Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.(продолжение)

-1

В итоге приняли не столь экстравогантно выгледящий "улучшенный" черноморский проект. Броню пояса сократили на дюйм, снизили на узел скорость, добавили надстройки, заменили 16 120мм на 26 76мм. Турбины для этих кораблей заказали в Америке. Как обычно построили три корабля- головной "Иоанн Грозный[O24] ", "Гангут" и "Святой Равноапостольный князь Владимир".
Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.(продолжение)


 

 

Одновременно заложили 4 крейсера- дальнейших развитий "Боярина". Опыт действия крейсеров на Тихом океане показал, что "Боярин" с полубаком и полуютом оказался гораздо мореходнее "Новика" и его "клонов". Подобно "Изумрудам" корабли получили 8-120. Только "Яхонт" получил турбины и смог развить 25 узлов. Остальные "Рында", "Витязь" и "Опричник" из-за паровых машин смогли развить только 23 узла.

Из-за реконструкции черноморских заводов эта и следующая серия линкоров строились на Балтике.

В течении 1906-08 гг. из состава обоих флотов были выведены броненосцы с 30 калиберными 12 дюймовками, а в 1910 с 35 калиберными. В эти же сроки списали старые броненосные крейсера, до "Памяти Азова" включительно.

Наиболее слабым элементом не особо удачных линкоров типа "Грозный" была откровенно устаревшая артиллерия. Это осознали довольно быстро, начали разработку новых 52 калиберных орудий. В основу нового линкора был заложен проект Балтийского завода. Но предыдущий проект показал вред столь малого для дредноутов водоизмещения, и МТК расщедрилось- новые корабли сразу проектировались в 23000 тонное водоизмещение. Это позволило заменить 40 калиберные орудия на 52 калиберные, двухорудийные башни на трёхорудийные, ввести 120мм противоминную артиллерию, а снижение скорости до нового стандарта 21 узел позволило обеспечить 305мм пояс. В итоге получился очень мощный корабль, единственным недостатком которого был слабый носовой и кормовой огонь.

В 1908 году заложили очередную тройку линкоров, унаследовавших названия от черномоских броненосцев "Георгий Победоносец", "12 Апостолов" и ещё одного ушаковского флагмана "Рождество Христово".[O26] Одновременно начали постройку 3 крейсеров "Боян"[O27] , "Разбойник" и "Забияка"- фактически повторение "Яхонта", на которых отказались от 47мм. Ещё одно отличие- на этих кораблях появились вентиляторы.
Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.(продолжение)
И наконец, в следующем году заложили два последних крейсера 10 летней программы "Минин" и "Пожарский". В основу был положен значительно переработанный проект "Пересвета". Значительно улучшенные турбины- впервые отечественного производства, дали возможность создать турбинный океанский крейсер. Сочетание крейсерских и форсажных турбин увеличило водоизмещение до 6500 тонн, но и придало 27 узловую скорость.

В 1908-1909 гг. в Турции происходит младотурецкая революция. Это немедленно отразилось на отношении к России, проливы были закрыты для русских военных кораблей. Не успели ещё русские как-то отреагировать на это изменение политики, Турция начала резкое усиление флота. Для противостояния новейшему греческому крейсеру "Георгиос Аверов" турки купили в Германии "Блюхер". Новый турецкий крейсер "Явуз Султан Селим" вызвал нешуточное беспокойство у русских черноморских адмиралов. Хотя каждый из трёх русских черноморских броненосцев сильнее экс-Блюхера, но разница в скорости в 10 узлов не даёт шансов догнать турка. Даже два "Пересвета" по скорости не превосходят турецкого крейсера, а по силе бывший германец сильнее их вместе взятых. Между прочим, это покупка отразилась и на немецком флоте- теперь абсолютно законно для замены "Блюхера" немцы заложили второй корабль типа "Зейдлиц"- "Фюрст Бисмарк".

В 1908 черноморские броненосцы на учениях произвели обстрел "Синопа", при чём в его корпус вставили фрагменты бронирования "Грозных" и "Георгиев". После тщательного изучения результатов было принято несколько принципиальных решений.

Во-первых решили отказаться от концепции лёгких снарядов, и по русской традиции кинулись из одной крайности в другую от 330 кг 12 дюймовых снарядов перешли сразу к 470 кг- самым тяжёлым в мире. Решение оказалось на редкость удачным. Наряду с переделкой строящихся линкоров, постепенно под новые длинные снаряды переделали башни и старых броненосцев.

