Содержание:
ВСТУПЛЕНИЕ.
Данная статья — продолжение статьи «Альтернативное военное строительство при подготовке к русско-японской войне»
Статья восстановлена после случайного удаления.
В предыдущей статье перечислены ошибки, совершенные при строительстве флота, и мнения русских адмиралов о желаемом и действительном месте расположения базы флота.
Большое количество сделанных ошибок означало, что они являлись следствием одной причины, которая была обозначена как Колчаком, будущим адмиралом, как «постановка военного дела во флоте, отсутствии образования», так и профессором императорского Московского технического училища Худяковым, автором книги «Путь к Цусиме»: «сражения … выигрывает не героизм, а культура», под которой понималась как военная культура, так и общая, не зря принято считать, что франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель.
Из предыдущей статьи я перечислю действия, которые следовало предпринять при строительстве флота:
1) На Дальнем Востоке строить требуемые для флота ремонтные мощности. Без которых невозможно было не только длительно вести боевые действия, но даже в мирное время содержать на театре большой флот. Для этого можно было принять предложение Крампа о строительстве такого завода. Тогда часть старых кораблей можно было оставить на Тихом Океане, усилив ими флот.
Причем по мнению адмирала Макарова, более сильные японские ремонтные мощности на данном театре необходимо было компенсировать более сильным русским флотом.
2) Вместо крейсеров в 6000т. и 3000т. строить броненосные крейсера и легкие крейсера. (Иначе говоря, был неверен выбор типов судов.)
3) Увеличить соотношение крейсеров к броненосцам, которое в среднем было вдвое меньше, чем у других стран, и меньшим, чем у Австро-Венгрии, имевшей самый тесный театр действий. (Иными словами, флот не был сбалансирован.)
4) Вместо башенных броненосцев французского проекта, сложного в строительстве и ремонте, но обьявленного лучшим без сравнения с другими проектами,
строить классические казематные броненосцы. (Причем английский военно-морской историк Энтони Престон поместил броненосцы типа «Бородино» в список худших кораблей мира.)
Альтернативный броненосец представляет среднее между Ретвизаном и его американским вариантом Мэном, с уменьшением избыточной рейдерской дальности 8000 миль до 4500 миль, с меньшей противоминной артиллерией, так как контр-миноносная борьба должна вестись легкими крейсерами. Взамен средняя артиллерия усиливается до 16-ти стволов.
Что касается мнения англичан, то вместо увеличения средней артиллерии более 12-ти единиц они усиливали бронирование, а ставить 152-мм орудия в башнях признавали нецелесобразным, из-за, по их мнению, малой значимости этого калибра.
Должен быть предпринят дополнительный пункт, к которому склонялось большинство русских адмиралов, а также советский военный теоретик М.А.Петров, капитан 2-го ранга царского флота:
5) Вместо Порт-Артура взять и укрепить порт на юге Кореи (здесь — остров Каргодо, предложенный адмиралом Дубасовым, но также некоторыми другими чинами). Это место базирования требовало, чтобы русский флот не уступал по силам японскому.
Однако при базировании в Порт-Артуре, требовалось значительное превосходство над японским флотом, но этот порт не мог вместить даже равные силы. (Более подробно о Порт-Артуре в предыдущей статье.)
Не было сказано, но подразумевалась необходимость отставки генерал-адмирала. В молодости он был неплохим человеком, при крушении фрегата «Александр Невский» он, сын царя, спас матроса, однако никогда не интересовался флотом, а свой пост видимо, считал отданным ему в кормление, а может, так и было.
Будучи дядей царя, он мог быть спокойным за свое положение, был занят прекрасным полом, и говорили, будто на красоток Парижа в год тратил по одному броненосцу. Но хватало и на красоток Петербурга, упоминали Кшесинскую и Элизу Балетту, которой было подарено бриллиантовое ожерелье, которое с намеком называли «Тихоокеанский флот».
Он обычно выбирал для кораблей французские проекты, сейчас это назвали бы лоббированием, чем нанес урон собственному кораблестроению, так как теория проверяется практикой, и если кораблестроение не получало практический опыт, то отставала и теория. Поэтому судостроитель Крылов считал, что генерал-адмирал был лично виновен в технической отсталости флота.
Эффективное управление не могло быть достигнуто и при царствовании Николая 2-го. Еще в бытность его наследником, адмирал Чихачев характеризовал его так: «… не имеющий ни опыта, ни знаний, ни даже склонности к изучению широких государственных вопросов», а член государственного совета А. Ф. Кони писал: «Его взгляд на себя, как провиденциального помазанника божия, вызывал в нем подчас приливы такой самоуверенности, что ставились им в ничто все советы и предостережения тех немногих честных людей, которые еще обнаруживались в его окружении».
Именно своему императору Россия была обязана базой флота в Порт-Артуре. Его самоуверенность и поверхностность суждений выразилась во фразе по поводу будущей войны: «войны не будет, потому, что я этого не хочу», и в планах в случае победы присоединить к России всю Манчьжурию, южная половина которой почти полностью была заселена китайцами. Некоторые историки, например, Олег Айрапетов, считают, что присоединение Манчьжурии привело бы к тому, что китайское население, легко меняющее место проживания, стало бы преобладать в Сибири, что впоследствии привело бы к ее потере для России, которое было бы хуже, чем поражение в войне в нашей реальности.
Известно, что китайские диаспоры нигде не принимают местной культуры (как, например, корейцы), видя себя представителями самой древней культуры, а значит, имеют слабую связь со страной, в которой поселились, и с ее населением, и всегда включаются в борьбу за торговое и финансовое доминирование. Однако у России были проблемы даже с культурно более близкими поляками.
