Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 33. ФИАТ Ижорского завода – Bruņumašīnas «Staburags». 1940. В латышком плену

12
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 33. ФИАТ Ижорского завода – Bruņumašīnas "Staburags". 1940. В латышком плену

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 33. ФИАТ Ижорского завода – Bruņumašīnas «Staburags». 1940. В латышком плену

Авторское предисловие: За короткий период советско-латвийской войны, закончившейся мирным договором о мире, подписанном 11 августа 1920 года, латвийские национальные силы собрали у себя неплохой «музей» российской бронетехники времен Первой Мировой Войны. Среди них оказался и один бронеавтомобиль ФИАТ Ижорского завода, который в латвийской армии получил личное имя «Staburags», по имени легендарного для латышей утеса на реке Даугава.

«Музей» латвийских бронесил на природе. Слева направо – Гарфорд, Остин, ФИАТ-Ижорский, Mk.V и Mk.B.

«Музей» латвийских бронесил на природе. Слева направо – Гарфорд, Остин, ФИАТ-Ижорский, Mk.V и Mk.B.

22 мая 1919 года части латвийского ландсвера при поддержке немецкой Железной дивизии с ходу взяли Ригу. За пять месяцев до этого, когда Красная армия взяла Ригу, у неё под контролем была почти всю территория Латвии, за исключением Либавы, в которой оборону беженцев держала Железная дивизия, немецкое добровольческое подразделение. Сложилась странная ситуация – Армия Советской Латвии (АСЛ) не стремилась атаковать город и закрепить свое положение, правительство Ульманиса разругалось в немецкой военной властью. Казалось бы, красным осталось подождать пока остатки германских войск эвакуируются и без боя закончить войну. 16 апреля под контролем правительства Ульманиса остался вообще только пароход Саратов. С апреля 1919 года в Латвии было с три правительства: правительство Улманиса на пароходе с вооруженными силами в виде Северолатвийской бригады, находящаяся в Эстонии, прогерманское правительство Ниедры в Либаве, поддерживаемое лансвером, Железной дивизией и другими немецкими частями и советское правительство Стучки в Риге. И в этот момент советские власти совершили все ошибки, которые могли: для начала конфисковав землю у немецких баронов, она не раздала её латышским стрелкам, а собрала в совхозы, что нанесло непоправимый удар по духу собственных частей, посчитавших себя обманутыми, а затем издало указ об изгнании местных немцев. До конца войны всех мужчин немецкой национальности заключали в концлагеря, а женщин – в тюрьмы в качестве заложниц. Это ещё больше мобилизовало силы Ландсвера.

Слева направо: боец балтийского ландсвера, немецкий штурмовик, солдат железной бригады

Слева направо: боец балтийского ландсвера, немецкий штурмовик, солдат железной бригады

Сконцентрировал в Либаве силы, противники Советской власти нанесли удар в сторону Риги, Берлин запретил немецким частям участвовать в наступлении, и фактически всю черную работу сделал латышский лансдсвер и русские части князи Ливена. Тем не менее, установившийся в Риге пронемецкий режим долго не продолжался. Самой боеспособной оказалась в Прибалтике армия Эстонии, при поддержке которой Северолатвийская бригада уже 22 июня свергла пронемецкое правительство и взяла Ригу. При отступлении из Риги в мае 1919 года советские войска оставили в городе три ремонтировавшихся броневика, одним из которых был ФИАТ Ижорского завода, который и начал службу в латвийской армии под ником Staburags.

ФИАТ Ижорского завода на полевой параде

ФИАТ Ижорского завода на полевой параде

За время службы в Латвийской армии, кроме участия в парадах и учениях, Staburags ничем не отличился, как, впрочем, и вся латышская армия. И если к увеличению танкового парка правительство прибалтийской страны принимало хоть какое-то участие, то к моменту вступления Латвии в состав Советского Союза на её вооружении были те же 6 бронемашин, которые были захвачены у Красной Армии. Броневики на шасси ФИАТ – Ижорского завода – Staburags и новодел Sargs входили в состав штаба Автотанкового дивизиона Латвийской Армии.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 33. ФИАТ Ижорского завода – Bruņumašīnas "Staburags". 1940. В латышком плену

В начале 1940-го года военным стало очевидно, что шасси, на которых базировались старые броневики окончательно износились, к тому же отсутствовали запасные части на разномастную матчасть. Сначала на шасси грузовика Форд-Вайрогс, чьё производство было налажено в Латвии, перестали бронекорпус Остина, который подвергся приличной модернизации, затем в ремонт отправили Шеффилд-Симплекс и подписали контракт на переоснащение ФИАТа Ижорского завода. Для модернизации шасси Ford-Vairogs 917-T было изменено, основной управление было перенесено направо, добавлено второе управление для движения задним ходом. Дальнейшая судьба ФИАТа Стабурагс неизвестна, на момент вхождения латвийских частей в состав 24-го Латвийского территориального стрелкового корпуса контракт по модернизации ФИАТа выполнен не был. Информации о том, бы ли броневик ФИАТ Ижорского завода в составе корпуса, когда он отступал под ударами германской армии в 1941 году нет.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 33. ФИАТ Ижорского завода – Bruņumašīnas "Staburags". 1940. В латышком плену

Bruņumašīnas «Staburags»/Бронеавтомобиль ФИАТ Ижорского завода «Стабурагс»

Страна: Россия/Латвия

Завод: Ижорский завод/Ford-Vairogs

Год выпуска: 1940

Кол-во: 1 экземпляр

Боевая масса: 5300 кг

Экипаж: 5 человек

Размеры: 4800×1880×2540 мм

Бронирование: 4,5-7 мм

Шасси: Ford-Vairogs 917Т (после последней модернизации)

Вооружение: 2×Vickers Mk.I/2×7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.

Двигатель: 3,621 см³ Ford V8 85 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneviki-chast-34-fiat-ijorskogo-zavoda-bruumanas-staburags-1940-v-latyshkom-plenu-5fa01635a5c3e80d31e1b1c0

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account