Во-вторых, учитывая прогресс в мировом кораблестроении, даже новую 52 калиберную пушку с тяжёлым снарядом (на тот момент мощнейшую систему в мире) посчитали недостаточной, принято решение разработать 14 дюймовую пушку.

В-третьих, решили внести большие изменения в концепцию бронирования- плиты брони теперь располагались не параллельно ватерлинии, а перпендикулярно ей, ввиду опасности осколков брони за поясом ввели броневую продольную переборку, сформулировав таким образом концепцию русской "коробчатой" схемы бронирования.

В 1910 начали обсуждение очередной 10 летней программы. Однако, по инициативе адмирала Макарова и Великого князя Александра Михайловича, решили скопировать германскую схему морской программы. Согласно утверждённому царём плану, русский Действующий флот должен содержать 3 эскадры- из них одну в резерве.

Каждая эскадра состоит из трёх бригад линкоров (по три корабля), одной линейных крейсеров, трёх бригад крейсеров, 6 дивизионов эсминцев и 2 подлодок (по 6 кораблей). Т. о. всего 9 ЛК, 3 ЛКр, 9 Кр, 36 ЭМ и 12 ПЛ. Для эскадры находящейся в резерве возможно уменьшение числа лёгких кораблей (Кр, ЭМ и ПЛ). Для Чёрного моря определялся состав "превосходящий таковой турецкого флота в каждом классе кораблей". Кроме Действующего флота, были определены размеры Балтийского- 3 дивизиона ЭМ и 2 ПЛ и Сибирской флотилии- 2 больших крейсера, 2 дивизиона ЭМ и один ПЛ. Естественно, реальные силы Балтийского флота были гораздо больше- на Балтике находилась резервная эскадра, а две другие эскадры были в это время поделены между Гельсингфорсом и Мурманом. В случае овладения черноморскими проливами и устранения угрозы на Чёрном море, его корабли включались в состав Действующего флота. Срок службы линейных кораблей 25 лет (в строю и резерве), с момента ввода в строй, больших крейсеров 23, малых крейсеров 20, эсминцев и подлодок 15, после чего их следовало заменять современными кораблями соответствующего класса.[O28] Самые старые корабли составляли Резервную эскадру, они находились в портах, более новые во 2й эскадре и самые новые в первой. Согласно этому плану в 1919 Действующий флот должен состоять из следующих кораблей

Резервная эскадра- 2 "Петропавловска", "3 Святителя", 3 "Ростислава", 3 "Победы", "Цесаревич", "Ретвизан",[O29] "Варяг", "Богатырь", "Аскольд", "Новик", "Боярин". (3 "Паллады" и "Светлана" к этому сроку должны быть заменены)

2я эскадра 3 "Бородино", 3 "Суворова", 3 "Андрея" и 3 "Грозных" в качестве "линейных крейсеров", 3 "Олега", 3 "Изумруда" и 3 "Рынды" — короче 9 не турбинных, но достаточно быстроходных крейсера .

1 я эскадра 3 "Георгия Победоносца", "Яхонт", 3 "Бояна" и 2 "Минина". Прочие корабли- 6 ЛК, 3 ЛКр и 3 Кр следовало построить.

Согласно планам, на Балтике в 12 году закладывались 3 ЛК и 3 Кр и 1 большой Кр (замена "Рюрика").

В 14 4 ЛКр (один из-за нехватки "линейных крейсеров" в Резевной эскадре), 1 Кр (замена "Светланы")

В 16 4 ЛК (один в качестве замены "3 святителей") и 3 Кр (замена "Паллад").

В 18 3 ЛК (замена "Петропавловска", "Полтавы" и "Ростислава"), 1 большой Кр (Замена "России") и 1 Кр (замена "Варяга").

При составлении этой программы считалось, что линкор строят 4 года, а крейсер 3.

Легко посчитать, что в среднем Россия закладывает 1,5 линкора и 1,5 крейсера в год (максимум 2), наряду с 7 эсминцами и 2 подлодками. Поскольку Германия и Англия в этот момент закладывали по 3-4 линкора в год, то очевидно, что скоро Россия должен будет уступить своё второе место Германии. Поэтому, для компенсации отставания в числе решено брать качеством- русские корабли должны быть сильнее английских и германских современников.

