Россия представила беспилотник «Чирок» на воздушной подушке
На выставке «Иннопром» представлен первый российский беспилотник. Аппарат полностью разработан специалистами Госкорпорации Ростех.
В России разработан не имеющий аналогов в мире разведывательно-ударный беспилотник «Чирок» на воздушной подушке, который может взлетать с любой поверхности, подниматься на высоту до 6 тысяч метров, а также транспортировать бомбы, ракеты и высокоточные снаряды.
Данный летательный аппарат был представлен «Объединенной приборостроительной корпорацией» (ОПК), входящей в Ростех, на международной выставке технологий «Иннопром», которая проходит в Екатеринбурге с 9 по 12 июля, пишет РИА Новости.
Официальный представитель ОПК рассказал РИА Новости, в чем особенность данного беспилотника, а также для каких целей его можно использовать.
Воздушная подушка
Уникальность беспилотника состоит в конструкции шасси на воздушной подушке, которое позволяет аппарату отрываться от земли при отсутствии взлетной полосы или любой удобной для данных целей площадки.
«Он способен взлетать с мягкого грунта, поверхности воды, с болотистой местности, рыхлого снега. Садиться на эти поверхности, где другие летательные аппараты самолетного типа взлетать и садиться не смогут»,
— сказал собеседник агентства.
Обычно БПЛА массой от 200 кг и более запускаются в воздух с использованием катапульт, или взлетно-посадочных полос. При этом грунт должен выдерживать давление не менее 4 кг на квадратный сантиметр, что существенно ограничивает возможности применения обычных беспилотников. В отличие от традиционных БПЛА "Чирок" способен взлетать практически с любой площадки – с воды, заболоченной местности, мягкого грунта, рыхлого снега и т.д.
По его словам, обычно БПЛА массой от 200 килограммов и более запускаются в воздух с использованием катапульт или взлетно-посадочных полос, что существенно ограничивает возможности применения этих беспилотников.
«Чирок» же способен передвигаться по поверхностям, имеющим значительные неровности (например, кочки высотой до 20 сантиметров и ямы шириной до метра). Аппаратов с подобными характеристиками сегодня нет на мировом рынке беспилотников», — уточнил представитель ОПК.
Высокоточное оружие на борту
Размах крыла у БПЛА «Чирок» составляет 10 метров, максимальная взлетная масса — до 700 килограммов, а предельный вес полезной нагрузки — 300 килограммов.
На борт он может брать оптико-электронную аппаратуру для различных видов мониторинга, а также осуществлять транспортировку высокоточного оружия. Аппарат способен подняться на высоту до 6 тысяч метров, а дальность его полета составляет до 2500 километров.
«Конструкция аппарата позволяет прятать вооружение внутрь корпуса, в отличие предыдущих моделей, в которых вооружение крепилось на подвес. Подобное инновационное решение уменьшает заметность БПЛА, улучшает его аэродинамические свойства»,
— заявил представитель разработчика.
По его словам, в гражданской сфере БПЛА «Чирок» может применяться для наблюдения и оценки различных ситуаций: мониторинга пожарной ситуации в лесах, районах стихийных бедствий, обстановки на дорогах, патрулирования территорий.
«В военных целях «Чирок» предназначен для разведки и использования в качестве ударного беспилотника, способного транспортировать бомбы, ракеты, высокоточные снаряды», — сказал собеседник агентства.
Сделано в России
Аппарат полностью разработан специалистами «Объединенной приборостроительной корпорации» госкорпорации «Ростех». Он сочетает последние достижения инженерной мысли из разных областей: радиоэлектроники, авиастроения и химической промышленности.
«Использованные технологии позволили построить действительно современный самолет: легкий, прочный, обладающий высокими характеристиками, несмотря на внушительные габариты. Мембрана воздушной подушки сделана из суперсовременного материала, который разработан российскими специалистами, технология производства этого материала — наше ноу-хау», — заявил представитель ОПК. Он заверил, что в следующем году на авиационно-космическом салоне «МАКС» будет представлен полноразмерный беспилотник «Чирок».
…Откуда?
Самолет «Чирок»
Разработчик ЗАО «Кулон-2». В проекте самолета реализуется комплекс технических решений, обеспечивающих повышение таких значимых для современного транспортного средства характеристик как экономичность, низкая шумность, высокие уровни безопасности и комфорта. Так, интеграль- ная аэродинамическая компоновка с несущим фюзеляжем и полностью убирающееся ограждение воздушной подушки обеспечивают высокое аэродинамическое качество крейсерского полета. Закрытая большая обогреваемая кабина комфортна при перевозке двух пассажиров в сидячем или лежачем положении. Наличие вспомогательного колесно-лыжного шасси и парашютной системы спасения повышает безопасность полетов в труднодоступных районах, а взлет и посадка с ШВП существенно расширяет метеоминимум для этого самолета по состоянию опорной поверхности и скорости бокового ветра.