Вероятно, было не случайно, что два важных для империи поста занимали не пригодные к ним люди. По циклу развития элит (закон Ибн Хальдуна), элита проходит три фазы развития: в первой она строит империю, во второй украшает ее, а в третьей — проедает созданное предками. Вероятно и царь, и генерал-адмирал относились к 3-му поколению, и элита, представителями которой они являлись, уже не могла воспитать других людей.
СРАВНЕНИЕ СИЛ НА ТЕАТРЕ
Я повторю, какими силами, согласно предыдущей статье, располагают обе стороны.
Гаррибальдийцев я их считаю в составе японского флота, так как по книге Галенина «Цусима, как знамение конца русской истории», для их покупки требовалось согласие прежнего владельца, финансово зависящего от Англии, предложение для России купить их дано, чтобы повысить их цену для Японии, а русский официальный отказ сделан, чтобы избежать лишних трений с Японией, в желании оттянуть начало войны.
Русские броненосцы построены все, кроме башенного Славы. На скорость их постройки в реальности влияло:
● Выбор сложного для постройки французского проекта (со сложно изогнутым корпусом, от чего сами французы впоследствии отказались, имеющим отверстия для башен, и самими башнями).
● Необходимость перевода размеров из метрической системы в дюймовую, для строительства в России, требующего создания еще одного проекта (для проекта Ретвизана перевод мер нужен).
● Затянувшееся ожидание французских чертежей. Только эту причину нельзя было предвидеть.
Состав русского Флота Тихого Океана и японского флота я привожу из предыдущей статьи:
Из русских судов Тихоокеанского флота соответствуют нашей реальности 4 броненосца: 3 типа Полтава и Сисой Великий, и 5 броненосных крейсеров: Рюрик, Россия, Адм. Нахимов, Дм. Донской, Вл. Мономах, а также бронепалубный Адм. Корнилов. Крейсер Дм. Донской сохраняет вооружение, имевшееся у него до 1902 года. У Адм. Корнилова 14 старых пушек, длиной 35 калибров, заменены 10-ю новыми, длиной 45 калибров, чтобы не ввести в заблуждение читателя по поводу силы этого крейсера. Остальные суда альтернативные, и описаны в предыдущей статье.
Русские силы примерно равны тем, что планировались в реальности. Вначале они должны были состоять из 35 судов: 10 новых броненосцев, 5 ранее построенных броненосных крейсеров, 10 крейсеров в 6000т., 10 крейсеров в 3000т.
Затем, из экономии на крейсерах, по плану оставлено 27 судов: 10 новых броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 7 крейсеров 1-го ранга и 5 крейсеров 2-го ранга, (см. Кладо, «Война с Японией в 1905 г. Отчет по практическим занятиям по стратегии», в Списке Литературы предыдущей статьи.)
В альтернативе 10 новых броненосцев распределены так: Флот Тихого Океана имеет 6 из них, и 4 более старых, с меньшей скоростью. На Балтике находятся 4 новых броненосца, которые в случае войны с Японией уйдут на Тихий Океан, с теми из крейсеров, которые будут в строю к этому моменту. Эта эскадра, без старых судов, небольшая по численности, должна быстрее прийти к месту назначения, чем в реальности.
К концу года, согласно предыдущей статье, к русскому флоту должны присоединиться: броненосный крейсер (находится в достройке), и 2 легких (задержаны на Балтике, до ввода в строй новых крейсеров). С их подходом, на Балтику должен вернуться старый бронепалубный крейсер Адм. Корнилов.
Возникает вопрос, не отреагирует ли Япония на усиление Тихоокеанского флота усилением строительства своего флота. Водоизмещение русского флота здесь несколько больше, чем в реальности, но близко к нему, о чем подробно сказано в предыдущей статье. Автор блога «naval-manual» в записи «Локальные трудности» пишет: «напряжение японских сил при создании флота 6-6 было аналогично напряжению сил России, в том случае, если бы Россия в тот же период пыталась создать флот, равный британскому».
Отсюда можно сделать вывод, что Япония использовала свои возможности по-максимому, чего нельзя сказать о России.
Я напомню, что население Японии в это время 42 млн, против 140 в России, также много слабее были ее промышленность и финансы. Мнение же, будто Япония имела неограниченный кредит, могла не думать о его возвращении, и неограниченно строить флот, не соответствует реальности. К этой теме я вернусь в разделе «Внешнеполитические возможности».
Для сравнения сил я использую статью «Вопросы методологии. Петров о необходимости преимущества», https://naval-manual.livejournal.com/115144.html
Петров, как военный теоретик, имеет в виду учет сильных сторон каждого флота, и создание превосходства над противником грамотным применением сильных сторон своего флота.
Линейные силы
У России это 10 броненосцев и 4 броненосных крейсера. У Японии, после подхода гаррибальдийцев — 6 броненосцев и 8 броненосных крейсеров. Всего по 14 судов с каждой стороны (до ввода в строй гаррибальдийцев в апреле, у Японии 12 единиц). Русский бортовой залп на 15% сильнее, чем у противника. Подобные расчеты приблизительны, поэтому я беру самый простой, см. рис.
Баланс сил можно произвести другим способом: если японский и русский броненосные крейсера оценить соответственно в 0,5 и 0,4 от силы броненосца, то подсчет составит 11,6 к 10 в пользу русских, что совпадает с предыдущим подсчетом.
