Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 20 Броневики Рено-Мгеброва. 1915. «Ящики Рено» и в таком виде на фронт не попали

13
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 20 Броневики Рено-Мгеброва. 1915. «Ящики Рено» и в таком виде на фронт не попали

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 20 Броневики Рено-Мгеброва. 1915. «Ящики Рено» и в таком виде на фронт не попали

Авторское предисловие: Закупленные в 1914 году 40 бронеавтомобилей на шасси Рено для Русской Императорской армии оказались по прибытию в Россию разукомплектованы, шасси поставляли отдельно, бронекорпуса отдельно. Когда оказалось, что бронирование машин не соответствует реальностям войны на русском фронте, военные решили не ждать, пока приедут все бронекорпуса, и начали бронирование самостоятельно по проекту штабс-капитана Мгеброва. С первого раза получилось то же не очень удачно.

Осенью 1914 года русская комиссия по закупкам вооружения во главе с начальником Автомобильной школы полковником Секретевым срочно «выплыла» к союзникам для закупки техники. По дороге в Англию офицеры заплыли во Францию, где на заводе Рено быстро подписали контракт на 40 бронемашин этой фирмы. Первый «блин» российских закупок был однозначным «комом». Кроме шасси у французских броневиков плохо было все остальное. В отличие от Остинов, которые были куплены той же комиссией, и которые стали основой бронеавтомобильного парка армии на долгие годы, французы кроме того, что совершенно не соответствовали требованиям военных еще и отгружались по частям: сначала шасси, которые тоже пришли только в июле 1915 года, а потом бронекорпуса. Как признанные негодными к строевой службе Рено отправили на фронт выполнять роль бронированных перевозчиков боеприпасов в автопулемётные взвода, а 11 шасси решили довооружить и перебронировать, передав на Ижорский завод для бронирования по проекту штабс-капитана Мгеброва.

Бронеавтомобиль Рено для французской армии

Бронеавтомобиль Рено для французской армии

Шасси Рено, благодаря расположению радиатора системы охлаждения за двигателем, позволяло применить бронирование с большими углами наклона, как это делали и сами французы с серийными машинами выпуска 1915 года. В итоге бронеавтомобили, которые условно называются Мгебров-Рено, получили характерную форму клина, резко отличаясь остальных машин этого времени. Учитывая поздний приход шасси, загруженность Мгеброва доводкой своей ружейной гранаты, его гибель в августе 1915 года, позволю себе предположить, что непосредственно работами по проектированию бронекорпусов как для Рено, так как и для 5 остальных бронемашин, проводились не самим Мгебровым, а возможно на Ижорском заводе или совместно офицерами Военной автомобильной школы и конструкторами Ижорского завода.

Фото: RCforum.ru

Фото: RCforum.ru

Штабс-капитан Мгебров был автором непосредственно бронированного оружейного модуля – двухпулеметной башни-рубки. Башня-рубка весом чуть меньше 2-х тонн включала в себя вращающий полик, соединенный с верхним башенным листом, на котором находилась сварная башня с двумя пулеметными спонсонами и наблюдательной башенкой. Вся эта башня-рубка вместе с оружием и пулеметчиками поворачивалась командиром экипажа, сидящим по центру и немного сзади. Такое вооружение было стандартным для всех бронемашин, построенных по проекту штабс-капитана.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 20 Броневики Рено-Мгеброва. 1915. «Ящики Рено» и в таком виде на фронт не попали

Работы по бронированию Рено начались только в сентябре 1915 года, шли тяжело и долго, Только в апреле 1916 года первые машины были подготовлены для военной приемки. 10 мая 1916 года все 11 машин и бронированная Изотта-Фраскини были готовы для передачи военным. На вырезке из известной фотографии цеха Ижорского завода, в котором собирались машины по проекту Мгеброва, хорошо видны минимум 6 шасси Рено в разной стадии сборки, от сварки каркаса до полностью готового бронекорпуса. Так как на этой фотографии присутствуют и остальные бронемашины, которые строились на шасси Бенц, Изотта-Фраскини, Руссо-Балт и Пирс-Эрроу, которые уже в ноябре 1915 года были отправлены в действующую армию, можно сделать вывод, что основные задержки были связаны с изготовлением достаточно сложных бронебашен, так как уже в октябре по крайней мере 4 бронекорпуса без башен были для Рено готовы.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 20 Броневики Рено-Мгеброва. 1915. «Ящики Рено» и в таком виде на фронт не попали