Распределение кораблей в 1910 г.

Северный флот (Первая эскадра Действующего флота) 3 "Грозных", 3 "Андрея", "3 Суворова", 3 "Бородина", 4 "Яхонта", 3 "Олега", "Варяг", "Аскольд".

Балтийский флот (Вторая эскадра) "Цесаревич", "Ретвизан", 3 "Победы", 3 "Ростислава", 2 "Петропавловска", "3 Святителя", 3 "Изумруда", "Новик", "Боярин", "Светлана", 3 "Паллады".

В резерве 3 ББО типа "Ушаков".

Черноморский флот "Севастополь", "Сисой Великий", "Наварин", 2 "Осляби".

Сибирская флотилия "Россия", "Рюрик"

Средиземное море- "Богатырь".

В 1910 на Балтике новых кораблей не закладывали- достраивали уже построенные и производили реконструкцию заводов.
Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.(продолжение)
На Чёрном море для противостояния "экс-Блюхеру" заложили линейный крейсер "Синоп". За счёт отказа от одной из башен, перехода на новую схему бронирования (254 мм пояс и 51 мм переборка) и увеличения водоизмещения на 1000 тонн удалось достичь скорости 25 узлов. Выполняя пожелание царя, "Синоп" превосходил "Блюхер" по всем характеристикам, единственное исключение- калибр противоминной батареи — 120 против 150, но зато число орудий у русского вдвое больше — 20 против 10. Такой, откровенно избыточный корабль строился ещё и с тем прицелом, что если удастся вновь добиться соглашения о проходе через проливы, то "Синоп" вполне способен удачно противостоять любому представителю первого поколения дредноутов.

В том же 10 году англичане закладывают первые линкоры с 343мм артиллерией, что ещё раз подтверждает необходимость разрабатываемой 356мм пушки. В следующем году, Турция заказывает в Англии линкор с 10 343 мм орудиями, а спустя полгода ещё один однотипный корабль.

В том же 11 году Марокканский кризис ставит Европу вплотную к войне. И выдающийся успех русской разведки- удалось добыть шлиффеновский план, согласно которому германская армия обойдёт французскую линию крепостей через территорию Бельгии. Становится понятно, что в случае франко-германской войны Франция будет разгромлена в считанные недели, и небольшая английская армия ей не поможет. После чего Россия останется одна против германо-австрийского блока, что никого не устраивает. Изначально Россия хотела играть роль "третьего радующегося", и вступить в войну против Германии, когда последняя достаточно ослабит Францию и Англию. Однако в свете новой информации встревать в войну придётся с самого начала. Возобновляется казалось бы тихо умерший союз с Францией[O30] . Начинаются переговоры с Англией по разграничению сфер влияния в Тибете, Персии и Афганистане.

Это резкое изменение политического вектора отражается и на флоте- уже в 1912 в Мурманске остаются только "Варяг" и "Аскольд"- крейсера, менее всего подходящие для эскадренной службы.
Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.(продолжение)
В 1912 закладывают очередную бригаду дредноутов "Император Пётр 1", "Император Николай 1", "Император Александр 2". Однотипные "Императрица Мария" и "Императрица Екатерина 2" начинают строить и в Николаеве- для противостояния турецким супердредноутам. В основу был положен проект "Георгия Победоносца", однако линкор сильно вырос для компенсации новых 356 и 130мм орудий и новой
схемы бронирования (280+50). В итоге водоизмещение превысило 27 тыс. т.
Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.(продолжение)

В отличие от линкоров, проект крейсера был разработан практически с нуля, с помощью фирмы "Ярроу". Впервые появился полный 50 мм пояс и 10 130 мм орудий. 5000 тонный крейсер способен развивать 27 узловую скорость. Ещё одной новинкой была способность крейсера нести 80 мин, однако при полной загрузке кормовое орудие использовать было нельзя. Одгновременно с головным "Шереметьевым" заложили "Румянцева" и "Кутузова".
Россия в мире без Русско-Японской войны. Флотоводческая альтернатива.(продолжение)
Но если предыдущие крейсера не особо выделялись среди своих современников, то проект большого крейсера стал поистине революционным. В очередной раз, после "Генерал-Адмирала", "Рюрика" и "Новика", русский крейсер становится примером для подражания. Безусловно, "Громобой" оказался столь же революционным кораблём, как и английский "Дредноут". Впервые крейсер развил 30 узлов, впервые крейсер имел 3х орудийные башни, впервые все крейсерские орудия находились в диаметральной плоскости. В водоизмещение 10000 тонн русский инженер Гаврилов вместил 12 152мм орудий, 100 мм пояс и турбины с редуктором, обеспечившие 30 узловый ход и океанскую дальность плаванья. Подобно малым крейсерам, "Громобой" способен принимать мины- целых 200 штук.

