Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 8 «Руссо-Балт» модель С Некрасова-Братолюбова. 1915. Идеальная дрезина

17
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 8 «Руссо-Балт» модель С Некрасова-Братолюбова. 1915. Идеальная дрезина

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 8 «Руссо-Балт» модель С Некрасова-Братолюбова. 1915. Идеальная дрезина

Авторское предисловие: Начало боевых действий в Восточной Пруссии привело к рождению многочисленных мифов о наличии у противника броневых машин, с которыми надо бороться. Министр Сухомлинов принял очень странное решение, по которому заказ на производство 12 бронемашин должен был быть реализован штабс-капитаном Некрасовым. Хорошо просматривается «схема» заказа техники, в которой заказ размещался по длинной цепочке с малоизвестными широкой публике фирмами и странными личностями при них. В итоге в действующую армию попали только 3 машины, и то не в том качестве, в котором планировались.

В сентябре 1914 года инженер и изобретатель Братолюбов получил в свое распоряжение 12 машин из них 4 машины производства Руссо-Балт типа С и 6 машин типа Д. Все шасси были оснащены одинаковыми двигателями 24/40, но шасси Д были подготовлены для грузовых машин, и весили больше чем для легковых. Все шасси были разными по длине, ширине и базе. В общем Братолюбов получил в своё распоряжение настоящий «зоопарк». Но это не помешало ему реализовать свой первый проект, созданный триумвиратом Некрасов-Братолюбов-Дурляхер.

Бронеавтомобиль Братолюбова на шасси Руссо-Балт модель С

Бронеавтомобиль Братолюбова на шасси Руссо-Балт модель С

Бронирование мастерская Братолюбов получала с Обуховского завода, поставки шли долго и нерегулярно, из-за этого сроки все время срывались. Тем не менее, в начале 1915 года все машины были предъявлены на испытания. Испытывались броневики в Офицерской стрелковой школе и выпускные экзамены они не сдали. Машины оказались перетяжелены, особенно на шасси Руссо-Балт модель Д, и были полностью непригодны для боевого применения. Если по ровному шоссе машины еще перемещались хоть как то, то любое бездорожье или хороший уклон становился для них непреодолим. В общем все машины отправились на задворки Офицерской школы.

Броневики по первому проекту Братолюбова-Некрасова получили сложную форму, собранную из прямых и гнутых листов. Объединенное боевое отделение и отделение были защищены броней, форма которой была скорее яйцеобразной, возможно авторы проекта считали такую форму более стойкой как скорлупа яйца. Моторный отсек был полностью бронирован, доступ к двигателю был только через два небольших люка по бортам. Радиатор спереди прикрывался горизонтальными жалюзями. Система охлаждения двигателя была продумана плохо, что в будущем создавало проблемы, двигатели быстро перегревались. Крыша так же имела полукруглую форму. Башен не было. Броневики Некрасова-Братолюбова на шасси Руссо-Балт тип С должны были оснащаться двумя 37-мм пушками Гочкис, в лобовой и кормовой броне и тремя пулеметами — для которых с каждой стороны были подготовлены амбразуры. Доступ в броневик был через узкую боковую дверь. В сложной ситуации быстро покинуть броневик было затруднительно.

Бронеавтомобили Братолюбова на шасси Руссо-Балт модель С как дрезины

Бронеавтомобили Братолюбова на шасси Руссо-Балт модель С как дрезины

Бронеавтомобили Братолюбова на шасси Руссо-Балт модель С как дрезины

Бронеавтомобили Братолюбова на шасси Руссо-Балт модель С как дрезины

Из-за своей оригинальной формы нет проблем с определением типа броневика, но вот отличить броневики типа С от типа Д сложно, учитывая, что судя по фотографиям один из броневиков типа С вооружили пушкой Максима-Норденфельда с броневика типа Д. Тип С отличался двумя кормовыми амбразурами для пушки и пулемета и округлым лобовым бронированием пушки.