Единственная фотография бронеавтомобиля Рено-Мгеброва до модернизации и разделение при описании броневиков на «однобашенные» и «двухбашенные» привели к появлению «чертежей» и рисунков однопулеметных и «реально» однобашенных бронемашин, как на 3D рисунке ниже. В энциклопедии «Отечественные бронированные машины. ХХ век.» (1 том), есть ссылка, что одна из машин Рено была модернизирована по проекту некоего инженера Запасного Бронедивизиона Белобашенцева. Но об этой модернизации нет никакой информации, от слова совсем, как и о самом Белобашенцеве. Путаница с башнями происходит из-за конструкции двухпулеметной башни системы Мгеброва. Эта башня была ОДНА, хотя и сложной конструкции с двумя спонсонами и командирской башенкой. Фотографии машин, не только единственная фотография Рено с такой башней, часто сделаны так, что кажется, что там реально только один пулемет. После модернизации сложная башня Мгеброва была заменена на Рено на две простые башни и машина стала по-настоящему «двухбашенной». Нет никакой информации об изготовлении однопулеметной однобашенной установки для бронирования Рено. Тем более, что все серийные пулеметные российские броневики, как собственного производства, так и покупные, были с двумя пулеметами. А однобашенный Рено, как на фото ниже, это фантазии технических реконструкторов. Впрочем, пока не доказано обратное.

Фантазийный однобашенный однопулеметный броневик Рено. фото: https://demiart.ru/forum/index.php?act=Print&t=252428

Фантазийный однобашенный однопулеметный броневик Рено. фото: https://demiart.ru/forum/index.php?act=Print&t=252428

Владимир Авелевич Мгебров не увидел реализации своих проектов броневиков в железе. Он погиб 21 августа 1915 года во время войсковых испытаний еще одного своего изобретения – ружейных гранат. Часть, в которой проводились испытания гранат, была неожиданно атакована австрийцами. Мгебров принял командование на себя, организовав контратаку, в ходе которой был смертельно ранен. Высочайшим приказом от 13 октября 1915 года Владимир Авельевич Мгебров посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Штабс-капитан Владимир Мгебров третий слева на сборке бронебашен своей конструкции в цеху Ижорского завода

Штабс-капитан Владимир Мгебров третий слева на сборке бронебашен своей конструкции в цеху Ижорского завода

Граната, которая могла выстреливаться из ружья на расстояние большее, чем бросок рукой, могла существенно повысить огневую мощь пехоты. Идея создания первых гранат была близка к идее штоковых минометов, которые появились еще в Русско-Японскую войну. Граната в таком случае крепилась к шомполу и выстреливалась холостым патроном из ствола обычной винтовки. Уже в сентябре 1914 года штабс-капитан Мгебров предложил свою конструкцию. После испытаний в ноябре 1914 года граната системы Мгеброва была рекомендована к постановке на вооружение. Главной особенностью гранаты Мгеброва была высокая дальность метания и надежный предохранитель. Граната Мгеброва была «активно-реактивной». Шомпол гранаты, изготовленный из сплава легких металлов и железа, был пустотелым. Дополнительный заряд пороха, помещавшийся в шомполе, поджигался пороховыми газами и работал как ракетный двигатель, увеличивая дальность полета до 320 метров.

