Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.
В 1891 году русская эскадра посетила Тулон, после чего был подписан русско-французский союзный договор.
Рассматривались два варианта войны- преимущественно сухопутная против Германии при нейтральной Англии или преимущественно морская против Англии при нейтральной или даже союзной Германии.
План войны с Англией был довольно очевиден- при поддержке черноморского флота русские войска захватывают проливы, после чего происходит объединение французского флота и русской средиземноморской эскадры с черноморским флотом. Получившаяся армада имеет очень неплохие шансы на победу над британским средиземноморским флотом. Всё это дополняется действиями французских миноносцев в Канале и союзных крейсеров по всему свету.
По русскому плану средиземноморская эскадра должна комплектоваться из кораблей балтийского флота. Предполагалось, что она будет состоять из броненосных кораблей, крейсеров для разведки и миноносцев.
Надо сказать, что с кораблями для формирования эскадры было туго- из броненосцев всего 2 "тарана" "Александр 2" и "Николай 1" и древний "Пётр Великий", кроме того в постройке "Наварин", "Сисой Великий" и "Гангут". На чёрном море ситуация была лучше- в строю было три однотипных довольно мощных "Синопа" и в постройке ещё 16, то есть нет, гораздо меньше- "12 Апостолов", "3 Святителя" и "Георгий Победоносец".
С броненосными крейсерами ситуация была получше- наряду с устарелыми "Генерал-Адмиралом", "Герцогом Эдинбургским" и "Мининым" были довольно новые "Донской", "Мономах", "Память Азова" и мощный, близкий по классу к броненосцам второго ранга "Адмирал Нахимов". В Петербурге строили "Рюрик". Эти силы дополняли бронепалубные крейсера — не старые, но уже успевшие устареть "Витязь", "Рында" и боле удачный "Адмирал Корнилов". Однако все эти корабли создавались для рейдерства и для службы при эскадре подходили плохо- в основном не хватало скорости.
Кроме того было 24 миноносца на Балтике и 13 на Чёрном море.
В 1892, продолжая выполнять 20 летнюю кораблестроительную программу[O1] , были заложены 3 эскадренных броненосца типа "Петропавловск".[O2] Кроме того, для адекватной обороны Балтики при уходе с неё большинства новых кораблей, начали постройку двух броненосцев береговой обороны типа "Адмирал Ушаков".[O3]
В 1894 за ними последовал "Апраксин", построенный по несколько изменённому проекту. Одновременно заложили улучшенную версию "Рюрика"- "Россию".
1894-1895 Японо-китайская война, после анализа которой (а так же исходя из опыта маневров) были приняты несколько принципиальных решений, которым будут следовать долго.
1) Тактически наиболее удобной полагается бригада из трёх кораблей, поэтому лучше всего строить серии из трёх кораблей.
2) Число боевых (броненосцев) и разведывательных (крейсеров) кораблей в эскадре должно быть равным.
3) Ввиду возможности прохождения отдельными кораблями черноморских проливов [O4] , для лучшей тактической однородности эскадр и снижении стоимости постройки строить на черноморских заводах корабли по тем же проектам, что и на Балтике.
Усилия русских дипломатов в Стамбуле кончились тем, что султан сказал- "Пусть эти гяуры плавают по проливам когда угодно, лишь бы они от нас отстали". Это мудрое решение значительно снизило русскую угрозу Турции, давно разрабатываемые Россией планы войны с Турцией были отложены в долгий ящик- она уже добилась всего, чего хотела. Несмотря на усилия английской дипломатии, черноморские проливы стали открыты для русских военных кораблей на следующие полтора десятилетия. Их закрыла только младотурецкая революция.
Т.о. ввиду слабости Турции посчитали, что для Чёрного моря вполне хватит 4 "Синопов" и "12 Апостолов", все остальные броненосцы черноморской постройки можно включить в состав Действующего флота .
В 1895 году были заложены 3 однотипных броненосца. Черноморский получил имя участника Синопа "Ростислав", балтийские унаследовали имена ушаковского флагмана -"Преображение Господне" и участника Наварина "Александр Невский".[O5] Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущим типом, они получили новую противоминную артиллерию- 16 75мм орудий, огнетрубные котлы заменили на водотрубные Бельвиля, но наиболее существенно изменилась схема бронирования. За счёт введения бронепалубы со скосами удалось снизить толщину главного пояса до 254мм гарвеевской брони, толщина верхнего пояса увеличена до 152мм и такой же толщины броня появилась в носу. В итоге, за счёт увеличения водоизмещения на 500т. удалось поднять скорость до 17 узлов.