От разбронировки машины спас генерал Брусилов, возможно приложить все усилия к этому попросил его сам военный министр, как никак Некрасов и Братолюбов взялись за производство бронемашин именно по его заказу. В марте 1915 года штабс-капитан лейб-гвардии Преображенского полка Мещеренинов получил в свое распоряжение 3 броневика на шасси Руссо-Балт модель С и Рено. Кроме изготовления специальных железнодорожных скатов на броневиках установили механические стартеры, двойные задние колеса, усовершенствовали систему охлаждения пулеметов, по совету генерал-лейтенанта Мгеброва конструкция бронекорпусов была усилена, так как для перемещения по рельсам не было строгих ограничений по массе. Испытания машин проводились на специальном участке Московско-Казанской железной дороге перешитой на западно-европейский размер колеи. Несмотря на удачную подготовку машин к железнодорожному ходу они снова оказались бесполезны – Императорская армия отступала из Галиции. Пришлось броневики еще раз переделывать – уже на российскую колею, оказалось, что с Рено это сделать невозможно, а Руссо-Балты типа С вполне успешно оснастили новыми осями и испытали.

Рисунок из журнала Наука и Техника №1 2012г.

Рисунок из журнала Наука и Техника №1 2012г.

В начале октября 1915 года бронемашины Братолюбова отправили в Петроград. В Запасной броневой роте прошли испытания, которые показали, что как бронированные дрезины машины показали себя отлично, а вот с использованием их как шоссейных броневиков были не так впечатляюще. Следующей идеей для спасения потраченных ресурсов была идея генерал-майора Филатова сформировать из пушечных «Руссо-Балтов» Братолюбова-Некрасова специальное подразделение, в которое входили бы все броневики на шасси Руссо-Балт и модели С и модели Д. «Гениальная идея» Филатова была в том, что бы броневики модели Д, поставить на обычные платформы, которые будут перевозится железной дорогой за моделью С, как за локомотивом. 24 января это подразделение стало Броневым автомобильным железнодорожным взводом. К шести броневикам были приставлены броневик Братолюбова на шасси Рено, и два автомобиля с частичным бронированием. По штату Броневой автомобильный железнодорожный взвод включал в себя: Офицеров – 4, младший механик – 1, нижних чинов строевых – 92, нестроевых – 5. Многочисленные переделки и длительное формирование подразделения привели к тому, что взвод в обрезанном составе из трех броневиков типа С и одного Рено был отправлен летом 1917 года в Румынию, где применялся в боях лета 1917 года в составе 2-й Заамурской железнодорожной бригады, в августе был переброшены на Румынский фронт в район города Аджуд, после чего информации об этих бронемашинах теряется. В состав 2-й Заамурской железнодорожной бригады входил так же один из лучших бронепоездов Первой мировой войны Хунгуз-2.

Бронепоезд Хунгуз

Бронепоезд Хунгуз

Испытания броневиков Братолюбова «Руссо-Балтов» тип С поставленных на железнодорожный ход так понравилось военным, что в июне 1916 года Комиссия по броневым автомобилям предложила подготовить для использования как бронированные дрезины все бронеавтомобили, которые из-за перегрузки шасси были непригодны для использования на фронте. В этот разряд попали броневики 25-го (2 «Мерседеса» и «Ллойд») и 29-го («Бенц») автопулеметных взводов, а также 25 бронемашин «Шеффельд-Симплекс» и 36 «Армиа-Мотор-Лориес», поставленных из Англии.

Бронеавтомобиль Братолюбова-Некрасова на шасси Руссо-Балт модели С (первый вариант) – условное наименование

Страна: Российская империя

Производитель: мастерская инженера Братолюбова/Мастерские Казанской железной дороги

Год производства: 1914-1915

Кол-во выпущенных: 3

Шасси: Руссо-Балт тип С24-40

Бронирование: 5-6 мм

Вооружение: 3×7,62-мм пулемет Максим, 2×37-мм пушка Гочкисс

Боевая масса: 3,7 тонны

Мощность двигателя: 40 л.с.

Экипаж: 6 чел.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneavtomobili-chast-8-russobalt-model-s-nekrasovabratoliubova-1915-idealnaia-drezina-5f7b0757952c3b370ea1a12b

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account