Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

14
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

Параллельно с разработкой и постройкой сверхлегких броневиков в 1-й Стрелковой офицерской школе в Ораниенбауме под руководством генерала Филатова сразу начали проработку и двухпулеметных трёхколесок. Это могло быть связанным с тем, что переданных пушек было только две, или Филатову сразу было понятно, что пушечный вариант миниброневика получится перетяжелённым, но факт остается фактом в 1915 году бронировалось сразу 7 сборных шасси под пулемёты и 2 под пушки. Параллельно одно шасси, возможно прототип, было отправлено на Ижорский завод, с которым школа работала по бронированию Гарфордов.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

На фотографии ниже сразу все участники этого проекта и даже больше: пулеметный «трёхколесный» броневик, противоштурмовая пушка 76-мм обр 1910 года, генерал Филатов и офицеры его школы, а в дополнение полученный из Англии полугусеничный трактор-грузовик Аллис-Чалмерс, так же вошедший в историю российской бронетехники, о нём будет рассказано позднее. На этой фотографии хорошо видна конструкция бронекорпуса «Трёхколески», стоящей за трактором, особенно задней части и крыши. На крыше был оборудован прямоугольный люк во всю ширину для наблюдения и вентиляции. Задняя часть бронекорпуса имела клинообразную форму для увеличения бронестойкости.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

На испытаниях в апреле 1916 года очень хорошо показал себя однопулеметный броневик Ижорского завода, который был почти на 600 кг легче двухпулеметных броневиков бронирования 1-й стрелковой школы. Кроме непосредственно пулеметной установки и боеприпасов на разницу в весе влияло и качество, а возможно и толщина брони, тщательность изготовления и проектирование бронекорпуса, которые конечно же были гораздо выше на заводе. Как и броневики Гарфорд применять Трёхколески планировали задним ходом, как пулеметные «САУ» с выходом на позицию и уходом с нее уже на скорости. Масса машин позволяла легко перекатывать машину силами солдат. На некоторых фотографиях машин снято бронирование переднего колеса. Возможно, это была сразу предусмотренная функция для улучшения охлаждения двигателя, а возможно вынужденная, когда выяснилось, что нагруженное бронёй переднее колесо зарывается в грунт и не позволяет нормально поворачивать, а может и то и другое одновременно.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

По итогам испытаний был сделан заказ на 20 машин с одним пулеметом на Ижорском заводе, который и был выполнен в 1916 году. А прямо с испытаний «трехколески» были отправлены на фронт по распоряжению Главного управления Генерального штаба для проведения войсковых испытаний в 1-й (две пулеметные машины), 7-й (две пулеметные), 8-й (две пулеметные и одна пушечная) и 9-й (одна пулеметная машина) броневые автомобильные дивизионы. По итогам войсковых испытаний пулемётных машин отзывы были в основном положительные, войска заказали для пополнения состава дивизионов не только Гарфорды и Остины, но и «Трёхколески».

Трехколеска бронирования Офицерской школы с 2-мя пулеметами

Трехколеска бронирования Офицерской школы с 2-мя пулеметами

История применения бронемашин скрыта в тумане войны, нет ни фотографий, ни отчетов, хотя без малого 30 машин это большое количество. По косвенным данным «трехколески» активно использовались и в Гражданскую войну примерно поровну разделившись между сторонами конфликта. В 1918 году отряд красных «треколесок» выдвинулся в Баку для спасения коммунистической республики, одна трёхколёска была в охране Смольного. С стороны белых армий документировано наличие машины под ником «Фибра» в составе ВСЮР (Вооруженные силы Юга России).

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

По отчетам о состоянии броневых сил в распоряжении Управления броневых сил РККА в феврале 1920 года есть четыре броневика этого типа. Скорее всего из-за полной изношенности шасси эти машины были разбронированы. В своей идее проект сверхлегких машин был очень интересным, фактически это были пулеметные САУ – пулеметы на колесах, которые можно оперативно перебрасывать в рамках дивизионного резерва главного командования. Для условий обороны в Первой мировой войне огневой мощи станкового пулемета было достаточно для решения большинства задач.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 4 Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915

Трехколеска/Трехколесный бронеавтомобиль Филатова

Страна: Российская империя

Производитель: Ижорский завод/1-я Стрелковая офицерская школа

Год производства: 1915-1916

Кол-во выпущенных: 28 + 2 пушечных

Бронирование: 4-6 мм

Вооружение: 1-2 × пулемета Максим обр 1910 г.

Боевая масса: 1328 кг (1 пулемет)/1920 кг (2 пулемёта)

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneavtomobili-chast-4-pulemetnaia-trehkoleska-generala-filatova-1915-5f27d2a025de5a7ad1831446

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account