В 1912 г., не дожидаясь окончания испытаний 381мм пушки, Англия заложила линкор "Куин Элизабет". В Германии тоже разрабатывалась подобная пушка. Немедленно, что бы не уступать вероятному противнику, был отдан приказ о начале разработки 16 дюймового орудия. Им предполагалось вооружить линкоры 16 года.

В самом начале 1914 г, в связи с улучшившимся финансовым положением, число кораблей было увеличено. Добавились флагманский линкор флота, а состав каждой эскадры усилился на один большой крейсер (флагман крейсерских сил) и один малый- флагман миноносных сил. Однако, для экономии средств, было приказано, что теперь Действующий флот должен обеспечивать не только корабли для Средиземного и Северного морей, но и крейсера для Дальнего Востока. Таким образом, формально "Россия" и "Рюрик" вошли в состав Действующего флота.

Поскольку война казалась неотвратимой, то все дополнительные корабли заложили в том же году. Исключением был только флагманский линкор- его предполагалось вооружить 16 дюймовыми орудиями, а проект корабля с такими пушками был явно не готов. Для ускорения постройки и удешевления крейсеров "Память Азова" строился по типу "Громобоя", а "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Корнилов" по типу "Шереметьева". Лишь несколько усилили зенитное вооружение и на малых крейсерах введи турбины с редукторами. Венчали программу 14 года 4 линейных крейсера "Измаил", "Рымник", "Кинбурн" и "Чесма".[O31]

Пожалуй, самое время коснуться развития минных сил российского флота. До 1905 всё так же- построены 27 "Соколов", 22 "350 тонников"- "Б", "Г", "З" и "Ж",[O32] 5 "Властных"-"Форелей", 4 "Бдительных"- "Кита", "Боевой"-"Сом" и захваченный у Китая "Лейтенант Бураков". Всего 60 кораблей, больше было только у Англии.

Ещё с 1902 года все русские эсминцы носят названия- прилагательные. В общем, на общемировом фоне русские корабли смотрелись слабо- невысокая скорость, недостаточное вооружение, явно слабые торпеды, недостаточная дальность плавания. После заключения союза с Японией и ознакомления с эсминцами союзного флота, было принято решение о усилении вооружения кораблей- все 47мм были заменены на второе 75мм орудие, палубные торпедные аппараты заменены новыми 18 дюймового калибра, а носовые аппараты демонтировали. Эти меры значительно повысили боеспособность минного флота империи.

Поскольку лучше всего показали себя корабли германской постройки, то по их образцу заложили в Петербурге ещё 8 кораблей. Все корабли получили названия на "Г", начиная с головного "Гневного".[O33]

После ухода Действующего флота на Балтику на Дальнем Востоке остался первый отряд истребителей- как самый мореходный. Согласно 10 летней программе, в составе двух боевых эскадр Действующего флота следовало иметь 72 эсминца, а их было только 43- вместе со строящимися. Остальные были на Дальнем Востоке и Чёрном море. Следовало поднапрячься и достроить оставшиеся 29 кораблей в 4 года.

[O1] Напомню, что согласно этой программе за 1882-1902 предполагалось построить для БФ 16 броненосцев, 4 крейсера 1го ранга и 9 второго, а для ЧФ 8 броненосцев и 2 крейсера второго ранга, не считая более мелких кораблей.

[O2] Все корабли по умолчанию имею те же названия и ТТХ, что и в реальной истории.
[O3] Постройка миноносцев и каннонерских лодок продолжалась так же, как и в нашей реальности, если это не оговорено особо.