Однако 4 русских броненосца имеют пониженную скорость, что является существенным недостатком, а все японские по скорости однородны. Чтобы избежать охвата головы своих броненосцев, русские могут в свою очередь охватить голову колонны противника своими быстроходными броненосными крейсерами, либо отделить медленные броненосцы в отдельно действующий отряд, либо броненосцы в своем движении должны слегка отклоняться в сторону от противника. Тогда противник будет идти по большему радиусу двух концентрических окружностей, что снизит его превосходство в скорости.
В этой связи ранее меня обвинил в «системной ошибке» один читатель, так как у броненосце Фудзи снизилась скорость. Но этот дефект проявлялся не только у японцев, у русских также упала скорость 2-х тихоходных броненосцев, с 16 узлов до 13-ти. Поэтому в битве в Желтом море японские линейные силы имели превосходство в скорости, и пытались охватить голову колонны русской эскадры. Но кроме того, у русских отсутствовала агентурная разведка во флоте противника, поэтому они не могли знать о техническом состоянии его отдельных судов, а тактику обязаны были выбирать исходя из широко известных паспортных данных, и даже задолго до конкретного боя. И если бы критик был прав, это была бы фактологическая ошибка, а не «системная».
Русские броненосные крейсера участвуют в линейном сражении, подобно японским бронепалубным при Ялу. Прежним спорщикам я напомню фразу военного теоретика из предыдущей статьи: «броненосный крейсер участвует в линейном сражении, но не в общем строю линейных сил, а в отдельной линии, для использования в бою драгоценного преимущества хода». Причем предлагаемые русские броненосные крейсера не настолько уступают 8-ми японским, чтобы одни учитывать, а другие нет.
Английский морской атташе в Японии Пекинхем, участник всех сражений войны 1904г, перед Цусимским сражением ожидал, что у русских в одной линии с броненосцами будут сражаться владивостокские крейсера. Он проигнорировал старый крейсер Адм. Нахимов, который сражался в этой битве. (Пекинхем, при сравнении сил обеих сторон не счел нужным брать в расчет калибр 152-мм, а значит, и самые замечательные русские башни этого калибра. Впрочем, в этом калибре у японцев было подавляющее преимущество, см. https://naval-manual.livejournal.com/131368.html
Крейсерские силы
У России состоят из 10-ти новых крейсеров, и 2-х броненосных рейдеров. У Японии из 6-ти крейсеров 2-го класса, без медленных Мацусим, и все 8 крейсеров 3-го класса, всего 14 единиц, из которых один, Оттова, достраивается до сентября.
По артиллерии, благодаря обоим броненосным рейдерам, русские крейсера сильнее японских примерно на 17%. Однако пара тяжелых орудий на японских крейсерах имеет сомнительную эффективность. Может быть, их лучше использовать, как предполагалось, против массивных и медленных броненосцев, но против быстроходных крейсеров в реальной войне они не добились ни единого попадания.
Их сложно пристрелять, и они имеют плохую артиллерийскую платформу из-за недостаточного водоизмещения, что давало неустойчивость при стрельбе. У русских броненосных рейдеров тоже в бортовом залпе по 2 203-мм орудия, но они имели хорошую орудийную платформу, а также эти рейдеры бронированы. Поэтому можно считать, что русские крейсера сильнее японских примерно в 1,2 раза.
Если сравнивать легкие крейсера по скорости, то 20-ти узлов достигают 10 русских и 8 японских (из которых один достраивается до сентября месяца). Среди броненосных ее достигают 4 новых русских крейсера, а японские лишь формально, так как по мнению английских советников при японском флоте, реально они могли дать 19 узлов, что больше соответствует не самой высокой мощности их машин, а заявленная скорость была скорее рекламой, и достигалась кратковременно, с помощью комплекса ухищрений, только на испытаниях.
Скорости в 22 узла у России достигают 10 легких и 4 броненосных крейсера, у Японии только 4 легких крейсера, причем при форсаже котлов. Это значит, что японский флот может иметь большие сложности в разведке, и оказаться полуслепым, что существенно снизит его шансы на победу.
Японские крейсера, первоначально предназначались для линейного боя, примерно так, как предполагал использовать безбронные суда адмирал Макаров, и в большинстве имели низкие скорость и мореходность, но все с мощным вооружением. Русский флот, с его быстроходными новыми крейсерами, мог бы дать противнику эффективный ответ, однако при экономии на их количестве этого не произошло.
Силы береговой обороны
Это устаревшие японские броненосцы, а также те крейсера с обеих сторон, что имеют скорость менее 18 узлов. Они могут использоваться и в дозорной и охранной службе, освобождая от нее более новые суда.
У России это 3 старых броненосных крейсера со скоростью 16-16,5 узлов, и старый бронепалубный Адмирал Корнилов.
У Японии это 2 устаревших броненосца, со скоростью 13 и 14 узлов, которые нельзя ставить в одну линию с более современными. А также 3 крейсера типа Мацусима, со скоростью 16 узлов.
Русские броненосные крейсера сильнее Мацусим и по бронированию, и по вооружению, так как главная сила этих японских крейсеров состоит из одного мощного, но очень старого и медленно действующего орудия, которое можно использовать лишь против низкоскоростных целей. Что касается пристрелки, то если трудно пристрелять пару новых орудий, то что можно сказать об одном, делающем всего несколько выстрелов в час (эти орудия собирались заменить на новые 8-дюймовые). От старых же японских броненосцев русские суда легко уйдут. Чисто формально, здесь серьезное преимущество Японии, однако этот класс судов имеет наименьшее значение.
