как символ Московии продержалась на географических картах почти до конца XVII века. То есть до того периода, когда внутри России и в дипломатической переписке уже вовсю использовался двуглавый орёл.
Ну так Смоленск или Новгород?
Как уже говорилось выше (см. заметку «Три цветных Руси»), в «Хронике Констанцского собора» Ульриха Рихенталя изображены два герба, связанные со Смоленском: герб «князя Федора пана Смоленска в Красной Руси» (идущие львы в двухчастном сине-золотом щите) и герб «князя Белой Руси» (четверочастный щит, в двух полях которого кресты на красном поле, а в двух других на синем поле золотые орлы, сидящие на задних половинах львов).
Интересная разновидность этого герба изображена в гербовнике Виндхага: орёл и полулев в этом гербовнике разделены по разным полям герба и окрашены эти половины по-разному.
Так уж получилось, что герб «Смоленска в Красной Руси» практически не использовался в более поздние годы (за исключением воспроизведения его в гербовнике Конрада Грюненберга) и был скоро забыт, а вот четверочастный герб «князя Белой Руси» стал восприниматься как герб Смоленской земли. На рисунке ниже этот герб изображен рядом со Смоленском на карте Каспара Вопелия, он же перепечатан в Польском гербовнике Марка Амброзиуса (1570 г.).
Как смоленский герб он рассматривался и в русской историографии: В.Лукомский предполагал, что этот герб из «Хроники…» принадлежал сыну смоленского князя Юрия Святославича (бежавшего в Москву после занятия Смоленска поляками) Федору. По версии Г.Ражнева этот герб был «представлен собору смоленским князем Федором Юрьевичем, выехавшим в 1412 году за границу и вступившим в военно-монашеский Орден св. Иоанна Иерусалимского. Об этом говорят белые кресты на красном поле — главный символ этого Ордена. Белый крест — символ четырех христианских добродетелей, а красное поле — символ пролитой крови на поле брани. Половинки тулова льва с орлами — замаскированное изображение пушки, так как католическая церковь долгие годы называла пушки орудием дьявола и официально проклинала их». На наш взгляд эта версия не выдерживает критики; никаких сведений об использовании смоленского герба с пушкой до «Хроники…» нет. Да и процесс «вступления» князя Федора в монашеский орден с мгновенным получением орденских прибавок в герб выглядит сомнительной.
Представляется более интересным то, что князь Федор назван в «Хронике Констанцкого собора» князем Белой Руси. Да и герб с крестами, орлом и половиной льва в рукописной редакции «Хроники…» подписан как «Белая Русь». Между тем Белой Русью в те времена часто называли земли Великого Новгорода. На наш взгляд кресты в гербе Белой Руси могли символизировать связи Новгорода с Ганзой (даже на гербе Ганзейской конторы в Новгороде изображался подобный крестик), а странная композиция из орла, сидящего на разрубленном льве могла быть попыткой древних художников свести воедино различные изображения на новгородских печатях. Среди нескольких наиболее употребляемых типов новгородских печатей есть и печать с орлом, и печать с непонятным зверем, напоминающим льва. Чем не прототипы для герба?
Резюмируем: герб с изображением креста, орла и половины льва, часто идентифицируемые как герб Смоленска, скорее всего являлся гербом новгородской «Белой Руси». Это, конечно, гипотеза. Достоверное ее подтверждение вряд ли возможно…
Борющиеся звери и одноглавый орел
Изданный в 1530 году в Аугсбурге гербовник «Wappenbücher» содержал целых четыре герба «императора Российского, князя Московского, Новгородского, Псковского, Смоленского, Болгарского, Новгорода Низовской земли, Беломорского, Обдорского, Кондийского и т.д».
Помимо двуглавого орла и всадника-копейщика (практический уже Святого Георгия) в гербовнике приведен любопытный четверочастный герб (даже две его разновидности — малая и большая, отличающаяся наличием львов-щитодержателей и ангела над щитом).
В первом поле четверочастного щита изображен всадник (на малом гербе с саблей); во втором и третьем полях поставленные лицом к лицу лев и дракон (в малом гербе лев и волк?); в четвертом поле одноглавый орёл.
Всадник
Всадник в гербе Московского княжества в немецком гербовнике 1530 года — первая ласточка, провозгласившая переход от фантастических сочиненных европейцами эмблем для Русского государства к использованию реальных бытовавших на территории Московской Руси знаков. Видимо, путешествия в Московию и посольства все же дали результат, и достоверной информации о загадочном Московском царстве стало больше. Отпала необходимость в фантазиях. О всаднике как эмблеме Московского государства писал в своих «Записках» Сигизмунд Герберштейн.
Московский всадник поначалу изображался обнаженным. Видимо, это попытки западных художников восстановить рисунок по плохоньким рельефам на московских монетах. Конечно же, московский всадник, который в Москве всегда изображал конного государя, голым быть не мог.
