Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 12+1 Броневик Ллойд Былинского. На службе революции. 1918
25-й автопулеметный взвод штабс-капитана Былинского практически сразу после его отстранения от руководства подразделением был выведен в тыл для капитального ремонта броневиков. Ещё при формировании взвода командир ходатайствовал об обязательном снабжении его запасными частями или о финансировании текущих ремонтов по 1500 рублей на автомобиль. Но денег как обычно в бюджете не было, а у фронта не оказалось запасных частей, так как машины 25-го по маркам не только отличались от техники остальных автопулеметных взводов, но и вообще, как единственные в Русской Армии не имели запасных частей. А ведь кроме трех броневиков в состав взвода входил «зоопарк» вспомогательной техники: грузовики — Джуффери 2-х тонный полноприводный, Рено полуторотонный, два трехтонный Паккарда, 3 легковых Локомобиля и еще Паккард и Бенц легковые.
Провоевав практически без запасных частей, к началу 1916 года за три месяца боёв все броневики 25-го взвода требовали капитального ремонта, который армейские мастерские были выполнить не в состоянии. Весной 1916 года бронированные Мерседесы и Ллойд отправили в Петроград в мастерские Запасной броневой роты в Михайловском манеже. По той же причине, единственности в России, броневики не стали пробовать ставить на железнодорожный ход, как было популярно после подобной модернизации машин первого проекта Некрасова-Братолюбова, а Ллойд был вообще признан неремонтируемым. Но история повернулась по-другому, и если следы Мерседесов больше не прослеживаются, видимо они были реально разбронированы, а шасси использованы как транспортные, то Ллойд из-за разбитого колеса долго стоял в Михайловском манеже.
Разнообразные запасные части Петроградского гарнизона стали одной из главных опор новой большевистской власти, с одной стороны их не отправили на фронт, а с другой воевать против гражданских гораздо веселее. На это еще наложилось то, что все части, связанные с автомобильными и броневыми частями были хорошо обучены и боеспособны, ситуация с управляемостью у них была лучше, чем в обычных маршевых полках, а офицерский состав имел инженерное образование. В начале 1918 года, когда возникла явная необходимость усиления защиты города как от внешнего, так и от внутреннего врагов, решили отремонтировать и пылившийся Ллойд. Разбитое колесо подобрали от другого грузовика, пулеметов не хватало и решили не искать новые в пулеметные башни, а просто их вместе с крышей срезали. Посередине боевого отделения на тумбе поставили 37-мм автоматическую пушку Максима-Норденфельда со щитом, которых после революционных событий ноября 1917 были в избытке на складах в Петрограде. Пушка могла стрелять только назад, но нарощенные борта обеспечивали хорошую защиту расчету, а маневр огнем был не так критичен при выполнении полицейских функций. Базовое шасси уже успело выработать часть ресурса еще до бронирования, боевая эксплуатация русской армией его окончательно убила. В 1919 году бывший «Орлец» списали и разоружили.
Бронеавтомобиль штабс-капитана Былинского/Бронеавтомобиль Ллойд (условные названия) после модернизации
Страна: Российская империя
Год производства: 1915/1918 (модернизация)
Производитель: Обуховский завод
Кол-во произведенных: 1
Шасси : Hanza-Lloyd 2tn
Экипаж: 4
Бронирование: 4,5-6 мм
Боевая масса: 2,5-3 тн
Вооружение: 37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда.
Двигатель: 24 л.с.