Таким образом, русский флот имеет превосходство в бортовом залпе линейных сил, и в числе быстроходных крейсеров, а в целом, учитывая японские гаррибальдийцы, незначительное превосходство в силах. (Для гарантии победы считалось необходимым иметь перевес сил на 30%. В реальности японский флот на Тихом Океане имел несколько большее превосходство.)
У России в альтернативе на Балтике есть 3 новых броненосца и 2 легких крейсера, которые могут прийти на Тихий Океан одновременно с гаррибальдийцами, если такое решение будет принято. Однако
в мирное время это нежелательно, так как почти полностью оголит Балтику.
БАЗИРОВАНИЕ ФЛОТА В КАРГОДО
Порт-Артур здесь китайский, а значит, Вейхайвей Англии тоже не нужен. Как в 1861 г. она берет Комунь-До, близкий к Цусиме и Каргодо, а Циндао, вероятнее, отдан Германии, «за убийство немецких миссионеров». То, что Порт-Артур английский, мало вероятно, и не принципиально, см. предыдущую статью.
Русский флот базируется в Каргодо, находящемуся по морю в 2 раза ближе к Владивостоку, чем Порт-Артур. Стоянка флота находится во внутреннем заливе острова, около надписи Кодже, ближе к берегу, чем стоит кораблик.
Корея обьявит себя на стороне того, чьи войска находятся на ее территории, в данном случае, на стороне России.
Япония не может высадить десант в Корею, пока не будет разбит флот противника. В случае попытки десанта, охраняющая его эскадра в бою будет связана транспортами, со скоростью 12 узлов, что скорее всего приведет к поражению. Если транспорта будут брошены, то окажутся беззащитными, и могут быть потоплены. Но даже успешно высаженный десант нельзя снабжать без господства на море, без чего он утратит боеспособность.
При базировании в Порт-Артуре Россия не могла контролировать Цусимский пролив, и помешать Японии осуществить перевозку войск в Корею и их снабжение. Поэтому в реальности существовал русский план захвата Мозампо в начале боевых действий, который кратко упоминает Кладо в описании практических занятий по стратегии, см. «Война с Японией в 1905г», ссылка в предыдущей статье.
При базировании в Каргодо флот защищен от внезапного нападения, которое возможно только на открытом рейде: на внешнем рейде Порт-Артура или в Дальнем. В Каргодо противник будет замечен в проливе между островом и материком, в узости которого на острове будут располагаться наблюдательные пункты и береговые батареи.
Если японцы попытаются совершить атаку ночью, то они должны это делать с огнями, без которых заблудятся или врежутся в берег, а русские прожекторы освещают там, где нужно им, а не где нужно нападающим, и могут ослепить. И если бы они стояли на корабле, как на внешнем рейде Порт-Артура, то показали бы направление на корабль. Но они стоят на острове, от которого до стоянки флота около 20 километров по пути, который не пройти в темноте.
Ширина узости пролива 5 км, см. карту. Миноносцам придется проходить ее на высокой скорости, а если они будут красться в темени, то их осветят прожектором, а быстро скорость не набрать, и они будут расстреляны. Но русская батарея 120-мм калибра (дальность 11км, и она должна быть здесь, вместе с более крупными: 254-мм, как на Электрическом утесе), перетопит миноносцы и на высокой скорости, либо отгонит в море.
И если кто-то из атакующих прорвется, при выходе во внутренний залив их должны встретить патрулирующие русские миноносцы, которые являются страховкой, и с которыми нельзя вступать в бой, так как не они цель атаки. А внезапность, которая могла бы дать успех, уходит с началом стрельбы. И значит, надо успеть дойти до стоянки русского флота, и выпустить мины в более крупное судно, до того, как будешь уничтожен сам. А русские миноносцы повиснут на хвосте, и будут расстреливать.
Но услышав в проливе стрельбу, атакуемые суда готовятся к отражению минной атаки, и при максимальной скорости миноносцев в 30 узлов, а узел равен 1,85 км/ч, у них 20 минут, а достаточно 5-ти, значит, успеха у нападающих не будет.
По сравнению с артиллерией, у мины мала дальность, поэтому миноносцы отгонялись или уничтожались скорострельной артиллерией легких крейсеров, или малой и средней артиллерией броненосцев, еще до того, как приближались на дистанцию пуска мины.
Миноносцы были эффективны для внезапного удара: ночью, если их не обнаружили, и в прибрежных водах, где были мало заметны, и хорошо действовали против поврежденного, с выбитой артиллерией, или расстрелявшего боезапас противника. Колчак в докладе «Какой флот нужен России» отнес их к «средству эксплуатации победы», и писал, что в прямом столкновении они будут уничтожены. Французская «молодая школа» была крайне заинтересована в применении миноносцев против больших судов, так как желала заменить линейные силы легкими, но маневры этого не подтвердили.
Из Каргодо можно организовать рейды крейсеров, что удобнее, чем из Владивостока, далекого от оживленных морских трасс, и закрытого льдами 4 месяца в году.
Однако, по Мехену, для успеха рейдерства следует добиться обладания морем, в реальности же оно было оружием слабых, и хотя имело громкие успехи, но ни разу не принесло победы.
Причем рейдерство рассорит Россию с нейтральными странами, нанося убытки их морской торговле. Тогда ее обвинят в пиратстве, и организуют помощь Японии. Если на контрабандные грузы оформлять фиктивные документы на один из ближайших нейтральных портов, Вейхайвей или Циндао, то чисто формально к ним нельзя будет придраться. Потопить их означает совершить военное преступление, даже если они везут грузы военного назначения, что будет замолчено, и может быть использовано, как повод вступить в войну. Контрабандные суда можно конвоировать японскими, и даже нейтральными крейсерами.