Возможно, странным покажется, что всадник в немецком гербовнике держит не копье, а саблю (а на втором рисунке вообще не имеет в руках оружия). Ну так ничего удивительного. На карте Европы Олафа Магнуса герб Ивана IV представляет собой всадника с луком. А на карте Лукаса Янсона Вагнера (1589) всадник вообще заносит меч подобно литовскому гербу.
Борющиеся звери
И борющиеся животные в московском гербе из южнонемецкого гербовника тоже уже не фантастика, а отражение московских реалий. Парные изображения льва и единорога в российской эмблематике существуют со времен царя Ивана Грозного. Битва льва и единорога была описана в 21-м псалме «Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов». В «Голубиной книге» (XV-XVI вв) лев и единорог выступают как цари всех зверей: «… Когда выдет он [единорог] из сырой земли, а и ищет он сопротивника, а тово ли люта льва-зверя; сошлись оне со львом во чистом поле, начали оне, звери, дратися: охота им царями быть, над всемя зверями взять большину…». Борющиеся лев и единорог украшали трон Ивана Грозного. Видимо изображать этих «царей зверей», прислуживающих государю, поддерживающих его трон, было значимым, повышало авторитет государя как властителя всего сущего.
Лев и единорог стали своеобразными эмблемами Московского печатного двора. Они же воспроизводились на переплетах книг, на книжных застежках, даже на пуговицах. Позже «наследница» Печатного двора Синодальная типография помещала такую же эмблему на своих изданиях.
Льва и единорога как древний московский герб упоминает даже В. Татищев в «Истории Российской»:
Герб Белой Руси издревле был всадник белый в красном поле, саблю имеющий пред собою. Василий III Димитриевич положил копием колющего голову. Его внук Иоанн I царь – змия колющего в знак победы над татарами, как на их деньгах изображенного. Некоторые думают, сей герб княжества Московского, но неправильно. Ибо Московский герб давно был лев с единорогом борющиеся.
Правда, в московском гербе из южнонемецкого гербовника 1530 года лев и единорог превратились в льва и дракона и льва и волка… Ну так и этому есть прототипы и в европейской картографии, и в русской архитектуре.
На картах подобная эмблема известна, например, по Морской карте 1516 года Мартина Вальдзеемюлллера.
А посмотрите на рельеф на Боровицкой башне Кремля (рельеф конца XV века, времен строительства башни): вот они, лев и дракон! Кстати, на Боровицкой башне есть и рельеф всадника с мечом (ну точно как в гербовнике 1530 года, и двуглавый орёл, возможно вообще первый раз появившийся на территории Москвы, и тоже как в гербовнике 1530 года.
Так что европейский художник ничего не сочинял, а пытался по крупицам восстановить настоящие русские символы!
Одноглавый орел
Откуда в этом сложном гербе взялся одноглавый орел, подобный польскому, можно только гадать… Но это не первое появление одноглавого орла среди эмблем Руси.
На карте Каспара Вопелия помимо герба Руси с башней (в районе Новгорода), Смоленского герба и герба Красной Руси (в районе Киева) изображен также некий щит с одноглавым орлом.
В «Космографии» Сигизмунда Мюнстера статья о Московии также открывается изображение одноглавого орла (правда, наличие на его груди литеры S позволяет предположить, что ошибочно изображен герб Польши с инициалом короля Сигизмунда)
В гербовнике Виргила Солиса, гербе Московии в гербовнике графа Виндхага, гере короля Польши в гербовнике Лукаса Кранаха присутствует некий герб, подписанный «Ополенсия» — золотой орел в серебряном или голубом поле, возможно обозначающий Ополье. Возможно Ополье было как то связано с Русью в понимании европейских геральдиков, т.к. последним князем Галицко-Волынского княжества был Владимир Опольский; ну и как совсем безумную версию можно предложить отображение таким гербом «владимирского ополья» — области Руси с Владимиром и Суздалем.
Фрагменты герба Герберштейна
В уже упоминаемом нами «гербовнике из библиотеки графа Иоахима фон Виндхага» имеется еще один герб Великого князя Московского, Львовского и Русского: щит шестичастный, в трех верхних частях красный орёл на серебре, серебряный портал на чёрном и серебряный полуорёл с крестом; а в трех нижних полях на красном поле золотая башня, серебряный пояс и серебряное стропило.
Ничего не напоминает ? Да-да, это хорошо известный герб Сигизмунда Герберштейна, который был изображен в уголке карты Москвы (1550 г.), а также в книге Путешествие в Московию.
Видимо автор гербовника видел изображение герба Герберштейна и решил использовать его фигуры для создания сводного герба всех русских земель. Правда, он не понял, что указанный герб является родовым гербом Герберштейна и не имеет никакого отношения к геральдике Руси или Московии (если таковым не считать изображение в нашлемнике этого герба вооруженного стрелами московита).
Герб графов Герберштейн появлялся в немецких гербовниках даже в XIX веке. Правда, к тому времени он обзавелся некоторыми дополнительными полями, обозначающими браки с представительницами других аристократических фамилий, но основа герба Сигизмунда Герберштейна, а также фигуры в нашлемниках: император, рыцарь и московит, сохранились без изменений.
Источники: