Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 15 Броневики подполковника Чемерзина. 1914. Аналоговнет

13
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 15 Броневики подполковника Чемерзина. 1914. Аналоговнет

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 15 Броневики подполковника Чемерзина. 1914. Аналоговнет

Авторское предисловие: В мировую историю военной техники вошло первое в мире подразделение бронированных машин – 1-я автомобильная пулемётная рота полковника лейб-гвардии Егерского полка Добржанского. Но параллельно с этим заслуженным подразделение создавалось еще одно – Разведывательная команда полковника Чемерзина. Но эта была совершенно другая история о патриотизме, фантазиях и честности. 

С первыми выстрелами Мировой войны во всех государствах, влетевших в неё на полной скорости, настроения были примерно одинаковые: сейчас быстренько всех победим и пойдем пить ягермайстер, водку, шампанское, виски или пиво. Патриотизм, особенно среди тех, кто на фронт не собирался идти, был особенно силен. Купцы, промышленники и банкиры всячески хотели принять участие в этой победной эйфории. Подполковник инженерных войск в отставке Авенир Чемерзин нашел богатого купца Виктора Ивановича Меркульева и подбил его на «богоугодный и верноподданический шаг» – проспонсировать создание для русской армии разведывательного отряда на бронеавтомобилях. Авенир Чемерзин был личностью известной для офицеров Военного министерства. В 1905 году он создал «новый» броневой сплав, из которого предложил делать бронежилеты для военных. Как водится единственным источников информации о качестве этих бронежилетов сейчас является изданный им же каталог, в котором говорится, что панцирь Чемерзина при испытаниях не пробивался очередью из пулемета. Никто уже сейчас не может сказать, какой в реальности сплав использовал для создания панцирей Чемерзин, но, судя по всему, он обошел другого «изобретателя-фантазера» Александра Пороховщика на добрые десять лет, предложил многослойную броню: между двумя относительно тонкими стальными пластинами была тканевая, скорее всего шелковая прослойка. Пороховщиков творчески развил идею, вообще не предлагая брони, только кровельное железо. Есть информация, о том, что семь тысяч панцирей было отправлено в действующую армию во время Русско-Японской войны 1905 года. Изобретатель использовал факт поставок панцирей в армию для продажи их штату санкт-петербургской и московской полиции, куда он предложил более легкие 2,5-3 килограммовые «бронежилеты» для защиты от пистолетной пули с любой дистанции. Полиция получила 1300 штук – 1274 были обычного образца и 13 пар (на грудь и спину) – офицерского образца

Солдат в панцире Чемерзина

Солдат в панцире Чемерзина

Даже по современным временам технические характеристики бронежилета выглядят впечатляюще, что не может не наводить на мысль о том, что автор брони лукавит в своих описаниях. Так же лукавство подтверждает и то, что Чемерзин так и не подавал свое изобретение на получение патента. Но в любом случае многослойное бронирование, особенно в сочетание с хорошей сталью была вполне реализуемой идеей. Уже 14 августа 1914 года Чемерзин, найдя себе компаньона с деньгами в лице купца Меркульева, пишет на имя Военного министра Сухомлинова прошение, в котором предлагает оснастить своими «панцирями» за счет купца два автомобиля, предоставленные опять же купцом, и создать из них разведывательную команду. От военных Чемерзин просил только оружие и офицерский состав. Сухомлинов дал добро на создание «бронированной автомобильной разведывательной команды», сформированной осенью 1914 года. А ведь еще подполковник гарантировал, что он оснастит пулеметы подразделения специальными боеприпасами его собственной конструкции, которые будут иметь бронепробиваемость в 2,5 раза лучше стандартных пуль. Не военная техника, а «вундерваффе». Не сохранилось ни одной фотографии того, что получилось в итоге, но в книге Коломиец М.В. «Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне». -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008. приведены оригинальные схемы броневиков и есть их авторское описание. Да и машины отправленные для бронирования были совсем не простые – со стороны купца Меркульева переданы были 100-сильный гражданский Бенц и 150-сильный гоночный Бенц, а неожиданно присоединившееся к проекту государство выделило 120-сильный спортивный Пирс-Эрроу, так как к тому времени военные уже приняли решение, что автопулеметные взвода должны быть из трех машин, причем одна их них желательно должна быть пушечной. Подбор машин в каком-то смысле был уникален, это были самые мощные шасси, которые использовались в Русской армии для бронирования за всю войну.

Самой интересной машиной был, конечно, 150-сильный гоночный Бенц – Benz 55/150 PS. В 1914 году в России проводилась гонка аналог гонок Формулы-1 начала века – Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба (СПАК). Гонка проводилась 18 мая 1914 года, меньше чем за три месяца до первых выстрелов Великой войны. В гонке победил немецкий подданный Штолль на немецком же автомобиле Benz 55/150 PS, который выпускался с 1908 года и имел объем двигателя 15 литров.

Штолль на Benz 55/150 PS в Гран-При СПАК в Санкт-Петербурге

Штолль на Benz 55/150 PS в Гран-При СПАК в Санкт-Петербурге

Можно предположить, что по окончанию гонок Меркульев купил у Штолля именно его машину, тогда бы история этой машины была еще увлекательное, но, к сожалению, информации об этом пока нет. Гоночный автомобиль фирмы «Бенц» планировался Чемерзиным для быстрой разведки, вооружать его конструктор на собирался. Для участия в гонках автомобиль был предельно облегчен, при мощности 150 л.с. весил всего 800 килограмм. Чемерзин предлагал сделать легкий панцирь весом примерно 1200 кг, частично бронировав моторный отсек и защитив сзади водителя. Видимо предполагалось что скорость будет главной защитой этой бронемашины.