В реальности всякий раз, когда Россия задерживало английское судно, происходило давление Англии, и судно освобождалось. В таких условиях рейдерство было безсмысленным. (Интересно, что такие же английские корабли снабжали русский флот углем, и могли вдруг перестать это делать.) Поэтому следовало использовать крейсера не для борьбы с торговлей Японии, а для срыва снабжения ее армии, в случае высадки ее на материк.
В случае базирования флота в Каргодо Японии придется укреплять близкую к русской базе Цусиму, что вероятно придется делать за счет главной базы Сасебо, либо за счет флота.
СНАБЖЕНИЕ КАРГОДО
Продовольствием Каргодо может снабжаться через Мозампо. Так как крепости обеспечивались на год осады (Порт-Артур, кажется на 1,5 года, но запас как часто бывает, заканчивался быстрее, примерно к годовщине осады), то Каргодо будет иметь запас на тот же срок.
Гарнизон потребуется меньше, чем в Порт-Артуре, так как он будет расположен на острове, десант на который был одной из самых сложных операций. За счет сокращения гарнизона можно увеличить запасы для флота.
На сколько хватит боезапаса для флота, оценить можно лишь приблизительно. В нашей реальности его хватило до сдачи крепости, причем надо учесть, что половина боезапаса, перевозимая по морю перед самым нападением, была захвачена японцами еще до начала боевых действий.
Таким образом, боезапасом флот должен быть обеспечен на то же время, что и гарнизон, то есть на год осады. Учитывая вероятную высокую интенсивность боевых действий на море, можно предположить, что боезапас закончится раньше, но на полгода его должно хватить, тем более, что крупные морские сражения не происходят каждый день.
Вместо Юго-Восточной железной дороги следует вести ветку от Владивостока до Сеула, где она должна встретиться с железной дорогой, строящейся с юга Кореи до ее северной границы. В реальности эта дорога строилась Японией, а так как ее интерес к Корее сохраняется, то она будет строить ее и здесь, в ином случае ее будет строить Россия, и это лучшее вложение средств, чем давать займ Китаю (который назад не вернется). Полностью дорога завершена к 1906г, но нас интересует ее южный участок до Сеула, и вероятно, что к началу 1904 года она завершена. Причем есть возможность задержать начало войны, о которой будет сказано в разделе «Внешнеполитические действия России».
Однако планы строительства могут быть не выполнены, или японцы выведут дорогу из строя с помощью местных сторонников, до того, как русская армия займет Корею. Поэтому я считаю, что в первое время для снабжения будет использован морской путь.
В нашей реальности снабжение Порт-Артура в мирное время почти полностью осуществлялось по морю. Морем доставляли боеприпасы, продовольствие, уголь (иностранный уголь, иностранными судами).
В записке адмирала Бирилева Бильдерлингу https:/reductor111.livejornal.com/23623.html Порт-Артур назван отрезанным анклавом. Железнодорожный путь в 1900 году был на 3/4 разрушен восставшими ихэтуанями. Лукоянов приводит численность охраны пути в 1900 году: 11 тысяч, а Широкорад указывает 25 тысяч в 1903 г, когда ихэтуани были усмирены, но оставались хунхузы. Если не предотвратить японский десант в Корею, то этот путь будет перерезан.
Снабжение русского флота может производиться вспомогательными крейсерами со скоростью 19,5 узлов, но с учетом усиления флота, желательны еще 2, из состава Добровольческого флота. Для их охраны можно привлечь 5 броненосных крейсеров, включая Россию, имеющую скорость, не уступающую вспомогательным крейсерам, и половину легких крейсеров
Когда конвой выйдет в путь, то об этом сразу узнает японская агентурная разведка. Вероятно, она сможет передать эти данные немедленно, а русская сторона не сможет ей в этом помешать.
Если японский флот будет ждать конвой около Каргодо, то он получит генеральное сражение с русскими линейными силами. Вероятнее, японцы будут пытаться перехватить ее на середине пути, для этого они должны организовать ее поиск своими крейсерами. Русские в свою очередь должны следить за проливом, и при обнаружении японской эскадры выслать на помощь конвою 6 быстроходных броненосцев.
Есть какая-то вероятность, что японцы упустят конвой, но на удачу нельзя рассчитывать. Когда японцы обнаружат конвой, японские броненосные крейсера не смогут его догнать, так как имеют меньшую на пол узла скорость, для того же, чтобы догнать, нужно превосходство в скорости большее, чем на узел. С другой стороны, если главные силы японской эскадры окажутся по курсу русского конвоя, то и он не сможет ее обойти.
Это означает, что русский флот с самого начала должен поставить целью достижение господства на море. Если достичь его не удастся, то при исчерпании боезапаса отступить во Владивосток. Далее флот должен действовать в зависимости от обстановки, в том числе может вместе с транспортами вернуться на прежнюю позицию.
В нашей реальности японский флот перешел на Эллиоты, и если бы русский флот был сильнее, то японский мог остаться там без снабжения. Вероятно, в этой реальности японский флот перейдет на Цусиму, и тогда по уязвимости снабжение обеих сторон будет примерно одинаково, а у русского флота появится первоочередная цель — захват Цусимы.
ВОЗМОЖНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Я не ожидаю, что удачная мысль придет именно русскому адмиралу, а не японскому противнику, и не его английскому советнику, и не буду моделировать сражения, в которых неосознанно подыгрываешь своим. А так как отдельные читатели ранее выразили уверенность, что японский флот победит при любом раскладе (может, это были японцы), приведу анализ сил и средств, и возможных действий.