В 2008 году, на МАКСе главный конструктор «Чирка» Евгений Григорьевич Сабодаш утверждал, что этап НИР у них закончен. Остались испытания шасси на стенде.
В 2010 году владелец фирмы – Файзуллин Идрис предлагал на продажу бизнес по производству авиатехники, но, видимо, не смог договорится в покупателями.
Весной 2011 года Файзуллин был застрелен в собственном автомобиле. Проводившие розыскные мероприятия органы МВД обвинили в убийстве сотрудников ФСБ, «крышевавших» фирму, что противоречило интересам чекистов, и было нелогично в принципе. В этом деле много нестыковок и противоречий.
Самолеты безаэродромного базирования. Часть 4
Немного ранее
Легкий многоцелевой самолет-амфибия внеаэродромного базирования "Чирок"
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. По состоянию на середину ноября 1999 года, по словам представителя ЛИИ, для реализации проекта предусматривается создание СП с привлечением внешних инвестиций для доработки документации и организации серийного производства самолета на существующих производственных мощностях одного из самолетостроительных заводов РФ. Для выхода на зарубежный рынок ГНЦ рассчитывает на содействие инвестора.
Однако в середине декабря 1999 года руководство фирмы-разработчика самолета "Чирок" (ОКБ "Пегас") опровергло все сведения о создании СП, сообщив, что предложения разработчику о создании совместного предприятия по выпуску самолетов "Чирок" действительно были, но никаких решений принято не было.
Потребность России в самолетах типа "Чирок" весьма велика и исчисляется многими сотнями самолетов. Например, только Госкомсевер РФ ранее определил потребность в самолетах "Чирок" в 400 экземпляров.
Местоположение предприятия по серийному производству самолета "Чирок" не выбрано — авиазаводы сейчас не интересуются новыми машинами такого класса. Возможна организация постройки самолетов на АРЗ. Одно время опытный образец самолета планировалось построить на производственных площадях ЛИИ им. М.М. Громова.
Длина самолета, м | 5,75 |
Высота самолета, м | 2,25 |
Размах крыла, м | 10 |
Число мест (экипаж + пассажиры) | 1+2 |
Двигатели – "Чирок" оснащен двумя двигателями Rotax-582UL мощностью по 64,4 л.с. Расход топлива 10 л/100 км. На предприятии были проведены исследования по установке "и других двигателей". В частности, рассматривался вариант установки ТВД-37 мощностью 60 л.с., разрабатываемого научно-технической производственной компанией "Турбо-М" (г. Калуга). Тем не менее, маршевый двигатель Rotax-582 может быть заменен на двигатель ХМ-500 разработки питерской фирмы "Аэро-мотор". Двигатель прошел 20-часовые стендовые испытания в ЦИАМе и показал мощность 75 л.с., к тому же новый двигатель легче, чем Rotax | |
Масса и нагрузки — Максимальная взлетная масса 700 кг; Нормальная взлетная масса 640 кг; Максимальная коммерческая нагрузка 210 кг; Масса пустого самолета 370 кг | |
Крейсерская скорость, км/ч | 200 |
Дальность полета, при максимальной коммерческой нагрузке / перегоночная, км | 400/2000 |
Длина разбега, м | 70 |
Посадочная скорость, км/ч | 70 |
МОДИФИКАЦИИ. При установке на борту соответствующего специализированного оборудования самолет может эффективно использоваться в сельском хозяйстве, геологоразведке, при решении задач контроля природной среды.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Цельнокомпозиционная конструкция самолета отработана совместно с НПО "Технология" – ведущим российским предприятием в области разработки композитов.
Основное шасси самолета — воздушная подушка с надувным баллонным ограждением и струйно-щелевым уплотнением. Ограждение воздушной подушки выполнено в виде мембраны из двумернорастяжимого эластомерного композиционного материала в форме вытянутого в направлении полета кольца.
Вспомогательное шасси имеет переднюю стойку с колесом (пневматик 300 х 125 мм) и моноласту из КМ с переменной жесткостью, снабженную сменными тормозными башмаками. Выпуск и уборка колеса и моноласта осуществляется вручную.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Легкий многоцелевой самолет-амфибия внеаэродромного базирования "Чирок" с интегрированным комплексом бортового оборудования "Лилия" имеет целью создание и ввод в эксплуатацию транспортного средства нового типа — самолета внеаэродромного базирования, способного эксплуатироваться с естественных водных и грунтовых площадок ограниченных размеров (не более 20х20 м) с любой плотностью опорной поверхности и значительными (до 300 мм высотой) неровностями в виде кочек, канав, пней, топляка и прочее. Такие возможности в совокупности с хорошими летно-техническими характеристиками, на уровне лучших современных сухопутных самолетов, делают "Чирок" весьма перспективным летательным аппаратом.