Схема броневика на шасси спортивного Бенц (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008)

Схема броневика на шасси спортивного Бенц (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008)

Второй Бенц, Benz 39/100 PS, так же был спортивный, но не для гонок типа Гран-при, а для многодневных соревнований. Он был чуть более подготовлен к военной службе, 4-цилинлровый двигатель мощностью 100 л.с. и объемом 10 литров разгонял машину весом 1360 кг до 110 км/час. Благодаря своей высокой мощности и надежности этот Бенц был достаточно популярен у офицеров Германской армии.

Чемерзин предлагал вооружить Benz 39/100 PS 37-мм пушкой Гочкисс и одним пулеметом. После бронирования и вооружения машина должна была весить 3 с половиной тонны. Бронирование, в отличие от первого Бенца, планировалось более серьезное, но так же не полное. Где и как должно было устанавливаться оружие, из схемы Чемерзина не понятно, но точно, что никаких башен и амбразур на схемах не просматривается.

Схема броневика на шасси Бенц (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008)

Схема броневика на шасси Бенц (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008)

Третья, уже просто пулеметная машина была спроектирована на шасси еще одного представителя класса гоночных автомобилей Pierce-Arrow Model 48 120HP, 6-ти цилиндрового 120-сильного «скакуна» добавленного уже от государства. По своим размерам и характеристикам шасси машина была очень близка к 100-сильному Бенцу. Но вооружать её собирались только двумя пулеметами. После бронирования боевая масса была 3620 кг.

Pierce-Arrow Model 48 120HP в варианте 7-местного шасси

Pierce-Arrow Model 48 120HP в варианте 7-местного шасси

Несмотря на готовность авторов проекта предоставить машины через 2 недели после получения разрешения, только 17 декабря 1914 года комиссия, в составе которой были в том числе и такие знаковые для российского бронеавтомобильного дела персоналии, которые встречаются почти в каждой истории о броневиках периода Первой мировой, как начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Филатов, от ГВТУ штабс-капитан Некрасов, от Военной автошколы полковник Секретев, начала испытания броневиков разведывательной команды. Возглавлял комиссию начальник Николаевской инженерной академии генерал-майор Саткевич. Такую представительную комиссию собирают в двух случаях, если хотят гарантировано не принять работу, или наоборот что бы информация о том, какая классная штука была сделана, дошла до самого верха. Наверно сложно представить себе те чувства, которые испытали офицеры, увидев во что превратили шикарные гоночные шасси «мастеровые» подполковника Чемерзина. Бронирование бронеавтомобилей было составлено из отдельных кусков брони разной формы и толщины, обшитых холстом с прослойками из пеньки и войлока для предотвращения появления осколков при обстреле. Сплошное бронирование отсутствовало, только в пушечном Бенце был полностью защищен водитель, стрелки на всех машинах были защищены только до пояса. Со всех сторон машины обвешаны отдельными панцирями, каждый член экипажа был одет в бронепанцирь, а у некоторых были бронированные фуражки, всё соответственно из броневой стали по проекту Чемерзина. Видимо на этот «ужас» не стали тратить даже фотографическую пленку.

Схема броневика на шасси Пирс-Эрроу (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008)

Схема броневика на шасси Пирс-Эрроу (Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008)

После испытаний обстрелом выяснилось, что при попадании обычной винтовочной пули под прямым углом броня пробивается, наверно Чемерзин не учел, что с 1905 года изменились пули, они стали остроконечными и сделанными из другого материала. Решение комиссии было простым – броню снять, а шасси отдать военным. Но купец Виктор Меркульев показал себя достойно, неизвестно что он сделал с подполковником, потому что, после этой приемки Чемерзин стал известен как большой специалист по французской поэзии, причем во Франции, но военным он предложил снова забронировать его шасси, но уже по нормальному проекту. Жертвователь автомобилей Виктор Меркульев предложил вместе с машинами передать военному ведомству

«все те суммы, какие должен уплатить подполковнику Чемерзину в случае принятия армией бронирующих устройств последнего».

В результате этих денег хватило, чтобы изготовить полноценные броневики по проекту Мгеброва, которые позже стали основой для комплектования 29-го автопулемётного взвода. Но гоночный Бенц совсем не подходил для военных задач, и вместо него Меркульев купил и выделил на бронирование один грузовик Уайт.

Броневики конструкции подполковника Чемерзина (условное название)

Страна: Российская империя

Производитель: неизвестен

Количество: 3

Шасси: Benz 39/100 PS, Benz 55/150 PS, Pierce-Arrow Model 48 120HP

Бронирование: стальное комбинированное

Вооружение: Benz 39/100 PS – 37-мм пушка Гочкиса, 7,62-мм пулемет Максим, Benz 55/150 PS – не вооружен, Pierce-Arrow Model 48 120HP – 2×7,62-мм пулемета

Боевая масса: Benz 39/100 PS – 3520 кг, Benz 55/150 PS – 2024 кг, Pierce-Arrow Model 48 120HP – 6634 кг

Экипаж: 4-6 человек

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneavtomobili-chast-15-broneviki-podpolkovnika-chemerzina-1914-analogovnet-5f86e2f3aa68813be1cf5e1e

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account