В том же году начали постройку трёх крейсеров типа "Паллада". Первоначально предполагалось построить их бронепалубными в 6500 т. для действия на коммуникациях, однако увеличение размеров броненосцев вынудило уменьшить размер крейсеров до 5500 т. В итоге, их перепроектировали как броненосные для службы при эскадре, положив в основу французские "Дюпуи де Лом" и "Шанзи". В результате, наряду с 63мм бронепалубой появился тонкий полный 100мм пояс, а 6 из 8 6дюймовых орудий упрятали в казематы за 3х дюймовую броню. Вооружение дополняли 14 75мм орудий. Проектная скорость должна быть 20 узлов, однако из-за перегрузки она уменьшилась на узел. Одновременно во Франции заказали бронепалубную "Светлану". В 1896 г. Россия, Франция и Германия заставили Японию уменьшить требования к Китаю. Спустя год Россия арендавала у Китая Порт-Артур[O6] . Это вызвало конфронтацию с Японией и необходимость усилить флот на Дальнем Востоке, который ранее был преимущественно крейсерским и нацеленным на войну против Англии. В том же 1897 году в японском флоте появились два первых первоклассных броненосца типа "Фудзи". Это вынудило русское руководство перебросить на Дальний Восток новейшие "Наварин", "Сисой Великий" и "3 Святителя", в дополнении к уже имеющимся крейсерам "Рюрик", "Память Азова", "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Корнилов". Вследствие наличия большого числа японских крейсеров а так же быстрого роста германского флота средиземноморская эскадра была расформирована, броненосцы "императоры" вернули на Балтику, а крейсера "Донской", "Мономах" и новейшая "Россия" в 1898 перешли в Порт-Артур. При этом русские морские силы были устроены довольно странно- отряд броненосцев и отряд крейсеров ("Нахимов", "Корнилов", "Мономах", "Донской") вместе с 3 минными крейсерами типа "Казарский" составляли Действующий флот [O7] . А "Россия", "Рюрик" и "Память Азова" вместе с каннонерскими лодками и миноносцами образовывали Сибирскую флотилию. У каждого из соединений был чётко определённый круг обязанностей- у Сибирской флотилии- действия на коммуникациях, береговая оборона и поддержка сухопутных войск, а у Действующего флота- завоевание господства на море. Что не мешало тасовать крейсера, переводя их из одного соединения в другое. Увеличение военного присутствия России и навязанный ей мир не мог не обеспокоить Японию. Используя полученную от Китая репарации и англо-американские кредиты страна начала создавать современный сильный сбалансированный флот. Была принята программа, согласно которой в 1896-1905 было построено 4 ЭБР, 6 броненосных крейсеров, 3 бронепалубных крейсера 2го ранга, 3 3го ранга, 23 истребителя и 63 миноносца. При этом в Японии строили только 3 крейсера 3го ранга, 7 истребителей и несколько десятков миноносцев. Причём вся заграничная часть программы была выполнена к 1902 г. Естественно это не могло не обеспокоить российское руководство, для ускорения 20 летней программы часть заказов предали на заграничные верфи. Предполагалось сосредоточить против каждого броненосца или броненосного крейсера Японии российский броненосец. Всего к 1903 году Действующий флот должен иметь 12 ЭБР (причём "Наварин" и "Сисой Великий" исключены из этого числа как неподходящие по скорости), 12 крейсеров 1го и 2го рангов со скоростью не ниже 20 узлов, 36 контр-миноносцев и 12 миноносцев. Для обеспечения базирования этого флота в Порт-Артуре началось строительство большого, а во Владивостоке среднего доков, так что в каждой базе оказалось по одному большому и одному среднему доку.
В 1898 гожу заложили дальнейшее развитие "Ростислава" — "Победа" и "Пантелеймон" в Питере и "Потёмкин" в Николаеве. Переход на крупповскую броню позволил уменьшить толщину главного пояса до 229 мм и продлить его 152мм плитами до кормового штевня. А увеличение водоизмещения на 1500 тонн позволило перенести батарейные орудия на палубу выше и увеличить их число до 6. Таким образом корабль имел 4-305, 14-152 и 20-75мм орудий, не считая 47 и 37 мм скорострелок на настройках и боевом марсе.