[O4] Например при нахождении на них членов императорской семьи
[O5] Такие "фрегатские" имена как "Пересвет", "Ослябя" или "Громобой" я не стал присваивать броненосцам.
[O6] В общем-то действие не самое разумное, но сторонники незамерзающего порта никуда не девались. Что касается альтернативных баз, то корейские порты не подходят из-за того, что их занятие вызовет немедленную войну с Японией, что было нежелательно (по крайней мере до постройки Транссиба). Прочие же китайские порты не годятся из-за невозможности связать их железной дорогой с материковой Россией.
[O7] Вообще всегда стремились, что бы число крейсеров в составе Действующего флота равнялось, или было чуть больше числа броненосцев.

[O8] Вместо погибшего "Гангута".

[O9] На этот момент он имел 4 броненосца типа "Бранденбург" и 2 типа "Кайзер" (ещё 3 в постройке), наряду с 8 броненосцами береговой обороны типа "Зигфрид".

[O10] Согласно разработанной в реальности программе 1903-1920 гг. в 1920 предполагалось иметь 47 ЭБР, 20 БрКр, 48 БрПКр, 332 ЭМ и много более мелких кораблей. По другим данным к 1923 42 ЭБР, 24 ББО, 23 больших и 51 малых крейсера, 147 эсминцев и 84 миноносца. Поэтому предложенный здесь вариант достаточно скромен и более реален с точки зрения экономики.

[O11] Собственно до этого момента я не особо отошёл от реальности. Вместо броненосного крейсера построил броненосец. Конечно броненосцы в моём сценарии в среднем несколько больше, однако это скомпенсировано не постройкой "Баяна" и тем, что при преемственности серий цена на каждый корабль ниже.
[O12] Большие

[O13] Старые

[O14] Новые

[O15] Казалось бы в 1900-1902 наиболее оптимальное соотношение сил для Японии, если не учитывать того фактора, что японская армия не закончила перевооружения и не может на равных противостоять российской, а новые японские корабли ещё недостаточно освоены экипажами. Единственные плюсы- ещё незаконченный Транссиб и меньшие укрепления и ремонтные возможности русских баз.

[O16] Они были действительно куплены как бронепалубные крейсера программы 1903 г.
[O17] Получили названия "Суво" и "Сагами".

[O18] Именно столько их и собирались заложить, но от одного отказались из-за покупки "Свифтшура" и "Трайумфа".

[O19] В сопровождении всех крупных кораблей Действующего флота и Сибирской флотилии- 16 ЭБР, 8 броненосных и 2х бронепалубных крейсеров 1го ранга и 5 крейсеров второго ранга. Роль императорской яхты выполнил мощнейший броненосец флота "Суворов". В токийской бухте императорскому штандарту салютовал весь Объединённый флот.

[O20] Картина с таким названием действительно существует, правда у неё другой автор и изображена совсем другая ситуация.

[O21] Царь конечно получился альтернативный, допустим, что он ударился головой во время путешествия по транссибу вперёд.
[O22] Тут мы имеем три варианта будущей войны- 1) В союзе с Японие против США. Риск тут минимален- превосходство более чем полуторократное. В итоге отбираем у США Филиппины, прочие острова в Микронезии, а возможно и Гавайи.

2) В союзе с Германией, Францией, а возможно и Японией громим Англию. Риск велик, но и выигрыш огромен- получаем Индию и устраняем главного конкурента.

3) Антанта- риск относительно небольшой, но в отличие от других вариантов не используется такой козырь, как мощный российский флот (на тот момент 2й в мире) и в дополнении молох сухопутного фронта.
[O23] В реальности из них 8 было на Мальте и ещё 8 в Гибралтаре, здесь на Средиземке будет порядка 30 броненосцев.

[O24] На западе первоначально предполагали, что именно так первоначально назывался дредноут "Император Николай 1".

[O25] Ещё один вариант названия "Николая 1"
[O26] Внешний вид как у "Императриц".

[O27] Древнерусский певец звался именно Боян, в отличие от аварского когана Баяна.

[O28] Это, с небольшими изменениями, воспроизведена Большая судостроительная программа.
[O29] Последние два в качестве "линейных крейсеров" из-за их относительно высокой скорости, одного "линейного крейсера" не хватало- его следовало построить.
[O30] Его никто не отменял, но в предыдущие пять лет в реальности его силы сомневались обе стороны.
[O31] "Измаилы", они и есть "Измаилы", только турбины с редукторами.

[O32] И примкнувший к ним "Видный"- первый в русском флоте эсминец с нефтяным отоплением котлов.

[O33] Отражение 10 ЭМ типа "Бдительный", построенных для России Шихау.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account