Трехместный самолет-амфибия "Чирок", способный перевозить более 200 кг коммерческих грузов на дальность до 2000 км при расходе бензина в пределах 10 литров на 100 км пути. Самолет отличает высокая весовая отдача конструкции и топливная эффективность.
Юрий Невзоров, генеральный директор ОАО «МНИРТИ»:
Наш проект рискует остаться только в задумке. Несмотря на то что поиск новых технических решений в создании самолёта с шасси на воздушной подушке предусмотрен в одной из ФЦП, на данный момент работа ведётся в инициативном порядке.
Воздушная подушка реализована с помощью уникальной мембраны, масса которой составляет 16 кг при толщине около 2 мм. С помощью специального центробежного вентилятора эта мембрана раздуватся и приобретает форму тора с давлением внутри до 100 кг на квадратный метр – именно так осуществляются взлёт и посадка. После отрыва от земли в процессе набора высоты вентилятор выключается, а мембрана как бы прилипает к днищу аппарата. Это обеспечивает беспилотнику высокие аэродинамические характеристики и позволяет развивать скорость до 350 км/ч.
Ещё одно выгодное отличие «Чирка» – способность совершать длительные перелёты без посадки и дозаправки. На крейсерской скорости 250 км/ч аппарат может двигаться в течение 10–12 часов. При этом БЛА способен нести на себе до 275 кг полезной нагрузки – различные оптико-электронные средства, а также целевую сбрасываемую нагрузку. Максимальная высота полёта – 6.000 м.
НАЗВАНИЕ: Лёгкий многоцелевой самолёт-амфибия с убирающимся шасси на воздушной подушке внеаэродромного базирования «Чирок».
РАЗРАБОТЧИК: ОКБ «Пегас» совместно с государственным научным центром (ГНЦ). Лётно-исследовательский институт имени Громова.
Технические характеристики:
- Длина разбега – не более 100 м
- Максимальная высота полёта – 6.000 м
- Крейсерская скорость – 250 км/ч (макс – 350 км/ч)
- Длительность полёта – 10–12 часов
- Полезная нагрузка – до 275 кг
Конструкционные особенности:
Основное шасси самолета – воздушная подушка с надувным баллонным ограждением и струйно-щелевым уплотнением. Совместно с учёными и специалистами «НИИ эластомерных материалов и изделий» и «НИИ полимерных химических волокон» впервые в России разработан уникальный двумерно растяжимый композиционный материал, из которого изготавливаются мембраны надувного, убираемого в полёте, ограждения ШВП.
Важной особенностью самолётов с шасси на воздушной подушке является возможность посадки с боковым скольжением – это важно при боковом ветре на взлётно-посадочной полосе. При сильном боковом ветре и плохой видимости – закрывают аэропорты, а для самолётов с шасси на воздушной подушке взлёт и посадка в таких условиях – естественное дело. Эта особенность стала одной из причин того, что безопасность самолёта с шасси на воздушной подушке на порядок превышает безопасность обычного колёсного самолёта.
К такому заключению пришли специалисты ЛИИ им. Громова и ЦАГИ.
По словам Алексея Смирнова, начальника отделения беспилотных летательных аппаратов МНИРТИ, в ближайшее время институт приступит к созданию пилотируемой летающей лаборатории, на которой будут отработаны алгоритмы взлёта и посадки, использования полезной нагрузки и другие. После этого будет создан первый экземпляр беспилотника. Заметный интерес к аппарату уже проявили МЧС и ряд других ведомств.
Самолёт "Чирок":
Амфибия "Чирок" на МАКС-2007
Источники:
- rostec.ru/news/4513919
- rostec.ru/content/files/press-rel/press_release_Rostec-RussianDrone.pdf
- newsbomb.gr/global/russian-news/story/470152/Уникальный-российский-беспилотник-на-Иннопроме-2014
- military-industry.ru/technologies/2541
- warfiles.ru/show-63502-rossiya-predstavila-unikalnyy-bespilotnik-na-vozdushnoy-podushke.html
- navy.su/aviation/airplanes-after1945/chirok/index.htm
- alternathistory.ru/samolety-bezaerodromnogo-bazirovaniya-chast-4
- redstar.ru/index.php/component/k2/item/16996-neprikhotlivyj-chirok
- youtube.com/watch?v=sXdRwzdXUac ▶ Чирок — самолёт-амфибия — YouTube