Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 18 Isotta Fraschini KM. 1914. Приключения итальянки в России
Авторское предисловие: В 1911 году для войны с Турками итальянцы построили первый башенный броневик, который был применен в реальных боевых действиях — Autoblindo Isotta Fraschini mod.1911. Броневик получился удачным, служил итальянской армии в Первой мировой войне, попал в плен и применялся австрийской армией. В 1912 году был произведен еще один броневик на шасси Isotta Fraschini tipo RM, который так же воевал в Африке. Но в 1914 году в Россию из Англии приплыл еще один броневик с точно таким же бронекорпусом, как и у итальянских машин. Значит был и третий? Или не был?
В 1911 году итальянская армия заказала у нескольких фирм бронеавтомобили для борьбы с турками и поддерживавшими их племенами в Ливии. Это была первая полноценная война с применением современного оружия: авиации, бронемашин, пулеметов. Поставленный фирмой Изотта-Фраскини броневик имел удачную конструкцию с башенной пулеметной установкой, крепкое грузовое шасси и хороший 40-ка сильный двигатель. В 1912 году первый броневик был модернизирован и еще дополнительно были поставлены в африканскую армию 1 или 2 броневика на том же шасси.
В 1914 году броневик «Изотта-Фраскини» был куплен комиссией полковника Секретева, выехавшей в Англию для приобретения автомобилей и бронемашин, у фирмы известного английского гонщика Чарльза Жарротта – Charles Jarrott & Letts Ltd. Фирма Жаротта занималась торговлей и подготовкой к гонкам легковых автомобилей. По мнению гонщика лучшим автомобилем для шоссейных гонок в 1914 году был итальянский автомобиль Isotta Fraschini Tipo KM.
Существует несколько мнений о том, как и где был этот броневик произведен. По мнению одного их ведущих специалистов по истории первой мировой войны Максима Коломийца (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008), броневик был одним из тех, которые были произведены для Итальянской армии в 1911-1913 годах, и его просто перепродал Жарротт их русской комиссии. Версия, к которой склоняются английские авторы, это то, что шасси Isotta Fraschini Tipo KM было куплено Жарроттом для гонок, а потом для России он спроектировал бронекорпус и поставил его на непроданное шасси. Обе версию хромают. По фотографиям машины из английской прессы явно видно, что на ней стоит 4-х цилиндровый двигатель типа IM, который отличался несъемной головкой и Y образным расположением клапанов в специальных стаканах. Характерным отличием для машин с такими двигателями являлся так же Y образный вид впускных трубопроводов. Ставить бронекорпус на шасси машины, которых было выпущено чуть менее 40 штук было явно не по-итальянски, тем более они хорошо понимали, что грузового шасси достаточно для броневика.
Английская версия начинает вызывать вопросы, когда просто сравниваешь бронекорпуса для итальянских броневиков типа Isotta Fraschini tipo RM и бронекорпус Жарротт-Изотта-Фраскини. Они почти идентичны, за исключением деталей, поэтому говорить о том, что этот бронеавтомобиль был конструкции Чарльза Жарротта то же не приходится. Позволю себе высказать еще одну версию, которая ближе к английской. Бронекорпус на шасси скоростного автомобиля Isotta Fraschini tipo KM, купленного еще до войны Чарльзом Жарроттом для продажи или участия в гонках, был построен по документации итальянцев. Тем более, что в 1913 году фирма Charles Jarrott & Letts Ltd показывала такой автомобиль на Лондонском мотор-шоу. Будучи в хороших отношениях с производителем, Чарльз Жарротт знал о выпущенных несколькими годами ранее бронеавтомобилях на шасси грузовиков Isotta Fraschini 16А. И с началом войны предложил Морскому ведомству бронировать свое шасси по итальянскому проекту.