Для противодействия быстроходным броненосным крейсерами в Америке и Франции заказали 2 броненосца- "Ретвизан" и "Цесаревич". Поскольку от них требовалось поддержание длительной скорости полного хода, то было предусмотрено запасное котельное отделение. Уже в ходе постройки незначительно изменили паровые машины, что позволило при работе всех котельных отделений развить скорость 20 узлов. При одинаковом вооружении 4-305, 12-152, 20-75 и 20-47 они отличались размещением среднего калибра- у "Ретвизана" все 6дюймовки были в казематах, а у "Цесаревича" в башнях-спарках. Отличались они и бронированием- при равной толщине главного пояса 229мм у "Цесаревича" было две броневые палубы, а скосы нижней переходили в бронированные противоторпедные переборки. В пользу французского изделия играло ещё то, что "американец" смог развить только 19,5 узлов.
Для противодействия японским быстроходным крейсерам 2го ранга в Америке и Германии были заказаны "Варяг", "Аскольд" и "Богатырь". Хотя бортовой пояс отсутствовал, но орудия были защищены щитами, а на "Богатыре" две трети орудий были в двухорудийных башнях, оставшиеся 4 в казематах. Такое расположение обеспечивало очень мощный носовой и кормовой огонь, хотя 8 75 мм было явно недостаточно. Кроме того, в Германии и Дании были заказаны крейсера 2го ранга "Новик" и "Боярин". В 1899 были заложены 3 последние броненосца 20 летней программы "Бородино", "Император Александр 3" и "Орёл"[O8] . Проект был разработан на основе "Цесаревича". За счёт снижения скорости до 18 узлов удалось уменьшить водоизмещение на 1500 тонн, однако для защиты батареи 75мм орудий пришлось сократить толщину главного пояса до 194 мм. Предполагалось, что этих кораблей вместе с вернувшимися с Дальнего Востока "Наварином" и "Сисоем" и броненосцами береговой обороны хватит для обороны балтийского побережья от германского флота . [O9] Это изменение российских программ не особо сильно отразилось на мировом кораблестроении, разве что Англия вместо 6 "Дунканов" построила эти 6 броненосцев по типу "Формидебла". Собравшееся в 1900 году особое совещание с удовольствие констатировало, что 20 летняя программа должна быть к 1904 г. полностью выполнена (а в отношении крейсеров и здорово перевыполнена). Однако было отмечено, что быстроходных крейсеров явно недостаточно даже для действующего флота. Кроме того, этом году Германия заложила 5 броненосцев типа "Виттельсбах", и собиралась заложить ещё 10 броненосцев в следующие 3 года. Была утверждена 10 летняя программа кораблестроения на период 1901-1910. Согласно ей нужно построить недостающие крейсера для первой эскадры Действующего флота (тихоокеанской) и сформировать вторую эскадру Действующего флота (балтийскую), тоже из 12 броненосцев, 12 крейсеров и 36 истребителей. Кроме того на Чёрном море нужно иметь бригаду броненосцев (3 ед.), 2 крейсера и 12 истребителей. Т.о. нужно было построить 12 броненосцев, 17 крейсеров (8 первого ранга и 9 второго)
Поскольку необходимость в крейсерах была очевидна, то их заложили в первую очередь. Несмотря на многочисленные усовершенствования, от двухорудийных башен не удалось добиться той же скорости стрельбы, что и у палубных или казематных орудий. Поэтому крейсера типа "Олег", хотя и являлись развитием "Богатыря", получили другое вооружение. За счёт некоторого снижения скорости до 22 узлов и роста водоизмещения до 7000 тонн удалось совместить 63мм палубу с 76 мм поясом на протяжении МКО и 2-203мм орудиями в башнях, 8-152мм орудиями в казематах. По сравнению с "Богатырём" была значительно усилена противоминная артиллерия до 14 75 мм орудий. Головной "Олег" строился на Балтике, "Кагул" и "Очаков" на Чёрном море. В Питере начали постройку "Изумруда", "Жемчуга" и "Алмаза". В основу был положен "Новик", но за счёт снижения скорости на узел удалось установить дополнительно 2 120мм орудий.
Выявившаяся перегрузка заставила увеличить водоизмещение следующей серии броненосцев до 14500 тонн. Однако это увеличение было во многом съедено заменой 12-152мм на 8-203мм в одиночных башнях и увеличением толщины главного пояса до 203 мм. Головной "Генералиссимус князь Суворов-Рымникский" был заложен в 1901, за ним в 1902 последовали "Слава" и черноморский "Евстафий".
В 1899 на Дальний Восток перешили "Петропавловск", "Севастополь" и "Полтава"
В 1900 на ДВ перешёл "Александр Невский" и "Паллада", а на Балтику "Память Азова"
В 1901 на ДВ перешли "Ростислав", "Преображение Господне", "Диана" и "Варяг", а обратно "Нахимов" и "Корнилов".