Ружейная граната Мгеброва

Ружейная граната Мгеброва

И, хотя к моменту испытаний ружейной гранаты, на фронте не было ни одной бронированной машины у противника, Владимир Мгебров сразу предлагал использовать свои гранаты для уничтожения бронетехники, причем стреляя прямой наводкой. «Безоткатная система» гранаты позволяла это делать. Все бы было хорошо, но неожиданно возникла проблема, для России, впрочем, привычная: делать гранаты в общем-то было негде. 10 марта 1915 года военные заключили контракт с частным заводом «Я. М. Айваз» на изготовление 15 тысяч гранат по чертежам Мгеброва со сроком поставки 1 марта 1916 года. Но только к 3 маю 1916 года первая серийная партия была готова к испытаниям, а к июлю 1917 года всю партию заказанных гранат Мгеброва отправили на армейские склады Северного фронта.

Ружейная граната системы Мгеброва состояла из обтекаемого корпуса диаметром 40 мм и длиной 146 мм и шомпола длиной 312-315 мм, который служил в полете стабилизатором. Граната снаряжалась 72,5 граммами тетрила или тетрила в смеси с тротилом (4:1). Граната шомполом вставлялась в ствол винтовки. Внутри шомпола располагался простейший ракетный пороховой двигатель. Общая масса ружейной гранаты составляла 480 грамм. Кроме ракетного ускорителя изюминкой гранаты Мгеброва был предохранитель, полностью исключавший её преждевременное срабатывание. После выгорания пороха в шомполе воспламенялся горючий состав, легкоплавкие «лапки» освобождали гильзу с капсюлем-детонатором. При ударе о преграду разрывной заряд смещался, воздействуя на рычаги, которые освобождали гильзу, которая по инерции смещалась вперед и накалывала капсюль-детонатор. При угле возвышения в 45° дальность метания составляла около 400 шагов (320 метров). Взрываясь, граната образовывала глубокую воронку диаметром более полуметра и разбрасывала вокруг себя около 200 осколков. Главным недостатком гранаты были отказы, если граната не попадала в препятствие носовой частью.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 20 Броневики Рено-Мгеброва. 1915. «Ящики Рено» и в таком виде на фронт не попали

Ружейная граната – это не тот экспонат, на который обращаешь внимание, когда бываешь в музеях. Но тем не менее в Санкт-Петербурге в Артиллерийском музее (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи) сохранились несколько образцов гранат, которые разрабатывались и испытывались в Русской императорской армии. Есть там и образец гранаты Мгеброва.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 20 Броневики Рено-Мгеброва. 1915. «Ящики Рено» и в таком виде на фронт не попали

Партия броневиков Мгебров-Рено еще дорабатывалась на Ижорском заводе, а 30 апреля 1916 года первую из готовых машин уже проверила Комиссия по броневым автомобилям, которая отвечала за принятие всех поступавших на вооружение боевых машин. Вывод был неутешителен, шасси и двигатель были крайне перегружены, и броневик не может быть рекомендован для фронтовой работы. Броневики нужно было срочно облегчать. Начальник броневого отдела Военной автомобильной школы капитан Баженов разработал проект снижения массы броневиков на 1100 кг, в результате которого однобашенные Рено стали бы двухбашенными. И именно в таком виде они попали на фронт.

Мгебров-Рено до модернизации. фото с RCforum.ru

Мгебров-Рено до модернизации. фото с RCforum.ru

Мгебров-Рено/Рено Мгеброва

Страна: Россия

Год изготовления: 1916

Производитель: Ижорский завод

Кол-во выпущенных: 11

Боевая масса 3,5 тонны

Экипаж: 4-5

Шасси: Renault 35CV typе ED,

Размеры: 5100×2320×2300 мм

Бронирование: 7 мм

Вооружение: 2×7,62-мм пулемёта Максима

Шасси: Рено

Двигатель: 35 л.с., 8490 см³

Где увидеть: Ружейная граната Мгеброва: Санкт-Петербург. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Артиллерийский музей)

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneavtomobili-chast-20-broneviki-renomgebrova-1915-iasciki-reno-i-v-takom-vide-na-front-ne-popali-5f86b44201c3532acca3ed5f

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account