Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 23 Армстронг-Уитворт-Фиат. 1915. По проекту Миронова
Авторское предисловие: В 1915-1916 годах второй бронемашиной по количеству в Российской императорской армии стал ещё один броневик поставленный английским гонщиком и предпринимателем Чарльзом Жарротом, на этот раз на шасси автомобиля ФИАТ. И это оказался лучший импортный бронеавтомобиль в Российской армии. Как это удалось англичанам? Главное было сделать максимально близко к тому, что просили русские.
Поставив в Россию 10 броневиков на неизвестном шасси, которые условно назывались Армстронг-Уитворт-Жаррот, Чальз Жаррот и сам видимо понимал, что машины получились не совсем удачные, и русские ещё одну партию таких машин не купят. И если к самой бронировке вопросов не было, все-таки ей делала ответственная фирма Армстронг-Уитворт, то с шасси были однозначные проблемы, оно было слишком слабым. И бывший гонщик все-таки нашёл решение – бронекорпуса Армстронг-Уитворт поставили на шасси ФИАТ. Вопрос, какое шасси использовалось, актуален до сих пор. Известный военный историк Максим Коломиец в своих книгах отмечал, что возможно это были шасси FIAT-15ter с двигателем от FIAT typo 6 (FIAT 50-60) с 60-сильным двигателем.
ФИАТ во время Первой мировой войны был крупнейшим поставщиком грузовиков в Европе. За время войны фирма выпустила 45650 автомобилей, в то время как Berliet – 25000, AEC – 10000, Renault – 9000, Leyland – 6500. Больше трети из выпущенных машин была поставлена союзникам, в том числе и в Великобританию.
В журнале The Automobile за ноябрь 1916 года была размещена фотография (взято у @alekse с форума rcforum.ru) броневика на шасси Фиат, с указанием, что этот броневик, был построен на шасси американского FIAT typo 55.
В 1916 году Российская империя закупила в США у Fiat Motor Corporation шасси с двумя постами управления для бронирования на Ижорском заводе. Эти машины базировались на специально доработанном шасси американского варианта FIAT typo 55, выпускаемого в США, с усиленным задним мостом и двухскатными колесами. Мощность двигателя составляла 74 л.с.. Шасси бронеавтомобилей ФИАТ-Ижорских выглядят так же, как и шасси у Армстронг-Уитворт-ФИАТ. Вероятность, что именно такие шасси использовал Чарльз Жаррот для бронирования, весьма высока. Установка на FIAT-15ter более мощного двигателя выглядит менее вероятной.
Бронеавтомобиль на шасси ФИАТ имел тот же бронекорпус, что и у машин на так называемых шасси Жаррот. Та же неплохая 7-мм броня от Армстронга, тот же неудачный деревянный каркас из «отличного английского ясеня». Визуально одну машину от другой можно отличить только по деревянным («артиллерийским») колесам, в отличие от спицованных у Джарротта и машин с похожим бронированием на шасси Шеффилд-Симплекс. А от бронеавтомобилей на шасси ФИАТ, но бронированных уже на Ижорском заводе, английская машина отличается наличием «английских» низких башен со скосами, в отличие от цилиндрических на ФИАТ-Ижорских, и наличием только одной двери справа сзади.
Первые броневики поступили в Россию в конце 1915 года. Испытания в Запасной броневой роте показывали, что, кроме незначительных повреждений, скорее всего полученных при перевозке и перегрузке, машины в относительно хорошем состоянии. Бронекорпуса укрепляли по аналогии с машинами на шасси «Жаррот». Одной из дополнительных, причем неожиданных проблем, был малый угол склонения пулемёта. Именно склонения, а не возвышения. Низкие башни не позволяли обстреливать пространство вблизи машины. По предложению командира Запасной броневой роты несколько машин Армстронг-Уитворт на шасси Фиат и Жаррот были оснащены клинообразной коробкой сверху башни, с наклоном клина в сторону стрельбы.
Первые броневики ушли на фронт осенью 1916 года. К 1 октября 1916 года на Юго-Западном фронте отправили семь машин. Остальные бронемашины были разосланы по различным участкам фронта уже весной 1917 года. На тот момент из пулеметных броневиков остались в рабочем состоянии фактически только машины на шасси Остин и Фиат. Совет рабочих депутатов попытался задержать отправку бронемашин и собирался оставить их в Петрограде «для борьбы с контрреволюцией». В Запасном дивизионе хорошо понимали ценность бронеавтомобилей, это было важно особенно учитывая то, что большинство Запасных частей очень не хотело воевать по-настоящему и было на стороне Советов. Тем не менее в Запасном броневом дивизионе к лету осталось на ходу только 6 броневиков «Армстронг-Уитворт-Фиат» и один «Остин», но и этого было вполне достаточно, чтобы поддержать октябрьский переворот.
В ходе боевых действия в Финляндии во время Первой советско-финской войны, которую к слову Советская Россия так же проиграла, согласивший по итогам мирного договора на территориальные уступки, один из броневиков Армстронг-Уитворт-ФИАТ был захвачен белофинами и благополучно прослужил почти до начала второй мировой войны. В Финляндии машина получила название Fiat Panssariauto.
Еще одной страной-эксплуатантом броневиков Армстронг-ФИАТов стала в 20-х годах такой неожиданный, зато постоянный союзник Советской России, как Монголия. К 1933 году монгольская Народно-революционная армия имела 4 кавалерийские дивизии, отдельный транспортный полк и Объединенное военное училище. В составе НРА Монголии была и танковая часть — отдельный бронетанковый полк, на вооружении которого находилось кроме 10 танкеток Т-27 и 10 бронемашин БА-27, ещё и учебные броневики переданные из РСФСР еще в начале 20-х годов – ижорский «Фиат», два «Остина» 3-й серии и «Армстронг-Уитворт-Фиат».
Армстронг-Уитворт-ФИАТ был третьим проектом с фирмой Чарльза Жаррота и самым удачным. В итоге получился неплохой броневик с крепким шасси, хорошей бронёй, удачным двигателем. Именно он, судя по всему, стал образцом при проектировании последнего серийного бронеавтомобиля Российской императорской армии — бронемашины Ижорского бронирования на шасси ФИАТ, которые условно называю ФИАТ-Ижорский или правильнее ФИАТ Ижорского завод. Ижорские броневики почти полностью повторяли английские, только башни были заменены на более высокие и удобные цилиндрические, прорезана вторая дверь справа и добавлен задний пост управления.
Armstrong Whitworth FIAT/Армстронг-Уитворт-ФИАТ
Страна: Великобритания по проекту Россия
Производитель: Charles Jarrott & Willian Letts/Бронекорпус Armstrong Whitworth
Количество произведенных: 30
Шасси: FIAT 15bis?/FIAT 50-60HP?/FIAT typo 55
Боевая масса: 5300 кг
Двигатель: 60 л.с./9017 см³ (74 л.с./8553 см³)
Бронирование: 7 мм
Вооружение: 2×7,62-мм пулемета Максима
Экипаж: 4-5 человек