В 1902 на ДВ перешли "Победа", "Пантелеймон", "Ретвизан", "Аскольд", "Аврора", "Новик" и "Боярин", а обратно "Наварин", "Донской" и "Мономах".[O15]
В 1903 на ДВ перешли "Цесаревич", "Потёмкин" и "Богатырь", обратно "Сисой" и "Варяг"
В 1904 на ДВ перешли "Бородино", "Александр 3", "Кагул", "Очаков", "Жемчуг" и "Алмаз".
В 1905 на ДВ перешли "Орёл", "Суворов", "Олег" и "Изумруд".
Что касается истребителей, то к дополнении к перешедшим на ДВ в нашей реальности добавились "Сокол" и "Громящий", так что корабли заграничной постройки (включая "Сокол" и "Лт. Бураков") составили первый отряд, 350 тонники ("Б" и "Г")- второй отряд, а "соколы"- третий.
Сразу после перехода в Чёрное море "Наварин" был поставлен на модернизацию. Он получил новые 40ка калиберные 305 мм орудия и 10 новых 45 калиберных 152мм орудия. Для компенсации возросшего веса тяжёлая грот-мачта с боевым марсом была заменена на однодревковую и старые огнетрубные котлы заменили водотрубными Бельвиля. Заодно и скорость увеличилась до 16 узлов.
Из-за крайне некачественной сборки машин пришлось отправить на Балтику "Варяг", там ему заменили машины и котлы, скорость полного хода снизилась до 21 узла, заодно и заменили носовую и кормовую пары орудий на 8ми дюймовки. И "Наварин" и "Варяг" оказались снова в строю лишь в 1906 г. На "Сисое" провели только плановый ремонт ходовой и уже в 1904 он был в строю Балтийского флота. Несколько ранее силами владивостокского порта на "Рюрике" произвели замену старых 8 дюймовок на новые скорострельные версии.
В 1903 г. заложили очередную тройку броненосцев- "Андрей Первозванный" и "Император Павел" на Балтике и на год позже "Иоанн Златоуст" на Чёрном море. В общем-то это был сильно увеличенный проект "Победы", с заменой средней артиллерии на 203мм и перенесением 75мм на надстройки и каземат. Итоговое водоизмещение возросло до 16800 тонн, вооружение 4-305, 14-203 и 18-75. В 1903 в связи с досрочным выполнением предыдущей программы японский парламент принял новую кораблестроительную программу. По ней следовало построить 3 броненосца, 3 броненосных крейсера и 2 бронепалубных крейсера 2го ранга. Согласно ей в Англии заказали броненосцы "Кашима" и "Катори", купленные в Италии два броненосных крейсера типа "Гарибальди" прошли по статье бронепалубных крейсеров [O16] и в Англии купили два бывших аргентинских броненосца[O17] . Их главный калибр 254мм позволил провести их по статье броненосных крейсеров программы. Надо сказать, что эти "противокрейсерские" броненосцы не очень удачно смотрелись в японском флоте- против русских броненосцев их калибр ГК и бронирование было слабо, а догнать они могли только старый "Рюрик". Гораздо более удачно они бы смотрелись в русском флоте, который сделал ставку на быстроходные броненосцы для противостояния броненосным крейсерам. Эти японские закупки оказали влияние и на английские программы. В 1904 г. было заложено 3 броненосца типа "Агамемнон
В 1905 в Японии были заложены последние корабли этой программы- броненосный крейсер "Цукуба" и линкор "Сатсума". Причём линкор был получил вооружение их 4х двухорудийных и 4х одноорудийных башен с 12дюймовыми орудиями. Таким образом он оказался первым заложенным линкором с "all big gun". Впрочем, позже заложенный английский "Дредноут" построили гораздо раньше. В конце 1905 г. царь совершил инспекционную поездку в Манчжурию. Ознакомившись с местными условиями и воочию убедившись, чем оборачивается гонка вооружений с Японий дипломаты получили категорический приказ добиться разграничений сфер влияния и снизить напряжённость в отношениях. В ходе второго посещения Японии [O19] удалось добиться японского признания Манчжурии и Квантуна как российской сферы влияния. В свою очередь японская сторона получила высочайшие гарантии, что на Корею и прочие части Китая Россия не претендует. Личная встреча императоров на "Суворове" закончилась подписанием оборонительного и наступательного союза между двумя странами. Впрочем, согласно этому договору при отсутвии угрозы российским дальневосточным владениям Япония может остаться нейтральной. Ещё одним плодом этого договора стала прекрасная картина Верещагина "Броненосец "Князь Суворов"" с их императорскими величествами на переднем фоне и кораблями обоих флотов на заднем.