Обеим сторонам нужна решительная победа. Японии — потому, что каждый день приближает прибытие русских подкреплений с Балтики, России — чтобы обеспечить надежные коммуникации с Владивостоком.
Имея превосходство в быстроходных крейсерах, русский флот может сделать ставку на выбивание японских крейсеров, среди которых большинство тихоходные, которые опасно выпускать в море в одиночку. В нашей реальности японские легкие крейсера передвигались отрядами, но при большем количестве и активности русских крейсеров им придется делить свои отряды. Переход к пассивной обороне для них будет означать будущее поражение. Для усиления своих крейсерских отрядов они могут распределить по ним часть своих броненосных крейсеров. Однако это усилит преимущество русских линейных сил, которым в этом случае следует дать противнику сражение, в котором можно стремиться сначала выбивать более слабые броненосные крейсера. Обладая превосходством в линейных силах, и в быстроходных крейсерах, можно бороться за господство на море, не ожидая подкрепления с Балтики.
Причем прибытие подкреплений с Балтики ожидается до времени, когда потребуется провести первый конвой из Владивостока.
Если нанести существенный урон противнику не удастся, и вовремя не подойдет подкрепление с Балтики, русскому флоту может понадобиться переход из Каргодо во Владивосток. (Из Порт-Артура путь в 2 раза длиннее, причем он идет мимо главной базы противника в Сасебо, что дает врагу преимущество.) Без превосходства в силах японского флота, русский флот с боем пройдет во Владивосток. Время, которое он находился в Каргодо, будет использовано для подхода сухопутных войск. Японцам потребуется брать остров штурмом, а русский флот может вернуться к нему на помощь.
Некоторые читатели высказали мнение, что японцы разобьют любой русский флот. Историк Кофман в статье «Цусима, анализ против мифов», и блог по морской теме naval-manual в серии статей (ссылка в начале моей предыдущей статьи), считают, что в начале войны умения русских и японцев были примерно одинаковыми. И еще за год до войны выучка японцев признавалась низкой, и была повышена за этот год. Потому нападение не произошло в 1903 г. У русских же введен «вооруженный резерв».
Однако в каждом бою японцы имели перевес сил, а русский флот к началу 1904 года был в 1,4 раза слабее (а с японскими гаррибальдийцами, в 1,5 раза). Превосходство было не так заметно, так как считалось, что азиаты могут побеждать только друг друга.
Причем обстоятельства начала войны оказали на русскую сторону сильное деморализующее влияние. А в единственном бою миноносцев, где были равные силы, победили русские, что также говорит в пользу равенства. (Что не касалось Цусимы, где одна сторона имела опыт боевых действий, другая нет.) Поэтому подобные комментарии некорректны. (К лицу ли упиваться своей второсортностью?)
В некоторых вопросах японцы имели преимущество, но такое бывает часто, и должно исправляться в процессе войны, а лучше до нее.
В случае неблагоприятного исхода морского боя, или превосходства в силах флота противника, русский флот отступит во внутренний залив Каргодо. Находясь там, он не позволит взять остров с суши, причем десант на побережье и без противодействия флота являлся самой сложной задачей. В этом флоту помогут береговые батареи, установленные на Каргодо, и 2-х крупных островах внутри залива. Береговые батареи не позволят вражескому флоту прорваться в залив, в чем им поможет флот. Кроме того, адмирал Дубасов для обороны острова собирался применять минные заграждения, и тогда вражеский флот близко к ним не подойдет. Эти заграждения нельзя снимать, так как они в досягаемости береговых батарей. Через оставленные проходы, под прицелом береговой артиллерии, русский флот может совершать вылазки.
Коллега Игорь Харламов, выбравший в «Битве за Эллиоты» традиционное базирование, и непримиримый к моим статьям, в прошлой статье высказал категоричное, с рисунками, мнение, как японцы, без противодействия русских сил (это почему?) установят батарею 280-мм гаубиц на занятом берегу, и расстреляют флот, как в Порт-Артуре. Увы, не выйдет.
Ширина северного пролива (см. карту) в своей узкой части составляет 5 км. а расстояние до стоянки флота около 15 км, вдвое больше дальности японских гаубиц — 7800 метров.
Обычные орудия не подойдут, так как цель скрыта высоким рельефом Каргодо, и островом напротив стоянки. А более дальнобойных гаубиц у японцев нет. (И около берега Каргодо должно быть непоражаемое пространство, и стрельба вслепую по огромным площадям не даст результата.)
Но может быть, японская батарея заблокирует флот на его стоянке? Гаубицы не были эффективны при стрельбе по движущимся судам, по этой причине их на суда не ставили. Если же они ставились в крепости, то пристреливались к определенному участку. Против единственной японской батареи тяжелых гаубиц будет русский флот, и ближайшие береговые батареи, и баланс сил будет не в пользу японской батареи.
Поэтому Каргодо при меньшем гарнизоне продержался бы дольше Порт-Артура, вероятно до деблокады русской армией, или до подхода эскадры с Балтики. Название «Восточный Гибралтар» был высокой оценкой, так как реальный Гибралтар считался идеальной крепостью.
НАЧАЛО КОНФЛИКТА И ХРОНОМЕТРАЖ СОБЫТИЙ
Японские крейсера итальянской постройки вступают в строй в апреле месяце, раньше которого Япония на море значительно слабее, и потому ей до этого момента нет смысла нападать. Внезапный сокрушительный удар по русскому флоту в Каргодо нанести нельзя, по причине закрытости рейда.