Конечно Жарротт мог купить бронекорпус в Италии, тем более в тот момент Италия не воевала. Но если сравнить два броневика – итальянский и британский в глаза бросается разница в отделке. Британская машина выглядит сделанной гораздо качественнее итальянской, видна рука мастера. Вторым существенным фактором может быть то, что все броневые листы на британском изделии плоские, в то время как на итальянском броневике круглая пулеметная башня, закругленные задние крылья и даже защита щелей радиатора округлая. Это говорит о том, что бронекорпус английского броневика собирался в мастерской, в которой не было оборудования для работы с броней. Если посмотреть на бронемашины, выпущенные в 1914 году в Англии, то можно отметить, что фирмой Baker, известным поставщиком карет, было поставлено по индивидуальным заказам два броневика на шасси Тальбо и Роллс-Ройса с теми же особенностями – например с граненой башней.
Броневик, будем называть его условно Жаротт-Изотта-Фраскини, заметно отличался от его старшего брата из Италии. Первой в глаза бросается, конечно, граненая башня. Но есть еще много отличий: заметно более длинный капот, задние бронированные крылья большего размера и только с прямыми углами, большего размера, нижерасположенное окно для водителя, двери с обоих сторон отделения управления, накладные крышки защиты прорезей в защите радиатора, в отличие от выштампованных у итальянца.
В полном варианте версия выглядит так: на купленное фирмой Чарльзом Жарроттом шасси в Англии, скорее всего на кузовной фирме, которая ранее работала в основном с деревом, такой как Baker, был установлен бронекорпус из стали толщиной 4-5 мм. С высокой степенью вероятности документацию на бронекорпус Жарротт получил или купил у своих Партнеров в Изотта-Фраскини.
RNAS (Авиационная служба Военного флота) кроме того, что уже плотно сотрудничала с фирмами Роллс-Ройс и Тальбо, понимала, что совершенно бесполезно покупать броневик, серийное производство которого было невозможно, и запасных частей к которому было не найти. И тут очень удачно в Англии оказалась русская комиссия под руководством полковника Секретева, которая, помимо того что размещала заказы на производство, скупала все что есть на четырех колесах и что можно было применить в армии. После очень коротких переговоров 2 октября 1914 года договор был подписан и уже в декабре 1914 года бронемашина «Изотта-Фраскини» приплыла в Россию. Но к этому времени в Русской императорской армии уже накопили опыт использованиям бронемашин и сразу по приезду броневик Жаррот-Изотта-Фраскини был признан непригодным для использования в армии, в основном по причине тонкой брони и неудачного расположения оружия. Но шасси то было отличным, и в Высшей автомобильной школе его было решено перебронировать по проекту Штабс-Капитана Мгеброва. Так итальянская машина получила третью жизнь, самую насыщенную и удачную.
Бронеавтомобиль, купленный у Чарльза Жарротта, не по своей воле, а только по желанию журналистов, поучаствовал в поддержании «танковой» истерии, охватившей русский генералитет, а за ним и просто офицеров и солдат. Учитывая то, что вплоть до 1917 года на русском фронте вообще у германской армии не было броневых сил, а у австрийцев всю их бронетехнику можно было пересчитать по пальцам одной руки, слухи о применении бронемашин циркулировали по фронту и в тылу, множились в отчетах и донесениях. И это учитывая то, что в Русской армии бронетехники было на порядок больше, чем у германской даже в последний год войны. В одном из русских изданий было опубликовано фото гигантского броневика, высотой в четыре этажа, в башне которого спокойно стояло 5 человек с подписью: «Самый большой германский блиндированный автомобиль». Мастера «фотошопа» начала века все таки немного доработали фотографию Изотта-Фраскини, поменяв ей колеса на более внушительные с башмаками, добавив по две фары с каждой стороны. Получилось неплохо! Может именно эта «фотожаба» подвигла Лебеденко на проект его «Царь танка», а Военное-министерство выделить на его чудо деньги.
Autoblindo Isotta Fraschini mod.1914. (Isotta Fraschini tipo KM)
Страна: Англия/Италия?
Производитель: Societa Milanese d’Automobili Isotta Fraschini & Сіа/Charles Jarrott & Letts Ltd?
Год производства: 1914
Кол-во: 1
Экипаж: 3 чел
Шасси: Isotta Fraschini Tipo KM
Бронирование: 4 мм
Масса: 3 тонны
Вооружение: 2×6,5-мм Fiat-Revelli Modello 1914
Двигатель: Isotta Fraschini KM, 100/120 л.с. 10618 см³