[O20] На обратном пути через Манчжурию было принято ещё одно принципиальное решение- китайцам запрещалось переселяться в Манчжурию, а уже имевшихся попытались выселить. Этой мерой российское правительство попыталось защитить манчжуров и монголов.[O21] Этот договор вызвал панику в Америке и Англии. Американский флот в тот момент был не способен противостоять ВМС обоих империй. Даже могущественный Royal Fleet не был готов противостоять флотам России, Франции, Японии, а возможно и Германии с Австро-Венгрией.[O22] В 1906, доказывая Японии свои добрые намерения, Россия перебросила Действующий флот в Средиземное море. Это успокоило Вашингтон, но вызвало очередной кризис в Адмиралтействе. На тот момент в Европе у Англии было 50 броненосцев[O23] , у России 16 на Средиземном море, 7 на Чёрном море и 5 на Балтике, у Франции- 13, у Германии 20, Италии 7 и Австрии 4. К этому времени французы сделали свой выбор. Вместо того, что бы в союзе с Германией и Россией мстить англичанам на Ватерлоо они решили в союзе с Англией отомстить за Седан. В Антанту попытались втянуть и Россию, но ссориться Германией было не за чем и царь от союза с Англией уклонился. В итоге Действующий флот оказался в Средиземном море не у дел. Последней его операцией была демонстрация у Дарданелл, которая позволила перевести в Чёрное море "Севастополь" и "Сисой Великий", где они вместе с "Наварином" сформировали достаточно однородную бригаду. В обратную сторону прошёл "Евстафий" и турки обещали выпустить "Иоанна Златоуста"- им лишний броненосец в Чёрном море совсем не нужен. Действующий флот перевели на Балтику, но все прекрасно понимали, что в случае войны между Англией и Германией балтийские проливы окажутся закрыты независимо от участия или нейтралитета России. Поэтому началось создание новой базы Мурманск на Кольском полуострове. Рядом с ним строился коммерческий порт Романов-на-Мурмане. Через весь полуостров от Петрозаводска к ним потянули железную дорогу. Базируясь на Мурманск, Действующий флот должен выполнять функции "Свободной морской силы", способной в случае нужды совершить переход к любому театру боевых действий.
Заказ Турцией в 1901 году двух крейсеров в Англии и Америке первоначально хотели скомпенсировать "Кагулом" и "Очаковым". Однако рост напряжённости на Дальнем Востоке заставил перебросить их в Порт-Артур и догонять турецкие крейсера стало некому. Поскольку оба крейсера по скорости не превосходили турок, то их решили не возвращать на Чёрное море, а для нейтрализации "Абдул-Гамида" и "Меджидие" в Николаеве в 1905 г. заложили 2 первых турбинных крейсера русского флота- "Пересвет" и "Ослябя". За основу взяли "Варяг", но за счёт уменьшения вооружения до 8-152 и 8-75 и турбин удалось добиться скорости 25 узлов и 76мм пояса. Новые, ещё очень неэкономичные турбины (Парсона на "Пересвете" и Кертиса на "Ослябе") привели к тому, что у крейсеров очень маая дальность плавания, фактически эти крейсера годились только для маленького Чёрного моря. Появление английского линкора "Дредноут" не могло не отразиться на российских военных программах. В начале, в целях экономии, решили ограничиться водоизмещением 17000 тонн и 4 двухорудийными башнями. Ещё одним жёстким требованием было отсутствие возвышенных башен. В результате международного конкурса получили большой спектр проектов. Корабли отличались скоростью, бронированием, размещением башен, противоминной артиллерией, типом машинной установки (турбины или паровые машины).
Наиболее интересны проекты Балтийского завода с линейным размещением башен, 120мм противоминными орудиями и 23 узловой скоростью. По идеологии этот тип был близок к быстроходным броненосцам "Ретвизан" и "Цесаревич". Подобно им эти линкоры предназначены для противостояния современных им броненосных крейсерам.
Другой интересный проект был предложен Николаевским заводом. Столь же непривычное почти полное отсутствие надстроек совмещалось с довольно удачным размещением башен- до 6 орудий в носовом и кормовом залпе и 8 в бортовом. Очень мощное бронирование- на уровне ещё строящихся английских "Агамемнонов". Турбины обеспечили 21 узловую скорость.
Читать дальше