При этом на Балтике готовы к выступлению на Тихий Океан новые 3 броненосца и 2 легких крейсера, которые могут прийти на Тихий Океан примерно через 3 месяца (одиночное судно проходило путь в среднем за 2 месяца, но чем больше эскадра, тем медленнее она перемещается, и балтийской эскадре я готов дать и 4 месяца).
Идущий на помощь отряд более чем в 3 раза сильнее отряда Вирениуса из нашей реальности, на 2 узла его быстроходнее, и ему опасны только 1-й и 2-й японские отряды. Японцы могут пытаться его перехватить, а русский флот может связать японский своими действиями, например, атакуя важные японские порты, которые она не может оставить без защиты, либо пойти навстречу своему отряду, как предлагал поступить В. к. Александр Михайлович, на штабных играх, по теме будущей войны с Японией.
С приходом подкреплений, русский флот будет содержать 13 броненосцев и 4 броненосных крейсера, против 6 броненосцев и 8 броненосных крейсеров у Японии. Так как я оцениваю мощь японского и русского броненосных крейсеров примерно в 0,5 и 0,4 силы броненосца соответственно, то соотношение сил станет 14,6 к 10 в пользу России.
Если Балтийская эскадра будет ждать ввода в строй остальных крейсеров: 2-х броненосных, и 2-х легких (и не будет ждать Славы), то на Тихий Океан придет к началу зимы.
При разработке планов нельзя делать ставку на возможные ошибки противника. Значит, японцы должны ожидать подкреплений с Балтики через 3-4 месяца после начала боевых действий, за которые надо нанести русскому флоту решительное поражение, иначе победа станет нереальной.
Но и 4 месяца очень малый срок, а русский флот имеет серьезные преимущества над японским. В таких условиях выступление Японии является авантюрой, и может иметь успех только при грубых ошибках русской стороны, на которые нельзя рассчитывать при разработке грамотных военных планов.
УСЛОВИЯ НАПАДЕНИЯ ЯПОНИИ
В нашей реальности, по мнению японского командования, для нападения на Россию требовалось выполнение 2-х условий:
● Отсутствие в Порт-Артуре 10-ти броненосцев.
● Неготовность бородинцев, о чем лично узнавал руководитель японской делегации, прибывшей на переговоры с Россией.
10 броненосцев в Порт-Артуре, это примерное равенство обоих флотов, а например, 9 броненосцев — это минимальное преимущество Японии, и если никакой помощи с Балтики не будет, вероятность успеха чуть больше 50%, что очень мало, и является огромным риском. При разработке военных планов следует учитывать худший вариант развития событий.
В данном варианте у России готовы все броненосцы, кроме Славы, строящегося по сложному проекту с башнями (у прототипа, указанного в предыдущей статье, корпус проще, чем у бородинцев).
Это значит, что для Японии есть два варианта развития событий: или длительная гонка вооружений с Россией, у которой больше ресурсов, а Япония не может взять кредитов больше, чем в состоянии отдать. Либо Япония должна сменить цель: вместо войны за Корею — война за Филиппины. Но тогда она предварительно должна заключить договор с Россией, на выгодных ей условиях, чтобы избежать удара в тыл.
Вложившись в вооружения, и не достигнув победы, Япония, вероятнее, попала бы в серьезное финансовое положение. Но это не повод начинать авантюру, потому что кроме необходимости возвращать кредиты она скорее получит необходимость платить репарации, и потерю территорий, а возможно, и независимости.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ
В нашей реальности Россия дает заем Китаю для выплат репараций Японии. Здесь Россия этого не делает, так как железная дорога к Владивостоку проходит по собственной территории, и нет надобности к ответвлению ее к Порт-Артуру. На обустройство же Дальнего Востока необходимо много средств.
Требуется организация добычи собственного угля, как делали японцы, чтобы в меньшей степени зависеть от англичан, необходимо строить ремонтные доки, и местное производство вооружений, хоть в минимальном варианте. Желателен полноценный завод для производства миноносцев (в нашей реальности перегон миноносцев через полсвета задержал своевременное прибытие к флоту отряда Вирениуса).
Нужно то, что понимали при Потемкине, но не при Николае II: учреждение на Дальнем Востоке наместничества было копированием по форме, а не по содержанию.
Это значит, что Япония не будет иметь средств для строительства 6-ти броненосных крейсеров. Но я полагаю, что этот займ может дать кто-то другой, из тех, кто умеет взыскивать долги.
На это нужно время, и в этом случае произойдет задержка выполнения японской морской программы, пусть всего на полгода, что скажется на боеспособности ее флота, у которого будет на полгода меньше времени для подготовки к боевым действиям. За это время продвинется строительство кругобайкальской железной дороги, и строительство дороги от Владивостока к Сеулу, и приблизится к завершению ввод в строй балтийских крейсеров (а в нашей реальности прибыл бы отряд Вирениуса, и дополнительный боезапас, и продвинулась бы постройка бородинцев.)
Нереализованной возможностью был союз с Германией на Тихом Океане, причем позже Германия предлагала России союз в Европе, с привлечением к нему Франции, то есть, направленный против Англии.
Вот что пишет Айрапетов: «Кайзер весьма надеялся на развитие русско-франко-германского сотрудничества в Тихом Океане. Он неоднократно… делился с русским дипломатом своим убеждением в том, что Япония не будет опасной обьединенным силам Германии и России.»
Подобные слова государственного деятеля не бывают пустым звуком. Это неофициальное предложение союза, и в случае устного согласия царя, переданного через своего представителя, должно поступить официальное предложение. Если, как пишет Айрапетов, такой разговор состоялся не один раз, то это говорит о высокой заинтересованности Германии.
В своем ограниченном виде, а именно на Тихом Океане, и заключенный до 1902 года, этот союз предотвратил бы союз Англии с Японией, так как не в традициях этой страны жертвовать своими интересами ради других стран, и дать вовлечь себя в войну в Европе, в которую по договору должна вступить Франция, то есть с 3-мя европейскими державами, чего Англия всегда избегала. В случае же русско-германо-французского союза против Англии, был бы заключен и англо-японский, но Англия и в этом случае не позволила бы Японии втянуть себя в войну, при невыгодном соотношении сторон.
При заключении союза с Германией, вероятно уменьшение английской помощи Японии. В случае войны к русскому флоту присоединится немецкая эскадра, к которой могла подойти помощь из метрополии, так как для Германии эта война — возможность увеличить свои колонии на Тихом Океане за счет японского Тайваня. Не поддержать союзника, кроме потери международного престижа, значает, что Германия останется на Океане в одиночку против Японии, на необорудованном для себя театре, и как следствие, потеряет свои владения на Океане. Очень вероятно, что как и в 1896 году, союзников поддержит и Франция, которой не нужно усиление Японии. Поэтому, вероятно, что в этом случае Россия могла бы обойтись и своим реальным флотом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Статья основана на списке литературы из предыдущей статьи, в котором отмечены источники, где идет речь о Порт-Артуре.
К сожалению, уважаемые оппоненты не придерживаются правила ведения дискуссий: ссылаться не на личное мнение, а на компетентных 3-х лиц: свидетелей событий, либо историков, коими сами не являются.
Напротив, такие мнения игнорируются, если не совпадают с личными. Потому я не буду вести споры с Игорем и Андреем. Игорю сперва надо убедить адмирала Дубасова и Михаила Александровича Петрова, смотри «Подготовка театра» в главе его книги: http://www.navy.su/navybook/petrov_ma/11.htm.
Я не писал бы эту статью, если бы не считал, что с культурой у нас не в порядке, как в 1904 году. И тогда неоткуда взяться грамотной элите. Как коллеги игнорируют иные мнения, ради личной победы (читай выгоды), так же делает и она, а результаты плохи, как в 1904 г.
В 1897г. устроить базу в Каргодо предлагал адмирал Дубасов, названный ранее оппонентом Игорем Харламовым кровавым царским сатрапом. Мало красивый прием, и это не говорит о военных качествах, о которых не может судить не военный.
О Каргодо говорится в записке Вел. кн. Волконского, «О необходимости усиления наших сил на Дальнем Востоке.» Ссылка в прошлой статье.
О других таких лицах говорится в книге Галенина «Цусима, как знамение конца русской истории». Иногда ими называлось Мозампо, иногда Каргодо, но база объединила бы оба пункта, и вопрос был, где будет ее центр. Не думаю, что эти заслуженные люди были безграмотны, в отличие от громко ведущего спор коллеги.
Я пишу на основе списка литературы. Игорь от себя лично. Но он не эксперт в данной области. Такие им игнорируются.
Критика его основана на личном мнении и интересе, а не фактах. Конкретика, подобно дальности 280-мм гаубиц, отсутствует. В его статье — отзыве год назад была цепь страшных японских ответных действий:
1) Занять порт в Китае: Этим нарушается Симоносекский договор (за целостность материкового Китая Япония получила плату). Гаранты этого договора 3 великие державы, все не желавшие усиления Японии, а союз с Англией, если он состоится, то лишь в 1902г.
2) Поднять суда, пролежавшие на его дне с 1895г. и воевать на них. Если спустя такое время это возможно, то ремонт не дешевле и не быстрее постройки новых, гораздо более боеспособных судов. И лишних средств нет.
Что же Япония в реальности не совершила эти неотразимые действия?
3) Внезапно утопить русские суда в Каргодо. Как? — А вот так!!
Здесь явный подгон к желаемому результату, и это вряд ли изменится.
Лишь бы спорить (я польщен его вниманием к моим статьям), оппонент продолжает про глубины, с моей картой, с сайта https://webapp.navionics.com/, не ознакомившись с этим, или другим таким же сайтом, и ясно, что глубины — дело десятое.
Карта глубин Каргодо (сейчас Кодже). Белый цвет — глубина более 20 метров, что видно по цифрам, обозначающим глубины. Бледно-голубой цвет — более 10-ти метров. Чем ближе к берегу, тем гуще синий цвет, и тем мельче. Кроме небольших прибрежных участков, здесь почти везде более 10 метров, при осадке броненосцев чуть более 8-ми.
В карте для Порт-Артура, которую я прошу найти, везде присутствует густой синий цвет, соответствующий глубине 5 метров. Возникает вопрос: могли бы сейчас там стоять броненосцы? Сравните обе карты в одном масштабе.
По строительству судов: на дзене осталась моя старая статья «Альтернативный флот империи, скорость постройки броненосцев и о пользе ремонтных мощностей». Кстати, тогда моя оценка была 4,5, а в одночасье вдруг стала 1,75.
Ее графики размыты, и она устарела. В ней сказано, что перевод измерений проекта нужен в любом случае, но для проекта Ретвизана это не так. Если у Крампа строить, как предлагалось, два броненосца, то суда строятся к 1904г. (если один, вероятнее тоже), кроме последнего, Славы. Это не относится к сложным французским башенным броненосцам, выбранным из личных пристрастий, или выгод.